Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Недельная глава Мецора (больной цараат)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Праздник свободы

Песах. Евреи празднуют свободу. Праздник, когда в сердце каждого из нас пробуждается
безграничная благодарность Творцу, за то, что Он вывел нас «из рабства на свободу,
из порабощения на спасение, из горя в радость, из траура в праздник, из тьмы
к великому свету!»
   Так как же все-таки мы празднуем свободу? За шикарно накрытым столом, ломящимся
от яств, с пышными пирогами и текущим рекою шампанским? Причем каждый веселится
как душе его угодно?
  Скорее совсем наоборот. Вместо того чтобы по советской привычке хорошенько
расслабиться, выпить и закусить, мы читаем рассказ о порабощении нашего народа
в Египте и о чудесном нашем избавлении, едим скудный «хлеб бедности» - мацу -
и горькие овощи.
  К тому же все строго регламентировано: когда что говорить, сколько мацы надо
как минимум съесть и сколько вина (или виноградного сока) нужно как минимум выпить,
когда поднимать бокал, а когда его опускать, как разложить основные компоненты
Седера и даже в котором часу необходимо поспешно закончить трапезу. И это – праздник
свободы?!
  Дело не только в том, что для того чтобы стать по-настоящему свободным человеком,
необходимо лично почувствовать вкус рабства. Как сказано в Агаде: «в каждом поколении
человек обязан видеть себя, как будто он (сам) вышел из Египта».
    Мы привыкли считать свободой полную «раскрепощенность»: что хочу то и делаю,
когда и сколько хочу, и, вообще, никто мне не указ! На самом же деле такая «свобода»
не только веет душком беспредела и вседозволенности, но и постепенно превращает
человека в полного раба своих эгоистичных привычек, идущего на поводу  своих
страстей. А раб, как известно, антипод свободного человека. Более того, такой
«свободный человек» чувствует себя глубоко несчастным, когда тот или иной внешний
фактор мешает удовлетворению всех его желаний, а почему-то эти внешние факторы
встречаются на каждом шагу.
  На иврите «седер» означает «порядок», полная противоположность беспредельной
вседозволенности. Мы не просто «делаем, что хотим». Мы хотим делать то, что мы
делаем. Потому что, мы твердно знаем, что именно нужно делать, чтобы стать по-настоящему
 свободными и достичь настоящего счастья.
  Самым ярким символом Песаха по праву считается маца. Простые лепешки из пресного
теста, теста, состоящего только из муки и воды без каких-либо добавок. Такое
тесто не зависит от того, как поднимутся дрожжи. Также как не зависит оно от
какой-либо сдобы, яиц, сахара, вина и других ингредиентов. Маца - независима
от каких бы то ни было посторонних «внешних факторов». Поэтому именно она стала
вековым символом праздника истинной свободы!
  Итак, мы едим «скудный хлеб бедности» и горькую зелень. Время нашей пасхальной
трапезы достаточно ограничено. Но все это никак не омрачает нашей радости, и
мы от чистого сердца воздаем хвалу Всевышнему. Ведь наша радость не зависит от
внешних признаков и критериев. А потому мы по-настоящему свободны. Свободны и
счастливы!

Недельная глава «Мецора» («Больной цараат»)

Эта недельная глава говорит о ритуальном очищении человека, полностью излечившегося
от духовной болезни цараат (обычно переводится как «проказа», но в действительности
речь идет о болезни совсем другого рода), признаки которой подробно описаны в
прошлой главе.

  Наш общий взгляд на мир, как правило, достаточно матеариалистичен. Мы твердо
верим в незыблимость законов природы, различные физические закономерности и т.п.
Не для кого из нас не секрет, что если (не дай Б-г) сильно ударить ногу, она
будет долго болеть, если поранить палец – из него польется кровь, а если мы перестанем
пить – наш организм обезвожится.
  О духовной же стороне жизни мы имеем гораздо более расплывчатые понятия, и
даже если предположить, что и в духовном мире – свои законы, то трудно представить
себе, что их плоскость пересекается с событиями нашей повседневной, вполне матеариальной
жизни. И в самом деле, какая связь между духовной святостью шабата и будничным
действием включения света? И какая с духовной точки зрения может быть разница,
что именно мы употребляем в пищу? Вот христиане, к примеру, постановили для себя
«Б-гу – Б-жье, а кесарю – кесарево», то есть область духовного и область материального
сосуществуют в параллельных измерениях без малейшего соприкосновения.
  Однако в свете Торы все видится совсем в другом ракурсе – законы физического
и законы духовного миров теснейшим образом взаимосвязаны. Примером может служить
болезнь «цараат», которой посвящены две последние недельные главы. Совершенно
определенные внешние физические симптомы (изменения цвета кожи) имеют под собой
совершенно конкретные духовные причины (нарушение различных заповедей – сплетни,
ложные клятвы, разврат, гордыня и др.). Иными словами, точно как в случае физических
болезней: если один еврей дурно отозвался о другом или, допустим, дал ложную
клятву – его тело (а иногда и дом, и одежда) покрывается пятнами, то есть «пятнистость»
является закономерным последствием злословия точно так же, как ушиб является
результатом удара, а кровотечение -–следствием пореза.. Духовный закон действует
безупречно.
     Но почему же тогда, в наши дни мы не встречаемся с подобными явлениями?
Все дело в том, что курс лечения этой странной болезни с чисто материальными
признаками – чисто духовен. Он состоит в первую очередь из чистосердечного расскаяния
больного и бесповоротного решения избегать подобных прегрешений в будущем, а
затем - из особой ритуальной процедуры в Святом Иерусалимском Храме. Так как
на сегодняшний день мы еще не заслужили востановления Храма, а цель любого наказания
свыше никак не лишний раз «поиздеваться» над нами, а послужить эффективнейшим,
наглядным уроком для нашего дальнейшего исправления, за неимением полного курса
лечения не сущесвует и сама болезнь.
И хотя на сегодняшний день «цараат» не появляется, Тора, чья актуальность несомненна
во все времена, уделяет ей огромное внимание. Не потому ли, что она демонстрирует,
насколько наши физические действия отражаются сквозь призму духовных законов
на всех аспектах нашей будничной жизни?

Жемчужины еврейского комментария

В начале пасхальной Агады упоминаются четыре типа сыновей еврейского народа –
мудреца, злодея, наивного и того, у кого не возникает никаких вопросов – с характерными
вопросами по поводу происходящего на Седере (и еврейской жизни вообще) и с ответами,
надлежащими дать каждому из них.
На вопрос злодея: Что вам эта работа? Агада отвечает: «…за это Б-г совершил для
меня (все) при выходе из Египта. Для меня, а не для него, если бы он был там,
он бы не был спасен».

Комментатор Бен-Иш-Хай поясняет эти слова следующей притчей. В одной больничной
палате на соседних койках лежали два больных. После медосмотра врач предписал
одному из них строжайшую диету и выписал много горьких лекарств. Второму же,
находящемуся в гораздо более тяжелом состоянии, разрешил не отказывать себе ни
в чем, наслаждаясь всеми прелестями жизни.
В коридоре он объяснил недоумевающим ассистентам свои странные предписания: тогда
как у первого хорошие шансы на полное излечение, и ему необходимо как можно лучше
следить за своим здоровьем, в случае второго больного, медицина, увы, бессильна.
Так зачем же омрачать последние дни его жизни?
С заповедями Торы дела обстоят точно так же. Повелевающие заповеди Творца –сильнодействующие
лекарства, а запрещающие – лечебная диета. Но они предназначены только тем, у
кого еще есть шансы «жить» в полном смысле этого слова. Поэтому Агада подчеркивает
слова «для меня». «Для него», для сына-злодея, отрицающего основы еврейства,
лечебная сила законов Торы уже не действует. Поэтому, находись он в Египте, его
постигла бы участь восьмидесяти процентов евреев, отказывавшихся выйти из Египта,
предпочитая рабство в атмосфере полного святотатства египтян «бремени» Б-жественных
заповедей, и в наказание за это погибших в девятой казни – тьме.


По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.

Женский уголок

О том, что такое харосет мы уже говорили. Что же кроме сладкого харосета помещается
на особой тарелке в центре пасхального стола? Перечислим по порядку:

а) “зроа” — пропеченный\прожаренный кусок мяса с косточкой (как правило, куринная
ножка или крылышко)— память о пасхальной жертве. Его ни в коем случае не едят
на Седере! Почему? Чтобы в наших глазах напоминание о заповеди не заменяло ее
сущность. Пасхальную жертву приносят только в Храме. Чтобы мы не могли и подумать,
что все эти алахические тонкости излишни в наше время, и в принципе нет смысла
идти «по букве» закона, а главное – лишь подчиняться его «духу» (забывая, что
в иудаизме сама буква закона и есть главный, если не единственный, носитель его
духа) и лимон способен заменить этрог в Суккот, а любое мясо с косточкой –Пасхальную
жертву.
6) “бейца” — яйцо, по распространненому обычаю, сваренное вкрутю, или по другому,
менее распространенному, но, пожалуй, более достоверному обычаю, в виде хорошо
прожаренного омлета - символ жертвы Хагига, приносимой по празникам.
в) “марор” — горькая зелень, напоминающая горькую жизнь израильтян в Египте.
В качестве горькой зелени по традиции выступают кусочки хрена (весом не менее
19 г) или листовой салат (весом не менее 17 г), чей вкус в начале совсем и не
горький, а даже сладковатый, но стоит в больших количествах передержать его во
рту, и почувствуется неприятнейший привкус горечи. Так и египетское рабство началось
с обычных «субботников», в котоых принимал живейшее и деятельнейшее участия сам
фараон, а закончилось полным порабощением. И точно так же состояние человека,
находящегося в плену своих страстей, в начале не только не пугает его, а доставляет
неописуемый радость и сладость, и лишь затем никак не удается избавиться от горького
привкуса этого страшного рабства...
г) далее следует уже знакомый нам “харосет” — смесь из тертых фруктов, с которыми
в еврейских источниках сравнивается наш народ (яблоков, орехов, фиников) с вином,
символизирующим величайшие тайны Торы. Как мы уже говорили, своим внешним видом
он походит на глину, из которой порабощенные евреи изготовляли в Египте кирпичи,
а также символизирует тайное (а порой и весьма явное) желание антисемитов всех
времен и народов «смешать евреев с землей». Но благодаря тайным вмешательствам
Творца, чьи пути воистину неисповедимы, все эти попытки срываются на том или
ином этапе.
д) “карпас” – маленькие (меньше 15 г) кусочки овощей. Как правило, сельдерея
(корня или стебля) или вареной картошки.
е) “хазерет” — тертый хрен. (На пол-кило хрена возьмите стакан свекольного сока.
Размельчите в комбайне с добавлением уксуса, соли и сахара по вкусу)




Над кем смеемся? Над собой смеемся!
***
  Мама уговаривает говорит маленького Мойше:
  -Сынок если ты поиграешь на пианино, я куплю тебе эскимо.
   Мойше:
  -Подумаешь! Папа обещал мне два эскимо, если я играть НЕ буду!

***
-Что это у вас маца такая твердая - просто откусить нельзя?
– Всегда Вы недовольны. Да если бы эту мацу дали евреям в Египте - они были бы
от нее в восторге...
- Конечно, тогда она была еще свежая.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное