Одного известного раввина нашего времени попросили прокомментировать первую высадку человека на Луну. «Как велик Человек! Способен добраться даже до Луны!» восторжено воскликнул раввин и, вздохнув, добавил: «И как Человек мал! Не может достучаться до сердца даже самых близких людей …»
Мы привыкли давать оценки, опираясь на «объективные» внешние критерии. Мы судим о богатстве человека по количеству нулей в его банковском счете, о его силе – по объему его бицепсов, о его значимости – по степени уважения к нему других, а о уме – по оценкам в дневнике, наличии ученых степеней. С этой точки зрения достижения Человека измеряются техническим прогрессом, небоскребами, захватом космического пространства.
Еврейский подход предлагает совершенно другую перспективу. Одно из базисных кредо иудаизма - «начни с себя». Не в последнюю очередь, оно относится и к самоощущению. Для того чтобы многого достичь, совсем не обязательно лететь куда-то за тысячи километров. Достаточно правильно оценить себя, свой безграничный потенциал, свою Б-жественную душу и столь же Б-жественные души твоих окружающих.
По субботам, между Песахом и Шавуотом мы читаем «Пиркей-авот» (изречения еврейских мудрецов). Там в частности сказано:
«Кто умен?- Тот, кто учится у каждого!
Кто силен? -Тот, кто побеждает свои страсти!
Кто богат? -Тот, кто доволен своей долей!
Кто уважаем? -Тот, кто уважает других!»
Даже самый великий ученый, брезгующий искрами знания, залюченными в других людях, не умен. Точно так же даже чемпион мира любой весовой категории не силен, если он при этом не волен вырваться из плена своих чувств и эммоций. Кто-то может иметь миллионы, но он не богат, если при этом ему не хватает дополнительных благ для счастья - любой нищий, довольный своей судьбой, богаче его. И достичь уважения можно лишь уважая личность других.
Зато иудаизм дает каждому из нас шанс стать богатым, сильным, умным, уважаемым, а главное счастливым независимо от всей внешней мишуры. Надо только научиться смотреть на жизнь под правильной перспективой.
Недельная глава – Бамидбар («В пустыне»)
Глава Бамидбар открывает одноименную четвертую книгу Пятикнижия. В ней описывается перепись евреев и порядок их расположени в походе и на стоянках.
Как уже было сказано, большая часть нынешней главы посвященна исчислению евреев. Казалось бы, простой факт и к чему обычно скупая на слова Тора уделяет этому событию практически целую недельную главу?
Но в том-то и дело, что в повседневных ситуацих еврейский закон, мягко говоря, никак не приветствует пересчет евреев. Ведь сама Тора сравнивает число потомков Авраама, Ицхака и Яакова с заведомо несчислимыми звездами, морскими песчинками, или прахом земли. (На каком уровне оправдываются эти сравнения - светим ли мы как звезды, или – не дай Б-г - попираемы как прах , зависит уже от нашего личного поведения.) И вообще, считается, что на вещах неисчисляемых, неперепровереямых дотошнейшим образом десятки и сотни
раз, таится благословение. Пример? Вот, пожалуйста.
Однажды, два брата нашли неимоверный клад - по сундуку золотых монет. Так как они и без этого были небедны, каждый решил оставить свое богатство на черный день. Современных банков тогда еще не существовало, и братья решили закопать найденные сокровища в своем саду. Хаим отсчитал 50 шагов от забора и там тщательно закопал свое богатство, а Мендель отсчитал свои 50 шагов от крыльца.
Но на беду Хаима, через щель в заборе за ним подглядывал сосед и улучив благоприятный момент, ближайшей же ночью залез в соседский сад и безнаказанно присвоил себе соседский клад. Хаим же был по натуре человеком беспечным, и справедливо считаясь зажиточным хозяином, жил себе припеваюче, твердо зная, что он не пропадет и в самый черный день и не подозревая о своей огромной потере, и ни о чем не беспокоился до самой последней минуты своей жизни.
Мендель же был совсем другим человеком. Мысль о том, что с его сокровищами что-нибудь да могло бы случится не оставляла его ни на минуту в покое. Наконец, через две недели он не выдержал и пошел проверить состояние своего клада. И – о, ужас – клада там не было! Да и быть не могло: в крайнем возбуждении Мендель сбился со счета и вместо 50 отсчитал от крыльца 55 шагов. Обезумевший от горя, Мендель всю жизнь страдал о своей мнимой потере...
Так кто же из братьев был богаче? Объективно – Мендель. Его-то клад никто и не думал трогать. Но эта объективность была для него совершенно бесполезна. Ведь он не осознавал ее, так что за прок в таком богатстве? Объективно обокраденный Хаим на деле оказался куда счастливее своего беспокойного братца. Вот это-то и истинное благословение, благословение внутренне, в гораздо большей степени зависящее от нашего личного настроя, чем от объективной реальности.
Так зачем же вдруг понадобилось пересчитывать евреев? Не претендуя на знание всех явных и скрытых причин этого действия, давайте попытаемся оценить его историческое значение. Перепись происходила перед событиями Шавуота – дня Дарования Торы. В результате получилось около 600 000 взрослых мужчин (от 20 лет и выше). Количество женщин, детей и подростков Тора предоставляет вам самим расчитать приблизительно. Трудно представить себе, что даже самый гениальный оратор (а Моше-рабейну, как мы помним, вообще заикался)
был способен ввести столь многочисленейшую публику в так называемый «религиозный экстаз». Ни одна существующая религия не претендует на подобный масштаб количества прямых свидетелей откровения ее основ. Не говорят ли факты сами за себя?
Женский уголок
Что касается кулинарной стороны ближайшего праздника Шавуот, то даже невозможно представить ее без творожных пирогов. У каждой домохозяйки со стажем конечно же есть свой уникальный рецепт творожника. И все-таки мы рискнем предложить вам еще один.
На кусочки бисквита толщиной 1-1.5 см положите творожную массу, приготовленную из 500 г взбитых сливок, смешанных с 250 г мягкого творога, сбитого со стаканом сахара и 14 г кошерного желатина, разведенного в кипятке (можно порошкового фруктового желе). Покройте творог консервированными фруктами. Остудите 3 часа в холодильнике. Взбейте белки с сахарной пудрой. Залейте ими торт. Поставьте торт в сильно разогретую духовку на 2-3 минуты и подавайте.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
- Папа, что такое любовь?
- О! Это такое волшебное чувство, когда тебе кажется, что ты взлетаешь всё выше и выше, к облакам... А потом наступает просветление, и понимаешь, что парашют ты забыл на земле.
- Абрам, сколько сахара ты обычно кладешь в чай?
- Ну, смотря, где, когда и как. В принципе, дома – одну, в гостях – две.
- Чувствуй себя у нас как дома!