О Луи Пастере замолвите слово...
Одним из важнейших научных открытий, спасших жизнь миллионам людей во всем мире,
бесспорно, является открытие в области медицины, сделанное Луи Пастером в 1885
г. – использование того самого микроба, от которого мы хотим спастись в профилактических
или лечебных целях. Как известно свои опыты великий ученый начал с попытки излечить
бешенство, увенчавшейся небывалым успехом, а затем перенес те же методы для лечения
других инфекционных заболеваний. И по сей день принцнпы Пастера лежат в основе
всех видов прививок.
Кстати, вы никогда не задумывались над тем, как зародилась эта гениальная идея
в голове французского ученого? По свидетельству современников Пастера здесь не
обошлось без влияния его близкого друга – доктора Исраеля-Михеля Рабиновича.
А, по словам самого доктора Рабиновича, корни этой медицинской революции следует
искать в…Талмуде. Дело в том, что проживая в Париже, Исраель-Михель Рабинович
начал переводить Талмуд на французский язык. Перевод раздела «Моэд» заинтриговал
Луи Пастера и к своему изумлению в трактате «Йома» он наткнулся не следующую
фразу: «Укушенного бешеной собакой кормят (в лечебных целях – прим. пер.) её
же (собачьей – прим. пер.) диафрагмой (сальником, частью печени – прим.пер.)».
Ученый тот час же приступил к практическим опытам и вот плодами их результатов
мы пользуемся по сей день.
В последующей практике великого ученого не обошлось без курьезов. Так, однажды
к нему в Париж из Англии привезли четырех маленьких братьев, опасно покусанных
бешеной собакой. К счастью родителей, они успели вовремя, и благодаря уколам
Пастера дети были спасены. Единственным недовольным из всей компании оказался
самый младший из братьев. "Это же надо! После того, как нас искусала злая собака,
мы еще потратили столько времени ради какого-то комаринного укуса!"
К несчастью, наше отношение к серьезнейшим вещам порой напоминает реакцию этого
"неблагодарного пациента". Так, в заповедях Всевышнего мы очень часто видим лишь
назойливые "комариные укусы", одни лишь лишние, обременительные хлопоты вдополнение
к повседневным тяготам нашей и без того "бешеной" жизни. Мы никак не желаем понять,
что именно эти-то "уколы" и являются единственным, жизненно-важным способом
нашего излечения от повседневного, "бешеного" натиска проблем и хлопот! А жаль...
Недельная глава «Хукат»
В главе описывается последний год скитания евреев по пустыне Синай, смерть Мирьям
и Аарона, а также грех Моше-рабейну, за который он был также обречен умереть
в пустыне, не удостоясь ввести новое поколение евреев в Святую Землю.
Сегодняшняя глава чрезвычайно насыщена событиями. После смерти Мирьям иссяк переносной
источник воды, сопровождавший евреев в пустыне. Страдающие жаждой евреи вновь
обращаются с жалобой к Моше, и Всевышний приказывает Моше-рабейну взять свой
знаменитый посох и обратиться со словами к одной из скал. Тогда, по обещанию
Всевышнего из нее польется вода, способная напоить весь еврейский народ.
Моше-рабейну послушно идет выполнять свою очередную миссию. А вот остальному
народу явно не хватает послушания. Они подгоняют Моше-рабейну, делятся с ним
"ценными указаниями" (идущими явно вразрез с четкими инструкциями Творца). Некоторые
начинают шушукаться между собой: «Конечно, Моше – пастух со стажем и явно знает
законы природы. Если он хочет доказать нам, что речь идет о чуде, пусть извлечет
нам воду из первой попавшейся скалы!»
И вот, Моше-рабейну в сердцах подходит к скале и...вместо того, чтобы обратиться
к ней, дважды ударяет по ней посохом. И вот за это-то ослушание точных Б-жественных
указаний Моше-рабейну и лишается права войти в Святую Землю.
"Как?! За такую мелкую провинность – такое страшное наказание?!" невольно возникает
вопрос у каждого, кто сталкивается с данной недельной главой. Стандартный ответ
о том, что "с праведников – особый спрос" не вселяет в них особого оптимизма,
ибо если так, то зачем стараться вести себя праведно? Но если вдуматься, то точно
также как и грех Моше-рабейну являлся грехом лишь на уровне Моше-рабейну, то
и наказание за него по сути было столь суровым только на уровне Моше-рабейну.
В конце концов, Моше-рабейну дожил до преклонного возраста 120 лет, дожить до
которого евреи традиционно желают друг другу. До последнего дня он не потерял
ни капли живости ума, ни капли бодрости духа. Что касается входа в Землю Израиля,
то сколько евреев, имея все возможности реализовать то, что не было дано этому
величайшему лидеру еврейского народа, предпочитают ее проигнорировать, по тем
или иным причинам и поводам оставаясь на своих насиженных местах?
Сегодня же нас интересует немного другой ракурс вопроса. Если удар по скале противоречил
изначальной воле Творца, то для чего Он приказывает Моше-рабейну взять в руки
посох? Вот в этом-то все и дело! Когда в твоих руках нет силы, гораздо легче
разговаривать мягко, по-человечески. Легко не делать зло, когда ты связан "по
рукам и по ногам". Но главное испытание твоих способностей держать себя в руках
– лишь в ту минуту, когда в твоих руках – есть палка, а ты несмотря на все скопившееся
на сердце раздражение вместо того, чтобы дать волю своим естественным, животным
инстинктам, продолжаешь вести себя по-человечески. Ведь связная речь, как мы
уже говорили, является одним из главных отличий человека от животного. Только
в этот момент абсолютной свободы воли и проявляется наша истинная человеческая
или все-таки животная сущности. Так будем же людьми!
Жемчужины еврейского комментария.
«За то, что вы не поверили Мне и не освятили Мое имя в глазах всего еврейского
народа, вы не введете эту общину в страну , которую Я вам дам» (Бамидбар 20:12)
Интересно трактует грех Моше-рабейну рав Горовиц , "Саба из Новогрудка" в своей
гениальной книге «Мадрегат Аадам».
Если задуматься, перед Моше встала серьезная дилемма. С одной стороны – есть
четкие указания Всевышнего, но с другой стороны – если действовать строго по
указаниям и не подчиниться воле народа, есть величайший риск, умалить тем самым
величайшее чудо до размеров обыкновенного закона природы. И Моше-рабейну принял
решение, что наглядное доказательства чуда будет лучшим проявлением Б-жественной
святости, и стало быть важнее четких исполнений инструкций Всевышнего. И вместо
того, чтобы обратиться со словами к определенной скале, Моше-рабейну ударяет
дважды по первой попавшейся скале, указанной ему строптивыми евреями. И в тот
же миг потекла вода. Но масштабы чуда превзошли все ожидания, и вода полилась
не только из данной скалы, но из всех скал в округе. Моше-рабейну не рассчитал,
что Всевышний заранее предугадал сомнения евреев, и точно такое же чудо случилось
бы, обратись Моше-рабейну к скале, указанной им Б-гом, а не пойди он на поводу
у народа. Недостаток веры проявился в том, что Моше-рабейну по своему разуму
и усмотрению решил, что есть нечто более освящающее Имя Всевышнего, чем твердое
следование явным инструкциям Творца. При этом он и не подумал, что изначальный
план включает в себя и разрешение всех возможных сомнений, и что никоим образом
исполнение четких Б-жественных указаний не принесет вред.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе , касается каждого из нас лично».Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.
Женский уголок
Кончину Аарона оплакивал весь еврейский народ, а еврейские женщины – в особенности.
Ибо мало кто настолько заботился о мире в каждой еврейской семье и настолько
посвящал этому все свое свободное время и все свои душевные силы, как Аарон-первосвященник.
А ведь на его плечах лежало немало других ответственных дел!
А на что готовы пойти мы сами, чтобы упрочить мир в наших собственных семьях
с учетом того, что для большинства из нас это является главной целью в жизни?
Штрудель без яиц
Просейте горкой пол-кило муки. Сделайте небольшую воронку и влейте в нее три
четверти стакана теплой воды, 50 г сливочного маргарина и соль. Замесите тесто.
Разделите на три части и оставьте на пол-часа. Раскатайте каждую часть до максимальной
тонкости. Заполните начинкой. Сверните рулетиком. Выпекайте пол-часа в теплой
духовке на смазанном противне швом вниз.
Молочно-ореховая начинка
На паровой бане проварите до загустения: 300 гр молока, 200 гр воды, 200 гр молотых
орехов, 100 гр сахара, 1 пакетик ванильного сахара, тертую цедра одного лимона
и 2 ст.л. мацовой муки. Охладите заполните штрудели.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
"Уважаемые граждане евреи, отъезжающие в Израиль! Поезд на Вену отправляется
через 5 минут со второго пути. Жиды и прочие провожающие - немедленно покиньте
перрон."
- Знаешь, Изя, моя Сарочка где-то вычитала, что полезно есть все сыpое.
- Да, Абраша. Моя Ривочка тоже не любит готовить.