Протоиерей Валентин Амфитеатров
Великий Пост. Духовные поучения.
На Страстной седмице
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
Наступает час слушания нами евангельского рассказа о страстях Христовых.
Но прежде нежели огласить слух наш слушанием Божьего слова об этих ужасных страданиях,
которые претерпели Пречистая Плоть и Душа Пресвятая, долг наш расположить свою
душу к мыслям, вызываемым страданиями Богочеловека.
Во-первых, вспомните, что Евангелие сообщит вам историю страданий не человека,
не ангела, но Самого Единородного Сына Божия. Беспримерное событие поражает ужасом
и недоумением наш ум: здесь чудо чудес и таинство таинств!
Во-вторых, услышите вы о бесчувственно грубых, с убийственным равнодушием
возносящих на Крест Сына Божия римских воинах.
Услышите о коварном ученике-предателе, попирающем дружбу, благодарность
и все святейшие чувства, которыми украшается человеческое бытие на земле.
Услышите об ослепленных страстию книжниках и фарисеях, которые с унижением
для себя испросили не пощады, не помилования, не всепрощения Иисусу, но осуждения,
смертный приговор.
Услышите о человекоугодливом судье, Пилате, приговаривающем на смерть невинного,
спокойно отдающем на пропятие величайшего и святейшего Чудотворца.
Услышите о том, что на защиту невинного своего Владыки готовы восстать
и солнце помрачающееся, и трепещущая земля, и вся тварь содрогающаяся...
Внимательно прослушав историю страданий Иисуса Христа, поймете, что Иисус
Христос Своею смертью примирил нас с Божественным правосудием.
В истории страдания Иисуса Христа ни одна черта, ни одно слово не исчезает
без особого спасительного смысла. Лествица, по которой Иисус Христос взошел на
Крест,- это наши грехи. Грехи создали Крест. Гвозди, которыми Он был пригвожден,-
наши грехи; терны, из коих сплетен был Его венец,- все наши же грехи!
Таким образом, Сам Бог явил людям Свою бесконечную любовь. Для спасения
Своих порочных и строптивых чад Он Сам восходит на Крест. С этой минуты крест
делается знаком спасения и освящения. С этой минуты каждый христианин, возлагая
на себя крест, должен знать, что в кресте заключается таинственное сочетание
правды, милости, суда и прощения, святости и упования. Сын Бог, как Божественная
Премудрость, указал средство поразить грех со всей строгостью, но не погубить
грешника. И несомненно, все мы укроемся
под тенью заслуг Спасителя в день последнего суда и воздаяния.
О, как было бы желательно, если бы мы сегодня же, у подножия Креста сложили
свои немощи, отринули свои похоти и страсти и стали жить так, как велел жить
наш Владыка и Искупитель! Аминь.