Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Если вы хотите процветать" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Октябрь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
13
|
14
|
15
|
16
|
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
27
|
29
|
30
|
|
31
|
Автор
Статистика
844 подписчиков
0 за неделю
0 за неделю
Взгляд в вечность . Гмар хатима това и легкого поста!
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Мы и ангелы. Вот уже приближается, наверное, самый святой день еврейского календаря – Йом Кипур (День Искупления). В этот день большинство евреев (среди них и те, кот в повседневной, будничной жизни достаточно далеки от еврейства) соблюдают строгий пост. Между тем в самой Торе помимо заповеди поститься 10 тишрея (в этом году - с вечера среды до выхода звезд в четверг), в книге Ваикра заповедано, между прочим, поститься и 9 тишрея. Что? Поститься более двух суток? Где это видано, где это слыхано?! Это просто невыносимо! Совершенно верно. Мудрецы Торы с вами согласны. Дело в том, что предпраздничная трапеза накануне самого Йом-Кипура «защитывается» нам как дополнительный день поста! Вот это уже совсем непонятно. Как это еда сама по себе может считаться постом? Представьте себе, что у нас нет ни малейшей потребности в пище. Кроме того, нам не нужно ни пить, ни умываться. Да и супружеская близость нас нисколько не интересует. Всю свою жизнь мы бы проводили в пламенной молитве. Кем бы мы были? Правильно, ангелами! Безгрешными, бесплотными, чисто духовными существами. Но в том то и дело, что мы не ангелы. У каждого из нас – свои материальные, физическиесвои потребности. В душе каждого из нас бушуют свои страсти. У каждого из нас свои вредные привычки, свои недостатки, свои пороки, в конце концов. Для того, чтобы выдержать 25 часов поста, нам необходимо хорошенько подготовиться и значительно подкрепиться. Да мы не ангелы, мы люди! И тем не менее, мы готовы на целый день стать им подобными. И даже более того! Мы готовы стать выше их – ведь у нас есть свобода выбора, у нас есть свои человеческие слабости, над которыми мы способны возвыситься, и мы сознательно выбираем этот путь возвышения! И именно поэтому нам, людям, несмотря на свою приземленность, готовым уподобиться ангелам, сам материальный акт еды защитывается как высшая заслуга, неменьшая, чем сам пост в Йом-Кипур. И точно так же искреннее раскаяние и бесповоротное исправление превращают все промахи прошлого в заслуги! Недельная глава «Аазину» Большая часть нашей недельной главы «Аазину» («Выслушайте») посвящена предсмертной песни Моше рабэйну, в которой он пророчествует о судьбе еврейского народа на многие века. В ней вся наша история: потеря причинно-следственной связи, отказ евреев от многовекового наследия предков, изгнание, последующие за всем этим и, наконец, месть Всевышнего народам, издевавшимся над нами. И хотя самый лучший перевод не в силах передать всю силу поэзии и пророчества Моше-рабэйну на Святом Языке, вы можете хотя бы поверхностно ознакомиться с ними в любом переводном изданиии Торы. В нашей рубрике «Жемчужины еврейского комментария» мы еще углубимся в один из аспектовом главы Аазину, а нашу главную статью в преддверии праздника, мы бы с вашего позволения все-таки хотели бы посвятить Йом-Кипуру. Представьте себе, что раз в год (а то и раз в жизни) у Вас и только у Вас появился шанс в течении нескольких минут загадать любые самые заветные желания от имени всего человечества. Ну, хотя бы не всего человечества, а от имени всего еврейского народа. Что бы Вы попросили? Мира во всем мире? Всеобщего счастья? Слишком расплывчато и абстрактно. Чтоб каждый работал по возможностям, а получал по потребностям? Слишком избито. Чтоб.. ну что бы такое придумать? А впрочем, к чему все это? У еврейского Первосвященника такая возможность – просить за весь еврейский народ – реально появлялась каждый год, когда на Йом-Кипур (Судный День или День Искупления) он имел право (и прямую обязанность) заходить на несколько минут в Святую Святых Святого Храма. Одной из обязательных просьб любого Первосвященника в этой торжественнейшей и трогательнейшей ситуации была молитва… «чтоб Всевышний не прислушивался к молитвам путников о прекращении дождя». Да-а. Нет слов…Ох, уж эти евреи! Неужели нельзя было придумать что-нибудь по-эффектней, по-романтичней, ну хотя-бы по-полезней, что ли?! И это - обязательная молитва?! Какая мелочность по сравнению с глобальными проблемами человечества! Но вспомним, что значил дождь для Страны Израиля, где нет ни Волг, ни Нилов, ни Тигров, ни Евфратов. Вода – это жизнь, а в Земле Обетованной только дождь и был ее единственным источником. И вот прочувствуйте ситуацию: весь еврейский народ слезно молит о живительных дождях. Наконец-то после нескольких месяцев засухи с неба закрапали первые капли. И тут вдруг какому-то путнику страсть как не хочется промокнуть, и он неменее слезно начинает молить о временном (только временном! пока я не доберусь до места!) прекращении дождя, забывая, что всегда кто-нибудь будет находиться в пути-дороге… И в самый Святой День в году, в Святая Святых Святого Храма обязательной молитвой Первосвященника была молитва о том, чтоб эгоистические порывы того или иного еврея не смогли бы решить судьбу целого народа. --- В этот трепетный День Искупленья Народ Свой, молю, не суди За тех, ищет кто не прощенья, За тех, кто еще в пути, За тех, кто еще не понял Живительной силы дождя, За тех, кто от собственной боли Не слышит, как стонет Земля. У Святая Святых на пороге Я сегодня молю, не суди Нас за тех, кто пока в дороге, У кого еще все впереди! Жемчужины еврейского комментария «Польется как дождь учение мое, закаплет как роса речение мое, (освежит вас) как дождь с ветром – зелень и как капли – траву» (Дварим перевод раввина Ицхака Зильбера, «Беседы о Торе») Комментарий Ор-Ахайим обращает наше внимание на разные синонимы дождя и травы в этих строчках. Неверно видеть здесь лишь попытку поэтического разнообразия Торы, обычно такой скупой на слова. На самом деле в различии тонких оттенков этих синонимов скрыт глубочайший смысл. Известный еврейский праведник раби Зюся из Анаполя однажды сказал: “Если Небесный Суд задаст мне вопрос, почему я не стал Моше-рабэйну, я запросто найду, что ответить. Но что мне ответить, если меня спросит, почему ты не был настоящим раби Зюсей?!” Каждому – свое, и с каждого – свой спрос. Чтобы расти, мягкой траве достаточно лишь несколько капель росы - больше она выдержать неспособна. А вот более жесткой зелени необходим гораздо более обильный дождь с ветром. Но в любом случае, отказ от воды не только препятствует росту, но и попросту равносилен смертному приговору. Сравнение живительной силы Торы, ее моральных устоев и подчас необъяснимых предписаний с водой нередко в нашей традиции. Никто не обвинит нас, почему мы не достигли глубины ее познания на уровне Моше рабейну. Но у каждого из нас есть свой потенциал. Положа руку на сердце, у каждого из нас есть, что исправить, чтобы стать хоть чуточку лучше. И именно за степень реализации этого нашего личного потенциала, за то были ли мы “настоящие мы”, нам и предстоит дать ответ. По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами. Спрашивали? Отвечаем! - Почему еврейская национальность определяется не по отцу, а по матери? Вопрос – острый, злободневный и подойти к нему можно с нескольких сторон. Прежде всего, закон есть закон, и именно такой порядок установлен Торой (трактат Йевамот): евреем является тот, кто рожден у матери еврейки или сознательно принял на себя иудаизм. Первые евреи – Авраам и Сара – сознательно сделали свой выбор и стали евреями. Сын Авраама и еврейки Сары, Ицхак – еврей, а его брат по отцу, Ишмаэль, сын египтянки Агарь – нет. Жены Яакова, сына Ицхака сознательно приняли на себе иудейскую веру, и их дети стали родоначальниками двенадцати колен. А вот его брат-близнец, Эсав, предпочел жениться на соблазнительных идолопоклонницах, и на этом окончилась его связь с еврейством. И естественное право, и здравая логика указывают на первоочередность связи ребенка именно с матерью. С кем в большинстве случаев остается ребенок при разводе родителей? В чьей утробе, в конце концов, он развивается в самый первый и самый ответственный период жизни? И тем не менее, мы все знаем, что принадлежность к коленам, наследный удел и т.п – все это из поколения в поколение было обусловлено как раз по отцу. Царь Давид известен как потомок Йеуды, коэны-священослужители – потомки Аарона по отцовской линии, левиты – подобным же образом потомки Леви. Так нет ли тут явного противоречия? Еврейская традиция утверждает, что в зарождении человека участвуют три партнера: мать, отец и Всевышний. Причем каждый дает ребенку что-то определенное. В числе других вещей от Всевышнего зависит душа (нешама), от отца – кость, а от матери – кровь. Необходимо иметь в виду, что речь идет не о качестве костного мозга и не о группе крови, а о духовных значениях данных понятий. О понятии «кровь» мы уже говорили в одной из наших предыдущих рассылок в связи с вопросом переливания крови. Напомним вкратце, что кровь – это жизненность, материальное воплощение той животной силы, отличающей мертвое тело от живого и живую природу от неживой. Итак, от матери как раз и зависит этот общий жизненный потенциал ребенка. Кость же, скелет является тем основанием, костяком, на котором держится эта сила, тем руслом, направляющим этот жизненный поток. Другими словами от отца зависит конкретное, детальное направление общего жизненного потенциала своих потомков. Теперь разберемся: в том случае, когда общий жизненный потенциал ребенка заведомо еврейский, то внутри него неоспаримую роль играет направление отца, его принадлежность к тому или иному колену (теме еврейских колен мы планируем поствятить одну из ближайших рассылок) и т.д. Но если сам жизненный потенциал не имеет никакого отношения к еврейству, то нет никакой возможности направить его в какое-либо внутри-еврейское русло. Нельзя обойти тот факт, что разделения на колена возможны только внутри еврейского народа. Согласитесь, невозможно быть, к примеру, монголом из колена Беньямина или мексиканкой из колена Иеуда! Тут любопытно отметить, что молясь за различные житейские дела (выздоровление, подходящий избранник сердца, потомство, успехи и т.п.) мы упоминаем имя человека и имя его матери (к примеру, Яаков, сын Сары), как бы подчеркивая источник его жизненности. Но вот во всем, что касается молитв за упокой, могильных надписей и вообще упоминания человека после смерти, то есть по иссякании этой жизненности, мы называем его по отцу. (Например, Рамбам - раби Моше бен Маймон, Моше Маймонид). Ну а как же быть с теми, кто не являясь детьми матери-еврейки добровольно и сознательно принимают на себя религию, а с ней и судьбу еврейского народа? Неужели мы заставляем их сделать переливание еврейской крови и трансплантацию еврейской кости?! Конечно же, нет. Ведь недаром мы заведомо оговорились, что понятия «кровь» и «кость» рассматриваются в нашем контексте в сугубо духовном измерении. Что же происходит с человеком, когда он решает взвалить на себя бремя и поствятить себя цели многострадального еврейского народа? Он добровольно меняет источник своей жизненной силы, в корне меняя свой духовный потенциал. И в этом плане он обретает себе...новых «родителей». Да-да! Все прозелиты становятся автоматическими потомками Авраама и Сары - тех самых первых евреев, впервые сознательно сделавших свой выбор. От них он ведет свой поток, и они направляют его в подходящее ему русло. С нетерпением ждем ваших вопросов по адресу vzglad@hotmail.com .Не стесняйтесь! Женский уголок Как мы уже говорили, обильная трапеза накануне Дня Искупления (я все никак не могу понять, почему среди русскоязычных евреев настоящий, грозный, Судный День, т.е. день неподкупного Б-жественного суда – Рош-Ашана, называется просто «еврейский новый год», а Йом-Кипур, день последнего шанса на амнистию, по сути своей милосерднейший день в году – переводится как Судный День) сама по себе считается величайшей заповедью равной самому строжайшему посту в сам Йом-Кипур. Однажды знаменитый еврейский праведник и заступник всего еврейского народа, раби Леви-Ицхак из Бердичева, войдя в синагогу с началом службы Йом-Кипура, начал пристально вглядываться в лица присутствующих. Наконец, он воздел руки к небу со словами: Владыка мира! Посмотри, как непохож Твой народ на все остальные! Ты приказал поститься в День Искупления и приказал побольше есть в кaнyн этого дня. Да если бы дpyгиe народы получили такой наказ, многие из них давно бы были уже навеселе. Твой же нapoд соблюдает слова Твои, и хотя все они ели и пили, все они с трепетом явились в синагогу трезвыми и серьезными, и нет ни одного пьяного среди них. Так прости же ты их! Так на каком же меню остановить свой выбор по случаю такой важной и нужной трапезы? Предлагаем вам рецепт праздничного салата, а также псевдо-рыбных котлет (саму рыбу употреблять перед постом не рекомендуется, так как рыбные блюда могут вызвать чрезмерную жажду, а вот сохранить ее вкус не помешает). Яркий капустный салат. Мелко шинкуем кочан капусты. Добавляем полоски разноцветных перцев и содержимое ананасовых и кукурузных консервов. Солим, заправляем майонезом и подаем к столу. Псевдо-рыбные котлетки Обжарьте 2 луковицы. Добавьте 6 стаканов воды, кружочки 2 морковей, пол-ч.л. соли, ч.л. сахара и щепотку перца. Вскипятите и варите 10 мин. Приготовьте фарш из 1 кг куриных грудок, 2 луковиц, 2 куска булки, вымоченных и отжатых, 2 ст.л. растительного масла, 3 яйца, соли и перца. Слепите котлетки и варите в отваре на медленом огне 40 мин. Над кем смеемся? Над собой смеемся! Два еврея переходят дорогу в неположенном месте. К ним подходит милиционер и требует штраф за нарушение правил уличного движения. - Простите, великодушно, за вопрос, но неужели даже Героям Советского Союза нельзя переходить здесь дорогу? - Героям, конечно, можно! — отвечает милиционер, и, отдав честь, отходит. - Ты что, Герой Советского Союза? – удивляется второй еврей - А что, и спросить нельзя? Престарелый еврей наставляет молодого собрата. -Представь, что тебе предложили на выбор два мешка - один с умом, а другой с деньгами. Ты какой бы взял? - Конечно с деньгами! - А вот я бы на твоем месте взял мешок с умом... - (смущенно) Ну, каждый, наверно, берет то, чего ему не хватает! Леилуй нишмата шель Шейна-Мина бат Шмуэль т.н.ц.в.а.
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.vzglyad Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||