Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Недельная глава Итро


Информационный Канал Subscribe.Ru

Опасные симптомы

Жизнь каждого из нас полна проблем - работа, машканта, машина, отцы-и-дети -
всего не перечесть, и каждый может составить свой личный перечень насущных забот.
У каждого - свой уровень и свой масштаб проблем, и даже «богатые тоже плачут»!
Как жаль, что никто еще не выдумал универсального средства решения всех проблем,
чтоб каждый мог спокойно наслаждаться жизнью. Да, да, к сожалению, мы тоже не
можем предложить вам оригинальный патент. Зато мы можем предложить вам один элегантный
анекдот.
В кабинет известного врача вбегает   испуганый пациент: «Доктор, помогите, я
умираю - куда не ткну пальцем,   все   болит!»   Заинтригованный   врач осматривает
больного и    заключает: «Ничего удивительного, дорогой! У Вас же палец переломан!»
Иудаизм отнюдь не решает всех проблем. И было бы лицемерием заявить, что религиозные
люди живут без всяких забот. Однако, веря в Единый Источник, и понимая, что именно
требуется от нас в жизни, у по-настоящему религиозного человека другое отношение
к тем же проблемам. Потому что он видит корень «болезни», а не одни лишь «внешние
симптомы». В отражении анекдота, человек , придерживающийся 613 заповедей, четко
осознает, что у него «переломан палец», и в его душе нет панического страха,
что от этого «он умирает».
Но, вполне естественно, что это знание не решает самого существования проблем
и не лишает верующего человека «чувства боли». И, продолжая аллегорию анекдота,
необходимо своевременно лечить «перелом пальца» точно также, как не следует запускать
любую другую «болезнь».
Тора учит нас воспринимать возникающие проблемы как наказания или испытания и
в зависимости от этого или исправляться (в случае наказания), или достойно выдерживать
стоящие перед нами испытания. А насколько нам удается реально воплотить это в
жизнь зависит уже от нас.

Недельная глава - Итро
Продолжаем знакомить вас с Торой - сокровищем нашего народа. Итак, на этой неделе
мы читаем главу Итро. Она начинается с описания прихода в пустыню тестя Моше-рабэину
по имени Итро, бывшего верховного жреца Мидиана. А затем описывается ключевое
событие в истории еврейского народа и всего человечеста - получение святой Торы
на горе Синай.

Все мы знаем, как тяжело покидать насиженные места. Даже когда мы не совсем удовлетворены
окружающей средой, даже когда навсегда хватает работы. Даже бывшие голодные египетские
рабы вспоминают в пустыне с тоской, с ностальгической ноткой в голосе ароматы
тушеного мяса, донасящиеся с кухни соседей-египтян. Тем более, когда мы пользуемся
всеобщим уважением, когда мы занимаем высокооплачиваемые должности и высокие
посты. Когда наш авторитет не замыкается в узком семейном кругу, когда наша слава
летит впереди нас. Итро был главным языческим жрецом Мидиана. А по тем временам
это значило, что в его руках - брозды высшей духовной и политической власти.
Один из представителей «тройки» советников фараона (вместе с Биламом и Ийовом),
окруженный безграничным почетом - чего не хватало ему? Зачем он пешком отправился
в пустыню к евреям? Ответ очень прост: в поисках истины. В поисках истины провел
он годы и годы, изучая и применяя все существующие в то время религии, и, преуспев
в мастерстве жреца, добился всех возможных материальных благ - богатства, славы,
власти. Но ведь не это было его целью, и вот, узнав по наслышке о выходе евреев
из Египта, о рассечении Красного моря и победе над Амалеком, он не поленился
отправиться в путь, рискуя потерять все, что у него было, чтобы, быть может,
где-то там, в заброшенной пустыне, наконец-то найти истину. И он нашел ее, едва
услышав детальный рассказ Моше. И тот час же провозгласил:
«Теперь я знаю, что велик Б-г из всех божков (а ведь Итро был специалистом по
всем идолам)». Провозгласил, не боясь взглянуть правде в глаза, хотя этой фразой
он, в принципе, перечеркнул все то, чему он посвятил всю свою жизнь. И в этом
проявилось истиное величие Итро - осознать насколько ты мал, несмотря на все
твое показное величие. И этим заслужил Итро, что его именем, именем первого гера
в истории человечества, названа ключевая глава Торы!

Жемчужины еврейского комментария

Сегодняшняя недельная глава знакомит нас с так называемыми «десятью заповедями»
(в более точном переводе – с десятью речениями). Не выделяясь из числа других
заповедей с алахической точки зрения, в более широком аспекте они, тем не менее,
являются квинтессенцией всего сказаного в Торе и именно из них вытекают все 613
заповедей. Итак, перечислим эти «речения»:
-        Я - Г-сподь, Б-г твой, выведший тебя из Страны Египетской, из дома рабства.
-       Да не будет у тебя других богов, кроме Меня…
-Не упоминай имени Г-спода, Б-га твоего, понапрасну.
- Помни день субботний, чтобы освящать его. Шесть дней работай, а в седьмой -
суббота Г-споду. Не делай никакой работы, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни
рабы твои, ни скот твой, ни странник во вратах твоих…
- Почитай отца своего и мать свою…
- Не убивай.
-Не прелюбодействуй.
- Не кради.
-Не лжесвидетельствуй.
-       Не желай …ничего чужого (Шмот 20:2-14)

 Комментатор Торы Рамбан (раби Моше бен Нахман, всемирно известный под именем
Нахманид) замечает, что все эти заповеди написаны  в единственном лице (Б-г твой,
да не будет у тебя, помни и т.д.), хотя обращены не к индивиду, а к целому народу.
И поясняет: этим предостерегает Тора каждого еврея о наказании за пренебрежение
заповедями (и соответствено о награде за их выполнение), и таким образом Б-г
обращается с предупреждением к каждому лично, чтобы  не думали, что стоит идти
за большинством и, греша вместе со всеми, каждый спасется в отдельности. В небесном
суде такие отговорки, к сожалению или к счастью, не действуют.

По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе , касается каждого из нас лично».Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.

Женский уголок

Евреи всегдо и везде отличались особым отношением к рыбе: достаточно вспомнить
все ту же «гефильте-фиш». И опять же даже в этом кулинарном пристрастие евреев
прослеживается теснейшая связь и с алахическими законами, и с глубокими аллегорическими
объяснениями.
Во-первых, в отличие от мяса, с рыбой связано мало тонкостей в отношении кашрута.
Кроме базисных требований наличия плавников и чешуи рыба не нуждается ни в специальном
способе убоя - шхите, ни в высаливании и т.п. Считаясь «нейтральным» («парве»
- ни молочным, ни мясным) продуктом, рыба может играть роль и в мясной, и в молочной
трапезах, хотя ее и не принято смешивать с чисто мясными (а в некоторых общинах
и с молочными) блюдами. Так  весьма не желательно, к примеру, заправлять мясной
салат анчоусной пастой, но селедка вполне может быть подана  в качестве закуски
перед шашлыком, а жареная рыба прекрасно сочетаться со сливочным мороженым. 
Таким образом, для евреев рыба является практически универсальным продуктом.
А с аллегорической точки зрения, прежде всего, следует упомянуть следующее устное
предание – в конце дней, после окончательного приговора, праведники удостоятся
участвовать в особой трапезе в шкуре гигантской рыбы Левьятан, а ее мясо послужит
основным блюдом этой трапезы. И несмотря на то, что еврейские предания нельзя
понимать буквально (как сказано «толкующий Тору буквально – злодей!»), евреи,
всегда отличавшиеся оптимизмом, стараются хотя бы в шабат, хотя бы на одну трапезу
отведать хотя бы кусочек рыбы и этим продемонстрировать свою надежду разделить
удел наших праотцов, Моше-рабэйну, Аарона, царя Давида и других праведников в
грядущем мире.
Можно продолжать и продолжать показывать различные аллегории и аналогии (а, между
прочим,   рыбы - один из символов еврейского народа), но все-таки стоит перейти
к практической стороне «рыбного вопроса» и ознакомится с новыми рецептами.

Чесночный гуляш из тунца.
Приготовьте маринад из пол-стакана уксуса, четверти стакана постного масла, 6
нарезанных долек чеснока, двух чайных ложек сахара,  чайной ложки соли и щепоткой
перца. Добавьте нарезанное кубиками мясо сырого тунца и оставьте на ночь в холодильнике.
Обжарьте на среднем огне. Подавайте в горячем виде с рисом и зеленым горошком.

Карп с изюмом и орехами.
Два целых карпа посолите, поперчите, залейте постным маслом и испеките в духовке
втечение получаса при температуре 190 С. То же масло перелейте на сковороду,
добавьте 3-4 спелых помидора, треть стакана светлого изюма и треть стакана орехов
(лучше всего половинки фундука). Тушите пока помидоры не превратятся в однородную
массу. Удалите шкурки помидоров и залейте этим горячим соусом рыбу.


Над кем смеемся? Над собой смеемся!
 .
***
Американка еврейского происхождения обратилась в кабинет косметической хирургии.
Любуясь помолодевшим лицом с греческим профилем, сменившим морщинистый лоб, двойной
подбородок, дряблые щеки и еврейский нос, дама с восхищением обратилась к специалисту:
«Просто изумительно! Но не могли бы вы, доктор, мне сделать еще и большие выразительные
глаза?»
-О, это проще простого! (обращаясь к кассе)Подайте даме счет!
***
-Ну, Изя, чем закончился твой спор с женой?
-Последнее слово как всегда осталось за мной! Да, да, не удивляйся. Я ей прямо
сказал: ладно, покупай все, что хочешь, и оставь меня в покое!

Есть вопросы? Наша рубрика «Спрашивали? Отвечаем!» открыта специально для вас!
Пишите нам по адресу: vzglad@hotmail.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное