Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность Shabbat shalom!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Что и требовалось доказать, или вот в чем вопрос.

Итак, на прошлой неделе мы уже начали нашу «духовную подготовку» к празднику
Песах. Мы говорили о том, что принцип построения Пасхальной Агады полностью противоречит
общеизвестному «начали за здравие, а кончили за упокой». Мы также упоминали,
что этот «за упокой», с которого начинается текст самой Агады, говорит об идолопоклонических
традициях предков народа Авраама, Ицхака и Яакова. Но на самом деле, историческому
повествованию, именуемому Агадой, предшествует некое предисловие, состоящее в
основном из серии
вопросов. Во-первых, это вопросы самого младшего участника Седера, известные
под названием «Ма ништана» («Что изменилось») – о них мы поговорим ниже, а также
вопросы четырех сыновей – умного, злодея, наивного и неспособного задать вопрос
-  которым мы посвятим наши следующие выпуски.
Но почему Пасхальная Агада в частности и иудаизм в целом  придает такое исключительное
значение вопросам? Ведь трудно предположить, что за всем этим стоят лишь художественно-риторические
приемы, лишенные какой-либо смысловой нагрузки, тем  более зная еврейскую предпосылку
о том, что евреи призваны извлечь урок из всего, существующего на свете. 
Любой опытный педагог знает, что если по окончании урока или лекции в аудитории
не возникает ни одного вопроса, то это может свидетельствовать лишь об одном
из двух – или после его объяснений ученикам все стало досканально понятно, или
им настолько все непонятно, что даже не найти соломинку возникшего вопроса, чтобы
зацепиться за нее для поиска ответа.
Когда речь идет о всеобъемлющей еврейской религии, можно со смелостью отбросить
версию о том, что и так всем все досканально понятно, а значит, отсутствие вопросов
заведомо является удручающим сигналом. (Не потому ли так переживает наша редакция,
переставая получать ваши письма на почтовый ящик vzglad@hotmail.com? И не является
ли еврейская национальная черта отвечать вопросом на вопрос той подсознательной
реакцией, сигнализирующей о том, что с точки зрения еврейского мышления, у нас
все в порядке?)
Но с каких же вопросов начинается Пасхальный Седер? Какие именно вопросы интересуют
его самых младших участников? Здесь интересно указать на разницу между традиционным
еврейским восприятием и интрепретацией евреев, чьей единственной связующей нитью
с традицией отцов и является тот самый Седер. Разницу, вытекающую из отличия
традиционной еврейской пунктуации от привычных всем запятых и вопросительных
знаков.
 Все до единого согласны, что детские вопросы начинаются со слов «чем отличается
эта ночь от других ночей?» Но главные отличия в интрепретации начинаются дальше.
Многие ошибочно полагают, что несмышленного ребенка интересуют исключительно
внешние детали, характерные для праздника Песах и наивно игнорируя тот факт,
что средний, наблюдательный и любознательный ребенок и так подмечает все детали,
менторским тоном объясняют: Потому что во все ночи мы едим и хамец, и мацу, а
в эту ночь только мацу, потому что во
все ночи мы едим разную зелень, а в эту ночь – только горькую зелень, потому
что во все ночи мы не обмакиваем еду, а в эту ночь обмакиваем дважды и потому
что во все другие ночи мы едим и сидя прямо, и облокотившись, а в эту ночь все
мы облокачиваемся. Вот и вся тебе премудрость. То есть главное отличие праздника
Песах от остальных 364 дней года -  в его внешних, обрядовых проявлениях.
Но настоящая еврейская традиция оценивает IQ наших детей немного выше. Не внешние
признаки, видные невооруженным взглядом, а нечто более глубокое интересует чистые
души еврейских детей: Чем отличается эта ночь от всех ночей, что во все ночи
мы можем есть и хамец, и мацу, а в эту ночь только мацу, что во все ночи мы едим
разную зелень, а в эту ночь – только горькую зелень, что во все ночи мы не обмакиваем
еду, а в эту ночь обмакиваем дважды, что во все другие ночи мы можем есть и сидя
прямо, и облокотившись,
а в эту ночь все мы облокачиваемся? Одним словом, где же он, корень отличия этой
ночи, проявляющийся в разных областях сегодняшней ночи? Как можно одновременно
есть исключительно горькую зелень  с однозначным привкусом рабства и возлежать
на подушках, подобно величайшим вельможам? Как можно обмакивать вкусные овощи
в эту противную, соленую воду, а горькие овощи – в сладкий харосет? Как может
одна и та же маца символизировать и хлеб бедности, и хлеб свободы?
Для ребенка, даже для самого гениального, весь мир делится на однозначно «плохих»
и «хороших», «белых» и «черных» (или «красных», кому что по душе), на «добро»
и «зло». Ему непонятно, как можно сочетать несовместимое, как можно быть совершенно
свободным, находясь в рабстве, и, увы, как можно стать вечным рабом свободы.
Видеть мир во всех его оттенках, смотря глазами свободного и зрелого человека
– вот это корень особенности празника Песах. Вот это мы должны показать своим
детям. Своим детям и самим себе!


Недельная глава «Ки тазриа»

В этой недельной главе обсуждаются законы роженицы, заповедь обрезания и начинается
объяснение признаков болезни цараат, порождаемой сугубо духовными причинами.
 

Сегодня мы бы хотели затронуть несколько важнейших тем. Во-первых, не задавались
ли Вы вопросом, как определяется название той или иной недельной главы? К примеру,
почему прошлая недельная глава называлась «Шмини», а сегодняшняя «Ки тазриа»?
Обычно принято считать, что название каждой из 52 недельных глав Торы зависит
от первого слова, с которого глава начинается. Однако это объяснение не совсем
точное. Многие главы (в том числе и глава «Ки тазриа») начинаются с небольшого
«предисловия» вроде «и говорил Б-г
Моше», но ни одна глава не называется «Говорил». Ну, это вполне понятно – так
как подобные предисловия достаточно часты, чтобы избежать путаницы в названиях
глав, в качестве названия берется первое «оригинальное» слово, обладающее значительным
смыслом.  Стоит заметить, что помимо «общих вступлений» пропускаются и слишком
«общие» слова, лишенные конкретизированного смысла. Так, по идее, прошлая глава
начинается со слова «йом» («день»), а сегодняшняя (сразу после «введения») –
со слова «иша» («женщина»), но оба
эти понятия слишком обобщены и мудрецы предпочли дать главам названия «шмини»
(«восьмой») и «ки тазриа» («если зачнет»).
Как?! Одну минуточку! Тора прямым текстом говорит о зачатии? А где же пресловутая
еврейская скромность? 
Еврейская скромность навряд ли нуждается в адвокатах. Одним из трех базисных
качеств евреев (и в частности еврейских невест) наряду с состраданием и готовностью
реально помочь ближнему по праву считается скромность. Причем это понятие скромности
распространяется на множество областей, в том числе скромность поведения, скромность
речи и, безусловно, скромность в одежде (особенно женской).
Но насколько иудаизму и евреям свойственна скромность, настолько же им чуждо
лицемерное ханжество. Мы не говорим своим детям, что нашли их в капусте или купили
в магазине. В конце пасхальной Агады приводится  полудетская считалка «один –
кто знает?», в которой на каждое число от одного до тринадцати говорится определенное
понятие еврейской жизни: один – Б-г на свете, две – скрижали завета, три – праотца
(Авраам, Ицхак и Яаков)…восемь – дней до обрезания и т.д. Как Вы думаете, какое
понятие связано в этой считалке
с числом девять? Совершенно верно! Девять -  месяцев беременности. 
Конечно, всему свои границы. И еврейские девушки не вникают во все тонкости и
детали семейной жизни до того, как они окончательно решают выйти замуж.
 Но в общем, называя определенные вещи своими именами, мы оберегаем наших детей
в лучшем случае от анекдотичных ситуаций (когда после подробных маминых объяснений,
что дети появляются в стакане с водой, оставленном на ночь рядом с кроватью,
испуганный ребенок с криками «и это мой сын?!» прибегает к родителям с…пауком,
свалившимся ночью в его стакан), а в худшем – от подглядывания в замочную скважину,
матерного лексикона и «ореола» пошлости, к несчастью, так часто окутывающего
святые таинства любви! 

Жемчужины еврейского комментария 

«А на восьмой день обрежут его крайнюю плоть» (Ваикра 12:3)
Обрезание (брит-мила) – важнейшая заповедь евреев! Это - первая заповедь даннная
первому еврею (Аврааму)!  И она упоминается вновь в этой недельной главе.

Книга «Сефер Ахинух» в общих  чертах разбирает смысл и способ выполнения всех
613 заповедей. И вот что там говорится по поводу заповеди обрезания. Эта заповедь
наглядно показывает, что для того чтобы быть настоящим представителем народа
Всевышнего недостаточно лишь особых внутренних душевных качеств – необходимо
их внешнее проявление, в том числе и постоянный отличительный знак прямо на теле.
Но почему же тогда Б-г не создал евреев изначально обрезанными, чтобы этим заведомо
показать всем народам их обособленность? 
Все дело в том, что выполнение этой заповеди самими людьми из плоти и крови намекает
нам, что как «усовершенствование» тела, так и «совершенствование»  души – находится
в наших руках. 

По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.

Женский уголок

Итак, продолжаем составлять питательное и разнообразное меню на неделю Песах,
позволяющее соблюдать все диетарные законы этого строгого праздника, не нарушая
при этом заповедь «и радуйся в свой праздник».  Как известно, иудаизм отнюдь
не требует от нас полного отрешения от материальных благ, а, скорее наоборот,
поощрает получение максимальных удовольствий во всех сферах нашей жизни (естественно,
включая питание), но в рамках дозволенного законом. И поверьте, все эти законы
на самом деле, служат лишь на благо
самому человеку.
Стандартным заменителем крупяных каш на завтрак, как правило, являются сытные
яичные блюда. Однако совсем не обязательно повторять эпизод из фильма «Одиноким
предостовляется общежитие» («на завтрак – яичница, в обед – яичница, на ужин
– омлет»). Ведь можно, к примеру, испробовать хотя бы следующий рецепт «пестрой
яичной запеканки». 
А вместо мучных блинов и оладей мы предлагаем вам изысканные блинчики из картофельной
муки. Кстати, нарезав их на тоненькие полоски, в ваших руках -  чудесная пасхальная
вермишель! А дальше – фантазируйте сами!

Пестрая яичная запеканка

В 6 взбитых яйца добавьте 100 г сметаны, смешанной со 100 г тертого сыра. Добавьте
также нарезанные кубиками морковь, картофель, красный и зеленый перец, помидор,
по пол-стакана укропа и петрушки (или любой другой зелени) и нашинкованную маленькую
головку лука. Посолите, поперчите, обжарьте минут 5 на сливочном масле, закройте
крышкой и тушите еще минут 40 на небольшом огне.

Картофельные блинчики

Приготовьте тесто из трех столовых ложек картофельной муки, двух взбитых яиц,
двух стаканов воды и пол чайной ложки соли. Выкладывайте тонким слоем на хорошо
смазанную маслом небольшую сковородку и прожарьте с обеих сторон. Готовые блинчики
идеально сочетаются с любой начинкой – мясной, молочной (творожной, сметаной,
брынзой), рыбной и даже фруктовой. 

Над кем смеемся? Над собой смеемся! 
Антисемит обратился в бюро путешествий: «Я бы хотел провести отпуск там, где
жаркий климат и нет евреев.»
Чиновние долго думал и сочуственно развел руками: «К сожалению, ничем не могу
Вам помочь. Единственное место, где жарко и нет евреев – это ад!»
*
В ресторане появляется плакат: "У нас новое руководство". Постоянный  клиент
спрашивает у официанта:- Что, Арон Моисеевич уволился?
-Нет, но он женился!


Leilui nishmata shel Sheina-Mina bat Shmuel tnzv”h
 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.vzglyad
Отписаться

В избранное