Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как сохранить верность Богу в последние времена -Чтение на каждый день Великого поста


Суббота четвертой седмицы Великого поста


Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: Будем есть и пить, ибо завтра умрем. Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь - это приготовление к будущей жизни, а это
приготовление завершается смертью. "Человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.
Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие. Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые
ближе к ней по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече...
Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие - в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на литургии) и других молитв.
Как важно поминовение на литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой святого, который сказал ему: Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить литургию, упомянуть моих родителей; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны.
Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать? - спросил иеромонах. - Да, это верно, - ответил св. Феодосий, - но приношение на литургии сильнее моих молитв.
Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне
в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение о иже в аде держимых.
Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих.
Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.
О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим...
Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что "блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф. 5, 7).
Святитель Иоанн (МаЕксимович)
ПЕСНОПЕНИЯ ИЗ ПАНИХИДЫ В РОДИТЕЛЬСКУЮ СУББОТУ
Ты еси Бог сошедый во ад и узы окованных разрешивый, сам и душу раба Твоего упокой.
Ты - Бог, сошедший в ад и прекративший страдания узников. Сам Ты и душу раба Твоего упокой.
Тропарь
Увы мне, яковый подвиг имать душа разлучающися от телесе! увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! Ко Ангелам очи возводящи бездельно молится: к человеком руце простирающи, не имать помогающаго. Темже возлюбленнии мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашым велию милость.
О, как страдает душа, разлучаясь с телом! О, сколько она проливает в это время слез, и некому ее пожалеть! Обращает она взоры к Ангелам, - и напрасно молит их; простирает руки к людям, - и некому помочь. Поэтому, взлюбленные мои братья, уразумев краткость нашей жизни, попросим у Христа упокоения переселившемуся от нас, а своим душам великой милости.
Стихира
Кая житейская сладость пребывает печали непричастна; кая ли слава стоит на земли непреложна; вся сени немощнейша, вся соний прелестнейша: единем мгновением, и сия вся смерть приемлет. Но во свете, Христе, лица Твоего и в наслаждении Твоея красоты, егоже избрал еси, упокой, яко Человеколюбец.
Какая житейская радость не смешана с горем? Какая слава стоит на земле не поколебимо? Все ничтожнее тени; все обманчивее сновидений: одно мгновение - и смерть все отнимает. Но, Христе, как Человеколюбец, упокой того, кого Ты избрал Себе, во свете лица Твоего и наслаждении красотою Твоею.
Стихира
О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ
Живые и оставшиеся на (земле) веруют, что отшедшие и умершие не лишены бытия, но живы пред Богом. Как святая Церковь научает нас о путешествующих братиях молиться с верою и упованием, что совершаемые о них молитвы полезны им: так надобно разуметь и о молитвах, совершаемых об отшедших от мира сего.
Святитель Епифаний
Христианин, знающий, что все в мире происходит по воле любящего Бога, не должен предаваться ни чрезмерной скорби, ни впадать в отчаяние оттого, что смерть отнимает у него родных и близких. Умерло у тебя детище или друг, а ты рассуждай, что детище не умерло, но отдано назад, что друг не скончался, но отправился в путь и ушел от тебя несколько вперед по той же дороге, по которой и нам идти необходимо будет надобно.
Святитель Василий Великий
Надобно от всего сердца, с любовью произносить эти слова, нося в душе те лица, имена коих поминаешь... Не хорошо пред лицем Божиим только перебирать языком имена тех, без участия и любви сердца... Великая разница между бесчувственным перечнем имен и между сердечным поминанием их.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Не живи сам понебрежно, а старайся чистою верою и неотлагателным исправлением от грехов упрочить себе надежду, что и за тебя по твоей кончине молитвы принесут душе твоей отраду и помогут ей в достижении вечнаго покоя и блаженства в Боге, присноблаженном и препрославленном во веки.
Святитель Филарет, митрополит Московский
Не пропускай случаев молиться за какого-либо человека по его прошению или по прошению о нем его родственников, друзей, почитателей или знакомых. Господь с благоволением призирает на молитву любви нашей и на дерзновение наше пред Ним. Кроме того, молитва за других весьма полезна и самому молящемуся за других: она очищает сердце, утверждает веру и надежду на Бога и возгревает любовь к Богу и ближнему.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Молитвы за умерших - во всяком случае - полезны самим молящимся, по слову Псалмопевца: И молитва моя в недро мне возвратится (Пс. 34, 13); и Спасителя: Мир ваш к вам возратится (Мф. 10, 13).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
НАШЕ ЖИТЕЛЬСТВО НА НЕБЕСАХ
Ах, Господи! Зачем Ты, облекши нас правом и властью апостолов пасти овец Твоих, совершать таинства, проповедовать им слово Твое, творить дела, яже Сам творил, не дал нам силы исцелить эту рабу Твою, когда она была больна, или воскресить ее, когда она уже умерла. По нашим земным понятиям и соображениям, она так нужна бы еще была для ее супруга, коему была самым лучшим другом и помощником; для своих детей, как птенцов, сладко покоившихся под крылом ее; для своих родных, нежно любивших ее, для друзей и знакомых
и, может быть, еще - Бог знает для кого. Господи! - говорили Спасителю сестры Лазаревы, - если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой (Ин. 11, 21, 32).
Зачем и с нами нет Господа? Если бы был Он здесь, тогда, верно, не умерла бы сия раба Божия.
Но, видно, чудеса в таком обилии, как очевидные доказательства всемогущества Того, Чьим именем или Кем они совершались, были нужны только в начале - при первом распространении нашей святой веры, так как и действительно они нужны только для неверующих или для утверждения слабых в вере. Теперь только некоторые из чудес совершаются святыми Божиими. Да, не ныне и не нам грешным, делать такие чудеса. Но они и не нужны. Довольно для нас и того величайшего чуда, которое однажды навсегда совершено Сыном Божиим. Мы разумеем
чудо воплощения Бога Слова, Его страданий, крестной смерти за нас и воскресения из мертвых. Грех нам было бы желать еще чудес: только род лукавый и прелюбодейный ищет знамения (Мф. 12, 39).
Это чудо превышает собою и должно заменить для нас все чудеса. Оно пролило на тленный мир наш неисчерпаемые токи жизни и бессмертия так, что живем ли мы здесь, на земле, - мы для Господа живем с надеждою бессмертия; и умираем ли - для Господа умираем (Рим. 14, 8), или, что то же, мы, умирая, живы для Него: ибо у Него все живы (Лк. 20, 38).
Нам теперь нет надобности исцелять всяких больных, тем более воскрешать наших мертвецов; пусть грех и природа берут с людей свой оброк - тление и разрушение, пусть наши усопшие путем смерти переходят в страну бессмертия. Зачем по природе тленное тело вескрешать для вторичного мирского растления, когда оно, как зерно, легло в землю для перерождения в тело нетленное: Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, а смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 53).
Зачем душу снова обращать в ее тело для здешней, суетной, скоротечной жизни? Пусть она узнает другую, не суетною, блаженную, вечную жизнь на небесах. Там всех нас ждет общий наш Спаситель, Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас (Рим. 8, 34).
Наше же жительство - на небесах (Флп. 3, 20).
Об этом житии на небесах, об этом Царстве Небесном, Спаситель повелел нам возвещать вам постоянно, братия. Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное (Мф. 10, 7). Не будем же страшиться слишком смерти: она - проводник наш в Царство Славы.
Не станем же много скорбеть об умерших, как прочие, не имеющие упования (1 Фес. 4, 13).
А будем каждый в своем чине, звании и состоянии сами готовиться в страну живых, приготовляя здесь для себя запас добрых дел, для которых мы и созданы. Пусть усопшая почивает до радостного утра воскресения. Что бы она больше выжила здесь, на земле? А выжить, заслужить здесь нужно одно - Царство Небесное. Потому-то мы думаем, что Господь, не хотящий смерти грешному, но чтобы грешник обратился... и жив был (Иез. 33, 11) позвал ее благовременно с нашей грешной земли, и покойная положена в гроб, *как укладываются
снопы пшеницы в свое время* (Иов. 5, 26).
Отец Небесный упокоит ее в обителях небесных, которых у Него очень много и будет с избытком достаточно для всякой добродетели человеческой.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Неделя четвертая Великого поста
Пост - время покаяния, время, когда наши окаменевшие сердца должны силой Божией из бесчувственных стать чуткими, из холодных и жестких - теплыми и открытыми для других и для Самого Бога. Пост - это время обновления, когда, как весной, все опять становится новым; когда наша жизнь, постепенно сошедшая на нет, едва мерцающая, снова оживает с силой, которую Бог может дать нам, приобщая нас к Своему Святому Духу, делая нас в Святых Тайнах и в прямом даре Самого Себя причастниками Божественной природы.
Это время примирения, а примирение - это радость Божия и наша радость; это - новое начало.
Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я хочу прочитать вам несколько его слов, особенно значительных для того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: "Покаяние - это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миру с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся
- это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние - это наше примирение с Богом. И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние - это очищение нашей совести. Покаяние - это готовность без слова ропота и в преображении любовью понести всякую печаль и всякую боль.
И если мы спросим себя, как, каким путем достичь этого, как мы можем отозваться Богу, Который принимает нас, как отец принял блудного сына, - Богу, Который столько ждал нас с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас, - как мы можем отозваться такому Богу?
На это вот еще короткий отрывок о молитве: "Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей. Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься,
какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, - держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам Ангел Хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу".
Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник, даже если забудутся мои пояснения; станем помнить его слова, потому что он был человеком, который знал, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и радоваться о Нем. Память и личность святого Иоанна Лествичника предлагаются нам сейчас, когда мы восходим к страстным дням, в пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру.
Научимся от него, станем следовать его примеру, станем радоваться о том, что Бог может Своей силой сделать с человеком; и с уверенностью, с надеждой, с ликующей и вместе с этим тихой, невозмутимой радостью последуем этому совету прислушаться к Богу, умоляющему нас найти путь жизни и говорящему нам, что с Ним, в Нем мы будем живы, потому что Он есть Истина, но так же и Путь, и Жизнь вечная. Аминь.
Антоний, митрополит Сурожский

ТРОПАРЬ СВЯТОМУ ИОАННУ ЛЕСТВИЧНИКУ, ГЛАС 1
Пустынный житель и в телеси ангел, и чудотворец явилса еси, богоносе отче наш Иоанне: постом, бдением, молитвою небесныя дарования приим, исцеляеши недужныя, и души, верою притекающих ти. Слава Давшему ти крепость. Слава Венчавшему тя. Слава Действующему тобой (Совершающему через тебя) всем исцеления.
КОНДАК СВЯТОМУ ИОАННУ ЛЕТСВИЧНИКУ, ГЛАС 4
На высоте Господь воздержания истинна тя положи, якоже звезду нелестную, световодящую концы, наставниче Иоанне, отче наш.
"Господь поставил тебя, наставник и отец наш Иоанн, на высоту воздержания, как истинную неподвижную звезду, светящую далеким концам земли".

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА
Угодник Божий преподобный Иоанн жил в VI веке. Он был родом сириец, по своему сочинению названный Лествичником или автором "Лествицы", а по месту благочестивых подвигов - Синаит. На 17-м году своей жизни Иоанн принес себя в жертву Богу: тело вознес на Синайскую гору, а душу - на гору небесную (т. е. принял монашество в Синайской обители. - Прим. ред.). Пребыв на Синайской горе в подвигах уединения 19 лет - до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 стадий
от Синайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет. В продолжение сей необыкновенной Четыредесятницы пост его был столь же необыкновенен, как и самое продолжение времени его пощения. Хотя преподобный не уклонялся от пищи, разрешенной уставом во время поста, чтобы сокрушить, как он сам говорил, рог гордыни, но принимал ее столь мало, что казался более отведывающим, нежели вкушающим; зато от всякой страсти воздерживался он решительно, повелительно говоря к ней:
молчи, онемей! Покаяние его было соединено с глубоким сокрушением сердца и слезами. Долго и после его блаженной кончины показывали под горою весьма тесную пещеру - это сокровенное место подвигов покаяния, которое называют слезоточным, и которое настолько отстояло от общежития, сколько нужно было, чтоб рыдания Иоанна не слышали другие.
Преподобный Иоанн, поставленный руководителем (игуменом) других, начал путь нового восхождения к Богу и большего приближения к Небу. Подобно Моисею, он, по словам автора его жития, приблизился к Богу, принял мыслию Богоначертанный закон и пером духа начертал, по просьбе преподобного Иоанна, игумена Раифского, Богописанные скрижали ("Лествицу рая"), кои передал не только руководимым от него, но и всем желающим восходить на Небо.
Восходя далее по степеням духовных совершенств, и с большею ревностию, нежели до принятия начальства над братнею, он написал книгу для пастырей и таким образом сделался руководителем самих руководителей.
Преподобный преставился 80-ти лет от рождения своего, около 606 года. Память святого Иоанна Лествичника совершается Церковью 30 марта.
В литургийном Евангелии в воскресный день четвертой седмицы Великого поста Церковь к утешению и назиданию постящихся, Божественным свидетельством утверждая могущество поста и молитвы, открывшее Иоанну лествицу рая и возведшее его на высоту духовного совершенства, благовествует, что дух злобы изгоняется из человека только молитвою и постом, и вместе предвозвещает приближающуюся радость воскресения Христова (Мф. 17-21).
Протоиерей Григорий Дебольский.
"Дни богослужения Православной Церкви"

В избранное