Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность


Общее впечатление и дар непонятливости.

В редакцию приходят письма. Теплые и благодарные, вопросительные и укоряющие, полные любопытства и полные отчаяния. А время от времени попадаются просто крики души. «Вот вы пишите красивые вещи о победе добра над злом, о гуманизме и абсолютной гармонии, а вокруг – страдания и боль. Ненавижу все и проклинаю!» (нецензурные выражения вырезаны редакцией).
Наверно, нет на свете большего наказания, большего страдания и большего проклятия для человека чем подобное мироощущение.
Но все-таки, существует ли зло, как таковое, или нет? Если смотреть на каждое событие в отрыве – ответ очевиден. Но еврейское восприятие мира кардианально противоположно описанному в следующем анекдоте о японце, проделавшем большое турне по России. В конце путешествия корреспондент берет у него интервью.
- А вот вы побывали на Байкале. Как вам понравилось?
- О-о-о! Байкал! Непревзойденная красота! Восхитительно! Прекрасно!
- А как вам понравились Кижи?
- О-о-о!! Шедевр деревянного зодчества! Такого больше нигде не увидишь! Изумительно!
- Вы посетили Петербург. Ну и как вам?
- О-о-о!!! Гранитные набережные Невы! Зимний дворец! Летний сад! Великолепно!
- Ну, а каково ваше общее впечатление от страны?
- Ужасающее.
Мы, евреи, живем совершенно по-другому. В жизни каждого из нас есть немало неприятного, страшного и ужасающего. Но если смотреть на зло, как на катализатор борьбы с ним самим, и тем самым увелечения в мире добра, если посмотреть на общую картину во всей ее возможной красе и стройности, то тогда мы придем к выводу, что общее впечатление не может не быть восхитительным и прекрасным!
К одному еврейскому мудрецу подошли ученики с наболевшим вопросом: «мы не можем понять, как в иудаизме существует специальное благословение на плохие вести, и как можно требовать от человека благословлять за зло так же, как и за добро?» Мудрец вздохнул. «К сожалению, я некомпетентен дать вам ответ на этот вопрос. Я тоже многого не понимаю. В частности, что такое зло.»
Дай Б-г нам всем стать такими же непонятливыми!
А мы с нетерпением ждем ваших новых писем по адресу: vzglad@hotmail.com
Недельная глава «Ноах»

Недельная глава «Ноаха» повествует о двух ключевых моментах мировой истории. В ней описывается история всемирного потопа и история строения Вавилонской башни (Вавилонского столпотворения). А в самых последних строчках недельной главы мы узнаем родословную первого еврея – Авраама-авину (Авраама, нашего праотца).

Знакомя нас с Ноахом (Ноем), Тора представляет его как «праведника в своем поколении», что сразу настораживает комментаторов. Что значит «в своем поколении»? Означает ли это, что, живи Ноах в более моральном поколении, и его праведность была бы всего лишь повседневной нормой поведения? Или, наоборот, если уж в подобных, нечеловеческих условиях, в таком развратном обществе Ноах не потерял свой человеческий облик, то в более благоприятной этической обстановке его праведность была бы еще ярче?
Тут нужно уяснить себе, что никто не спорит о внешней, объективной стороне праведности Ноаха, о которой свидетельствует сама Тора. Сам факт его объективной праведности остается неоспоримым. Весь вопрос лишь в том, что именно подтолкнуло его на этот нелегкий, рискованный (но как мы видим из продолжения повествования о потопе, очень даже самоокупающийся) путь праведника. Другими словами, все вопросы касаются чисто субъективной стороны дела. Что двигало им – зов ли истины, и тогда в поколении более праведного этот
зов был бы слышен ему куда отчетливей, а, стало быть, тогда его праведность была бы еще значительней? Или всего лишь противостояние обществу, разлагающемуся на его глазах, было главным толчком к его духовному росту? Не для того ли, чтобы, стоя на месте, не быть засосаным в болотную трясину своего социального окружения, пытался он подняться над ним, как можно выше, стараясь окончательно оторваться от него? И тогда в услових в меру справедливого общества Ноах бы не прилагал нечеловеческих усилий для того, чтобы
своей праведностью подняться над толпой?
Разбирая тему «другого поколения» наши Мудрецы прежде всего имеют в виду поколения Авраама. Кем был бы Ноах на фоне родоначальника нашего народа? Какое сравнение наиболее точно подходило бы для характеристики этих двух личностей? Наши Учителя говорят о Ноахе как «праведнике в шубе», тогда как Авраам называется «праведником у костра». Они оба отличались исключительными свойствами характера и особой праведностью. Вот только Ноах со всей своей праведностью предпочел замкнуться на себе, не обращая ни малейшего внимания
на окружающих, ведь те, откровенно говоря, того и не заслуживали. За 120 лет он был предупрежден о грядущем потопе, и при этом занимался сугубо постройкой своего ковчега, а не попыткой увещевания своих современников! Когда ему задавали вопросы, а чем это он тут занимается, Ноах чистосердечно выкладывал всю правду без каких-либо моральных выводов или намеков. О том же, чтобы самолично предупреждать, уговаривать, умолять, бить в набат о предстоящей катастрофе, он и не помышлял. От «холода грехов» своего поколения
Ноах предпочел согреть свою душу «шубой», которая, как известно, защищает от холода только своего владельца.
В отличие от своего предка, Авраам занимает кардинально противоположную точку зрения. Сам по себе, являясь праведником, он не может позволить себе остаться хладнокровным к судьбе своих современников. Скитаясь из города в город, Авраам простыми, искреними словами истины собирает вокруг себя единомышленников. Услыша о грозящем Сдому и Аморе наказании (не менее справедливом, чем наказание всего поколения Ноаха потопом), он взывает к милосердию, умоляя Б-га о прощении. Не меньше чем Ноах, страдал Авраам от «холода
грехов» своего поколения, но вот отогреть свою душу решился он через «костер», способный одарить своим теплом всех тех, кто наряду с тем, кто зажжег его, собрались вокруг него.
А пока самый супер-праведник живет лишь сам для себя, не слишком заботясь о своем, пусть самом отпетом негодяйском поколении, он никогда не сможет выйти за рамки этого самого поколения и навсегда останется в памяти лишь «праведником в своем поколении»...
Жемчужины еврейского комментария – Тора в стихах.

«Мы строим супер-башню в Вавилоне,
Чтоб людям в мире лучше стало жить:
Чтобы небес моральные заслоны
Нас перестали совестью душить.

Давно язык мы общий потеряли –
Нам не о чем друг с другом говорить.
Мы не скорбим о тех, кто вниз сорвались.
Мы в трауре, коль упадет кирпич.»
---
Пусть Вавилон давно уже разрушен,
Пусть супер-башней нас не удивить.
Как видно, путь другой немного нужен,
Чтоб людям в мире лучше стало жить…
Женский уголок

И все-таки у Ноаха было веское оправдание тому, что в отличие от Авраама, он «не шел в массы». Будучи бездетным, Авраам мог позволить себе направить все силы на свое окружение. В случае же Ноаха, слишком тесные отношения с окружающим его обществом злодеев, могли бы иметь пагубное влияние на нежные и неопытные души его детей, а это несчатье несоразмеримо даже с возможным успехом «широкомасштабной операции по спасению душ».
Забота о душах наших детей не может не быть нашей главной задачей! Как же добиться этого на практике? Наша недельная глава учит нас и этому: “Вот порождения Ноаха: Ноах был праведный, цельный человек в своем поколении…” Заводя разговор о порождениях Ноаха, Тора начинает с того, чего сам Ноах добился в жизни. Он сам стал человеком потрясающих душевных качеств, редкой праведности и цельности натуры даже в своей жестокий, развратный век, когда все его поколение отвергло все мыслимые моральные устои общества, за
что и было подвергнуто наказанию потопом. И только так, настоящим личным примером, достойным подражания, а не пустыми красивыми фразами, частенько полностью противоположными нашему собственному поведению, можно надеяться чему-то научить будущее поколение.

Салат «дерзайте»
Смешайте мелконашинкованную капусту с равным количеством сырой свеклы, натертой на мелкой терке. Порежьте кубиками сливы. Смешайте с капустой и свеклой. Посолите. Заправьте майонезом. Украсьте мятой.

Медовый коктейль
Тщательно смешайте 3 стакана молока с 3 ст.л. меда и 4 яйцами. Разливаем по стаканам. Посыпаем гвоздикой.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

- Сара, почему ты всегда снимаешь очки, когда приходит твой жених? Ты думаешь, что без очков ты выглядишь намного красивее?
- Я-то может и ненамного, зато он – значительно!

- Можешь меня поздравить, Сема! Пять лет я добивался иракского гражданства! До самого Садама дошел! Наконец дали.
- Но зачем тебе это?
- Как зачем? Чтобы получить статус политического беженца в Америке!

Leilui nishmato shel Yaakov ben Boris tnzv”h

В избранное