При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Если вы хотите процветать" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
К вопросу о (лже)скромности Итак, на следующей неделе мы празднуем Шавуот – праздник дарования Торы. Более 3300 лет тому назад наши предки стояли под горой Синай, своими ушами слышали «десять заповедей» и получили Учение, определившие моральный уровень, судьбу и характер еврейского народа на многие века. Но чем же особенна гора Синай, что именно там евреи удостоились принять Тору? Надо признаться, что ни гигантскими масштабами, ни уникальным месторасположением, ни удивительной привлекательностью она не отличалась. Гора как гора. Но перефразируя Евтушенко, можно смело сказать, что она была интересна «самой неинтересностью своей». Мы уже помним, что Моше рабейну, руководитель еврейского народа, не отличался особым ораторским даром. Более того, он был заикой. Невозможно даже представить себе, чтобы заика был способен ввести огромную «наивную» публику (а одних лишь мужчин, учавствоваших в Синайском откровении, было более 600000) в религиозный экстаз. Таким образом, нельзя упрекнуть еврейский народ в том, что избрав путь Торы, путь, ведущий нас сквозь века, мы руководствовались не ее глубоким содержанием, а всего-навсего красотой той формы, в которой она была подана. Точно так же нельзя сослаться на поразительную обстановку и исключительные условия как повод для принятия Торы. Наоборот! Насколько потрясающим должен быть смысл Учения, добровольно и беспрекословно принятого «жестоковыйным», упрямым еврейским народом, невзирая на всю видимую неказистость ее изложения! И еще одно. Какое, по-вашему, качество Тора считает краеугольным камнем самосовершенствования, другими словами всей цели жизни? Не гибкость ума (ибо есть что-то, что уму неподвластно), ни мягкость сердца (ибо есть ситуации, в которых необходимо проявлять суровость и твердость), а... скромность. В еврейской традиции неказистая гора Синай стала вековым символом скромности. Но если именно скромность, «невозвышенность» так ценнится в иудаизме, и именно в заслугу своей «невыпячемости» гора Синай была выбрана местом дарования Торы, то почему бы не препочесть ей какую-нибудь долину или низину? Мы часто путаем скромность с ложной приниженностью. Нет, никоим образом Тора не приветствует втаптывание себя в грязь. Человек ни на минуту не должен забывать о великом Б-жественном источнике своей души и гордиться этим – одно это уже делает его «горой». Скромность по-еврейски – это безупречная самооценка, четкое осознание своего места в жизни. Ни больше, ни меньше. Гора Синай. Недельная глава – Бамидбар («В пустыне») Глава Бамидбар открывает одноименную четвертую книгу Пятикнижия. В ней описывается перепись евреев и порядок их расположени в походе и на стоянках. Как уже было сказано, большая часть нынешней главы посвященна исчислению евреев. Казалось бы, простой факт и к чему обычно скупая на слова Тора уделяет этому событию практически целую недельную главу? Но в том-то и дело, что в повседневных ситуацих еврейский закон, мягко говоря, никак не приветствует пересчет евреев. Ведь сама Тора сравнивает число потомков Авраама, Ицхака и Яакова с заведомо несчислимыми звездами, морскими песчинками, или прахом земли. (На каком уровне оправдываются эти сравнения - светим ли мы как звезды, или – не дай Б-г - попираемы как прах , зависит уже от нашего личного поведения.) И вообще, считается, что на вещах неисчисляемых, неперепровереямых дотошнейшим образом десятки и сотни раз, таится благословение. Пример? Вот, пожалуйста. Однажды, два брата нашли неимоверный клад - по сундуку золотых монет. Так как они и без этого были небедны, каждый решил оставить свое богатство на черный день. Современных банков тогда еще не существовало, и братья решили закопать найденные сокровища в своем саду. Хаим отсчитал 50 шагов от забора и там тщательно закопал свое богатство, а Мендель отсчитал свои 50 шагов от крыльца. Но на беду Хаима, через щель в заборе за ним подглядывал сосед и улучив благоприятный момент, ближайшей же ночью залез в соседский сад и безнаказанно присвоил себе соседский клад. Хаим же был по натуре человеком беспечным, и справедливо считаясь зажиточным хозяином, жил себе припеваюче, твердо зная, что он не пропадет и в самый черный день и не подозревая о своей огромной потере, и ни о чем не беспокоился до самой последней минуты своей жизни. Мендель же был совсем другим человеком. Мысль о том, что с его сокровищами что-нибудь да могло бы случится не оставляла его ни на минуту в покое. Наконец, через две недели он не выдержал и пошел проверить состояние своего клада. И – о, ужас – клада там не было! Да и быть не могло: в крайнем возбуждении Мендель сбился со счета и вместо 50 отсчитал от крыльца 55 шагов. Обезумевший от горя, Мендель всю жизнь страдал о своей мнимой потере... Так кто же из братьев был богаче? Объективно – Мендель. Его-то клад никто и не думал трогать. Но эта объективность была для него совершенно бесполезна. Ведь он не осознавал ее, так что за прок в таком богатстве? Объективно обокраденный Хаим на деле оказался куда счастливее своего беспокойного братца. Вот это-то и истинное благословение, благословение внутренне, в гораздо большей степени зависящее от нашего личного настроя, чем от объективной реальности. Так зачем же вдруг понадобилось пересчитывать евреев? Не претендуя на знание всех явных и скрытых причин этого действия, давайте попытаемся оценить его историческое значение. Перепись происходила перед событиями Шавуота – дня Дарования Торы. В результате получилось около 600 000 взрослых мужчин (от 20 лет и выше). Количество женщин, детей и подростков Тора предоставляет вам самим расчитать приблизительно. Трудно представить себе, что даже самый гениальный оратор (а Моше-рабейну, как мы помним, вообще заикался) был способен ввести столь многочисленейшую публику в так называемый «религиозный экстаз». Ни одна существующая религия не претендует на подобный масштаб количества прямых свидетелей откровения ее основ. Не говорят ли факты сами за себя? Спрашивали? Отвечаем! Слава Б-гу, в нашу рубрику «Спрашивали? Отвечаем!» вновь стали приходить ваши письма. Постараемся ответить на них по порядку. Уже давно пришел вопрос,: «Если действительно все души стояли у горы Синай и принимали Тору, то как это стыкуется, т.к. насколько я понимаю, людей там было не так уж много.» Да, действительно, людей там было не так уж много – порядка 3 миллионов евреев, т.е. во много раз меньше, чем сегодняшнее еврейское население Земли. Но согласно нашим источникам, помимо реальных людей у подножия горы Синай находились и души тех, кому протяжении всей будущей истории предстояло и предстоит родиться евреем. А вот прежде чем дать ответ на следующий вопрос, нам бы хотелось услышать (точнее прочитать) возможные версии ответа от наших читателей. «В своей статьи по праздники по-еврейски, вы писали о возможности одухотворить плотские наслаждения. А как же, по-вашему, одухотворить страсть мужчины к постоянной смене женщин?» Ждем ваших ответов! vzglad@hotmail.com Жемчужины еврейского комментария. «Надав и Авиу погибли перед Б-гоа, принося Б-гу в жертву чуждый огонь.» В нашей главе вновь упоминается трагическая гибель Надава и Авиу – двух старших сыновей Аарона. Неоднократное обращение Торы к этому событию в очередной раз подчеркивает его важность. Еврейские источники единогласно утверждают, что Надав и Авиу были людьми праведными. Но их грех заключался в том, что из самых искренних и чистых побуждений, желая по-своему разумению усовершенствовать служение в Храме, они взяли на себя ответственность дополнить точнейшие инструкции самого Творца, данные Моше-рабэйну. Конечно, в отличие от современных реформистов, их поведение было продиктовано не попыткой идти на поводу будничных слабостей, под отговоркой «неактульности» вечных законов, а возвышенными религиозными чувствами. Они не хотели ничего убавлять, а всего лишь добавить что-то свое оригинальное. Тем не менее, Тора свидетельствует, что даже такого рода «улучшения и усовершенствования», идущие в разрез с буквой закона, представляют собой «чужой огонь», не заповеданный Б-гом. Тем более, когда это происходит на виду у всех в самом сердце Храма. Тогда и публичное наказание с небес последовало незамедлительно… Вот, что добавляет Барух Алеви Эпштейн в своем комментарии «Тора Тмима»: евреям было отлично известно, что главная цель Храма в целом и жертвоприношений в частности – искуплять грехи еврейского народа. Поэтому едва началась служба в Храме, евреи могли бы относиться к заповедям более поверхностно, не боясь нарушать всевозможные запреты - ведь искупление-то рядом! Но Б-г наглядно показал: ни сам Храм, ни богатейшие жертвоприношения не защищают тех, кто сознательно преступает законы Всевышнего. И только если человек согрешил ненароком, по забывчивости или по незнанию, его жертвоприношения и само существование Храма помогают ему искупить этот неумышленный грех. И хотя Надав и Авиу, в принципе, были праведниками, преднамеренно ослушавшись Творца, они были тотчас же наказаны и даже их нахождение внутри самого Храма не спасло их от заслуженной кары! Женский уголок Как мы уже говорили, существует особая заповедь почтить еврейские праздники вкусной едой и красивой одеждой. Во многих еврейских семьях эта заповедь одновременно является стимулом к очередному выражению обоюдных чувств: мужчины дарят своим любимым женам новые предметы гардероба. Это необязательно должны быть шикарные костюмы или дорогие украшения. Ведь главное – не цена, а само проявление знаков внимания. Со своей стороны женщины стараются обрадовать своих ненаглядных мужей их любимыми блюдами. И, конечно, не остаются обделенными и дети. И так мы всей семьей дружно и весело справляем наши праздники. Быть может, на Шавуот на стол наших читателей наряду с привычными и уже давно ставшими любимыми блюдами подадут и следующие горячие молочные кушанья. Лазанья Отварите 250 г лапши. Смешайте 100 г томатной пасты с солью, перцем и майораном (орегано) и двумя дольками чеснока. 500 г творога типа «коттедж» смешайте с яйцом и мелконарезанным зеленым луком. Слегка поперчите. В форму для выпечки уложите слоями лапшу-томатный соус-творожную массу (минимум 6 слоев). Запекайте в горячей духовке минут пятнадцать. Фаршированные горячие помидоры Из 10 спелых крупных помидоров удалите сердцевину, сохранив при этом их форму «чашечек». Обжарьте небольшую луковицу с содержимым маленькой банки нарезанных консервированных шампиньонов. Отварите четверть стакана риса. Смешайте жареные грибы, рис и сердцевину помидоров, посолите, поперчите и наполните этой начинкой помидорные «чашечки». Залейте сметаной и запекайте на смазанном противене 15 минут при температуре 225oС. Перед подачей украсьте веточками укропа или кинзы. Над кем смеемся? Над собой смеемся! - Абрам, сколько сахара ты обычно кладешь в чай? - Ну, смотря, где, когда и как. В принципе, дома – одну, в гостях – две. - Чувствуй себя у нас как дома! - Ну, так что, Беня, ты уже уходишь? - Да, а ты меня проводишь? - Конечно, взглядом...
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||