Всё возможно верующему: Молясь, не говорите лишнего
Молясь, не говорите лишнего
Мы продолжаем шаг за шагом изучать учение Иисуса Христа
о молитве. Среди христиан бытуют две крайности. Одни думают, что если они
выучили много молитв, или знают, как и когда нужно правильно помолиться, то
они уже всё знают о молитве. Другие же, наоборот, всё время ходят с мыслю:
"Я не знаю, как правильно молиться, и поэтому лучше вообще не молиться, а
попросить кого-то это сделать". Первые гордятся своими знаниями "правильной"
молитвы, другие годами остаются в своём невежестве. И в итоге ни те, ни
другие не собираются учиться молиться так, как этого хочет Бог.
Я хочу снова подчеркнуть, что Иисус в Своём учении о
молитве, больший акцент делал не на правильных словах, а на правильном
подходе к молитве. То есть для Бога и для нас самих гораздо важнее то, с
каким сердцем, с каким отношением мы приходим к Богу в молитве, нежели то,
какими словами мы будем молиться.
Давайте обратимся к ещё одной фразе из Нагорной
проповеди, где Иисус продолжает учить о том, как нам нужно молиться:
А молясь, не говорите
лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут
услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду,
прежде вашего прошения у Него. (От Матфея 6:7,8)
Иисус учит нас тому, что
нам не нужно пытаться сказать в молитве, как можно больше слов. Некоторые
христиане измеряют свою духовную жизнь тем, сколько времени они молятся. И
на самом деле, нет ничего плохого в том, чтобы много времени уделять
молитве. Но опять же вопрос в том, для чего мы это делаем. Если мы думаем,
что своим многословием, своими долгими молитвами мы сможем уговорить,
упросить Бога, что-то сделать для нас, то мы заблуждаемся. Мы уподобляемся
язычникам, то есть людям, которые не знают Господа, а служат своим
выдуманным богам. Они думают, что для того, чтобы их боги услышали их
молитвы, нужно долго молиться и говорить много слов.
Но наш Бог не глухой и не
слепой. До Него не нужно пытаться достучаться или докричаться. Он знает наши
проблемы и нужды и не нуждается в том, чтобы мы Ему всё подробно объясняли и
упрашивали Его нам помочь. Он хочет нам помочь ещё прежде того, как мы
начали молиться. Почему же Он не помогает? Потому что Он не хочет и не может
вмешиваться, пока кто-то не попросит Его это сделать. Он не будет навязывать
нам Свою помощь. Он призывает нас обращаться к Нему за помощью, чтобы Он мог
ответить на нашу молитву.
В Библии есть
замечательная история о том, как молились язычники, пытаясь получить от
своего идола ответ, и о том, как Божий человек после нескольких слов молитвы
получил ответ на свою молитву. Эта история записана в 3 Книге Царств в 18
главе. Илия, Божий пророк, бросил вызов пророкам лжебога Ваала. Он предложил
царю Ахаву практическим путём выяснить, какой же бог является живым и
истинным Богом. "Эксперимент" был очень прост. Тот бог, который пошлёт огонь
с неба на жертвоприношение, тот и есть истинный и живой Бог. Илия
предоставил пророкам Ваала первыми молиться своему богу. И вот как они это
делали:
И взяли они тельца,
который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня,
говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у
жертвенника, который сделали. В полдень Илия стал смеяться над ними и
говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или
занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется! И
стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению
ножами и копьями, так что кровь лилась по ним. Прошел полдень, а они все еще
бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения; но не было ни
голоса, ни ответа, ни слуха. (3-я Царств 18:26-29)
Пророки Ваала делали всё,
что могли, чтобы как-то достучатся до своего бога. Но всё это было
бесполезно, потому что этот бог был вымыслом людей, и единственное что его
поклонники могли иногда увидеть – это мелкие проявления бесов, которые
стояли за этим лжебогом. Когда же пришла очередь молиться Илии, он не стал
долго совершать разные обряды, долго и нудно молиться:
Во время приношения
вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал: Господи, Боже Авраамов,
Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что
я раб Твой и сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня!
Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе.
И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и
поглотил воду, которая во рве. (3-я Царств 18:36-38)
После его короткой
молитвы, Бог проявил Себя моментально. Потому что Сам Бог спланировал всё
это, и Он готов был проявить Себя в любую минуту. Кто-то может сказать: "Да,
но это же был Илия, пророк Божий. А мы всего лишь обыкновенные люди". Нет,
Писание говорит об Илии, как об обыкновенном человеке:
Илия был человек,
подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя
на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и
земля произрастила плод свой. (Иакова 5:17,18)
Здесь сказано, что он был
человек подобный нам. Просто он верил Богу. И мы также призваны верить Богу.
Всё это не значит, что нам
можно помолиться пять минут и после этого о Боге не вспоминать. Не об этом
речь. Если мы хотим приближаться к Богу, то мы будем обращаться к Нему, как
можно чаще. Мы будем вспоминать о Нём и размышлять над Его словом день и
ночь. Но Иисус учил о том, что нам не нужно пытаться многословными,
повторяющимися молитвами пытаться быть услышанными. Он прекрасно слышит нас,
и Он знает наши нужды прежде нашего прошения. Мы молимся Ему не для того,
чтобы объяснить, как нам плохо, и как сильно мы в Нём нуждаемся. Он это и
так знает. Но мы молимся для того, чтобы проявить своё желание что-то
изменить, а также проявить свою веру в то, что Он поможет нам. Вот чего Он
ждёт. Без нашего желания, и без нашей веры, Он ничего не будет делать на
этой земле. Потому что Он дал человеку власть на этой земле. Человек, через
грехопадение, отдал эту власть дьяволу. Но сейчас любой человек, который
обращается к Богу через Иисуса Христа, может молиться и знать, что Бог
ответит ему. Когда мы проявляем веру и желание, у Бога есть законное право
вмешаться в нашу жизнь и сделать то, что Он всегда хотел сделать: проявить
Свою любовь к людям.