Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Chag sameah!


Праздник свободы
Песах. Евреи празднуют свободу. Праздник, когда в сердце каждого из нас пробуждается безграничная благодарность Творцу, за то, что Он вывел нас «из рабства на свободу, из порабощения на спасение, из горя в радость, из траура в праздник, из тьмы к великому свету!»
Так как же все-таки мы празднуем свободу? За шикарно накрытым столом, ломящимся от яств, с пышными пирогами и текущим рекою шампанским? Причем каждый веселится как душе его угодно?
Скорее совсем наоборот. Вместо того чтобы по советской привычке хорошенько расслабиться, выпить и закусить, мы читаем рассказ о порабощении нашего народа в Египте и о чудесном нашем избавлении, едим скудный «хлеб бедности» - мацу - и горькие овощи.
К тому же все строго регламентировано: когда что говорить, сколько мацы надо как минимум съесть и сколько вина (или виноградного сока) нужно как минимум выпить, когда поднимать бокал, а когда его опускать, как разложить основные компоненты Седера и даже в котором часу необходимо поспешно закончить трапезу. И это – праздник свободы?!
Дело не только в том, что для того чтобы стать по-настоящему свободным человеком, необходимо лично почувствовать вкус рабства. Как сказано в Агаде: «в каждом поколении человек обязан видеть себя, как будто он (сам) вышел из Египта».
Мы привыкли считать свободой полную «раскрепощенность»: что хочу то и делаю, когда и сколько хочу, и, вообще, никто мне не указ! На самом же деле такая «свобода» не только веет душком беспредела и вседозволенности, но и постепенно превращает человека в полного раба своих эгоистичных привычек, идущего на поводу своих страстей. А раб, как известно, антипод свободного человека. Более того, такой «свободный человек» чувствует себя глубоко несчастным, когда тот или иной внешний фактор мешает удовлетворению
всех его желаний, а почему-то эти внешние факторы встречаются на каждом шагу.
На иврите «седер» означает «порядок», полная противоположность беспредельной вседозволенности. Мы не просто «делаем, что хотим». Мы хотим делать то, что мы делаем. Потому что, мы твердно знаем, что именно нужно делать, чтобы стать по-настоящему свободными и достичь настоящего счастья.
Самым ярким символом Песаха по праву считается маца. Простые лепешки из пресного теста, теста, состоящего только из муки и воды без каких-либо добавок. Такое тесто не зависит от того, как поднимутся дрожжи. Также как не зависит оно от какой-либо сдобы, яиц, сахара, вина и других ингредиентов. Маца - независима от каких бы то ни было посторонних «внешних факторов». Поэтому именно она стала вековым символом праздника истинной свободы!
Итак, мы едим «скудный хлеб бедности» и горькую зелень. Время нашей пасхальной трапезы достаточно ограничено. Но все это никак не омрачает нашей радости, и мы от чистого сердца воздаем хвалу Всевышнему. Ведь наша радость не зависит от внешних признаков и критериев. А потому мы по-настоящему свободны. Свободны и счастливы!
Счастливого вам праздника!!!


Жемчужины еврейского комментария
В начале пасхальной Агады упоминаются четыре типа сыновей еврейского народа – мудреца, злодея, наивного и того, у кого не возникает никаких вопросов – с характерными вопросами по поводу происходящего на Седере (и еврейской жизни вообще) и с ответами, надлежащими дать каждому из них.
На вопрос злодея: Что вам эта работа? Агада отвечает: «…за это Б-г совершил для меня (все) при выходе из Египта. Для меня, а не для него, если бы он был там, он бы не был спасен».

Комментатор Бен-Иш-Хай поясняет эти слова следующей притчей. В одной больничной палате на соседних койках лежали два больных. После медосмотра врач предписал одному из них строжайшую диету и выписал много горьких лекарств. Второму же, находящемуся в гораздо более тяжелом состоянии, разрешил не отказывать себе ни в чем, наслаждаясь всеми прелестями жизни.
В коридоре он объяснил недоумевающим ассистентам свои странные предписания: тогда как у первого хорошие шансы на полное излечение, и ему необходимо как можно лучше следить за своим здоровьем, в случае второго больного, медицина, увы, бессильна. Так зачем же омрачать последние дни его жизни?
С заповедями Торы дела обстоят точно так же. Повелевающие заповеди Творца –сильнодействующие лекарства, а запрещающие – лечебная диета. Но они предназначены только тем, у кого еще есть шансы «жить» в полном смысле этого слова. Поэтому Агада подчеркивает слова «для меня». «Для него», для сына-злодея, отрицающего основы еврейства, лечебная сила законов Торы уже не действует. Поэтому, находись он в Египте, его постигла бы участь восьмидесяти процентов евреев, отказывавшихся выйти из Египта, предпочитая рабство
в атмосфере полного святотатства египтян «бремени» Б-жественных заповедей, и в наказание за это погибших в девятой казни – тьме.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.

Женский уголок

Итак, продолжаем составлять питательное и разнообразное меню на неделю Песах, позволяющее соблюдать все диетарные законы этого строгого праздника, не нарушая при этом заповедь «и радуйся в свой праздник». Как известно, иудаизм отнюдь не требует от нас полного отрешения от материальных благ, а, скорее наоборот, поощрает получение максимальных удовольствий во всех сферах нашей жизни (естественно, включая питание), но в рамках дозволенного законом. И поверьте, все эти законы на самом деле, служат лишь на благо
самому человеку.
Стандартным заменителем крупяных каш на завтрак, как правило, являются сытные яичные блюда. Однако совсем не обязательно повторять эпизод из фильма «Одиноким предостовляется общежитие» («на завтрак – яичница, в обед – яичница, на ужин – омлет»). Ведь можно, к примеру, испробовать хотя бы следующий рецепт «пестрой яичной запеканки».
А вместо мучных блинов и оладей мы предлагаем вам изысканные блинчики из картофельной муки. Кстати, нарезав их на тоненькие полоски, в ваших руках - чудесная пасхальная вермишель! А дальше – фантазируйте сами!

Пестрая яичная запеканка
В 6 взбитых яйца добавьте 100 г сметаны, смешанной со 100 г тертого сыра. Добавьте также нарезанные кубиками морковь, картофель, красный и зеленый перец, помидор, по пол-стакана укропа и петрушки (или любой другой зелени) и нашинкованную маленькую головку лука. Посолите, поперчите, обжарьте минут 5 на сливочном масле, закройте крышкой и тушите еще минут 40 на небольшом огне.

Картофельные блинчики
Приготовьте тесто из трех столовых ложек картофельной муки, двух взбитых яиц, двух стаканов воды и пол чайной ложки соли. Выкладывайте тонким слоем на хорошо смазанную маслом небольшую сковородку и прожарьте с обеих сторон. Готовые блинчики идеально сочетаются с любой начинкой – мясной, молочной (творожной, сметаной, брынзой), рыбной и даже фруктовой.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

*
-Что это у вас маца такая твердая - просто откусить нельзя?
– Всегда Вы недовольны. Да если бы эту мацу дали евреям в Египте - они были бы от нее в восторге...
- Конечно, тогда она была еще свежая.

*

- Представляешь, Изя, сегодня в метро сразу трое молодых мужчин уступили мне место!
- Да, дорогая?И ты поместилась?


В избранное