Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пешеходное, велосипедное паломничество и крестные ходы Странное (ли) паломничество



Странное (ли) паломничество

Алексей Потупин

Паломничать приходится часто и по разным поводам, главный из которых – здоровье близких людей. Да и прихожане не раз и не два просят помолиться за себя и за своих близких. Вот и приходится топтать ноги по неведомым стёжкам-дорожкам.

Где-то год назад такой путь занёс меня на участок дороги Иакова между Бохумом и Эссеном. Вестфалия.... Если бы не мощи святых, ради которых и совершается любое паломничество, в этом крае делать нечего – почти что духовная пустыня, населённая потомками западных саксов, всегда критически относившихся к христианству и стремившихся поклоняться своим деревянным божкам. Со временем в этих краях возобладало евангелическое учение Лютера. Но до сих пор в здешних местах можно встретить островки духовности, сохранившиеся ещё со времён раннего средневековья.

Один их них – современная придорожная часовенка, освящённая в честь святого апостола Варфоломея. Она одиноко стоит прямо на обочине оживлённой магистрали, связывающей Бохум с Эссеном и многие века служит целью для паломников, идущих помолиться в испанский Сантьяго к мощам апостола Иакова. Может быть, поэтому и сохранилась.

Так вот, первый раз я зашёл в неё примерно год назад. И остался на несколько часов, несмотря на то, что дело клонилось к вечеру. Моё состояние утомлённого паломника можно было охарактеризовать двумя словами: тишина и благодать. Нечасто такое сочетание встречается в пути. Идёшь, молишься про себя, умиляешься Божией красотой окружающей природы, а потом, как дар Божий - встреча со святостью. Именно такое ощущение нахлынуло на меня в этой часовенке, построенной Бог весть когда и за века многократно реставрированной.

Нечто необычное начинаешь ощущать уже на подходе. Потом понимаешь – это внешнее впечатление от каменных блоков, из которых сложено основание часовни. Старые, почти неотёсанные камни рурского желтого песчаника, сглаженные ветрами и дождями последних веков. В каждом из них можно легко разглядеть окаменевшее морское дно с застывшей когда-то, миллионы лет назад рябью песчинок. Камни сцементированы неизвестно каким образом изготовленным раствором, остающимся крепким несмотря ни на что.

Первое письменное упоминание о часовне относится к 1364 году. Она была построена специально на пути паломников святого апостола Иакова. Эта дорога называлась в Вестфалии „Светлым путём“ (Hellweg). А для самих паломников (практически все они шли в Испанию пешком, ежедневно вымаливая у Бога в слёзных молитвах души свои и родные) рядом с часовней (по тем временам её даже называли церковью) был устроен приют и самая простая гостиница, находившаяся под охраной местного рыцаря. Так сотни лет глубоко верующие люди шли по дороге (а разве можно без глубокой веры отправиться в такой непростой и опасный во всех отношениях далёкий путь и инородные земли?), останавливались на ночлег и молились святому апостолу Нафанаилу (Варфоломею) в часовне его имени.

В европейскую тридцатилетнюю войну её пожар и лихолетье не обошло и эти места. Часовенка была разрушена, а восстановлена только в 1661 году. Восстановлена частично, верхнюю часть пришлось полностью заменить, так что старинные камни удивительного рурского песчаника сохранились лишь в нижнем ярусе строения.

На входе – ещё одно чудо – невесть как стоящие до сих пор (несколько сотен веков) крепкие дубовые двери. К сожалению, современный церковный вандализм одолевает и этот почти сельский уголок мира. С одной стороны, прямо по рурскому песчанику – хулиганская роспись в чёрном цвете, а дверной проём местные активисты церковной старины были вынуждены предварить решёткой. Она хоть и ажурная, но свидетельствует о временах духовно неблагополучных. К тому же, в тёмное время суток часовню закрывают на замок от греха подальше. И не только внешнюю дверь. Видимо, случаи дикого изуверства уже доканали местную охрану и для сохранности интерьеров почти вся внутренняя часть часовни дополнительно отделена от коридорного входа ещё одной крепкой решёткой. И это правильно, поскольку в престоле (а здесь, как в обычной церкви, установлен престол) хранится часть мощей святителя Лютгера, - епископа, которому выпала Божия воля просвещать диких вестфалов ещё до отделения римского католицизма от православных патриархатов. Мы, ныне живущие в Германии, почитаем этого святого „своим“ (и правильно делаем) как по своей никудышной простоте, так и по официальному решению общего собрания Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви. Усталому православному паломнику есть возможность отдохнуть и спокойно помолиться в часовне святого Варфоломея...

Но на этом паломнический эпизод с часовней святого Варфоломея не завершился. Прошло время и из глубины души потянуло желанием вновь посетить „забытый уголок“. Да так сильно, что как-то вечером, уже по темноте, ноги понесли странника по дороге из Эссена в Бохум. С точки зрения „нормального“ неверующего человека этот поступок – самое настоящее безумство. Ещё бы, - дорога не приспособлена для пешеходов, здесь нет велодорожки, а поток машин превышает безопасные пределы. К тому же темнота, никакого освещения, кроме автомобильных фар. Транспорт движется в полуметре от ограничительных столбиков, за которыми нет возможности идти даже пешеходу. Мои движения напоминают маневры зайца, попавшего в световой поток. Пока нет непосредственной угрозы – короткая перебежка да несколько слов „Господи, помилуй“. И так – с километр будет. Неожиданно прямо на меня вышла тень, а потом и человек, движущийся подобным образом, только в обратном направлении. Ну, слава Богу, значит не мне одному приходится мучить этот километр.

Но вот и освещённая улица начинающегося Бохума. Только здесь чувствуешь, какое это благо – свет и пешеходная дорожка-тротуар. Через две сотни метров – та самая часовенка. Она хорошо узнаваема. Но, как и предчувствовалось, с целью защиты от местных варваров, она заперта на ночь сразу на две двери – внешнюю филигранную решётку и внутреннюю старую деревянную. Но для паломника всё это представляет только условную границу, ведь молиться можно везде, в том числе и под стенами сакрального сооружения. Для молитвы нет никаких преград, вот она и уносится к Богу, апостолам Иакову Зеведееву и Варфоломею-Нафанаилу, святителю Лютгеру, Божией Матери и всем святым, как празднуемым в день угасающий сей, так и не празднуемым. А на сердце – радость от возвращение несколько растерянной по суетной жизни сей тишины и покоя. Умиротворение. И становится отчётливо понятным, отчего святые прошлых веков искали способы уйти „от мира сего“ в глухие таёжные места или жаркие пустынные земли. Им не хватало, как воздуха или воды, этой самой тишины и умиротворённости, позволяющей творить непрестанную молитву.

Надолго ли хватит такого состояния души? Ведь окружающий человеческий мир врывается как буря на каждом шагу, а мысли, лишённые постоянной молитвы, превращаются в малоупотребимый винегрет, мешанину из дел, прожектов, осуждений, переживаний, споров и пр. Как для кого, а для меня восстановление душевного равновесия происходит только на пути одиночного паломничества...

Помолившись и отдохнув на скамейке, начинаю обратный путь. Через несколько километров выхожу к железнодорожной платформе Эссен-Штелле и окунаюсь в бушующий океан „мира сего“... Некуда деться.

декабрь 2012 - январь 2013 года


В избранное