При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Дайджест "СЕДМИЦА" - Православные новости за неделю"" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Вера и понимание Сегодня я хочу поговорить о связи между верой в нашем сердце и пониманием в нашем разуме. Для многих христиан эти два понятия несовместимы. Существует такое представление, что вера обычно противоречит разуму, так как вера видит невидимое и принимает то, что человеческому разуму невозможно понять. Однако это не значит, что наш разум нужно просто отключать, когда речь идёт о вере в Бога. Давайте просмотрим несколько мест из Библии, чтобы увидеть, что наша жизнь с Богом зависит не только от силы нашей веры, но и от нашего понимания Бога и Его путей. В притче о сеятеле и семени, которая изложена в Евангелии от Матфея (точнее, в толковании этой притчи), мы читаем два утверждения: Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге… Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать. (От Матфея 13:19, 23) Мы не будем подробно разбирать эту притчу. Я только хочу обратить Ваше внимание на то, что первая группа людей, которая не приняла слышанное слово, не разумела слово о Царстве Божьем. А последняя группа людей, которые приняли слово и принесли плод, это те, кто разумели, то есть поняли, слово о Царстве. В этой притче ничего не говорится о вере. Тем не менее, слово о Царстве Божьем, то есть проповедь Евангелия, принимается, прежде всего, верой. Невозможно воспринимать Божье Слово без веры. Однако здесь Иисус показывает нам, что ключом к плодоносной христианской жизни является не только вера (о которой Он также говорил достаточно много), но и понимание Слова Божьего. Это утверждение развенчивает миф о "слепой вере". В Писании вообще нет такого понятия: "слепая вера". Эта фраза пришла не из Библии, а из мира, то есть от дьявола. Он посеял ложь о том, что поверить можно только сердцем и при этом разум остаётся где-то в стороне. Но Господь в этой известной притче о сеятеле и семени говорит, что нам нужно иметь понимание Слова. Без понимания наша вера в Иисуса Христа будет слабой, слепой и неэффективной. Первая группа людей, которые отвергли слышанное слово (точнее, у которых дьявол похитил слово), не поняли его. Они по каким-то причинам не захотели вникать в то, что им показалось странным и непонятным. Дело не в том, что они были умственно отсталыми и интеллектуально неразвитыми, чтобы понять. Понимание Божьего Царства зависит не от умственных способностей, а от желания понимать. Последняя группа с "доброй почвой" сердца – это те, кто вникали в Божье Слово, и поняли его, и поэтому они принесли много плода. Вот ещё один отрывок, где ясно говорится о том, что непонимание Божьего Слова, Божьих путей мешает принять Слово, отталкивает людей от Евангелия: Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией. (К Римлянам 10:3) Апостол Павел пишет здесь о религиозных Иудеях, которые продолжали отвергать Евангелие из-за того, что пытались сами, своими силами достичь праведности Божьей. То есть у них было своё понимание, как можно угождать Богу. И это неверное понимание не давало им понять и принять Евангельские истины. Можно сказать, что они не поверили в Евангелие. Но здесь Апостол Павел говорит, что причиной их неверия было непонимание Божьей праведности, явленной через смерть и воскресение Иисуса Христа. Эти и другие места из Библии показывают нам, что для того, чтобы верить в Бога, чтобы принимать верой от Него то, что Он приготовил для нас, нам необходимо иметь понимание Божьего Слова. Если мы не понимаем Слово, то мы не слышим его своим сердцем. Поэтому Иисус говорил Своим слушателям: Кто имеет уши слышать, да слышит! (От Матфея 11:15) Эти два призыва об одном и том же. Иисус призывал слушать Его слова и понимать их. И согласно притче о сеятеле и семени, не слышали (точнее не принимали то, что слышали) его те, кто не понимал Его слов. Понимание было доступно для них, но по разным причинам (в основном из-за гордости) люди отвергали это понимание. То же самое происходит и сегодня. Бог говорит к нам через Писание или проповедь, но мы можем не слышать то, что Он хочет нам сказать. Потому что мы не понимаем Его слов. Наше непонимание делает нас глухими к Богу. Теперь давайте прочитаем одно утверждение Иисуса, которое на первый взгляд говорит о том, что нам не нужно иметь глубокое понимание Божьего Слова: В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. (От Матфея 11:25,26) Не раз мы можем встретить в Библии слова о том, что для людей, мудрых в этом мире, сложно воспринимать истину Божью. Из этого можно сделать неверный вывод, что Бог хочет, чтобы мы стали глупыми, чтобы прийти к Нему. На самом деле дело не в том, насколько мы умны или глупы в этом мире. Речь идёт о том, что для восприятия Божьего Слова нам нужно оставить мудрость этого мира. Пониманию Божьих откровений мешает не высокий интеллект, а ложные представления, которые закрывают разум. Как здесь говорит Иисус, Бог утаил Евангелие от мудрых и разумных, потому что они сами закрыли свои умы от Божьей мудрости. Апостол Павел сказал об этом просто и ясно: Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. (1-е Коринфянам 3:18,19) Вот в чём проблема людей, которые умны в своих собственных глазах. Они мудры мудростью этого мира, которая основывается на ложных утверждениях и представлениях. Поэтому, если мы хотим обрести понимание истины Божьей, понять Бога и Его пути, нам нужно оставить ложные утверждения и представления этого мира, которые не основываются на Божьем слове. Существует древнее представление (не знаю, в каком веке оно пришло в Церковь), что Библию обычному верующему невозможно понять. Духовенство решило, что если все будут изучать Библию, то каждый начнёт её толковать, как ему угодно. Что ж, сегодня с некоторыми верующими, общинами и деноминациями так и происходит. Однако все ереси и заблуждения приходят не от знания Библии, а от её незнания и непонимания. И в этом нет ничего нового, так было во времена Иисуса. И заблуждались тогда как раз те, кто считал себя духовными лидерами Израильского народа. Вот что Иисус сказал саддукеям: Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией. (От Матфея 22:29) Другим знатокам Закона, фарисеям, которые считались более духовными, чем саддукеи, Он говорил ещё жестче: Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? (От Матфея 23:17) Обратите внимание, что и тех и других Иисус обвинил в заблуждении, невежестве и духовной слепоте. То есть их мудрость была в глазах Бога безумием. Они думали, что понимали Бога и Его пути, но на самом деле серьёзно заблуждались. Кто-то может сказать: "Как же мы можем отличить заблуждение от правильного понимания?" Что ж, Иисус об этом сказал в Нагорной проповеди: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. (От Матфея 7:15-18) Это слово можно отнести не только к лжепророкам, но и ко всякому учению, которое проповедуется в Церкви. Нам не нужно принимать какое-то учение лишь потому, что его несёт какой-нибудь авторитетный человек. Сам Иисус каждому верующему дал право проверять лжепророков и лжеучителей. И для этого нам нужно стремиться иметь понимание Божьего Слова. И задача истинных лидеров Церкви заключается не в том, чтобы их последователи слепо и бездумно верили каждому их слову, а в том, чтобы научить верующих понимать и исполнять Божье Слово. Вот что нам важно увидеть: каждому, кто открывает своё сердце для Бога, доступно понимание Библии. Поэтому Иисус и сказал, что слово Божье открывается "младенцам". А Апостол Павел призвал верующих стать глупыми, чтобы быть по-настоящему мудрыми. Не уровень нашего интеллектуального развития определяет наше понимание Божьего Слова, а наше смиренное отношение к Богу и Его Слову, и наше желание исполнять Его волю. Иисус сказал об этом так: Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. (От Иоанна 7:17) Достаточно ясный ответ на вопрос: как иметь правильное понимание Библии. Если мы стремимся иметь побольше знаний, чтобы впечатлять других; если мы хотим использовать Библию, чтобы оправдать свои грехи; если в своём изучении Библии мы хотим доказать правильность и превосходство своей конфессии, то всё это однозначно приведёт нас к неверному пониманию Писания. Только когда мы желаем исполнять Божью волю, мы становимся открытыми для того, чтобы Дух Святой давал нам понимание Божьих истин. Это достаточно просто. Но нам нужно внимательно следить за тем, чтобы наши сердца имели правильный мотив. В заключении я хочу подчеркнуть: понимание Божьих истин хотя и приходит от Бога, но оно требует от нас определённых усилий. Нам нужно молиться о понимании, а также читать и изучать Писание. С одной стороны, без Божьей помощи мы не можем получить понимание истины. С другой стороны, нам нужно научиться постоянно размышлять над Божьим Словом, чтобы познать истину. Об этом Иисус сказал тем, кто уверовал в Него: Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. (От Иоанна 8:31,32) Иисус не призвал Своих последователей просто молиться и ожидать, что Дух откроет им всю истину. Он призвал их к серьёзному труду, к размышлению над Его словами. И, по Его словам, это должно было привести их к познанию истины. Не к слепой вере, а к глубокому пониманию Бога и Его путей. И плодом этого познания является не богословское образование и не способность красноречиво рассуждать о Боге, а свобода от власти греха. К этому сегодня Он призывает каждого, кто уверовал в Него. Пусть Бог благословит Вас! пастор Сергей Поляков Присылайте
свои свидетельства, отзывы, вопросы, пожелания и молитвенные нужды: info@bogblag.info |
В избранное | ||