Баллада о тормозах
Не первый день занимаясь психологией анекдота, я каждый раз заново поражаюсь,
насколько мы не замечаем, как на утрированной, анекдотической ситуации проектируются
наши сиюминутные, ежедневные проблемы. И чем нелепей нам рисуется такая ситуация,
тем острей она чувствуется в реальной жизни. Так и хочется в очередной раз вздеть
руки к небу и вскрикнуть: «Люди! Над кем смеемся? Над собой смеемся!»
Возьмем для примера следующий анекдот. Человек приходит в гараж с просьбой отрегулировать
ему погромче сигнал. На недоуменные вопросы автомеханика он объясняет, что это
необходимо ему для того, чтоб этим предупреждать окружающих о том, что у него
проблема с тормозами.
На нашей «дороги жизни» мы сталкиваемся с десятками, сотнями, тысячами, а то
и десятками тысяч проблем и опасностей. И благо бы мы не знали, в чем главный
корень всех наших бед, а то ведь каждый из нас подспудно осознает, что его «тормоз»
неисправен. В погоне за мнимым благополучием, в постоянном соревновании с соседями,
друзьями и просто случайными встречными мы проводим большую часть нашей жизни,
позабыв вовремя «нажать на тормоза». И что же вместо этого? Вместо того, чтобы
тем или иным образом решить сам
корень проблемы и вовремя исправить «наши тормоза», призвав на помощь всю нашу
способнось к самодисциплине, лишь самые предупредительные из нас стараются хотя
бы внешне изменить положение вещей. Но и эта предупредителность обычно ограничивается
«налаживанием громкости сигнала»м в виде пустых морально-этических лозунгов,
а не починкой наших многострадальных тормозов.
Еврейский образ жизни с его подчинением 613 заповедям является одним из лучших
«тренажеров самодисциплины». Эта самодисциплина охватывает все стороны нашей
многогранной жизни. Мы призваны думать, что нам можно есть, а от чего – как ни
трудно, но следует отказаться. Мы призваны обдумывать наше каждое действие в
шабат и даже в самой сокровенном, сексуальном плане нашей жизни мы подчинены
все той же строгой самодисциплине. Конечно, и у каждого из нас порой «отказывают
тормоза». Причем, не раз в самое неподходящее
для этого время. Но зато в попытке изменить ситуацию, мы будем заниматься не
бессмысленной регулировкой сигнала...
Недельная глава «Ноах»
Недельная глава «Ноаха» повествует о двух ключевых моментах мировой истории.
В ней описывается история всемирного потопа и история строения Вавилонской башни
(Вавилонского столпотворения). А в самых последних строчках недельной главы мы
узнаем родословную первого еврея – Авраама-авину (Авраама, нашего праотца).
Вавилонское столпотворение – довольно распространенный фразеологический оборот.
Давайте, хоть немного попытаемся разобраться, что же именно там происходило.
Начнем попорядку. Итак, за 1656 лет, начиная от сотворения первого человека,
человечество достигло такого морального упадка, что заслужили кары потопа. Лишь
один человек, Ноах несмотря ни на что оставался Человеком с большой буквы и в
атмосфере абсолютной анархии, разврата, грабежа и всех вытекающих отсюда последствий,
вел абсолютно праведную жизнь, а потому
и не был приговорен к смертной казни в водах потопа в отличие от всех его аморальных
соратников. Но вот потоп окончен. От Ноаха и его потомков начинается новая ветвь
развития человечества, и вдруг все люди начинают дружно собираться в Вавилоне
и строить гигантский небоскреб – знаменитую, так и недостроенную Вавилонскую
башню. Зачем? Почему?
Существовало несколько групп со своими собственными доводами и причинами, но
всех их объединял один, общий лозунг «На благо человечества». Одни хотели доказать,
что в природе нет ничего сверхъестественного. На основе точного математического
расчета они вычислили простую цикличность мировых катаклизмов, отсчитав 1656
лет от потопа до их современности, пришли к выводу, что близок следующий этап
этой природной цикличности, а значит, стоит предпринять экстремальные меры безопасности
и построить сооружение, спопобное
оградить человечество от возможного стихийного бедствия. Сам по себе подход кажется
весьма логичным и даже похвальным. Но он скрывает в себе весьма существенный
недостаток. В его основе лежит чисто марксистская предпосылка, что материя –
главный двигатель человечества. Что все зависит от чисто прагматических действий.
Что потоп – чисто физическое явление, а не наказание за аморальность. Что материальный
мир существует сам по себе, а не является всего лишь проекцией нашего духовного,
морального и поведенческого
состояния.
Тогда в поддержку первой поднимается другая группа, провозглашая, что их целью
является не спастись от природы, и даже не дать ей отпор, а бросить ей вызов
– подняться на небеса, создать новый вид человечества, приспособленный к жизни
в условиях свободного космического пространства, а заодно - увековечить свое
имя, противопоставить бессмертную славу технического прогресса неминуемой смертности,
доказать всем, что «Ленин умер, но дело его живет».
И тут уж вступает в дело и третья группа, желающая подняться на небеса (на башне
ли, на самолете), чтоб дерзко осмотреть все вокруг и презрительно усмехнуться
«Б-г? Чего-то я его не увидел!», и подготовить почву для знаменитого достоевского
умозаключения «если Б-га нет, значит, все разрешено».
И завязалось строительство. Строительство общего светлого будущего. А когда мы
строим общее будущее, то каждый кирпич – на вес золота, и частная человеческая
жизнь – ничто по сравнению с ним.
Но если даже великий ученый Нильс Бор повесил подкову к дверям своего дома, поясняя,
что «несмотря на то, что он не верит в приметы, подкова приносит счастье даже
тем, кто в это не верит", то уж Творец мира действует, не зависимо от того, верим
ли мы в Его действия. Вдруг оказалось, что уже нет всех тех зачинщиков, пытавшихся
доказать, что это Б-га–то нет. Любители мутаций, бросившие вызов силе природы
превратились в...обезьян. Тех самых, существование которых по сей день подкрепляет
материалестическую идеологию
строителей Вавилонской башни в глазах тех, кто верит не в то, что человек может
скатиться до уровня животного, а в то, что сила – довод, что выживает сильнейший
(вот только еврейский народ почему-то является живой иллюстрацией обратного),
и что животное, управляемое инстинктами, каким-то необъяснимым образом может
подняться до уровня человека, управляющего своей свободой выбора.
Все же остальные, понемногу теряющие свой индивидуальный, человеческий облик
ради сомнительного коллективного благополучия, потеряли наиболее характерный
обобщающий, человеческий критерий – общий язык. Общая работа в условиях отсутсвия
коммуникации стала нереальна. Так закончилась история Вавилонского столпотворения.
Или еще нет?
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе, касается каждого из нас лично». Об сказанного и в наши дни судите сами.
Жемчужины еврейского комментария – Тора в стихах.
«Мы строим супер-башню в Вавилоне,
Чтоб людям в мире лучше стало жить:
Чтобы небес моральные заслоны
Нас перестали совестью душить.
Давно язык мы общий потеряли –
Нам не о чем друг с другом говорить.
Мы не скорбим о тех, кто вниз сорвались.
Мы в трауре, коль упадет кирпич.»
---
Пусть Вавилон давно уже разрушен,
Пусть супер-башней нас не удивить.
Как видно, путь другой немного нужен,
Чтоб людям в мире лучше стало жить…
Женский уголок
Итак, общий язык – необходимое условие общей жизни. Этот вопрос стоит наиболее
остро в рамках семьи. Причем иногда оба супруга могут говорить на русском, иврите,
английском или суахили и не понимать друг друга, а иногда люди могут знать всего
лишь несколько общих слов и при этом совершенно понимать друг друга, даже без
слов. Что значит «мы займемся уборкой», «я скоро приду», «скромный подарок» в
вашем семейном лексиконе? Кто такие «мы», что значит «скоро», и как определяется
«скромность» подарка?
Умейте четко выражать свои мысли! Прислушивайтесь друг к другу! Искренне желайте
достичь полного взаимопонимания! И тогда вы удостоитесь построить крепкий дом
и почувствуете себя на небесах!
А теперь давайте спустимся с небес на землю и подумаем, что приготовить избраннику
сердца.
Курица со сливами.
Нарежьте курицу на порции. Посолите. Поперчите. Обжарьте лук на глубокой сковороде.
Добавьте курицу и обжарьте со всех сторон. Добавьте содержимое банки консервированных
слив (вместе с сиропом). Вскипятите. Накройте крышкой и варите 45 мин. на медленном
огне.
Картофель по-швейцарски.
Отварите картофель в мундире до полуготовности. Очистите. Натрите на крупной
терке. Добавьте соль и специи по вкусу. Обжарьте плоским блином на маргарине
с двух сторон. Посыпьте чесноком и мелконарезанной зеленью.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
- Яша, ты счастлив?
- А куда ж деваться...
- Что такое дилемма?
- Бесплатная ветчина.
Леилуй нишмата шель Шейна-Мина бан Шмуэль т.н.ц.б.х.