Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность . Shabbat shalom!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Плач по стене.

Стена Плача. Западная стена Иерусалимского Храма, единственная, чудом уцелевшая
в веках, наперекор всем бойням и разрушениям. Как сказано в «Песне Песней», гимне
взаимной любви Б-га и народа Израиля, написанном самим мудрейшим царем Шломо
(Соломоном): «…Вот он (возлюбленный, аллегория Творца) стоит за стеной…» и поясняет
комментатор Раши: за западной стеной Храма, Стеной Плача
Неудивително, что каждый год сюда стекаются со всех концов земли евреи (и не
только евреи) ортодоксальные и просто верующие, религиозные и не совсем религиозные,
мужчины, женщины, дети чтобы вознести здесь свои горячие молитвы и сокровенные
просьбы прямо к престолу Всевышнего
Тут вспоминается история о том, как к дочери одного коренного израильтянина приехал
свататься жених из-заграницы. Жених оказался совсем ничем не примечательный.
И все-таки, окончательно отказав жениху, отец невесты решил проявить вежливость
и, дабы гость не проделал свое путешествие совершенно зря, показать ему красоты
Святой Земли. И начал, как ведется, с той самой Стены Плача. Восхищенный молодой
человек спрашивает:
-       Что, я могу попросить тут все, что мне угодно?
-       Конечно, но помни, что ты говоришь с самим Б-гом!
-       И что, я могу тут просить мира во всем мире?!
-     Конечно, но помни, что ты говоришь с самим Б-гом!
-       И я могу попросить здесь денег, ума и богатства?!
-       Конечно, но помни, что ты говоришь с самим Б-гом!
-       И я могу даже попросить, чтоб Он вразумил Вашу дочь повременить с отказом?
-       Конечно! Но помни, что ты говоришь со стеной!
  Говорят, что в каждой шутке есть доля... шутки. Все остальное в ней – чистая
правда.
Когда-то люди жили в рамках своих идеологий, законов, правил, понятий о совести
и чести. Но, увы, все чаще и чаще происходит обратное, и люди пытаются «запихать»
законы и идеологии в удобные для них самих рамки. И как прискорбно, что и наше
отношение к Вечному Учению подходит под это определение: когда условия Торы нам
подходят – они однозначно от Б-га, когда же они в чем-то нас не устраивают –
слова Торы просто не доходят до нашего сердца сквозь каменную стену наших предубеждений.
 Так, рассуждая о «не убий», шестой из десяти заповедей, весьма расспространено
упоминать ее Б-жественный источник, но стоит завести речь о заповеди четвертой
– «соблюдай день субботний», и тут уж «помни, что ты говоришь со стеной!»
Стоит ли удивляться, что все чаще и чаще, когда иностранные туристы, желающие
посетить Стену Плача, и объясняющие шоферам, что их интересует «то место, где
евреи плачут, рыдают и чуть не бьются головой о стенку», вместо древней святыни
прагматичные таксисты подвозят их к современному зданию налоговой полиции....
Как сказал Бомарше, «Я спешу посмеяться над всем, иначе мне пришлось бы заплакать».

Недельные главы «Ницавим» («Стоите») и «Вайелех» («Пошел»)

Две спаренные главы «Ницавим» и «Вайелех», которые мы читаем в синагогах перед
Рош-Ашана, передают речь Моше-рабейну евреям в последний день своей жизни. Евреи
заново закрепляют свой союз со Всевышним на все поколения, а Моше-рабейну передает
свои полномочия соему ученику и преемнику Йеошуа бен Нуну.

Одной из заключительных тем речи Моше-рабейну, как нельзя более подходящей ко
времени, предшествующему грозному дню суда, Рош-Ашана, еврейскому Новому Году,
когда по выражению наших учителей «даже рыба трепещет в воде», является тема
раскаяния.
Говоря о еврейском раскаянии мы не имеем в виду поведение, подобное Ивану Грозному
из трагедии Толстого:

И о а н н
    (стоя на коленях)
Вы, верные рабы мои и слуги!
Меж вами нет ни одного, кого б
Не оскорбил я делом или словом...

       Ш у й с к и й
Помилуй, государь! Тебе ль у нас
Прощения просить?
 ...

       И о а н н
                   Молчи,холоп!
Я каяться и унижаться властен
Пред кем хочу! Молчи и слушай: каюсь -
Моим грехам несть меры ни числа!
Душою скотен - разумом растлен и.т.д.

Мы не имеем в виду также те случаи, когда человек бьет себя в грудь за прошлые
грехи и прегрешенья, не сомневаясь при этом ни на минуту, что завтра все начнется
по-прежнему. Мы говорим о том настоящем раскаянии, которое, согласно еврейским
источникам есть наивысшая ступень святости.
Можно было бы сказать, что раскаяние по-еврейски – чувство настолько глубокое
и сильное, что оно неизбежно приводит к действию. Но это  - только полуправда.
Как мы уже неоднократно повторяли, иудаизм – религия действия. Еврейское раскаяние
– не позыв к действию, а некий процесс, чьей последней стадией и является то
самое действие. А всего таких составных частей раскаяния – три.
Во-первых – ощущение стыда и сожаления за свой проступок на эмоциональном уровне
и прекращение подобных действий (мыслей, бездействия – нужное подчеркнуть в уме)
на данный момент. Общепринятое определение раскаяния, пожалуй, этим и ограничивается.
Иудаизм же видит в этом только начало.
Этап второй - осознание и осмышление совершеного. На этом этапе человек анализирует
свой проступок в глобальном плане. Существует особая часть молитвы, несколько
раз встречающаяся в литургии Рош-Ашана и Йом-Кипур, в которой мы во множественном
числе признаемся в перечне грехов по алфавитному порядку языка иврит. Называется
она «видуй» и часто переводится как «исповедь», хотя ее единственным сходным
элементом с исповедью в христианском понимании является проговаривание вслух.
Казалось бы, какой смысл повторять хором «мы были виноваты, предавали, воровали
и т.д.», если на деле мы не совершали ничего подобного? Но во-первых, эта молитва
произносится всем еврейским народом вместе и как бы объединяет наши общие грехи
(подробнее о коллективной ответственности читайте в рубрике «жемчужины еврейского
комментария). А кроме того, она дает возможность каждому понять как его мелкая
прегрешность на деле может отражать величайший грех – как отказ от веры предков
«пахнет» предательством,  как трата чужого времени – кражей и т.п. Поэтому-то
обязательной частью этого второго «мыслительного» этапа раскаяния является и
цитирования вслух молитвы «видуй»
И, наконец, последний этап, как мы уже говорили – этап действия! Кульминацией
раскаяния является принятие бесповоротного решения не возвращаться впредь к проступкам
прошлого и максимальные старания воплощения этого решения в жизнь.
Так что, вперед! К действию!


Жемчужины еврейского комментария

«Скрытые (грехи человека - удел) Всевышнего, а явные – навечно нам и нашим потомкам,
исполнять слова этого Учения» (Дварим 29:28)

Комментатор Раши видит в этом утверждении нашей недельной главы «Ницавим» в нем
ответ на острейший и наболевший вопрос –  проблема коллективной ответственности.
Все хорошо в своем контексте. «Один за всех и все за одного» - прекрасный лозунг,
но только не тогда, когда речь идет о наказании. Да, все евреи братья, но как
я могу отвечать за проступки другого еврея?
В случае тайных, скрытых грехов наших братьев, успокаивает Раши, нам вовсе нечего
беспокоиться. Это «сугубо-личные» отношения самого человека и Всевышнего. Один
лишь Б-г знает об этих проступках, и одного лишь виновника он рано или поздно
подвергнет наказанию. Не нам об этом беспокоиться. За них мы не в ответе.
Другое дело, когда речь идет об открытых преступлениях против законов Торы, происходящих
на наших глазах. Если же в данном случае у нас есть возможность вмешаться, объяснить,
предупредить об опасности, которой угрожают подобные поступки самому человеку
и всему обществу, и каким-либо образом исправить последствия этого явного проступка,
а мы все равно остаемся равнодушны к явным прегрешениям наших братьев, вот тогда-то
мы, как будто, становимся его немыми соучастниками, и тем самым заслуживаем и
свою часть наказания.
Здесь невозможно пройти мимо следующей притчи величайшего каббалиста, раби Шимона
бар Йохая. Несколько человек отправились в морское путешествие. Каждый заранее
заплатил за свою каюту. Вдруг корабль дал течь. Оказалось, что один из несовсем
психически-трезвых пассажиров упорно сверлил дно у себя в каюте. Когда же остальные
пассажиры попытались остановить своего товарища, то его ссылки на то, что это
его «личная, честно оплаченная каюта, и не у кого нет права вмешиваться» мало
чем помогли.
Не благодаря ли своей уникальной сплоченности еврейский народ выжил в веках,
пережив все мировые цивилизации? Так давайте же помнить: все мы «в одной лодке»!
По выражению праведника нашего времени, раввина Ицхака Зильбера, «Все сказанное
в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.


Женский уголок
Вы никогда не задумывались над вопросом, почему на Рош-Ашана евреи желают друг
другу «Хорошего и сладкого года»? Ведь если год хороший, он автоматически сладкий,
и наоборот.
Мы довольно часто путаем понятия «наслаждение» и «счастье». Можно съесть килограмм
сладостей, получить колоссальное удовольствие, но при этом будущие походы к зубным
врачам, диетологам и гастроэнтерологам являющиеся прямым следствием этого временного
наслаждения, вряд ли доставят нам счастье.
С другой стороны, больному человеку самые горькие лекарства смогут возвратить
потерянное здоровье и обрести новое счастье, но сами по себе они вряд ли доставят
ему большое удовольствие.
В отличие от некоторых других религий, иудаизм не видит в наслаждениях ничего
предосудительного, но лишь в том случае, если они не идут вразрез с понятием
«счастья».  Поэтому-то в наших традиционных, новогодниях поздравлениях мы не
стесняемся желать друг другу «сладкого года», но только после того, как желаем
друг другу года «хорошего».

А вот и традиционные рецепты к новогоднему столу:

Цимес
Нарежьте пол-кило моркови на тонкие кружочки. Растопите 2 столовые ложки маргарина
и протушите в нем морковь около пяти минут. Добавьте 3\4 стакана воды, столовую
ложку лимонного или апельсинового сока и 1\4 стакана меда и прокипятите. А теперь
добавьте стакан нарезанных сухофруктов (я делаю смесь из равного количества изюма,
чернослива и кураги) и тушить на самом маленьком огне 2 часа под крышкой, переодически
проверяя наличие жидкости. Снимите крышку и проварите еще 15 минут.

Медовик
У 3 яиц отделите белки от желтков. Постоянно помешивая, добавьте к желткам четвертью
стакана остуженного крепкого чая, 3\4 стакана меда и 4 ст.л. растительного масла.
Отдельно приготовьте и смесь из 3 стаканов муки, по чайной ложечки разрыхлителя
и лимонной цедры, щепотки соли и по пол-ложечки разных специй – гвоздики, корицы
(обязательно), имбиря, ванильного сахара (по желанию). Постепенно добавьте эту
сыпучую смесь в смесь жидкую, осторожно перемешивая круговыми движениями. А теперь
добавьте в тесто пол-стакана изюма (лично я предпочитаю четверть стакана белого,
и четверть – темного, но, в принципе, это личное дело каждого). И, наконец, взбейте
в твердую пену белки и точно так же, очень осторожно перемешивая, добавьте
к готовому тесту. Печь полтора часа при средней температуре в смазанной жиром
форме для кекса. Подавать настоявшимся несколько дней в холодильнике.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

Мойше встречает Моню:
- Послушай, ты мог бы дать другу взаймы сто рублей?
 - Мог бы. Если у меня был друг.

Ночь.Встречаются двое новых руских.
- Какая красивая луна на небе.
- Не луна, а месяц!
Разгорается жаркий спор, который едва не доходит до драки. В этот момент рядом
проходит еврей. Они просят их рассудить. Еврей, увидев, что оба настроены решительно,
отвечает:"Я не местный!»


Ваших новых вопросов для рубрики «Спрашивали? Отвечаем!» мы ждем по адресу: vzglad@hotmail.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное