В этом письме я хочу продолжить тему "свобода во
Христе". И сегодня мы поговорим на очень важную тему, которая, к сожалению,
для многих христиан остаётся тёмной и непонятной. Давайте сначала прочитаем
отрывок из Послания Апостола Павла:
Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти
греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы
приносить плод смерти; но ныне, умерши для закона, которым были связаны,
мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не
по ветхой букве. (К Римлянам 7:5,6)
В этом месте Писания, Бог показывает нам, что мы
получили свободу от закона. О каком законе идёт речь? Конечно, прежде всего,
о законе, который Бог дал Израилю через Моисея. Нам может показаться, что
сегодня эта тема для большинства христиан не актуальна, потому что уже с
первых веков существования Церкви, христиане отошли от традиций Иудаизма. Но
то о чём писал Павел в Послании к Римлянам, в Послании Галатам, а также в
других посланиях сегодня никак не потеряло свою актуальность. Потому что в
наше время законничество, и традиционное и современное, мешает верующим
приближаться к Богу, возрастать в вере и в познании Господа. Апостол Павел,
который раньше сам был фарисеем и приверженцем закона Моисея, боролся с
законничеством в Церкви. Потому что он знал, что когда верующих призывают
соблюдать какие-то законы и обряды, без веры и личных отношений с Богом, то
это удалит из Церкви благодать, Евангелие и жизнь Божью.
Давайте сначала выясним, что такое законничество. Сам
Иисус назвал его закваской фарисейской:
Между тем, когда собрались тысячи народа, так что
теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь
закваски фарисейской, которая есть лицемерие. (От Луки 12:1)
Иисус призывал Своих учеников, а значит всех нас, кто
верит в Него, беречься закваски фарисейской. Фарисеи стремились изо всех сил
исполнять закон Моисея, а также все правила и постановления, которые были
добавлены позже к закону. Проблема их состояла в том, что они были
сосредоточены на внешнем исполнении закона, но они не обращали внимания на
то, что происходит в их собственных сердцах. Иисус назвал это лицемерием,
потому что фарисейство, законничество ведёт человека к притворству и обману.
Очень часто люди, которые изо всех сил стремятся исполнить все законы и
правила своей религии обманывают сами себя, думая, что этим они угождают
Богу, в то время, когда Бог ждёт от нас проявления веры и любви. Нам нужно
помнить, что мы не можем обмануть Бога, и Он прекрасно знает всё, что
происходит в наших умах и сердцах. Но лицемерие ведёт нас к самообману. Мы
можем начать думать, что Богу только и нужно, чтобы мы всё сделали правильно
внешне.
Не удивительно, что во времена Апостола Павла у многих
церквей возникла проблема с законничеством. Человеческая греховная природа,
да и сам дьявол, уводят нас от веры, любви и общения с Богом на духовном
уровне. Наша плоть всячески противиться нашему духу, который стремиться к
Богу. Плоть пытается изо всех сил начать делать всё правильно, в
соответствии с законами и обрядами нашей конфессии, чтобы мы остались
сосредоточенными только на внешнем, и не искали общения с Богом. Дьявол тоже
всячески содействует этому, чтобы мы, будучи детьми Божьими, не имели
никакой живой связи с нашим Небесным Отцом. Апостол Павел, когда писал об
этом церкви в Галатии, говорил об этом, как о серьёзном обольщении:
О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не
покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус
Христос, как бы у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через дела ли
закона вы получили Духа, или через наставление в вере? Так ли вы
несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? (К Галатам
3:1-3)
Слово "прельстил" в греческом означает "околдовал". То
есть речь идёт не просто о каком-то простом обмане, а о духовном
воздействии. Также как в процессе обольщения грехом, участвует и плоть
человека и бесы, которые подталкивают его совершить грех, так и в случае с
законничеством задействована и плоть человека и бесы, которые сеют в разум
людей мысли о том, что для Бога гораздо важнее наше внешнее поведение, а не
состояние нашего сердца.
Как я уже говорил, сегодня этот вопрос не потерял своей
актуальности. И это относится к любой церкви, любой конфессии. Это
нормально, что у каждой конфессии, деноминации и отдельной общины верующих
могут быть свои правила и традиции. В каждой семье могут быть свои правила и
традиции. И если они не противоречат Писанию, то в этом нет ничего плохого.
Но если мы свои традиции и правила делаем мерилом духовности или послушания
Богу, то это и есть законничество. Например, нигде в Новом Завете Вы не
найдёте ни одного подробного описания того, как должно проходит служение в
церкви. За многие века своего существования Церковь накопила много традиций
и обрядов в этом вопросе. И каждое новое движение приносит новые традиции. И
в этом нет ничего плохого до тех пор, пока мы не начинаем воевать друг с
другом из-за этих традиций. Законничество и фарисейство проявляются не в
соблюдении каких-то церковных правил и традиций, а в нашем отношении к ним.
Апостол Павел сделал об этом простое и сильное заявление:
Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни
необрезание, но вера, действующая любовью. (К Галатам 5:6)
Здесь говориться не просто об обрезании или отсутствии
его. Эта фразу сегодня можно отнести к любой форме законничества. Во Христе
Иисусе не имеет значение, поднимаете вы руки при молитве или вы креститесь,
стоите вы в полный рост или на коленях, или сидите на стуле. Конечно, для
нас это может иметь значение, но мы можем по разному выражать Богу свою
любовь и своё поклонение. И Бог при этом смотрит не на положение нашего
тела, а на наше сердце. Он смотрит: есть ли там вера, действующая любовью
или нет.
Бог говорит нам сегодня, что через Иисуса Христа мы
получили свободу от законничества. В Новом Завете Бог дал нам больше чем
закон. Он дал нам Свою благодать, Он дал нам новую жизнь во Христе, Он дал
нам Своего Святого Духа. Он дал нам способность жить не по закону внешних
правил, законов и обрядов, а по закону любви. Именно об этом не раз писал
Павел в своих посланиях:
К свободе призваны вы, братия, только бы свобода
ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо
весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
(К Галатам 5:13,14)
Такая свобода может быть для нас непривычна, потому что
мы привыкли жить либо под законом греха, либо под каким-нибудь законом,
сдерживающим грех. Но Иисус освободил нас и от того и от другого, Он дал нам
способность жить по духу, жить изнутри наружу, когда мы сами, движимые
Духом, стремимся делать добро, исполнять Божью волю и совершать дела,
которые Он предназначил нам исполнять. Такая жизнь приносит радость. И
именно такую жизнь Бог хочет, чтобы мы имели.