Рассылка сайта "Verbum Domini" Кто такой Папа Римский?
Термин "папа" по-гречески означает "отец". В первые века христианства это название применялось для всех епископов, а первоначально - для всех священников, пользовавшихся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы еще назывались "папами". Но начиная с VII века титул "папа" давался уже исключительно римскому епископу: это отражало процесс формирования учения католической (западной) церкви о примате (верховенстве) римского епископа.
Согласно этому учению, папа является наследником Святого Петра в римском епископате и в силу этого обладает верховенством в церкви. Власть папы - это высшая и юридически полная власть над всей церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на все управление церковью. Выдающийся венгерский юрист-теолог, кардинал и глава венгерской церкви Юстиниан Шереди так сформулировал положение о законодательной, судебной и
наставнической власти папы: "Римский папа, как зримый глава Храма Христова, милостью Божьей осуществляет высшую, полную, единую и непосредственную юрисдикцию над всеми частями Святой матери-церкви и над всеми ее членами во всех религиозных, моральных, дисциплинарных вопросах и в делах управления церковью..."
Что же составляет конкретное содержание верховенства (примата) папской власти?
Папа осуществляет верховную законодательную власть в церкви: папа (и вселенский собор) имеет
право издавать законы, обязательные для всей церкви или для ее части, толковать их, изменять или отменять их действие. Законы, издававшиеся соборами и папами по вопросам церковной дисциплины, назывались канонами. Их объединяли в специальные канонические сборники - кодексы канонического права. Уже Халкидонский собор (451) выпустил такой сборник. Средневековое каноническое право было кодифицировано в неоднократно переиздававшемся "Corpus Juris Canonici" ("Свод юридических канонов"). Наиболее
часто используемым его вариантом было, пожалуй, лейпцигское издание 1876-1884 годов. Свод законов, вступивший в силу 19 мая 1918 года, составила папская кодификационная комиссия, созданная в 1904 году папой Пием Х под руководством кардинала Гаспарри и выпустившая его под названием "Codex Juris Canonici" ("Кодекс канонического права"). 27 мая 1917 года папа Бенедикт XV освятил его и опубликовал. В последний раз сборник законов католической церкви был издан между двумя мировыми войнами при
активном участии в его подготовке Юстиниана Шереди в 9 томах под названием "Источник канонического права" ("Codicis Juris Canonici Fontes", Рим, 1923-1929 годы, т. 1-7 - ред. П. Гаспарри, т. 8-9 - ред. Шереди) [1].
Папе принадлежит верховная каноническая, апостольская власть в церкви. В вопросах веры и морали папа следит за чистотой вероучения, то есть отвергает псевдоучения, руководит распространением веры (миссионерской деятельностью), созывает вселенские соборы католической
церкви [2], ведет их заседания (лично или посредством уполномоченных им лиц), утверждает их решения, переносит или распускает соборы.
Предмет вероучения - откровения Божьи, хранительницей которых является вся церковь. Церковь сообщает эти откровения на торжественных или обычных богослужениях. Торжественным богослужением называют те редкие службы, на которых церковь оглашает какой-то догмат веры. Это может происходить либо на вселенском соборе, либо путем провозглашения его папой ех cathedra (с кафедры,
с амвона). Догматы соборов (а после I Ватиканского собора, с 1870 года, оглашаемые папой ex cathedra) по вопросам веры и морали объявляются как действительные для всей церкви и непогрешимые (infallibitas), то есть они не могут быть ошибочными.
Папа наделен высшей судебной властью в церкви. Любое судебное дело может быть подано ему как первой инстанции. Единственно ему подсудны кардиналы, нунции и епископы, обвиняемые в уголовных преступлениях. Папа разрешает дела в 3-й инстанции по апелляциям в церковных
процессах. Запрещается обращаться к светскому суду с обжалованием приговора, вынесенного папой.
Папе принадлежит высшая исполнительная власть в церкви: он учреждает, изменяет и ликвидирует епископства; назначает, утверждает в должности, переводит и смещает епископов; заполняет вакансии, распоряжается на высшем уровне церковным имуществом, осуществляет право посвящения в блаженные и святые.
Внутрицерковные функции папы наиболее четко изложены в книге французского автора Жозефа де Местра
"О папе" (Париж, 1819). В ней он утверждает, что папа - гарант всеобщности (универсальности) и единства католической церкви. Поскольку папа - залог единства церкви, то и папская власть - суверенна. Через папу действуют в полную силу и части церкви. Единовластие папы необходимо для соблюдения законности и для поддержания порядка внутри церкви. Римская церковь единовластна и не терпит ни демократии, ни аристократии. Без папы нет даже вселенского собора. И следовательно, единовластию папы как форме правления,
воплощающей в себе все, сопутствует непогрешимость.
Святой Франциск де Саль считал: "Церковь и папа - одно целое". Де Местр пишет, что без папы нет истинного христианства. "Папа необходим, он - единственный и исключительный отец христианства. Он обладатель обетованного без него исчезает единство, а значит, и церковь" (Ж. де Местр. О папе. Пешт, 1867. С.360). Природа папской власти - духовная, она исходит от Бога, потому что всякая суверенность божественна. Папский суверенитет
был источником власти европейских христианских монархов; поэтому де Местр считает, что папа стоит выше светской власти.
Власть папы, означающая его верховенство над вселенской церковью, дополняется еще и следующими видами рациональной власти, а точнее, они ей сопутствуют: каждый из пап является одновременно епископом города Рима, архиепископом римской Церковной области, кардиналом Италии, патриархом Запада. Эти его функции исторически сложились именно в таком порядке и связаны были с римским епископатом,
а потом привели ко вселенскому верховенству. Папа управляет римской Церковной областью как епископ, носящий титул Наместника Христа (Vicarius Urbis).
Вселенское верховенство папы над церковью и его региональные церковные функции в ходе истории - от образования Церковного государства (Patrimonium Sancti Petri) вплоть до 1870 года, до его ликвидации - органически связаны с функцией светского монарха (суверена) Папского государства. Управление Церковным государством в качестве ненаследуемой монархии
с течением времени менялось, но природа его всегда оставалась монархической и абсолютистской. Реорганизованное в духе Латеранских соглашений (1929) Папское государство-город Ватикан, - только символ светской власти и независимости пап. (Городом Ватикан папа управляет через своего заместителя по общим вопросам.)