Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность


Информационный Канал Subscribe.Ru

Пища для размышления

Согласно еврейской традиции, в создании каждого человека сотрудничают три участника
– мать, отец и Б-г. Отец и мать дают ребенку кровь и плоть, а Б-г наделяет эту
"кровь и плоть" тем, что именуется "душой". Кстати, о родителях. Не может не
удержаться, чтобы не поделиться с нашими дорогими читателями очередным анекдотом.
Измученный родитель врывается в кабинет к педиатору: "Доктор! Помогите! Жена
уехала в командировку и оставила меня с нашим малышом. Я с ним и гуляю, и занимаюсь
гимнастикой, и кварцевые ванны
ему каждый день делаю, и массаж! А ребенок постоянно орет и все теряет в весе!"
"Да, действительно странно," удивляется опытный врач: "А чем Вы его кормите?"
"-О, Г-споди! Ну так и знал, что что-нибудь забуду!"
Конечно, весьма сомнительно, чтобы кто-то из нас забывал кормить свою "кровь
и плоть".  И даже супер-специалисты по лечебному голоданию вероятно согласятся,
что нет-нет, да изредка человеку все же надобно подкрепиться. Точнее, опять-таки,
подкреплять свою кровь и плоть, т.е. бесценные дары наших родителей. Что касается
дара их Третьего Партнера, то тут уже дела предстают не в столь ясном свете.
Конечно, среди наших читателей не найдутся те, кто полностью отрицают важность
"духовной пищи" и сводят свой образ
жизни исключительно к животному угождению животу и другим частям тела. В конце
концов, всем нам знаком "обрезанный" КПСС лозунг Торы "Не хлебом единым жив человек"!
Тем не менее, даже среди них вряд ли найдутся столь заботливые старатели, которые
ежедневно делают своей душе "кварцевые ванны, гимнастику, масаж и прогулки" ввиде
походов в музеи, на концерты, чтения художественной литературы, медитации и других
т.наз "духовных наслаждений". Но самое страшное, что даже те, кто более-менее
постоянно или периодически,
делают все вышеперечисленное, забывают о самом главном. О том, что помимо всех
этих полезных и благодатных вещей, во многом сопутствующих ее росту, душа, точно
также как и наше "бренное тело" нуждается в пище, в постоянной подпитке из того
самого Источника, из которого она черпает свою жизненную силу. Без этого же наши
бедные души чахнут и целыми днями изводят нас своим немым криком – необъяснимой
хандрой, депрессиями, неудовлетворенностью жизнью и т.д. и т.п. 
Но где же, в каком магазине достать нам эту столь необходимую пищу? "Не продается
вдохновенье, но можно рукопись купить!" Евреи хранят эту рукопись уже более трех
тысяч лет! Ее имя – Тора. В ней каждый найдет те оригинальные рецепты осмысленной
жизни и счастья, столь необходимые в пищу нашим душам. Всего их – 613, но если
принять во внимание, что это число включает в себя и те "рецепты", которые касаются
только коэнов, или только царей, или распространяются исключительно на то время,
когда у евреев был (и будет)
Храм, то мы придет к заключению, что в повседневной жизни самые благоверные евреи
используют всего-то несколько десятков "рецептов", именуемых "заповедями". И
неужели выполнение этих "неробких десятков" -  слишком большая плата за насыщение
нашей бесценной души?

Недельная глава «Балак»

Новоизбранный царь Моава, Балак, опасается евреев и призывает к себе на помощь
величайшего колдуна и пророка того времени, специалиста по благословениям и проклятиям,
бывшего советника фараона и «по совместительству» ярого антисемита – Билама (Валаама),
чтобы последний проклял еврейский народ. Ввиду ряда личных причин Билам вначале
отнекивается, но затем соглашается. Однако, вместо проклятий у него вырываются
благословения. На прощание Билам дает Балаку дельный совет по окончательному
решению еврейского вопроса
– соблазнить евреев развратом с прекраснейшими представительницами слабого пола
народов Мидьяна и Моава. План удается на славу. Среди евреев вспыхивает эпидемия,
унесшая жизни 24 тысяч из них, и только решительное вмешательство внука покойного
Аарона, Пинхаса, спасает положение и останавливает разврат, а с ним и эпидемию.

У тех, кто поверхностно-бегло ознакомится с текстом текущей недельной главы (особенно
в переводе) личность Билама вряд ли вызовет особые симпатии, но и особой неприязни
 не спровоцирует. Так, малость слабохарактерен (пойти-не пойти?), корыстолюбив
(но ведь за это предлагают хорошие деньги!), за деньги готов на разные мелкие
подлости (проклясть слабого и беззащитного, например), а так – ничего особенно
страшного, слегка туповат (вон, даже его знаменитая ослица оказалась прозорливее
его и увидела на дороге препятствия,
о которых он и не подозревал),  даже достаточно б-гобоязнен (так прямо и заявляет
делигации Балака, ничего, дескать, поделать не могу – как Б-г захочет, так и
будет). Какого же будет их изумление, узнав, что основываясь на более глубоком
и вникнутом прочтении текста и комментариев, еврейская традициция говорит о Биламе
как об  отъявленном негодяе, не погнушившимся ни одним преступлением на свете,
познавшим всю существующую в мире грязь и как о злейшем враге еврейского народа!
Что даже все его вынужденные благословения
скрывают под собой лютую ненависть к потомкам Авраама, Ицхака и Яакова! Что его
дружеский совет Балаку был лишь последним в веренице подобного рода различных
предложений и нововведений, преследовавших одну единственную цель - уничтожение
евреев - начиная с науськивания фараона топить всех еврейских мальчиков-младенцев
в водах Нила! Что при всем этом он был не наивным глупцом, а мудрейшим человеком
своего поколения, чей пророческий дар едва ли не превсходил уровень самого Моше-рабейну!
Но почему же Тора не пишет все это прямым текстом? Почему о злодейской сущности
Билама мы должны учить только из подтекста? Почему бы открыто не поставить  Биламу
в самом начале повествования яркий ярлык – «подлец», и все сразу станет на свои
места? Но в том-то и дело, что явное зло редко является к нам в своем истинном
облачении. Оно может рядиться в безобидные, мелкие пакости, разного рода вредные
привычки, склонности и отговорки, легкомысленные идеи и шаловливые мысли, а порой
и вовсе в одежды добра.
 Кто соблазнится ядом в пузырьке с черепом и костями? То ли дело, в виде различных
сладостей, копченностей и алкогольных напитков, травящих наш желудок! Или еще
лучше в виде широкого ассортимента «некошерностей» вроде ветчинки, кальмаров
и мясных щей со сметаной, травящих наши еврейские души!
Зло надо уметь разглядеть! Разглядеть всю его нагую правду под всеми внешне приличными
покровами и личинами! Чтобы проникнуть в злодейскую суть Билама, недостаточно
тех характеристик, что лежат наповерхности - необходимо гораздо глубже вчитываться
в тект! Чтобы уберечь себя от зла, недостаточно смотреть на ярлыки и этикетки,
надо искренне желать «во всем дойти до самой сути»!      
Ну а как же насчет Биламовской б-гобоязненности? Мы уже подчеркнули, что Билам
был негодяем, но отнюдь не дураком. И то, что нам кажется б-гобоязненностью,
для него было всего-навсего осознанием реальности. Он мог всеми силами пытаться
бороться с ней, но отвергать ее?


Жемчужины еврейского комментария
«(Балак) послал посланников к Биламу... позвать его, сказав: Вот вышел народ
из Египта...» (Бамидбар 22:5)
«Сказал Билам Б-гу: Балак сын Ципора, царь Моава, послал ко мне (делегацию со
словами): Вот народ выходящий из Египта...» (Бамидбар 22:11)

Комментарий Кли-Якар обращает внимание на такую, казалось бы, мелочь, как изменение
глагола  прошедшего времени «вышел» в речи посланников Балака на причастие настоящего
времени «выходящий» в речи Билама. Необходимо иметь в виду, что Билам идеально
подобирал и выверял каждое свое слово. Еще бы! Ведь его основным оружием была
речь, его всемирно известная сила проклятия и благословения, и пользовался он
своим поистине виртуозно!
Так что же подразумевал этот гнусный злодей под тонкой грамматической заменой
«вышел» на «выходящий»? Выход из Египта для еврейской традиции является важнейшей
точкой. Это -  не просто историческое событие, не просто первая волна эмиграции,
а выход из рабства на свободу. Причем не только из рабства физического. А для
того, чтобы обрести свободу в полном плане, недостаточно улучить удобный момент,
чтобы сбежать от хозяина, а надо изменить всю свою рабскую психологию и почувствовать
себя свободным. Свободным
от прихотей не только постоянных, внешних поработителей, но и от собственных
в том числе. Не быть рабом желудка, чувственных порывов, сиюминутных соблазнов
окружающего мира и своего эго. Порвать связь с комфортным, привычным «египетским
укладом жизни». Стать по-настоящему свободным и физически, и духовно. И Билам
это знал. Знал, что выход из Египта был не самоцелью. Знал, что намного легче
выйти из Египта, чем изгнать философию Египта из себя.
И как же профессионально, ловко и элегантно этот антисемит обвиняет еврейский
народ: «Народ, который вышел из Египта?! Куда там! Народ только-только выходящий
из Египта! Чуть что -  и сразу начинаются воспоминания о вкусной египетской рыбке,
да кастрюле с мясом для надсмотрщиков, вокруг которых подобострастно крутились,
принюхиваясь, еврейские рабы. И даже новое поколение, вырасшее в пустыне и все
свои знания о мощной египетской державе, получившее понаслышке, заразилось родительской
ностальгией и упрекает
Моше-рабейну за то, что тот лишил их любимой отчизны....»!
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.


Женский уголок

Сегодня мы посвятили немало слов теме пищи для души. И все-таки не мешало бы
вспомнить и о такой насущной проблеме как пища для тела. Тем более 
 Одно из самых знаменитых невольных благословений Билама – «Как хороши твои шатры,
Яаков, твои жилища Исраэль!». И хотя, конечно, вкусная еда – не единственный
залог хорошей атмосферы в доме, не стоит недооценивать ее значение в жизни каждого
из нас. Так постараемся приложить все возможные усилия, чтобы благословение Билама
распространялись на дом каждой из нас!

Лосось на решетке.

Обмазать куски лосося смесью соли, сахара и оставить на ночь. Добавить рубленый
чеснок по вкусу.  Положить на решетку. Печь в гриле не больше 15 минут.

Кускус с зеленью

Приготовить кускус по указаниям на упаковке. Смешать мелко-нарубленную луковицу
с петрушкой и укропом. Добавить специи по вкусу, по столовой ложке лимонного
сока и оливкового масла. Смешать все с кускусом. Подавать горячим или холодным.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

- Скажи-ка, Мойше, как ты думаешь: если любовь это - свет всей жизни, то что
же тогда супружество? 
-  Как что? Счет за электричество!

- Ой, Абpам! Как хоpошо что я тебя встpетил – ведь ты мне как pаз уже месяц как
должен 5 pублей.
- Hу и жлобская-же ты натуpа, Изя! Я уже и думать пpо них забыл!

Leilui nishmata shel Sheina-Mina bat Shmuel tnzv”h

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.vzglyad
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное