Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность Shabbat shalom!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Не все коту масленица...

Еда – неотъемлимая часть жизни и, соответственно, неотъемлимая часть иудаизма.
Ведь, как справедливо говорится, «иудаизм – не религия, а стиль жизни». А чтобы
быть по-настоящему «стильным», необходимо соблюдать не только внешнюю «стильность»,
но и стараться воплотить свой «стиль» во все аспекты повседневной жизни.
Вот почему столы на еврейские праздники – ломятся от традиционных и просто вкусных
блюд (как говорится в наших источниках – «нет радости без мяса и вина!»). Вот
почему еврейские женщины уделяют такое значение субботнему меню. Вот почему вопросы
кашрута занимают центральное место среди многочисленных еврейских заповедей.
И вот почему народный траур отмечается у евреев постом. Причем под термином «пост»
мы имеем в виду не замену сливочного масла растительным (т. наз. «постным») и
тому подобных ограничений, а полный отказ от пищи (и еды, и питья) с утра до
выхода первых звезд. 
И таких дней народного траура у нас пять. Прежде всего – пост девятого ава (через
три недели – самый строгий пост, продолжающийся не с утра до вечера, а около
25 часов), день разрушения и Первого, и Второго Храма, а также дюжины других
трагедий. А кроме того, пост Гедальи, пост десятого тевета, пост Эстер и сегодняшний
пост семнадцатого таммуза.
Когда меня пытались убедить, что главная цель еврейских постов  –  привести нас
к солидарности с многовековой скорбью еврейского народа,  к мужеству осознать
и оценить ошибки, которые привели нас к национальной катастрофе и к раскаянью
за свои личные поступки, то эти слова звучали очень искренне и убедительно, но
для меня лично всегда оказывались весьма сомнительными на практике. Попробуй-ка
сосредоточься на высоких мыслях на пустой желудок, когда все твои мысли – исключительно
о еде, и вместо того, чтобы ощутить эфимерные страдания души, ты ощущаешь явные
страдания желудка!
И вдруг – озарение! Да ведь одно то, что мы настолько потеряли связь поколений,
что наши души очерствели настолько, что национальный траур мы едва воспринимаем
разумом, но уже почти никак не сердцем – достаточная причина для нашего личного
траура! Мы дошли до того, что забыли, что именно нам надо помнить. Помнить –
чтобы выжить! Выжить как народ в целом, и каждый – как личность! И это забвение
– не достаточная причина для скорби?
Что касается страданий желудка, то они достаточно красочно могут продемонстрировать
каждому из нас неощутимые страдания души, которую мы упорно лишаем подобающей
ей «пищи». И есть ли более наглядный пример и повод для расскаяния, чем размышления
на тему «едим ли мы, чтобы жить, или живем, чтобы есть»? И временный отказ от
пищи материальной и все неудобства, связанные с этим, предоставляют достаточную
пищу для размышлений каждому из нас!
Но причем же здесь «кот и масленица»? Известна нееврейская народная поговорка
«не все коту масленица – будет и великий пост», совершенно четко выражающай нееврейский
подход к жизни – наслаждения конечны, и впереди нас ждут страдания. Еврейский
же подход кардинально противоположен. Сказал пророк Захария: "Так сказал Б-г
Воинств: "Пост четвертого (месяца =таммуз), пост пятого (месяца=ав), и пост седьмого
(месяца=тишрей, пост Гедалии), и пост десятого (месяца=тевет) будут у дома Иегуды
(=еврейского народа)  днями веселья, радости и праздников. Истину и мир возлюбите.
(Захария, 8:19) Страдания, чьим символом является пост – дело времени, но наступит
время -  и придет эра бесконечного счастья. Да скорее наступит она!


Недельная глава «Балак»

Новоизбранный царь Моава, Балак, опасается евреев и призывает к себе на помощь
величайшего колдуна и пророка того времени, специалиста по благословениям и проклятиям,
бывшего советника фараона и «по совместительству» ярого антисемита – Билама (Валаама),
чтобы последний проклял еврейский народ. Ввиду ряда личных причин Билам вначале
отнекивается, но затем соглашается. Однако, вместо проклятий у него вырываются
благословения. На прощание Билам дает Балаку дельный совет по окончательному
решению еврейского вопроса – соблазнить евреев развратом с прекраснейшими представительницами
слабого пола народов Мидьяна и Моава. План удается на славу. Среди евреев вспыхивает
эпидемия, унесшая жизни 24 тысяч из них, и только решительное вмешательство внука
покойного Аарона, Пинхаса, спасает положение и останавливает разврат, а с ним
и эпидемию.

У тех, кто поверхностно-бегло ознакомится с текстом текущей недельной главы (особенно
в переводе) личность Билама вряд ли вызовет особые симпатии, но и особой неприязни
 не спровоцирует. Так, малость слабохарактерен (пойти-не пойти?), корыстолюбив
(но ведь за это предлагают хорошие деньги!), за деньги готов на разные мелкие
подлости (проклясть слабого и беззащитного, например), а так – ничего особенно
страшного, слегка туповат (вон, даже его знаменитая ослица оказалась прозорливее
его и увидела на дороге препятствия, о которых он и не подозревал),  даже достаточно
б-гобоязнен (так прямо и заявляет делигации Балака, ничего, дескать, поделать
не могу – как Б-г захочет, так и будет). Какого же будет их изумление, узнав,
что основываясь на более глубоком и вникнутом прочтении текста и комментариев,
еврейская традициция говорит о Биламе как об  отъявленном негодяе, не погнушившимся
ни одним преступлением на свете, познавшим всю существующую в мире грязь и как
о злейшем враге еврейского народа! Что даже все его вынужденные благословения
скрывают под собой лютую ненависть к потомкам Авраама, Ицхака и Яакова! Что его
дружеский совет Балаку был лишь последним в веренице подобного рода различных
предложений и нововведений, преследовавших одну единственную цель - уничтожение
евреев - начиная с науськивания фараона топить всех еврейских мальчиков-младенцев
в водах Нила! Что при всем этом он был не наивным глупцом, а мудрейшим человеком
своего поколения, чей пророческий дар едва ли не превсходил уровень самого Моше-рабейну!
Но почему же Тора не пишет все это прямым текстом? Почему о злодейской сущности
Билама мы должны учить только из подтекста? Почему бы открыто не поставить  Биламу
в самом начале повествования яркий ярлык – «подлец», и все сразу станет на свои
места? Но в том-то и дело, что явное зло редко является к нам в своем истинном
облачении. Оно может рядиться в безобидные, мелкие пакости, разного рода вредные
привычки, склонности и отговорки, легкомысленные идеи и шаловливые мысли, а порой
и вовсе в одежды добра.
 Кто соблазнится ядом в пузырьке с черепом и костями? То ли дело, в виде различных
сладостей, копченностей и алкогольных напитков, травящих наш желудок! Или еще
лучше в виде широкого ассортимента «некошерностей» вроде ветчинки, кальмаров
и мясных щей со сметаной, травящих наши еврейские души!
Зло надо уметь разглядеть! Разглядеть всю его нагую правду под всеми внешне приличными
покровами и личинами! Чтобы проникнуть в злодейскую суть Билама, недостаточно
тех характеристик, что лежат наповерхности - необходимо гораздо глубже вчитываться
в тект! Чтобы уберечь себя от зла, недостаточно смотреть на ярлыки и этикетки,
надо искренне желать «во всем дойти до самой сути»!      
Ну а как же насчет Биламовской б-гобоязненности? Мы уже подчеркнули, что Билам
был негодяем, но отнюдь не дураком. И то, что нам кажется б-гобоязненностью,
для него было всего-навсего осознанием реальности. Он мог всеми силами пытаться
бороться с ней, но отвергать ее?


Жемчужины еврейского комментария

«(Балак) послал посланников к Биламу... позвать его, сказав: Вот вышел народ
из Египта...» (Бамидбар 22:5)
«Сказал Билам Б-гу: Балак сын Ципора, царь Моава, послал ко мне (делегацию со
словами): Вот народ выходящий из Египта...» (Бамидбар 22:11)

Комментарий Кли-Якар обращает внимание на такую, казалось бы, мелочь, как изменение
глагола  прошедшего времени «вышел» в речи посланников Балака на причастие настоящего
времени «выходящий» в речи Билама. Необходимо иметь в виду, что Билам идеально
подобирал и выверял каждое свое слово. Еще бы! Ведь его основным оружием была
речь, его всемирно известная сила проклятия и благословения, и пользовался он
своим поистине виртуозно!
Так что же подразумевал этот гнусный злодей под тонкой грамматической заменой
«вышел» на «выходящий»? Выход из Египта для еврейской традиции является важнейшей
точкой. Это -  не просто историческое событие, не просто первая волна эмиграции,
а выход из рабства на свободу. Причем не только из рабства физического. А для
того, чтобы обрести свободу в полном плане, недостаточно улучить удобный момент,
чтобы сбежать от хозяина, а надо изменить всю свою рабскую психологию и почувствовать
себя свободным. Свободным от прихотей не только постоянных, внешних поработителей,
но и от собственных в том числе. Не быть рабом желудка, чувственных порывов,
сиюминутных соблазнов окружающего мира и своего эго. Порвать связь с комфортным,
привычным «египетским укладом жизни». Стать по-настоящему свободным и физически,
и духовно. И Билам это знал. Знал, что выход из Египта был не самоцелью. Знал,
что намного легче выйти из Египта, чем изгнать философию Египта из себя.
И как же профессионально, ловко и элегантно этот антисемит обвиняет еврейский
народ: «Народ, который вышел из Египта?! Куда там! Народ только-только выходящий
из Египта! Чуть что -  и сразу начинаются воспоминания о вкусной египетской рыбке,
да кастрюле с мясом для надсмотрщиков, вокруг которых подобострастно крутились,
принюхиваясь, еврейские рабы. И даже новое поколение, вырасшее в пустыне и все
свои знания о мощной египетской державе, получившее понаслышке, заразилось родительской
ностальгией и упрекает Моше-рабейну за то, что тот лишил их любимой отчизны....»!
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера shlita «Все сказанное
в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.


Женский уголок
Одно из самых знаменитых невольных благословений Билама – «Как хороши твои шатры,
Яаков, твои жилища Исраэль!». И хотя, конечно, вкусная еда – не единственный
залог хорошей атмосферы в доме, не будем забывать банальнейшую истину, что «путь
к сердцу мужчины лежит через желудок» и постараемся приложить все возможные усилия,
чтобы благословение Билама распространялись на дом каждой из нас!

Пестрый маринованный салат.
 Скипятите маринад из пол-литра воды с 9 столовыми ложками растительного масла,
8 столовыми ложками уксуса, соком небольшого лимона, 5 лавровыми листьями, 2
столовыми ложками соли и 6 столовыми ложками сахара. Нашинкуйте кочан красной
капусты, нарежьте по одному разноцветному болгарскому перцу. Залейте овощи теплым
маринадом. Добавьте 2-3 измельченных зубчика чеснока и зелень по вкусу. Оставьте
на ночь при комнатной температуре, а затем поставьте на пару часов в холодильник.

Печенье из кукурузных хлопьев.

2 яйца взбить с 150г сахаром в крепкую пену и добавить, помешивая, 200г кукурузных
хлопьев. На 20 минут поставить тесто в холодильник. Двумя столовыми ложками сформовать
продолговатые лепешки и выложить на смазанный маслом и посыпанный мукой лист.
Выпекать в умеренно жаркой духовке (150-180 град.).

Над кем смеемся? Над собой смеемся!
***
- Ну, вот и все, сыночек, что я мог рассказать тебе о моем скромном участии в
шестидневной войне. Нет ли у тебя каких-нибудь других вопросов?
- Есть, но только один. Зачем тогда израильской армии нужны были еще солдаты?!

***
Моти возврaщaется домой. Жена  встречает его с радостными  вестями: «Ну, нaконец-то
я выбросилa твой стaрый костюм.» «Ты что?! А в чем же теперь я буду ходить в
нaлоговую инспекцию?!!!»


На выздоровление рава Ицхака-Йосефа бен Лея-Гитл (Зильбер). Просьба молиться
за его здоровье!

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное