Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom!


Пурим – мысли в догонку.
Представьте себе, что кто-то упал с крыши высотного дома и не разбился. Чудо? «Чудо!» воскликнут некоторые. «Случайность,» равнодушно пожмут плечами другие. Тогда представьте себе, что тот же человек опять упал с той же крыши и…не разбился. «Настоящее чудо!» всплеснет руками большая часть наших читателей. «Опять случайность,» останутся при своем остальные. Ну, а если то же самое повторится и в третий, и в четвертый раз? Это чудо или очередная случайность?! «Это уже привычка!»
В прошлом номере мы уже говорили, что главным методом борьбы антисемитского народа Амалека против Творца была попытка доказать, что все в нашей жизни случайно. Ведь как заметил Достоевский устами своего героя Раскольникова – если Б-га нет, то все разрешено. А это значит, что можно не только без малейших угрызений совести позволять себе все плотские удовольствия и наслаждения, но и просто безнаказано вершить любое зло, грабить и убивать.
История Пурима - небольшой этап в истории вечной войны между евреями, несущими в мир основы богобоязненности и, следовательно, нравственности и их вечным врагом Амалеком. На этот раз на арену истории вышел «достойный» потомок Амалека – Аман, задумавший, заручившись полной поддержкой персидского монарха, в один день истребить весь еврейский народ.
Но не пугайтесь, его коварному плану не удалось претвориться в жизнь. Аман был повешен на дереве, приготовленном им лично для повешения духовного лидера евреев Мордехая, а мы, евреи, живем по сей день.
Что же привело к такому развороту событий? Цепочка «случайностей»: «случайно» в качестве новой супруги персидский царь Ахашверош (кстати, сам по себе отъявленный антисемит) избрал еврейку Эстер (до поры до времени скрывавшую свое происхождение), «случайно» еврей Мордехай подслушал заговор о покушении на Ахашвероша, «случайно» он оказался родственником Эстер, «случайно» Ахашвероша мучала бессоница именно в ту ночь, когда Аман готовил виселицу для Мордехая, «случайно» в летописи он наткнулся именно на эпизод
раскрытия заговора Мордехаем и еще несколько подобных «случайностей». Так в борьбе с Амалеком проявился принцип Б-жественной справедливости – «мера за меру»: «Ты утверждаешь, что все случайно? Что ж, в водовороте случайностей ты и погибнешь!»
Вот такие глубокие идеи лежат в основе праздника Пурим. И очень ошибаются те, кто считают Пурим не более чем детским праздником, ссылаясь на внешнюю оболочку шумного веселья, пестрых карнавальных костюмов и обмена сладостями и забывая об истиных причинах этой нашей радости. Ведь точно так же как чудесное Провидение было скрыто под маской ряда совпадений, по-детски искренее и беззаботное веселье евреев в Пурим на самом деле таит в себе глубочайший смысл.

Недельные главы «Ваякхэль» «Пкудей»
На этой неделе в синагогах завершается чтение последних двух глав книги Шмот, второй книги Пятикнижия (Торы). Глава «ваякхель» ачинается с очередного предупреждения соблюдать субботу, а затем в ней перечисляются все пожертвования на строительство Храма и подобрно описывается строение каждой его части. Глава «Пкудей»посвящена отчету Моше-рабэйну о размере пожертвований на походный Храм и их точном использовании по назначению. Другими словами глава «Пкудей» завершает цикл глав, всецело посвященных строительству
переносного Храма.

Ваякхель
Большая часть нашей недельной главы повторяет слово в слово подробные указания Творца о строительстве Храма и всей его утвари, чтобы этим подчеркнуть, что строя Храм, евреи ни на йоту не уклонились от Б-жественного замысла.
Если до недавних недельных глав Тора, не дай Б-г, могла показаться несведующему читателю «детективно-историческим романом», то в последних главах наконец-то начал вырисовываться ее истинный характер – законспектированный свод еврейских законов.
Однако последние главы Книги Шмот вызывают По меньшей мере, легкое недоумение: страница за страницей - скурпулезнейшее описание каких-то крючочков, ниточек, животных шкур и тканых покрытий (часть из которых вообще не была видна под внешним покровом), точные до дроби размеры различной храмовой утвари – простите, кому вообще все это надо?
Но в Торе нет ни одного лишнего слова. Да что там, ни одной лишней буквы! И если мы что-то в ней недопонимаем, причину следует искать лишь в недостатке наших знаний, но никак не в «несовершенстве» Святого Текста.
Наши источники говорят нам, что четыре сущности созданы по одной модели. Это – Тора, вселенная, Храм и человек. И постигая одно, мы автоматически начинаем лучше разбираться в другом. (Кстати, это частично отвечает на вопрос, зачем евреи учат Тору всю жизнь – чтобы лучше понять себя и окружающий мир).
Модель переносного Храма подобна модели человека. Внутри каждого из нас есть и жертвенник, и Ковчег Завета, светит огонь Меноры, существует Святая Святых…И, уделяя так много места детальному описанию устройства Храма, Тора фактически уделяет внимание духовному «строительству» человека. Надо только научиться расшифровывать намеки.
И неслучайно в иудаизме воспитание человека сравнивается с процессом строительства – личность необходимо строить «кирпичик за кирпичиком».
И точно так же, как ни фундамент, ни каркас здания, являющиеся, в сущности, его настоящей основой, не видны простому наблюдателю со стороны и кажутся ему совершенно бесполезными и даже излишними, некоторые заповеди Торы (вроде шабата или кашрута), непонятные нашему взгляду «наблюдателя со стороны» и кажущиеся второстепенными и нелогичными, зачастую совершенно непонятным образом являются основой становления цельной личности.
Поэтому-то Тора и упоминает о каждом крючке, о каждой ниточке, подчеркивая их исключительную важность в общем строительстве походного Храма, даже если под внешним покровом они не видны!
Но не проявляется ли тут некая «мелочность» иудаизма, предающего чересчур большое значение как разным «ниточкам» и «крючочкам», так и разным «мизерным» заповедям и обычаям? То ли дело, религия наших «сводных братьев»-арабов – «убей неверного и получи прямой пропуск в рай для всей своей родни»! Или еще лучше у христиан – тут даже обязательств никаких не требуется - «поверуй и спасешься!». А у нас? Ближнего своего полюби, отца и мать бойся и почитай, мясо с молоком не ешь, телевизор в шабат не включай, десятину
бедным отделяй и т.д. и т. д. и т.д. и т. п.
В свое время в Советском Союзе пользовалась успехом советская сказка «Старик Хоттабыч». Один ее эпизод описывает, как Хоттабыч, видя обычный телефон, по которому пионер Волька с воодушевлением беседовал со своим другом Женей, решает сделать Вольке скромный презент – телефонный аппарат из цельного куска мрамора. Вначале Волька несказано радуется такому шикарному подарку, но потом, к своему сожалению обнаруживает, что радовался зря. И хотя внешне телефон Хоттабыча отличался от настоящего разве что своим совершенством,
было бы глупо ожидать от него какой-либо практической пользы. Ибо внутри он был пуст. Точнее заполнен прекраснейшим мрамором. Но сложнейший телефонный механизм со всеми винтиками и проволочками в нем напрочь отсутствовал.
Да, быть может, для старика Хоттабыча (да и для многих других обывателей) все эти винтики излишни. Может быть, за великолепием внешнего покрова переносного Храма не заметно всех ниточек и крючочков, на основании которых он держится. И вполне возможно, что обилие заповедей кажется чрезмерным и даже отчасти «мелочным» («Ну кому станет плохо, если я, к примеру, покурю в субботу?»). Но, к сожалению, иначе аппарат не работает. И кому как не Создателю известны точные «инструкции»?
«Мраморные» суррогаты еврейской религии нередко привлекают взгляд своим изяществом, внешним лоском, а главное, легкостью в обращении, но, увы, они лишены внутреннего механизма, позволяещего связь с Творцом.
Кстати в сказке, сразу после злополучной истории с телефонным аппаратом, Хоттабыч приступил к изучению механики, чтобы в будущем избежать подобных недоразумений.
А мы?

«Пкудей»
Итак, на протяжении пяти глав мы подробнейшим образом изучали строение походного Храма, всех его принадлежностей, одежд священников. И мы не раз подчеркивали прямую параллель между строительством Храма и воспитанием человеческой личности.
Но нет, подождите, мы сказали на протяжении пяти глав? Но ведь ровно посередине пространного объяснения «вклинивается» глава «Ки тиса» с позорной историей золотого тельца. Сам собой напрашивается вопрос: зачем? Неужели, вместо того, чтобы разрывать единое повествование нельзя было найти более подходящего места для этого эпизода?
Не для кого из нас не секрет, что человек не робот. Еврейские источники категорично заявляют «нет праведника на земле, который бы не грешил». И в процессе строительства своего «Храма», своей личности у каждого из нас случаются «поломки» и «недочеты». Одни могут махнуть на них рукой, но как же будет выглядеть их «Храм»? Другие рискуют впасть в отчаяние, параллизирующее любое дальнейшее «строительство», при первой же ошибке. Так где же выход из этого психологического тупика?
Сама Тора дает нам ответ на этот проблематичный вопрос. Прямо в центре описания строительства переносного Храма «темным пятном» выступает грех золотого тельца. Казалось бы, как можно после такого потрясения спокойно продолжать размеренный рассказ о ритуальной утвари и т.п.?
Но Тора не просто продолжает, а явно подчеркивает, что все было выполнено точно по плану Творца. 18 раз в нашей главе после каждого упоминания той или иной принадлежности Храма написано «как приказал Б-г Моше» - все было сделано без малейшего отклонения. Так где же ключ к этой загадке?
Сказано: «уровень, на котором находятся раскаявшиеся грешники, - не достигают его даже праведники!» Искреннее расскаяние - оно и есть ключ к решению поставленной проблемы. Настоящее раскаяние, подобное расскаянию поколения золотого тельца, способно творить настоящие чудеса! Только тут стоит заметить, что в еврейском понимании «настоящее раскаяние» состоит не только из угрызений совести и сожаления в содеянном проступке, но и, как всегда, из конкретных действий - признания вслух своих прегрешений (попытка
заслужить прощения у людей и у Всевышнего) и однозначного и бесповоротного решения избежать подобных проступков в будущем
И вот когда все эти три этапа пройдены, несмотря на все «сбои» и «провалы» по дороге, у нас вновь и вновь появляется возможность отстроить «наш Храм» во всем его великолепии!

Женский уголок
До праздника Песах осталось меньше месяца. Многие хозяйки уже начали готовиться к этому событию и заранее очищают свой дом от малейших остатков квасного (изделий из пшеничной, ржаной, ячменной, овсянной или полбяной муки) – от хлебных крошек до недопитых бутылок пива и пшеничной водки. А в голове уже продумываются разные идеи пасхального меню. Ведь не так то просто на целую неделю отказаться от всего мучного кроме изделий из мацы и мацовой муки, а для ашкеназов и от риса, круп, бобовых, привычных соевого, подсолнечного
и кукурузного масла (заменив их, как правило, ореховым, пальмовым или оливковым).
Вот тут и наступает время применить всю свою богатую кулинарную фантазию и выдумку, чтобы, несмотря на все это сделать Песах незабываемым праздником не только с религиозной, но и с гастрономической точки зрения. И поверьте, еврейским женщинам это очень-таки удается. Дети обожают кокосовые, ореховые, картофельные печенья. А кто устоит против кнейдлах или мацовых запеканок? И в ближайших номерах нашей газеты мы постараемся обогатить ваш пасхальный стол интересными рецептами.

Запеканка из мацы с сыром.
Разломать 3 мацы, намочить в молоке (пол-стакана), добавить 2 яйца, 100 г голландского сыра, нарезанного тонкими полосками шириной пол-сантиметра, по чайной ложке соли и перца. Перемешать. Жарить на сливочном масле с обеих сторон до подрумянивания.

Бабушкины кнейдлах
В двух столовых ложках расплавленного куриного жира поджарить мелконарезанную маленькую луковицу и шкварки. Смешать с двумя небольшими яйцами. Добавить к стакану мацовой муки, посолить, залить кипятком (около двух третей стакана). Скатать шарики средней величины и варить 15 минут в чуть кипящем курином бульоне.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

*
В кабинете директора:
- Говорят, вы ходите в синагогу, и молитесь, чтоб вам прибавили зар-
плату?
- А что, нельзя?
-В принципе можно. Но я не люблю, когда через мою голову обращаются в
вышестоящие инстанции!
*
В Кнессете оратор, известный своей несдержанностью, завершает речь словами: Попробуй сделай что-нибудь, если половина членов Кнессета - идиоты!
Наутро фраза попадает в газеты, и общественное мнение грозит обернуться не в пользу автора. На очередном заседании Кнессета он выходит на трибуну и говорит: «Я тут позволил себе бестактность и вынужден извиниться: половина членов Кнессета - не идиоты!»


В избранное