Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Если вы хотите процветать" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Взгляд в вечность Shabbat shalom!
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Не все коту масленица... Еда – неотъемлимая часть жизни и, соответственно, неотъемлимая часть иудаизма. Ведь, как справедливо говорится, «иудаизм – не религия, а стиль жизни». А чтобы быть по-настоящему «стильным», необходимо соблюдать не только внешнюю «стильность», но и стараться воплотить свой «стиль» во все аспекты повседневной жизни. Вот почему столы на еврейские праздники – ломятся от традиционных и просто вкусных блюд (как говорится в наших источниках – «нет радости без мяса и вина!»). Вот почему еврейские женщины уделяют такое значение субботнему меню. Вот почему вопросы кашрута занимают центральное место среди многочисленных еврейских заповедей. И вот почему народный траур отмечается у евреев постом. Причем под термином «пост» мы имеем в виду не замену сливочного масла растительным (т. наз. «постным») и тому подобных ограничений, а полный отказ от пищи (и еды, и питья) с утра до выхода первых звезд. И таких дней народного траура у нас пять. Прежде всего – пост девятого ава (через три недели – самый строгий пост, продолжающийся не с утра до вечера, а около 25 часов), день разрушения и Первого, и Второго Храма, а также дюжины других трагедий. А кроме того, пост Гедальи, пост десятого тевета, пост Эстер и сегодняшний пост семнадцатого таммуза. Когда меня пытались убедить, что главная цель еврейских постов – привести нас к солидарности с многовековой скорбью еврейского народа, к мужеству осознать и оценить ошибки, которые привели нас к национальной катастрофе и к раскаянью за свои личные поступки, то эти слова звучали очень искренне и убедительно, но для меня лично всегда оказывались весьма сомнительными на практике. Попробуй-ка сосредоточься на высоких мыслях на пустой желудок, когда все твои мысли – исключительно о еде, и вместо того, чтобы ощутить эфимерные страдания души, ты ощущаешь явные страдания желудка! И вдруг – озарение! Да ведь одно то, что мы настолько потеряли связь поколений, что наши души очерствели настолько, что национальный траур мы едва воспринимаем разумом, но уже почти никак не сердцем – достаточная причина для нашего личного траура! Мы дошли до того, что забыли, что именно нам надо помнить. Помнить – чтобы выжить! Выжить как народ в целом, и каждый – как личность! И это забвение – не достаточная причина для скорби? Что касается страданий желудка, то они достаточно красочно могут продемонстрировать каждому из нас неощутимые страдания души, которую мы упорно лишаем подобающей ей «пищи». И есть ли более наглядный пример и повод для расскаяния, чем размышления на тему «едим ли мы, чтобы жить, или живем, чтобы есть»? И временный отказ от пищи материальной и все неудобства, связанные с этим, предоставляют достаточную пищу для размышлений каждому из нас! Но причем же здесь «кот и масленица»? Известна нееврейская народная поговорка «не все коту масленица – будет и великий пост», совершенно четко выражающай нееврейский подход к жизни – наслаждения конечны, и впереди нас ждут страдания. Еврейский же подход кардинально противоположен. Сказал пророк Захария: "Так сказал Б-г Воинств: "Пост четвертого (месяца =таммуз), пост пятого (месяца=ав), и пост седьмого (месяца=тишрей, пост Гедалии), и пост десятого (месяца=тевет) будут у дома Иегуды (=еврейского народа) днями веселья, радости и праздников. Истину и мир возлюбите. (Захария, 8:19) Страдания, чьим символом является пост – дело времени, но наступит время - и придет эра бесконечного счастья. Да скорее наступит она! Недельная глава «Балак» Новоизбранный царь Моава, Балак, опасается евреев и призывает к себе на помощь величайшего колдуна и пророка того времени, специалиста по благословениям и проклятиям, бывшего советника фараона и «по совместительству» ярого антисемита – Билама (Валаама), чтобы последний проклял еврейский народ. Ввиду ряда личных причин Билам вначале отнекивается, но затем соглашается. Однако, вместо проклятий у него вырываются благословения. На прощание Билам дает Балаку дельный совет по окончательному решению еврейского вопроса – соблазнить евреев развратом с прекраснейшими представительницами слабого пола народов Мидьяна и Моава. План удается на славу. Среди евреев вспыхивает эпидемия, унесшая жизни 24 тысяч из них, и только решительное вмешательство внука покойного Аарона, Пинхаса, спасает положение и останавливает разврат, а с ним и эпидемию. У тех, кто поверхностно-бегло ознакомится с текстом текущей недельной главы (особенно в переводе) личность Билама вряд ли вызовет особые симпатии, но и особой неприязни не спровоцирует. Так, малость слабохарактерен (пойти-не пойти?), корыстолюбив (но ведь за это предлагают хорошие деньги!), за деньги готов на разные мелкие подлости (проклясть слабого и беззащитного, например), а так – ничего особенно страшного, слегка туповат (вон, даже его знаменитая ослица оказалась прозорливее его и увидела на дороге препятствия, о которых он и не подозревал), даже достаточно б-гобоязнен (так прямо и заявляет делигации Балака, ничего, дескать, поделать не могу – как Б-г захочет, так и будет). Какого же будет их изумление, узнав, что основываясь на более глубоком и вникнутом прочтении текста и комментариев, еврейская традициция говорит о Биламе как об отъявленном негодяе, не погнушившимся ни одним преступлением на свете, познавшим всю существующую в мире грязь и как о злейшем враге еврейского народа! Что даже все его вынужденные благословения скрывают под собой лютую ненависть к потомкам Авраама, Ицхака и Яакова! Что его дружеский совет Балаку был лишь последним в веренице подобного рода различных предложений и нововведений, преследовавших одну единственную цель - уничтожение евреев - начиная с науськивания фараона топить всех еврейских мальчиков-младенцев в водах Нила! Что при всем этом он был не наивным глупцом, а мудрейшим человеком своего поколения, чей пророческий дар едва ли не превсходил уровень самого Моше-рабейну! Но почему же Тора не пишет все это прямым текстом? Почему о злодейской сущности Билама мы должны учить только из подтекста? Почему бы открыто не поставить Биламу в самом начале повествования яркий ярлык – «подлец», и все сразу станет на свои места? Но в том-то и дело, что явное зло редко является к нам в своем истинном облачении. Оно может рядиться в безобидные, мелкие пакости, разного рода вредные привычки, склонности и отговорки, легкомысленные идеи и шаловливые мысли, а порой и вовсе в одежды добра. Кто соблазнится ядом в пузырьке с черепом и костями? То ли дело, в виде различных сладостей, копченностей и алкогольных напитков, травящих наш желудок! Или еще лучше в виде широкого ассортимента «некошерностей» вроде ветчинки, кальмаров и мясных щей со сметаной, травящих наши еврейские души! Зло надо уметь разглядеть! Разглядеть всю его нагую правду под всеми внешне приличными покровами и личинами! Чтобы проникнуть в злодейскую суть Билама, недостаточно тех характеристик, что лежат наповерхности - необходимо гораздо глубже вчитываться в тект! Чтобы уберечь себя от зла, недостаточно смотреть на ярлыки и этикетки, надо искренне желать «во всем дойти до самой сути»! Ну а как же насчет Биламовской б-гобоязненности? Мы уже подчеркнули, что Билам был негодяем, но отнюдь не дураком. И то, что нам кажется б-гобоязненностью, для него было всего-навсего осознанием реальности. Он мог всеми силами пытаться бороться с ней, но отвергать ее? Жемчужины еврейского комментария «(Балак) послал посланников к Биламу... позвать его, сказав: Вот вышел народ из Египта...» (Бамидбар 22:5) «Сказал Билам Б-гу: Балак сын Ципора, царь Моава, послал ко мне (делегацию со словами): Вот народ выходящий из Египта...» (Бамидбар 22:11) Комментарий Кли-Якар обращает внимание на такую, казалось бы, мелочь, как изменение глагола прошедшего времени «вышел» в речи посланников Балака на причастие настоящего времени «выходящий» в речи Билама. Необходимо иметь в виду, что Билам идеально подобирал и выверял каждое свое слово. Еще бы! Ведь его основным оружием была речь, его всемирно известная сила проклятия и благословения, и пользовался он своим поистине виртуозно! Так что же подразумевал этот гнусный злодей под тонкой грамматической заменой «вышел» на «выходящий»? Выход из Египта для еврейской традиции является важнейшей точкой. Это - не просто историческое событие, не просто первая волна эмиграции, а выход из рабства на свободу. Причем не только из рабства физического. А для того, чтобы обрести свободу в полном плане, недостаточно улучить удобный момент, чтобы сбежать от хозяина, а надо изменить всю свою рабскую психологию и почувствовать себя свободным. Свободным от прихотей не только постоянных, внешних поработителей, но и от собственных в том числе. Не быть рабом желудка, чувственных порывов, сиюминутных соблазнов окружающего мира и своего эго. Порвать связь с комфортным, привычным «египетским укладом жизни». Стать по-настоящему свободным и физически, и духовно. И Билам это знал. Знал, что выход из Египта был не самоцелью. Знал, что намного легче выйти из Египта, чем изгнать философию Египта из себя. И как же профессионально, ловко и элегантно этот антисемит обвиняет еврейский народ: «Народ, который вышел из Египта?! Куда там! Народ только-только выходящий из Египта! Чуть что - и сразу начинаются воспоминания о вкусной египетской рыбке, да кастрюле с мясом для надсмотрщиков, вокруг которых подобострастно крутились, принюхиваясь, еврейские рабы. И даже новое поколение, вырасшее в пустыне и все свои знания о мощной египетской державе, получившее понаслышке, заразилось родительской ностальгией и упрекает Моше-рабейну за то, что тот лишил их любимой отчизны....»! По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера shlita «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами. Женский уголок Одно из самых знаменитых невольных благословений Билама – «Как хороши твои шатры, Яаков, твои жилища Исраэль!». И хотя, конечно, вкусная еда – не единственный залог хорошей атмосферы в доме, не будем забывать банальнейшую истину, что «путь к сердцу мужчины лежит через желудок» и постараемся приложить все возможные усилия, чтобы благословение Билама распространялись на дом каждой из нас! Пестрый маринованный салат. Скипятите маринад из пол-литра воды с 9 столовыми ложками растительного масла, 8 столовыми ложками уксуса, соком небольшого лимона, 5 лавровыми листьями, 2 столовыми ложками соли и 6 столовыми ложками сахара. Нашинкуйте кочан красной капусты, нарежьте по одному разноцветному болгарскому перцу. Залейте овощи теплым маринадом. Добавьте 2-3 измельченных зубчика чеснока и зелень по вкусу. Оставьте на ночь при комнатной температуре, а затем поставьте на пару часов в холодильник. Печенье из кукурузных хлопьев. 2 яйца взбить с 150г сахаром в крепкую пену и добавить, помешивая, 200г кукурузных хлопьев. На 20 минут поставить тесто в холодильник. Двумя столовыми ложками сформовать продолговатые лепешки и выложить на смазанный маслом и посыпанный мукой лист. Выпекать в умеренно жаркой духовке (150-180 град.). Над кем смеемся? Над собой смеемся! *** - Ну, вот и все, сыночек, что я мог рассказать тебе о моем скромном участии в шестидневной войне. Нет ли у тебя каких-нибудь других вопросов? - Есть, но только один. Зачем тогда израильской армии нужны были еще солдаты?! *** Моти возврaщaется домой. Жена встречает его с радостными вестями: «Ну, нaконец-то я выбросилa твой стaрый костюм.» «Ты что?! А в чем же теперь я буду ходить в нaлоговую инспекцию?!!!» На выздоровление рава Ицхака-Йосефа бен Лея-Гитл (Зильбер). Просьба молиться за его здоровье!
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru | Отписаться |
В избранное | ||