Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Недельная глава Берешит


Информационный Канал Subscribe.Ru

С Милым рай и в шалаше.

Вот уже позади все осенние праздники. Но как не хочется с ними расставаться!
Давайте продлим с ними встречу хотя бы в рамках нашей рассылки и посвятим еще
одну, сегодняшнюю статью прошедшему празднику Суккот. Почему именно ему? Сейчас
узнаем.
Мидраш говорит, что в конце истории, когда истина станет очевидной, все народы
обратятся к Б-гу с просьбой о награде. Но, как известно, награды просто так не
раздают. Их еще нужно заслужить. Допустим, евреи заслужили награду соблюдением
613 заповедей, а как быть с остальными? Доводы о техническом прогрессе были отвергнуты
изначально, ибо их прямой целью было не исправление мира, не попытка освободить
себя от повседневного бремени, чтобы посвятить больше времени и сил на более
духовные ценности, а всего лишь эгоистические стремления к  сиюминутному комфорту
– вещь сама по себе не плохая, но самоокупающаяся. Здесь места еще и для дополнительных
наград. Но справедливость есть справедливость, и необходимо каждому дать свой
шанс выслужиться. Что и сделает Творец, предложив всем желающим выполнить в совершенстве
всего одну заповедь – заповедь сукки во всех ее нюансах и тонкостях. Почему именно
ее? Да потому, что как мы уже говорили в прошлом выпуске именно она отражает
самую суть иудаизма, самые точные пропорции между возвышенным и земным. А кроме
того, это почти единичная заповедь, которую человек выполняет «изнутри», в которую
он погружается всем своим естеством, всей своим сущностью,
Итак, желающих выслужиться найдется немало. Ведь и заповедь кажется-то пустяковая:
материальные затраты, связанные с постройкой этих временных жилищ – минимальные,
особой физической боли она не приносит, да и, вообще, все выглядит очень даже
красиво и романтично «мол, с Милым рай и в шалаше».
И вот уже все готово. Наступает долгожданный первый день праздника Суккот. И
тут-то поджидает всех загвоздка. Внезапно, именно в этот день наступает неимоверная
жара, раскаленное солнце палит прямо в темя и нельзя и помыслить о том, чтобы
провести хоть секунду на природе. И вот неудачливые искатели приключений и заслуг
бегут под сень домашних кондиционеров, отрекаясь от попытки заслужить свою награду,
и в ярости пиная шалаши, отстроенные с такой чистой верой, такой надеждой и любовью.
Но как же так? Во-первых, нарушены элементарные «правила игры» - да, был формальный
уговор о соблюдении именно заповеди сукки, но ведь одная из сторон явно подразумевала
стандартые условия, а не условия экстремальных природных катаклизм. А во-вторых,
а как же евреи? Разве и они бы не покинули свои сукки при подобных обстоятельствах?
Так что же тут требовалось доказать?
Да, уговор существовал. Причем совершенно четкий – выполнить заповедь праздинка
суккот по всем его законам. В частности, еврейский закон гласит, что «страдающий
освобожден от сукки». Это значит, что если погодные, климатические или личные
(болезнь и т.п.) условия не позволяют человеку проводить время внутри шалаша,
он волен его покинуть. Но при этом закон говорит о «страдающем». Другими словами,
еврей, покидающий сукку страдает. Он искренне переживает о том, что он не в силах
 выполнить заповедь по высшей букве закона.
Повторяем еще и еще раз, иудаизм – религия действия. Но, тем не менее, от нас
не требуется сверхчеловеческих физических усилий для ее соблюдения. Тем более,
когда многое из происходящего вокруг не зависит от нас напрямую. Однако наше
отношение к происходящему всецело зависит от нас. И в этом-то суть еврейской
религии. От нас зависит, как себя вести, когда конечный результат не соответствует
нашему личному плану и столь же личному представлению действительности. От нас
зависит, разрушать ли собственноручно все то, чему мы посвятили столько нервов
и сил,  или все-таки страдать всей душой от невозможности «жить по-максимуму»...

Недельная глава – «Берешит»

Недельная глава Берешит говорит о сотворении мира  и о жизни первых поколений
людей от Первого Человека (адам а-ришон) и Хавы (Евы) до поколения потопа и Ноаха
(Ноя).

Одной из центральных тем сегодняшней недельной главы является всем известная
история с первым грехом первого человека в райском саду . Тема – сама по себе
чрезвычайно сложная, но вдобавок ко всему настолько «заежзенная» и полная наслоенных
стереотипов, от котрых так трудно отказаться, что кажется еще более сложной для
понимания.
Одни утверждают, что последствия т. наз. «первородного греха» мы расхлебываем
по сей день, и именно он делает нас заведомо греховными без малейшего шанса на
самостоятельное исправление. Такая предпосылка совершенно чужда еврейскому мировозрению.
Да, после того, как первый человек преждевременно вкусил запретный плод, создалась
новая реальность, новая плоскость для работы над собой: мы потеряли бессмертие,
наши мужчины в поте лица добывают себе пропитание, а наши женщины испытывают
родовые муки. Но внутри этой реальности, мы обладаем полной свободой выбора необходимой
для максимального самоусовершенствования и тем самым усовершенствования, хоть
на самую малую толику, всего окружающего мира. Как говорит пророк Йехезкель,
почему вы упорно продолжаете пользоваться поговоркой "отцы ели кислый виноград,
а у детей на зубах оскомина"? Каждый отвечает за свои и только за свои грехи.
И только если осознавая, что отец поступает преступно, сын продолжает эту «семейную
традицию», тогда он может получить «двойной удар».
Ведь даже если отцы ели кислый виноград  и испортили им свои зубы, дети, несмотря
на дурной, заразительный пример, тщательно следят за зубной гигиеной, оскомина
им не грозит. Другое дело, если дети, чьи зубы, благодаря дурным привычкам родителей,
 генетически предрасположены к порче, продолжают питаться кислым виноградом.
Их шансы заработать себе оскомину более велики, чем шансы тех детей, чьи зубы
не обладают сходным генетическим потенциалом.
    Другие гордо бьют себя в грудь, восхваляя своих прародителей (в особенности
прародительницу Хаву) за то, что те рискнули-таки съесть запретный плод и этим
даровали человечеству его отличительные черты – свободу воли и жажду знаний.
Но глубоко ошибаются те, кто полагают, что до тех пор человек был лишен свободы
выбора. Иначе как бы он вообще мог согрешить? Другое дело, что выбор происходил
между совершенно другими категориями.
Каждый этап творения завершается итогом «это хорошо», но, если вы заметили, нигде
не говорится, что и до этого было плохо. Но после сотворения человека появляется
еще один уровень – «очень хорошо». Вот между двумя этими категориями – хорошим
и очень хорошим - изначально и был призван человек избирать. Зло же не имело
самостоятельного существования, а лишь оттеняло добро глобальной системы вселенной.
Съев же запретный плод, человек потерял возможность видеть единую, цельную и
сложную картину мира, где существует только постепенные градации хорошего, лучшего
и очень хорошего, раздробив все на «добро» и «зло», «черное» и «белое», «наших»
и «ненаших». Зло, к сожалению, стало видимым, ощутимым.
Что касается жажды знаний, то Тора видит в ней великую ценность. Но, согласитесь,
нелепо объяснять трехлетнему малышу логику аллгоритмов и философию Ницше, как
бы тот этого не желал. Хотя те обрывочные знания, которые он получит в данном
возрасте, будут казаться ему высшим достижением и он будет наивно полагать, что
постиг их глубинную суть.
Опасно кормить грудного младенца самыми изысканными блюдами царского стола. Его
желудок просто не в состоянии переварить его.
  Первый человек в день своего творения был в этом смысле не исключение. Он еще
не дорос до тех знаний, которые жаждал получить. Его мозг, его душа еще не были
способны их переварить. Ему следовало лишь немного подождать.
Кстати, по этому же принципу частично объясняются законы кашрута. Необходимо
помнить, что в отличие от большинства религий, чьей задачей является возвысить
дух над материей, задача иудаизма – одухотворить саму материю. Мы одухотворяем
пищу, читая благословения до и после трапезы, мы освящаем время, отмечая шабат.
Иудаизм – уникальнейшая религия, в которой есть даже особая молитва после посещения...уборной.
Но есть вещи, который нам еще не под силу одухотворить. Есть виды пищи, до одухотворения
которых мы еще не доросли. Но, говорят наши мудрецы, нам следует лишь немного
подождать. Подождать до конца истории. Подождать, чтоб дождаться.



Жемчужины еврейского комментария – Тора в стихах.

О, где ты, Человек? В сомнений чаще
Напрасно от себя себя ты прячешь.
Жизнь райскую хотел ты сделать слаще,
Но вязок оказался плод манящий.

Ты гол, но даже тысячи одежд
Духовной наготы, увы, не скроют.
Растаял воск расплывчатых надежд,
И грязь с души горячий душ не смоет.

Ты однозначно на добро и зло
Все поделил одним лишь махом.
Но если прав ты, что ж так душу жгло?
Откуда эта смесь стыда со страхом?

Не отрекайся «Я не виноват»,
Вину перелагая на соседа.
И помни: от себя не убежать,
Но можно над собой держать победу!


Женский уголок.

Хотя, как мы уже говорили, до грехопадения, связанного с деревом познания добра
и зла, в мире существовали только категории « хорошо – лучше – лучше всего»,
однажды Тора говорит о чем-то, что все-таки было хоть и не плохо, но зато и «не
хорошо». Этой низшей ступенью в иерархии добра было одинокое существование человека.
 Многие религии и философии обсуждали вопрос, «человек ли женщина». Талмуд же
задавался вопросом другого рода – а человек ли мужчина? И вот к какому выводу
 он приходит: "Неженатый мужчина – всего лишь получеловек». Стать настоящим,
цельным человеком можно стать лишь, когда сливаются две половины одной души,
когда два получеловека становятся единым целым, становятся мужем и женой со всеми
вытекающими из этого эмоциональным, моральными и вполне материалестическими последствиями.
К нам в редакцию как-то пришел вопрос, а зачем вообще было делить человека на
две половины? Мы уже говорили по поводу заповеди обрезания, что Б-г намеренно
не создал евреев изначально обрезанными. Выполнение этой заповеди самими людьми
из плоти и крови намекает нам, что как «усовершенствование» тела, так и «совершенствование»
души  находятся в наших руках. А есть ли большее совершенствование души, чем
преврашение двух полулюдей в единого, гармоничного, цельного человека, несмотря
на все мелкие несоответсвия характера, споры и взаимные раздражения между двумя
половинами одной души?
Но зачем же было изначально создавать человека цельным, и лишь потом разделять,
чтоб в полном объеме преподать человеку науку властвовать собою? Да для того
лишь, чтобы мы знали, чувствовали и подсознательно помнили, что речь идет не
о каком-то недосягаемом идеале, а о вполне возможной реальности. Возможной –
для каждого и каждой из нас!

Но чем же мы предлагаем сегодня порадовать ваши половины?

Свекольно-рисовый салат.

Берем по стакану отварной свеклы, нарезанной кубиками и отварного риса . Добавляем
зеленый и репчатый лук, соленые огурцы, горошек и 100 г чернослива. Солим. Заправляем
майонезом, разбавленным двумя столовыми ложками кетчупа.

Десерт «сюрприз»
Мелко нарезаем пол-кило различных фруктов (свежих или консервированных). Взбиваем
жирные сливки. Готовим фруктовое желе из пакетика. Соединяем желе со сливками.
Заливаем фрукты. Охлаждаем и подаем.



Над кем смеемся? Над собой смеемся!

- Свидетель, Ваша фамилия?
 - Кац.
 - Имя?
 - Исаак.
 - Место жительства?
 - Город Бердичев.
 - Занятие?
 - Мелкий гешефт.
 - Вероисповедание?
- Господин судья! Меня зовут Исаак Кац, я живу в годове Бердичев и занимаюсь
 мелким гешефтом. И кто я, по-вашему? Буддист?!


- Свидетель, Ваша фамилия?
-Рабинович.
-Место жительства?
-Одесса
-Род занятий?
- Торговля
- Вероисповедание?
- Евангелическое.
Судья (испытующе):
- А раньше?
- Римско-каталическое.
- А до этого?
- Разумеется.


С нетерпением ждем ваших откликов, вопросов и предложений по адресу: vzglad@hotmail.com.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное