Кошелек или жизнь?
Если вы уже приготовились прочитать в этой статье оригинальную, детективную историю,
то вас скорей всего ждет разочарование. Та история, которую мы предлагаем вам,
быть может, не менее детективна. Та ситуация, которая описана в ней, быть может,
не менее опасна. Приключения, сопутствующие ей, порой не менее авантюрны. Но,
тем не менее, она совершенно банальна, тривиальна, стара как мир.
«Кошелек или жизнь?» - вопрос, характерный не только для разбойников с большой
дороги.«Кошелек или жизнь» - ежедневная, ежеминтуная дилемма, которую задает
нам сама Жизнь. Нет, конечно, заочно практически никакому здравому человеку не
прийдут в голову ни малейшие сомнения по данному поводу. Ведь каждому ясно, что
богатство – дело наживное, тогда как жизнь... Но тем не менее, в наших повседневных
схватках борьбы за существования, мы иногда забываем об этом здравом взгляде
на жизнь в пользу...того самого кошелька. Сколько здоровья, счастья и сил мы
теряем в погоне за разными «Кошельками»?! Положа руку на сердце, сколько минут
в день мы уделяем всему, что связано с материальной стороной жизни, и сколько
тому, что представляет саму суть этой жизни? Едим ли мы, чтобы жить, или живем,
чтобы есть?
Нет, иудаизм не пропагандирует бедность и не осуждает богатство. Ведь, как гласит
народная мудрость, «лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным!» Вот
только в нашей следующей схватке, ни на жизнь, а на смерть, в борьбе за существование,
давайте рассуждать разумно – кошелек или жизнь!
Недельная глава «Лех леха» («Иди к себе»)
С недельной главы «Лех леха» начинается наше знакомство с личностью и историей
жизни первого еврея – Авраама-авину (нашего праотца Авраама). Глава рассказывает
о первых испытаниях, выпавших на его долю, о его взамиоотношениях со своим племянником
Лотом, о рождении Ишмаэля, о заключении вечного союза между Всевышним и потомками
Авраама и Сары (т.е. евреями) и завершается первой заповедью данной первому
еврею – заповеди брит-мила (обрезания).
Итак, недельная глава начинается с первого обращения Б-га к первому еврею, Аврааму
(тогда еще - Авраму): "ИДИ К СЕБЕ ИЗ СТРАНЫ ТВОЕЙ, С РОДИНЫ ТВОЕЙ, ОТ СЕМЬИ ОТЦА
ТВОЕГО В СТРАНУ, КОТОРУЮ Я УКАЖУ ТЕБЕ.» Что интересно, Аврааму к этому времени
было уже не двадцать и даже не тридцать, а ровно 75 лет! Представьте себе убеленного
сединами старца, вся жизнь которого прошла в насиженном месте с укоренившимися
привычками, обычаями, устоями, которому вдруг без всякой подготовки предстоит
покинуть все то, к чему он так привязался за свою долгую жизнь ради какой-то
неопределенной цели – в какую-то там неведомую страну по типу «иди туда, не знаю,
куда». Тот, кто был способен на такой решительный поступок, и удостоился стать
родоначальником еврейского народа!
Но что еще интересней, хотя в Мидрашах приводятся многочисленные истории о ранней
жизни Авраама, начиная с того, как он с трехлетнего возраста открыл для себя
существование Единого Б-га, в то время как все окружающие поклонялись целой плеяде
идолов и кончая героической готовностью быть брошеным в горящую печь за свои
«еретические» убеждения, сама Письменная Тора как будто бы нарочно умалчивает
об этом и начинает наше знакомство с Авраамом именно с данного воззвания с небес.
Все это, разумеется, не случайно. И точно так же, как мы находим кладези мудрости
в каждом слове Торы, мы можем многое выучить и из ее намеренных недомолвок.
Тора – не художественная библиография из цикла «Жизнь замечательных людей» и
не сборник пикантных подробностей жизни наших предков. В подобных жанрах такие
истории были бы явно уместны. Но Тору в деталях жизни наших праотцев интересует,
прежде всего, тема «дела отцов – знак детям», те черты характеры, идеи и деяния,
которые генетически остались в крови у каждого еврея. И описания тех или иных
событий из жизни Авраама, Ицхака или Яакова преследуют эту основную цель.
И в данном контексте для нас, их потомков, совершенно не важно, кем был Авраам
до этого, ключевого момента, описываемого в начале нашей недельной главы. Здесь
нам не важно, какой именно запас опыта, приключений и жизненных перепитий оставляет
Авраам в своей стране, в своей Родине и в доме своего отца. Не важно все, что
было ДО этой минуты. Важно лишь то, что будет дальше, с этой минуты, как отреагирует
Авраам на этот зов Б-га. Поэтому-то Тора и не говорит ни слова о прошлом, смотря
лишь в будущее.
Многие евреи признают существование Б-га и важность иудаизма, но при этом сами
не стремятся погрузиться в мир заповедей под предлогом, что прошлого-де не искупить
и не исправить, что уже поздно меняться, когда вся жизнь уже позади, что так
бы было «лучше, да хуже», то есть, правильней, но трудней. Таким людям их прошлый
груз преграждает дорогу в будущее. Вот тут-то следует вспомнить наглядный урок
нашего праотца Авраама-авину. И не важно, что было ДО. Главное – что будет ПОСЛЕ.
После призыва – «Иди к себе!»
Жемчужины еврейского комментария – Тора в стихах
Иди к себе! Оставь приемную отчизну,
Мать-и-мачехой заросший дом родной.
Насмешки все прими без тени укоризны,
И смело быть ступай самим собой.
Иди к себе! Оставь багаж иллюзий полный
В зажиточной, но чуждой стороне.
И не смущают пусть презренья волны
Того, кто в вечном закален огне.
«Опомнись! Ты куда?! Твой шанс давно потерян!!!»
Пускай не раз в пути твердят тебе.
Как Авраам, всегда будь зову правды верен,
И сквозь века, как Авраам, иди к себе!
Женский уголок
Многие неевреи говорят, что жена – похуже разбойника. Разбойник требует: «Кошелек
или жизнь!», а жена – и то, и другое. Еврейский подход – кардиально противоположен.
Авраам прямым текстом, откровенно говорит Саре, что «мне будет лучше за твои
заслуги». Иудаизм не скрывает того, что все благословения (и в плане кошелька,
и в плане жизни) снисходят в семью в заслугу жен. И точно так же, как в Египте
наш народ удостоился исхода в заслугу еврейских праведниц, так и конечное избавление
прийдет в заслугу наших праведных женщин. Так будем же достойны наших предшедственниц
и принесем благословение своей семье и своему народу!
Лавровые грудки
На дно кастрюли уложите лавровые листы,далее – посоленные и поперченные кусочки
индюшачей грудинки,сверху- кольца лука...Залейте пол-стаканом воды и варите 45
мин. на среднем огне
А на гарнира – нарежьте кубиками баклажан, кабачок-цуккини, лук и болгарский
перец. Обжарьте на растительном масле. Добавьте дольки помидора и яблока, зелень
по вкусу и тушите под крышкой еще пол-часа.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
Три американские еврейки хвастаются сыновьям:
- Мой Мендель - врач. Он, правда, только что получил диплом, доход у него
крохотный, он зарабатывает всего 120 тысяч, но скоро дела у него
наладятся.
- А мой Натан - адвокат. Он тоже только-только начал практику, доход у него
минимальный, всего только150 тысяч, но скоро все наладится.
- А о моем нечего говорить. У него уже столько лет одна и та же работа, а зарабатывает
он 35 тысяч...
- Боже мой! Какая же у него профессия?
- Он местный раввин.
- Ну и профессия для еврейского мальчика!
- Софа! Вот уже несколько лет по твоей просьбе на вопрос «сколько лет вашей жене»,
я отвечаю «двадцать восемь». И как, по-твоему, после всего этого на меня смотрят
в обществе?
- Как на человека твердых убеждений, который не меняет свое мнение из года в
год!