Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность Shavua tov!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Лестница раби из Коцка  

Раби Менахем-Мендель из Коцка был одним из тех немногих людей, которые могут
сказать словами Пастернака «во всем мне хочется дойти до самой сути». Обладая
при этом острым умом и глубокой мудростью, он не мог вынести поверхностного отношения
к чему бы то ни было. Ярчайший пример того – сам факт, как раби Менахем-Мендель
стал раби из Коцка. Вначале ему было невероятно трудно найти свое место, потому
что раби Менахем-Мендель никак не мог смириться с холодным равнодушием, встречавшим
его повсюду. В конце концов, раби с учениками появился в Коцке и тут их нетрадиционно
встретили... градом камней. "Что ж! Доброе предзнаменование! - обрадовался рабби.
– Вот здесь мы и остановимся. Тут, по крайней мере, народ не безучастен. К тому
же невооруженным взглядом видно, что местные жители умеют постоять за то, что
они считают истиной."
Однажды его в шутку спросили: «Чье положение на лестнице выше – того, кто находится
на верхней ступеньке, или на нижней?». На это раби, совершенно серьезно ответил:
«Все зависит от того, кто куда направляется!»
В этих парадоксалных словах – глубочайший смысл! Естественно, большую роль в
жизни играет то положение, которое ты занимаешь на данный момент. С поверхностной
точки зрения, именно оно и отражает подлинную ситуацию.  Но необходимо помнить,
что с точки зрения иудаизма, гораздо важнее не то, где ты находишься, а то, куда
ты стремишься. Человек, чьи помыслы - ввысь и только ввысь, даже находясь на
самой низкой ступени жизненной лестницы, стоит намного выше, чем тот, кто, находясь
на ее вершине, желает лишь половчее спуститься с неподохящего ему пьедестала.
Месяц Элуль, последний месяц перед еврейским Новым Годом, в нашей традиции считается
наиболее благодатным временем для  самоанализа и раскаяния. В этот период каждый
из нас, независимо от того,  на каком уровне он находится в данном отрезке времени,
может и должен решить, в каком направлении он собирается двигаться в будущем:

Или ввысь стремиться всей душой,
Игнорируя гремучих змей шипенье, 
Честным быть всегда самим с собой,
Невзирая на общественное мненье.

Или все же выбрать путь простой,
Где границы все сомнением размыты
И мечтать о рыбке золотой
Под обломками разбитого корыта...



Недельная глава «Ки теце» («Как выйдешь»)

Знаете ли вы, какая недельная глава наиболее насыщена количеством заповедей?
Да-да, именно в главе «Ки теце», которую мы читаем на этой неделе, содержатся
74 из 613 заповедей Торы. Она продолжает нас знакомить с законами войны по-еврейски,
различными положениями брака, огромным числом заповедей милосердия, а заканчивается
особой заповедью помнить о вечной войне с Амалеком.

На протяжении истории еврейский народ пережил  немало войн, немало поражений,
но и немало блистательных побед. Причем война с Амалеком – не единственная упоминаемая
в самой Торе. Так почему же именно о ней нам так строго заповедано помнить? 

В том-то и дело, что война с Амалеком не стандартная война. У этого народа не
было никакой конкретной причины воевать с нами. Ни территориальные претензии,
ни физическая угроза «израильского агрессора» не имели никакого отношения к амалекитянам.
Тем не менее, они добровольно отправились за тысячи километров разгромить слабый,
едва очнувшийся после двухсотлетнего египетского рабства, еврейский народ. Их
грязной по своей природе натурой руководило лишь  влечение к абсолютному злу,
сопротивление малейшим росткам добра и, следовательно, лютая ненависть к еврейской
идеологии с ее гуманными принципами. Ссылаясь на случайность происходящих событий,
Амалек пытался всеми силами охладить пыл остальных народов, пораженных масштабами
чудес, произошедших с евреями и доказать им, что особая связь между Б-гом и народом
Израиля «не более чем сказка».
 И эта война продолжается по сей день. Сегодня, когда все народы смешались, мы
не можем точно определить амалекитян. Но Амалек смешался не только с другими
народами, поселив в них всех зерно антисемитизма. К сожалению, «моральным» принципам
Амалека удалось прокрасться и в наши еврейские души и как часто наше дурное начало,
наш «внутренний Амалек», охлаждает пыл чистых порывов наших душ! Ведь Амалек
– не просто народ. Амалек - это символ абсолютного зла, проявляющегося в нашем
мире.
Но если цель существования мира – приход к бесконечному добру, то зачем и откуда
берется зло? Проблему существования зла необходимо рассматривать в двух плоскостях:
личной и универсальной. Как правило, большинству из нас не дает покоя проблемы
личного плана, тогда как сетуем мы при этом (опять же, как правило) на  глобальные
масштабы существования зла. Что касается личного аспекта, то в наших рассылках
мы уже неоднократно повторяли, что все зависит не столько от объективных факторов,
сколько от нашего субъективного отношения к ним.
Однако это никоим образом не дает нам право отмахнуться от проблем мирового масштаба.
Можно часами разводить демагогию о мировой гармонии, но при этом факт остается
фактом: стихийные бедствия, животный мир, пожирающий друг друга, насилие, массовые
убийства,  человеческая жестокость, уже давным-давно превзошедшая жестокость
животную – все это существует, и существует совсем рядом.
Но для начала давайте определим, что такое зло в еврейском понимании. Говоря
о том самом Амалеке, приводится следующее сравнение: Амалек подобен мухе. Это
насекомо лишено возможности кусать и ранить человека, но зато мало кто способен
нанести более серьезную инфекцию уже существующей ране, чем навозная муха. О
том же самом говорит и следующая притча: когда было создано железо, деревья приуныли,
опасаясь ударов топора. Единственным утешением служило лишь осознания, что пока
одно из них не предложит свои услуги железу, послужив рукояткой для топора, опасность
еще далеко.
В этом коренное отличие добра от зла. Добро – первично и, следовательно, бесконечно.
Зло же  вторично и лишь оправдывает справедливую поговорку  «свято место пусто
не бывает» и обретает силу лишь, когда мы сами отступаемся от добра пусть даже
в сторону невинного на первый взгляд «нейтралитета». Мы уже говорили, что каждый
наш поступок в ту или иную сторону влияет на баланс добра и зла во всем мире.
Обратите внимание! Разговор об Амалеке следует сразу за изложением проблемы неточных
мер и весов. Как только мы слегка отклоняемся от справедливости, описанной Торой,
мы тем самым своими руками открываем ворота злу. 
Но не надо отчаиваться! Ведь с другой стороны умножая добро, мы искореняем зло
из мира. И в отличии от бесконечного добра, зло совершенно четко отражает философский
принцип «все, имеющее начало, имеет и конец».
Пророк Йешаяу обещает, что придет долгожданное время и «перекуют мечи на орала»,
и волк будет наслаждаться приятным обществом овцы и человека не только в показательной
клетке образцового советского зоопарка. Той самой, о которой самодовольный гид
о пояснял удивленным посетителям: «Как видите, в нашем обществе все возможно.
Надо только не жалеть никаких усилий!», а сторож Василий ухмылялся про себя «А
мы и не жалеем. Каждое утро поставляем волку новую овцу!» 
 На сегодняшний день все это, конечно, утопия. Но настанут времена, и даже звери
потеряют свою животную сущность. Но только тогда, когда люди научатся жить по-человечески!


Жемчужины еврейского комментария
«А ты устал и измучен, и (Амалек) не боялся Б-га» (Дварим )

Хэфэц-Хаим, известнейший еврейский  мудрец и праведник, поднимает следующий вопрос:
какую связь видит Тора между тем, что еврейский народ был «устал и измучен» и
тем, что Амалек не боится Б-га? 
И сам же отвечает на поставленный вопрос: нападая на еврейский народ, Амалек
опирался на максимально точный с материальный точки зрения расчет – использование
усталости и крайней потери мотивации еврейского народа. И лишь один весьма немаловажный
фактор демонстративно проигнорировал Амалек – фактор существования Б-га в среде
народа Израиля, Б-га, только что на глазах всего человечества выведшего еврейский
народ из египетского рабства и свершившего чудо рассечения Красного Моря. Если
бы не тонкий рациональный расчет во всем остальном, поведение Амалека можно было
бы оценить как продиктованое слепой иррациональной ненавистью к евреям. Но нет,
Амалек намеренно подчеркнул – в моих рассчетах учитываются все малейшие детали,
и только понятию Б-га в них места нет. Подчеркнул и… был разгромлен. 


Спрашивали? Отвечаем!

Вот вы писали, по закону, еврей должен прощать долги в седьмой год.
А какой год считать седьмым?

Для начала давайте разберемся с темой прощения долгов. Итак, в седьмой год прощаются
все частные долги между евреями. Но остаются в силе, во-первых, долги неевреев
евреям, т.к. Тора однозначно не требует от евреев отношения к неевреям на более
высоком уровне, чем логически требуют это сами неевреи. То есть, если сами неевреи
не прощают друг другу долги в седьмой год, то нет никакого права требовать этого
и от евреев.
Кроме того остаются в силе долговые обязательства не частному лицу, а коллективному
органу еврейского суда. Когда на определенном этапе еврейской истории некоторые
богатые евреи в преддверии седьмого года предпочитали отвергать просьбы бедняков
одолжить им ту или иную сумму, Гилель предложил таким богачам и беднякам оформлять
свои долговые обязательства через еврейский суд. В данном случае суд являлся
формальным посредником, как бы одалживающим деньги у богачей и одалживающий эти
же деньги беднякам. При подобных условиях, как уже было оговорено, долг не аннулируется.
Данное постановление Гилеля актуально и по сей день, и многие евреи перед седьмым
годом обращаются в еврейский суд для оформления подобного рода ссуд.
Но какой же все-таки год считается седьмым? Подсчет идет с того момента, как
Земля Израиля стала принадлежать Народу Израиля, точнее была разделена между
12 еврейскими коленами. Это произошло в 2503 году от сотворения мира, т.е. в
1257 г. до н.э. Значит, первый год шмиты (седьмой год) пришелся на 2510 год,
а ближайший год шмиты ожидает нас через 5 лет, в 5768 (2008) году. 

Напоминаем, что мы всегда будем рады ответить на ваши письма, посланные по адресу:
vzglad@hotmail.com

Женский уголок

К сожалению, в наше время многие слова, как и многие вещи, утратили свою первозданную
ценность. Возьмем для примера знакомое слово «прости». Как часто мы используем
его действительно по назначению, искренне выражая свое сожаление за нашу вину?
Если уж мы и склонны употреблять это нелегкое слово, то совершенно в противоположном
контексте, вроде «Прости, но ты неправ!»
Как уже было сказано, месяц Элуль идеально подходит для выражени раскаяния о
своих проступках и для попытки заслужить прощения. А у кого, как не у самых близких,
нам больше всего есть, за что просить прощения? Так почему бы не приступить к
этому прямо сейчас и  не начать искренне использовать слово «прости» по его прямому
назначению?
А следующие блюда помогут каждому смягчить горький привкус обид, остающихся,
как мы надеемся, навсегда в прошлом.

Салат «особый»

Смешайте содержимое банки консервированной кукурузы с половиной банки черных
маслин, нарезанных «колечками», нашинкованной луковицей и копченым лососем, порезанным
на тонкие полоски. Заправьте майонезом. Размельчите 100 г печенья или чипсов
со вкусом лука со сливками. Посыпьте ими салат.

Десерт «солнце за облаками»

Нарежьте апельсин кружочками. Густо посыпьте тертым сыром. С помощью кондитерского
шприца выдавите взбитые сливки. Сверху посыпьте растворимым кофе. Украсьте засахаренными
вишнями.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

- Бенчик, ты не мог бы одолжить мне на пару недель три тысячи долларов?
- Сколько-сколько? Да такую сумму я не одолжу и родному брату!
- Ну, кто лучше тебя знает твоих родственников...


Группа международных туристов совершала круиз по арабским странам. Вдруг, откуда
ни возьмись, появляется пара вооруженных террористов   с криками: «Смерть неверным!».
Вдруг вперед выходит щупленький израильтянин и слезно молит: Перед смертью выполните
мое последнее желанье, ударьте меня кулаком в лицо!
- С удовольствием! - ухмыляется один из террористов и бьет израильтянина. Тот
сплевывает кровь и говорит:
- А теперь, пожалуйста, в живот.
Террористы с неменьшим злорадство выполняют и эту просьбу. Израильтянин падает,
встает и просит: 
- А теперь -  самое последнее желание: бейте меня ногами. 
Террористы сваливают его на землю и принимаются топтать. И тут, неожиданно для
всех,  израильтянин выхватывает откуда-то пистолета и двумя выстрелами убивает
террористов. Остальные туристы, потрясенные, помогают ему подняться, благодарят
за чудесное спасение и в недоумении спрашивают: 
-Скажите, пожалуйста, а почему Вы не прикончили  этих террористов с самого начала
и просили их так страшно избивать вас?
-Как почему?  Для того, чтобы вы не посчитали меня агрессором!
 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное