Одного профессора с мировым именем попросили дать лекцию о насыщенности времени. Професссор принес огромную банку и много больших камней. На глазах у изумленной аудитории он заполнил всю банку камнями. «Как по-вашему, теперь банка полная?» Зал утвердительно закивал. В ответ профессор достал пригоршню мелкого щебня и добавил ее в банку. Зал зааплодировал, но профессор жестом остановил публику. «Ну, а теперь? Есть ли в банке еще место?» Тут мнения разделились. Профессор без лишних слов
достал мешочек с песком и добавил в банку. «А сейчас? Поместится ли еще что-нибудь в банке?» Поняв направление мысли профессора, все в один голос прокричали «нет». «Совершенно верно!» обрадовался профессор и с этими словами долил в банку воды.
«Итак, господа! Вот вам наглядный урок о насыщенности времени. Какие выводы вы можете из него сделать?» задал профессор свой вопрос.
«Что какой бы загруженной не казалась нам жизнь, на самом деле если постараться, в ней всегда найдется место еще для многих и многих вещей!» послышались оживленные реплики наиболее активной части аудитории.
Но тут профессор сокрушено покачал головой: «Нет и нет! Я хотел вам доказать нечто более глубокое: нам никогда не удалось бы заполнить банку большими камнями, если вначале мы беспорядочно заполнили бы ее песком и щебнем. Наша жизнь – есть то, что мы в нее вкладываем. При разумном использовании мы можем наполнить ее на все сто процентов, и в ней всему найдется место – и труду, и наслаждению. Но если главные жизненные ценности мы оставляем «на потом», забивая драгоценнейшее время
сиюминутными прихотями и удовольствиями, то не исключено, что как раз для тех, самых важных вещей, места и не останется...»
Вы думаете, что мы рассказали вам эту историю только ради заключительных слов? Что ж, и это важный, но не единственный вывод, который стоит сделать из этого урока. Всевышний ежедневно, ежесекундно дает нам нагляднейшие уроки. На первом этапе, конечно, важно хотя бы научиться их видеть, но и это – не конечная цель. Потому что самое главное, научиться делать из всего самые правильные выводы. Этим отличался профессор от своей аудитории, этим отличается думающий человек от человека недумающего, это –
одно из самых отличительных качеств евреев, старающегося жить по-еврейски! Сделай свой вывод!
Недельная глава «Ваэра» («Я показался»)
Недельная глава открывает двухнедельную тему десяти казней и упрямому сопротивлению фараона «отпустить народ Мой, чтобы служили Мне»
.
Нам в редакцию часто приходят письма как раз в отношении данной недельной главы. Ведь темы, затронутые в ней, являются актуальными для нас и по сей день. Во-первых, разве нельзя было вывести евреев по-доброму, по-хорошему? Разве десять казней, полностью разрушивших мощнейщую империю того времени – Египет - были совершенно необходимы? Что этим требовалось доказать? Что еврейский Б-г – самый сильный и точка? И, наконец, как быть со свободой выбора фараона, о которой сказано «Я ужесточу сердце
фараона»?
Попробуем разобраться. О том, что требовалось доказать Тора говорит прямым текстом: ТАК УЗНАЕШЬ ТЫ, ЧТО Я – Б-Г. ДАБЫ ЗНАЛ ТЫ, ЧТО Я – Б-Г, ВЛАДЫКА ЗЕМЛИ! ДАБЫ УЗНАЛ ТЫ, ЧТО НЕТ ПОДОБНОГО МНЕ НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ! Другими словами, целью десяти казней было доказать
А) что Б-г существует («Что Я – Б-г»)
Б) что Он – не «бог Декарта», сотворивший мир и отправившийся на заслуженный отдых, а Тот, кто ежесекундно управляет всем, что твориться в мире («Что Я - Б-г , владыка земли»)
В) что Он – един («нет подобного Мне»).
Все это было доказано наинагляднейшим образом, но все-таки разве нельзя было доказать это как-нибудь по-другому, по-доброму? И тут мы в очередной раз подходим к больной теме взаимоотношения добра и зла. Мы воспитаны на системе, «что такое хорошо и что такое плохо», однозначно поделившей все на «плюс» и «минус», на «добро» и «зло» и т.д. и т.п. Следовательно, все существующее на свете, все мысли, качества и поступки изначально могут принадлежать только
к одной из этих категорий. Точно также рассуждал и фараон, по-дружески предупреждая Моше-рабейну о зловещей, кровавой звезде ожидающей евреев впереди: ведь если Б-г олицетворяет собой только качество силы, то сегодня эта сила оборачивается против египтян, а завтра она же бумерангом направится против самих евреев.
Иудаизм утверждает, «нет»! Не существует плохих качеств, все зависит от того (и только от того!), как мы используем их в той или иной ситуации. Не существует абсолютно плохих действий, все зависит от обстоятельств, в которых эти действия совершаются. Так, та самая кровавая звезда обернулась для евреев только новыми (точнее наполовину обновленными) заповедями – обрезанием и празднованием Песаха. А вот «добрый» путь на деле не всегда так добр: милосердие считается прекрасным качеством,
но решение пощадить злодея подчас оборачивается страшнейшим злом, которое мы только можем себе представить. Таким образом, оставить египтян безнаказанными за все то зло, которое они причинили, означало бы подорвать все устои справедливости.
Итак, способ доказательства был выбран самый гуманный, ибо с еврейской точки зрения, нет ничего гуманней доказательства того, что зло, в конце концов, наказуемо, что у каждого преступления, в конце концов, есть свое наказание, и что у мира есть Справедливый Судья, которому, в конце концов, нам всем придется дать отчет за все свои поступки и проступки.
Но так ли уж были виновны египтяне? Что ж, посудите сами. В следующей главе мы читаем о том, как фараон во главе 250 колесниц бросается в погоню за евреями. Но, позвольте, откуда у египтян остались лошади? Разве их всех не побил град? Побил, но не всех. Дело в том, что самые богобоязненные и праведные египтяне все-таки прислушались к голосу Творца, и их скот за это остался нетронутым. И вот из этих-то, самых-самых «богобоязненных и праведных» египтян была создана удалая конница фараона в его последнем
марш-броске! Что же можно говорить об остальных?
Теперь перейдем к вопросу о свободе выбора фараона. Свобода выбора априори не может осуществляться из-под палки. Десять казней, необходимых для вышеупомянутого курса обучения, по существу являли собой ту самую «палку», противоречащую самому понятию свободы выбора. Поэтом для того, чтобы «урегулировать баланс» исконной свободы выбора фараона (чье направление он продемонстрировал с самого начала) и влиянием «палки», на определенном этапе (не раньше чем после казни) его сердце
было «ужесточено», т.е получило необходимую дозу поддержки для настоящей, осознанной свободы воли!
Жемчужины еврейского комментария – Тора в стихах
Мнимый диалог фараона и Моше-рабейну
(Фараон:)
«Нелепая стандартная ничья.
Отнять у короля свободу воли!
И хочется рыдать навзрыд, до боли:
Даже на проигрыш нет права у меня!
Проклятый пат!»
(Моше-рабейну:)
«Нет, фараон! Вот в этом ты не прав:
Свой выбор сделал в самом ты начале
И от него откажешься едва ли,
Решив себя лишить на выбор прав.
Тут верный мат!»
Женский уголок
К нам в редакцию поступил нестандартный вопрос: объясните, пожалуйста, что такое знаменитый еврейский чолнт? Итак, чолнт – это такое особое блюдо, которое евреи едят по шабатам на вторую (утреннюю трапезу). Его основной секрет в том, что он позволяет идеально сочетать в себе строгие алахические требования и невероятные вкусовые качества. До субботы кастрюлю с подготовленным чолнтом ставят на субботнюю плату, где он «доходит» до следующего утра. Существует несчетное количество рецептов чолнта
– с бобами, фасолью, картофелем, крупами, мясом, курицей в различных их сочетаниях. Предлагаем вам два варианта: с говядиной и фасолью, а также с курицей и рисом.
Чолнт с говядиной и фасолью.
Замочите на ночь 2 стакана фасоли. Слейте воду. На растительном масле обжарьте 2 луковицы. На дне толстостенной кастрюли разложите 8 половинок картофеля, фасоль и ¾ стакана перловки или ячменя. Посыпьте мукой, специями по вкусу (соль, перец, паприка) и жаренным луком. Добавьте 5-6 неочищенных долек чеснока и залейте водой. Можете добавить упомянутые в прошлых рассылках «кишки». Варите 4 часа на маленьком огне и переставьте на субботнюю плату.
Чолнт из курицы с рисом
Обжарьте 2 крупно-нарезанные луковицы на растительном масле. Добавьте курицу, разделанную на порции. Затем добавьте стакан риса, по две крупно-нарезанные моркови и картофелины, 2-3 ст.л. томатной пасты и специи по вкусу. Залейте 6 стаканами воды. Варите 4 часа на маленьком огне и переставьте на субботнюю плату.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
Еврей поступает в аспирантуру на кафедру истории. На экзамене по истории он отвечает на все вопросы, но от него требуют все новых имен и дат.
- Историку нужна особенно хорошая память! - говорят ему.
- О, вот уж за что не беспокойтесь! Память у меня – исключительная. Себя я помню с восьмидневного возраста: надо мной склонился седобородый еврей и отрезал мне путь к поступлению в аспирантуру.
- Моня, что бы ты сказал, если бы встpетил женщинy, котоpая готова тебе все
пpостить, всегда бyдет к тебе добpа, ласкова, нежна, а вдобавок ко всему – замечательно готовит?
- Здpавствyй, мама.
Leilui nishmata shel Sheina-Mina bat Shmuel tnzv"h