Мы продолжаем разговор о молитве "Отче наш". И, как Вы
уже догадались, мы обратимся к следующей фразе из этой молитвы.
И прости нам долги
наши, как и мы прощаем должникам нашим.
(От Матфея 6:12)
Прежде всего, я
хочу снова обратить Ваше внимание на последовательность фраз в этой молитве.
Нам иногда кажется, что к Богу всегда нужно приходить, прежде всего, прося
прощения и каясь во всевозможных грехах. Но это не совсем так. Заметьте, в
этой молитве, которую Иисус дал Своим ученикам, как образец молитвы, просьба
простить грехи, или долги, стоит не на первом месте. Это не значит, что Бог
мириться с нашими грехами. Но это значит, что Он не хочет обвинять во всех
грехах, которые мы совершили. Иисус для того и пострадал на Голгофском
кресте, чтобы мы могли иметь прощение грехов.
В Котором мы имеем
искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его.
(К Ефесянам 1:7)
В Послании к Ефесянам
сказано, что мы уже сейчас имеем прощение грехов. То есть Бог хочет показать
нам, что Он не желает нас обвинять. Его желание прощать и оправдывать. Он
никогда не оправдывает грех, как это делаем мы, но Он через Иисуса Христа
прощает нас, и делает нас такими, как будто мы никогда не грешили.
Мы уже говорили об этом, и
я снова хочу это повторить: Бог хочет, чтобы мы приходили к Нему не как
грешники, а как Его родные дети. Поэтому мы и обращаемся к Нему "Отче наш",
а не Ваше Величество. И именно поэтому прошение о прощении грехов стоит
далеко не на первом месте в этой молитве.
Когда мы просим у Бога
прощения, будет ли Он прощать? К сожалению, для многих людей ответ на этот
вопрос не ясен. Они снова и снова просят Бога простить им грехи, которые они
совершили много лет назад. Есть даже такое понятие: замаливать грехи. В
Библии такого выражения Вы нигде не найдете. Это пошло не от Бога, а от
людей, которые не понимали, что Бог прощает всегда, когда мы исповедуем свой
грех и просим Его простить нас. Вот, что об этом пишет Апостол Иоанн:
Если исповедуем
грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит
нас от всякой неправды.
(1-е Иоанна 1:9)
Мне нравиться, что в
Библии так много подобных конкретных, ясных заявлений о том, что Бог будет
делать, а что Он делать не будет. Он не говорит о Себе: "Может быть, Я
прощу, а может быть и нет". Если Библия говорит, что Он простит, значит,
именно это Он и будет делать. Поэтому нам нужно научиться в смирении
принимать Его прощение и отвергать чувство вины и осуждения. Кому-то
кажется, что это смирение: вымаливать у Бога прощение. Но на самом деле это
гордость и напрасная трата времени, потому что Бог уже простил его, когда он
первый раз попросил Бога об этом.
В этой фразе из молитвы
"Отче наш", которую мы сегодня рассматриваем, есть ещё одно важное
утверждение: "как и мы прощаем должникам нашим". Обязательным условием того,
чтобы Бог простил нас, является наше прощение тех, кто обидел нас. Сегодня
некоторые христиане говорят, что не могут простить некоторых людей. Они
просят Бога помочь простить. Но в этой молитве, прощение тех, кто причинил
нам боль, просто провозглашается, как свершившийся факт. Я верю, что этим
Господь хочет нам показать, что прощение это что-то, происходящее на уровне
чувств. Нам нужно просто принять решение прощать всех людей. Нам нужно
подняться на уровень этой молитвы, этих слов. И с верой провозглашать: "Я
прощаю всех, кто когда-либо причинил мне боль, или как-то обидел меня".
Чувства и мысли подчинятся этому решению и словам, которые Вы говорите в
молитве. Не нужно ждать пока Ваши чувства захотят прощать. Вы можете так и
не дождаться. Чувства и мысли могут подчиниться слову Божьему. Нигде в
Библии нет подробных учений о том, как же нужно прощать. Но за то Иисус
много раз учил и повторял, что если мы не будем прощать, то наш Небесный
Отец не сможет прощать нас. И после молитвы "Отче наш" Он выделил именно
этот момент:
Ибо если вы будете
прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не
будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений
ваших.
(От Матфея 6:14,15)
Хочет ли Бог нас прощать?
Несомненно. Весь Новый Завет говорит об этом. Но Он не может нас прощать,
когда мы сами не "сеем" прощение по отношению к другим людям. Не нужно долго
думать о том, можете ли Вы простить или нет. Лучше подумайте о том, что
происходит, если Вы не будете прощать. Как я говорил, что мы можем быть
полностью уверены в том, что Бог нас прощает, когда мы исповедуем свои
грехи. Но мы можем быть так же не сомневаться в том, что если мы кого-то не
прощаем, то и Он не сможет простить нас. Получается, что непрощение является
серьезнейшим препятствием в молитве и во взаимоотношениях с Богом. Бог может
простить любой грех, но если мы отказываемся прощать кого-то, то мы сами
препятствуем Богу прощать нас.
Как мы видим, сила молитвы
не в том, чтобы нам уметь красиво и складно произносить молитвы, а в том,
чтобы нам познавать Божью любовь, верить в неё и ходить в ней, прощая так
же, как и Бог прощает нас.