При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Если вы хотите процветать" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Заветная записочка или «из искры возгорится пламя» Стена Плача. Западная стена Иерусалимского Храма, единственная, чудом уцелевшая в веках наперекор всем бойням и разрушениям. Место, куда стекаются со всех концов земли евреи (и не только евреи) ортодоксальные и просто верующие, религиозные и не совсем религиозные, мужчины, женщины, дети чтобы вознести здесь свои горячие молитвы и сокровенные просьбы прямо к престолу Всевышнего. Как сказано в «Песне Песней», гимне взаимной любви Б-га и народа Израиля, написанном самим мудрейшим царем Шломо (Соломоном): «…Вот он (возлюбленный, аллегория Творца) стоит за стеной…» и поясняет комментатор Раши: за западной стеной Храма, Стеной Плача. Однажды, изливая в слезах свое сердце, почти вплотную прижавшись к Стене, прямо у строгих камней, сохранивших свое величие с древнейших времен, сквозь шепот Псалмов Давида и личных молитв, я услышала недовольный ропот. «Они что, молиться сюда пришли?» возмущалась одна русскоязычная девушка, неумело прикрывшая выданными на входе платками оголенные плечи и джинсовые шорты. Вот уже минут пять она тщетно пыталась пробраться к Стене, чтобы положить свою записочку с пожеланиями в щель между камней. От этого наивного вопроса мое сердце одновременно наполнилось и болью, и радостью. Ведь он лишний раз наглядно показал с одной стороны, насколько мы отдаляемся от первопричин, заменяя их каким-то вторичным смыслом, и вместо того чтобы от души молиться и выполнять однозначные заповеди Творца, мы готовы отправиться за километры и, невзирая на косые взгляды окружающих, положить-таки в щель заветную записочку. Но зато с другой стороны - что в каждом еврее, еще теплится искорка веры, всеми силами пытающаяся добраться до Б-жественного Источника, как бы далеко от Него он не отошел. Надо только не бояться разжечь ее в себе, чтобы вся наша жизнь наполнилась истинным светом! Недельная глава «Балак» Новоизбранный царь Моава, Балак, опасается евреев и призывает к себе на помощь величайшего колдуна и пророка того времени, специалиста по благословениям и проклятиям, бывшего советника фараона и «по совместительству» ярого антисемита – Билама (Валаама), чтобы последний проклял еврейский народ. Ввиду ряда личных причин Билам вначале отнекивается, но затем соглашается. Однако, вместо проклятий у него вырываются благословения. На прощание Билам дает Балаку дельный совет по окончательному решению еврейского вопроса – соблазнить евреев развратом с прекраснейшими представительницами слабого пола народов Мидьяна и Моава. План удается на славу. Среди евреев вспыхивает эпидемия, унесшая жизни 24 000 из них, и только решительное вмешательство внука покойного Аарона, Пинхаса, спасает положение и останавливает разврат, а с ним и эпидемию. У тех, кто поверхностно-бегло ознакомится с текстом текущей недельной главы (особенно в переводе) личность Билама вряд ли вызовет особые симпатии, но и особой неприязни не спровоцирует. Так, малость слабохарактерен (пойти-не пойти?), корыстолюбив (но ведь за это предлагают хорошие деньги!), за деньги готов на разные мелкие подлости (проклясть слабого и беззащитного, например), а так – ничего особенно страшного, слегка туповат (вон, даже его знаменитая ослица оказалась прозорливее его и увидела на дороге препятствия, о которых он и не подозревал), даже достаточно б-гобоязнен (так прямо и заявляет делигации Балака, ничего, дескать, поделать не могу – как Б-г захочет, так и будет). Какого же будет их изумление, узнав, что основываясь на более глубоком и вникнутом прочтении текста и комментариев, еврейская традициция говорит о Биламе как об отъявленном негодяе, не погнушившимся ни одним преступлением на свете, познавшим всю существующую в мире грязь и как о злейшем враге еврейского народа! Что даже все его вынужденные благословения скрывают под собой лютую ненависть к потомкам Авраама, Ицхака и Яакова! Что его дружеский совет Балаку был лишь последним в веренице подобного рода различных предложений и нововведений, преследовавших одну единственную цель - уничтожение евреев - начиная с науськивания фараона топить всех еврейских мальчиков-младенцев в водах Нила! Что при всем этом он был не наивным глупцом, а мудрейшим человеком своего поколения, чей пророческий дар едва ли не превсходил уровень самого Моше-рабейну! Но почему же Тора не пишет все это прямым текстом? Почему о злодейской сущности Билама мы должны учить только из подтекста? Почему бы открыто не поставить Биламу в самом начале повествования яркий ярлык – «подлец», и все сразу станет на свои места? Но в том-то и дело, что явное зло редко является к нам в своем истинном облачении. Оно может рядиться в безобидные, мелкие пакости, разного рода вредные привычки, склонности и отговорки, легкомысленные идеи и шаловливые мысли, а порой и вовсе в одежды добра. Кто соблазнится ядом в пузырьке с черепом и костями? То ли дело, в виде различных сладостей, копченностей и алкогольных напитков, травящих наш желудок! Или еще лучше в виде широкого ассортимента «некошерностей» вроде ветчинки, кальмаров и мясных щей со сметаной, травящих наши еврейские души! Зло надо уметь разглядеть! Разглядеть всю его нагую правду под всеми внешне приличными покровами и личинами! Чтобы проникнуть в злодейскую суть Билама, недостаточно тех характеристик, что лежат наповерхности - необходимо гораздо глубже вчитываться в тект! Чтобы уберечь себя от зла, недостаточно смотреть на ярлыки и этикетки, надо искренне желать «во всем дойти до самой сути»! Ну а как же насчет Биламовской б-гобоязненности? Мы уже подчеркнули, что Билам был негодяем, но отнюдь не дураком. И то, что нам кажется б-гобоязненностью, для него было всего-навсего осознанием реальности. Он мог всеми силами пытаться бороться с ней, но отвергать ее? Жемчужины еврейского комментария «(Балак) послал посланников к Биламу... позвать его, сказав: Вот вышел народ из Египта...» (Бамидбар 22:5) «Сказал Билам Б-гу: Балак сын Ципора, царь Моава, послал ко мне (делегацию со словами): Вот народ выходящий из Египта...» (Бамидбар 22:11) Комментарий Кли-Якар обращает внимание на такую, казалось бы, мелочь, как изменение глагола прошедшего времени «вышел» в речи посланников Балака на причастие настоящего времени «выходящий» в речи Билама. Необходимо иметь в виду, что Билам идеально подобирал и выверял каждое свое слово. Еще бы! Ведь его основным оружием была речь (= его всеизвестная сила проклятия и благословения), и пользовался он им поистине виртуозно! Так что же подразумевал этот гнусный злодей под тонкой грамматической заменой «вышел» на «выходящий»? Выход из Египта для еврейской традиции является важнейшей точкой. Это - не просто историческое событие, не просто первая волна эмиграции, а выход из рабства на свободу. Причем не только из рабства физического. А для того, чтобы обрести свободу в полном плане, недостаточно улучить удобный момент, чтобы сбежать от хозяина, а надо изменить всю свою рабскую психологию и почувствовать себя свободным. Свободным от прихотей не только постоянных, внешних поработителей, но и от собственных в том числе. Не быть рабом желудка, чувственных порывов, сиюминутных соблазнов окружающего мира и своего эго. Порвать связь с комфортным, привычным «египетским укладом жизни». Стать по-настоящему свободным и физически, и духовно. И Билам это знал. Знал, что выход из Египта был не самоцелью. Знал, что намного легче выйти из Египта, чем изгнать философию Египта из себя. И как же профессионально, ловко и элегантно этот антисемит обвиняет еврейский народ: «Народ, который вышел из Египта?! Куда там! Народ только-только выходящий из Египта! Чуть что - и сразу начинаются воспоминания о вкусной египетской рыбке, да кастрюле с мясом для надсмотрщиков, вокруг которых подобострастно крутились, принюхиваясь, еврейские рабы. И даже новое поколение, вырасшее в пустыне и все свои знания о мощной египетской державе, получившее понаслышке, заразилось родительской ностальгией и упрекает Моше-рабейну за то, что тот лишил их любимой отчизны....»! По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами. Женский уголок Одно из самых знаменитых невольных благословений Билама – «Как хороши твои шатры, Яаков, твои жилища Исраэль!». И хотя, конечно, вкусная еда – не единственный залог хорошей атмосферы в доме, не будем забывать банальнейшую истину, что «путь к сердцу мужчины лежит через желудок» и постараемся приложить все возможные усилия, чтобы благословение Билама распространялись на дом каждой из нас! Пестрый маринованный салат. Скипятите маринад из пол-литра воды с 9 столовыми ложками растительного масла, 8 столовыми ложками уксуса, соком небольшого лимона, 5 лавровыми листьями, 2 столовыми ложками соли и 6 столовыми ложками сахара. Нашинкуйте кочан красной капусты, нарежьте по одному разноцветному болгарскому перцу. Залейте овощи теплым маринадом. Добавьте 2-3 измельченных зубчика чеснока и зелень по вкусу. Оставьте на ночь при комнатной температуре, а затем поставьте на пару часов в холодильник. Печенье из кукурузных хлопьев. 2 яйца взбить с 150г сахаром в крепкую пену и добавить, помешивая, 200г кукурузных хлопьев. На 20 минут поставить тесто в холодильник. Двумя столовыми ложками сформовать продолговатые лепешки и выложить на смазанный маслом и посыпанный мукой лист. Выпекать в умеренно жаркой духовке (150-180 град.). Над кем смеемся? Над собой смеемся! * - Ну, вот и все, сыночек, что я мог рассказать тебе о моем скромном участии в шестидневной войне. Нет ли у тебя каких-нибудь других вопросов? - Есть, но только один. Зачем тогда израильской армии нужны были еще солдаты?! * - Мендель, ты не мог бы одолжить мне шекелей пятьсот? - Я был бы рад, но, к сожалению, у меня нет с собой такой крупной суммы. - А дома? -Дома все в порядке, спасибо, все живы-здоровы. Leilui nishmato shel Yaakov ben Boris tnzv”h |
В избранное | ||