Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Велопаломник 5


Информационный Канал Subscribe.Ru

ХРИСТИАНСКАЯ ВЕЛОСИПЕДНАЯ РАССЫЛКА

В е л о П а л о м н и к

выпуск 5, декабрь 2004

Подписчиков: 197 (+11 за месяц)

ОТ РЕДАКТОРА

Доброго времени суток, дорогие отцы, братья и сестры. 

Начиная с этого выпуска рассылки, я буду пытаться сформировать её основные постоянные
разделы и поэтому приглашаю всех к дискуссии на тему КАКОЙ ВЕЛОПАЛОМНИК НАМ НУЖЕН.


На этот раз поступило большое количество материалов, отражающих поворот православной
церкви лицом к паломничеству. По-видимому, в этом есть определённая заинтересованность.
Принимая во внимание последние новости, мне кажется целесообразным ввести первым
разделом рассылки рубрику ОБЩЕПАЛОМНИЧЕСКИЕ ИЗВЕСТИЯ. А вторым разделом рубрику-
НОВОСТИ АКТИВНОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА, куда объединить велосипедное и пешеходное паломничество,
так как они родственны по духу и пока недостаточно развиты.

А третьим и последним разделом следует признать рубрику СВЯТЫНИ (ГЕОГРАФИЯ) ПАЛОМНИЧЕСТВА.

Жду вашего мнения. А теперь переходим к новостям.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБЩЕПАЛОМНИЧЕСКИЕ ИЗВЕСТИЯ
- РПЦ готова сама проводить внутреннее лицензирование паломничества
- православное паломничество и СМИ
- в Москве прошла конференция ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

НОВОСТИ АКТИВНОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА
- дорогой святого апостола Иакова
- на тропе пилигримов или истори велопаломничества в Святую Землю
- встреча КРУГА ДРУЗЕЙ ТРОПЫ СВЯТОГО СИМЕОНА состоялась в Нидерландах

СВЯТЫНИ (ГЕОГРАФИЯ) ПАЛОМНИЧЕСТВА
- главы церковных общин призывают паломников посетить Святую Землю
- в Израиль паломникам ехать можно
- музей паломничества по святым местам
- в кафедральном соборе Сантьяго де Компостелла совершено первое в истории православное
богослужение


ОБЩЕПАЛОМНИЧЕСКИЕ ИЗВЕСТИЯ


РПЦ ГОТОВА САМА ПРОВОДИТЬ ВНУТРЕННЕЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА

Почему Русская православная церковь решила полностью взять организацию паломничества
в свои руки? Это разъяснил генеральный директор паломнического центра Московского
патриархата Сергей Житенев.

- Зачем церкви свой собственный туризм?

- Всемирная туристская организация насчитывает около 200 видов туризма. Все они
упоминаются в хартии Всемирной туристской организации. Российская Федерация присоединилась
к этой хартии, но в нашем российском законодательстве виды туризма, к сожалению,
не расписаны. Вот почему мы сталкиваемся с тем, что все путают религиозный туризм
и паломничество, считая их одним и тем же. Особенно страшно, когда их путают
налоговые органы. Поэтому священноначалием Русской православной церкви принято
решение внести законодательные инициативы в Государственную думу и предложение
в исполнительные органы власти- в данном случае в Федеральное агентство по спорту
и туризму- о том, чтобы законодательно разграничить религиозный туризм и паломничество.

- Значит, паломника вы туристом не считаете?

- Нет, конечно. Хотя оппоненты нам говорят, что паломничество- это тот же самый
туризм. Паломник куда-то едет, значит, есть транспортная составляющая. Паломник
питается, паломник должен где-то жить- это питание и размещение. Но кто у нас
оппоненты? Во-первых, атеистически настроенные чиновники, которым очень важно
заставить епархию, или благочиние, или приход получить лицензию на туристскую
деятельность и тем самым снять с нее деньги. Тут все понятно, но, слава Тебе,
Господи, что не в свой карман, а в государственную казну. Второй оппонент- это
туристские фирмы, которые продают человеку якобы
паломничество, а на самом деле подсовывают религиозный тур.

- И много таких нечестных фирм?

- Мы не считали, потому что подсчитать их очень трудно. Но, по нашим прикидкам,
фирм, которые на самом деле занимаются религиозным туризмом, а продают его как
паломничество, в России где-то примерно около тысячи.

- Сколько народу они обманывают?

- Это невозможно посчитать. Это огромная беда для России, где отсутствует туристическая
статистика. Точно подсчитать что-либо в туризме не представляется возможным.

- А приблизительно можно?

- Внутри страны до 2 млн людей в течение года паломничают к месточтимым святыням
и общероссийским святыням. А масштабы зарубежного паломничества очень небольшие,
я его оцениваю- это моя личная экспертная точка зрения- где-то в 30-40 тыс. человек
в течение года.

- Куда эти 40 тыс. едут?

- В основном на Афон и в Святую землю. Паломничество идет еще в Турцию и Египет,
где Святое семейство тоже пребывало. Кстати, должен сказать, что в Шарм-эш-Шейхе
и на горе Моисея Спаситель с Богородицей не были. Они были в Каире.

- Где вы селите паломников?

- Мы не селим, селят наши партнеры. Например, в Египте наш партнер- Александрийская
церковь, одна из семи православных церквей.

- А билет на самолет по какой цене вы паломникам предлагаете?

- Паломников очень мало, поэтому чартерами пользоваться невозможно.

- Ваши паломники полную стоимость тура оплачивают или кто-то за них часть доплачивает?

- Они платят полную стоимость. Но если вы имели в виду, имеем ли мы комиссию
от этого, отвечаю: нет, не имеем.

- Вы можете сформулировать, что сейчас нужно церкви от законодателей?

- Давайте прежде четко сформулируем, что паломничество касается паломников всех
традиционных религий: и православных, и мусульман, и буддистов, и в какой-то
части иудеев, у которых, кстати, адрес тот же- Святая земля, Палестина. Поэтому
сейчас для всех религиозных паломников и верующих прежде всего нужно, чтобы паломничество
было законодательно отделено от туризма как вид деятельности.

- В том смысле, что лицензию на паломничество не надо получать?

- Вопрос правильный. Дело заключается в том, что по крайней мере РПЦ готова сама
проводить внутреннее лицензирование и контролировать свое паломничество с точки
зрения безопасности. Сейчас у нас туристическая лицензия, мы ее получили несколько
лет назад. Честно говоря, на всякий случай. Потому что когда ОБЭП приходит, сразу
штрафует. Нет лицензии- штраф.

- Это должно быть прописано в законе о туризме?

- Все уже прописано. Паломничество уже записано как религиозная деятельность
в законе о религиозной деятельности.

- То есть вы хотите просто исключить паломничество из закона о туризме?

- Именно так. На сегодняшний день чиновнику, который сидит, например, в Рязани,
совершенно непонятно, что такое паломничество. Раз паломники ездят, значит, они
туристы. Быстренько получайте разрешение, не будете получать разрешение, пришлю
автоматчиков- вот вся его логика. Между тем РПЦ может взять на себя внутреннее
регулирование паломничества, то есть создать специальные структуры внутри церковной
ограды, которые будут нести всю ответственность за паломничество. При храме,
при благочинии, монастыре, епархиальном управлении создается паломническая структура
в виде отдела, управления, центра, департамента- вот и все. Например, при Валаамском
монастыре уже свыше десяти лет существует Валаамская паломническая служба, которая
организует паломничество на Валаам. У нее есть подворья в Москве, Санкт-Петербурге,
ряде других городов. Туда приходят люди и подают заявку на паломничество.

- Вы считаете, что паломнический денежный поток должен быть введен внутрь церковной
ограды и стать совершенно непрозрачным для налоговых ведомств?

- Когда паломник покупает билет на самолет или на поезд, то в этот билет уже
заложена налоговая составляющая, которую транспортная организация платит государству,
поэтому паломники все равно налоги платят. В данном случае мы не хотим, чтобы
паломническая деятельность регулировалась государством в виде лицензий, сертификатов
и разрешительных документов. Это первое. И второе- мы хотим, чтобы наши паломнические
организации, которые не зарабатывают и не будут зарабатывать на этом деньги,
за свою деятельность не платили, потому что дохода с этого они не имеют.

- Каков будет механизм дальнейшего продвижения церковной инициативы относительно
паломничества?

- Наши рекомендации будут представлены на рассмотрение святейшему патриарху и,
если он сочтет это необходимым, членам Священного синода. Они посмотрят и то,
что сочтут объективным, полезным и нужным на сегодняшний день, утвердят. После
того как мы сформулируем наши законодательные инициативы, мы внесем их в Федеральное
агентство по физической культуре, спорту и туризму, где уже создана специальная
рабочая группа, куда вхожу и аз, грешный. Эта рабочая группа подготовит поправки
к закону и новые законодательные акты, а затем это агентство внесет их в Госдуму.
Кстати, это будет не пакет поправок. Мы будем двигаться шаг за шагом. Если будет
принят законодательный принцип, что паломничество не является туризмом, то потом
на основании этого мы начнем готовить новые наши предложения. Почему не сразу
все? Да потому, что и в Думе, и в правительстве, к сожалению, царят еще очень
сильные атеистические настроения. Поэтому, чтобы не раздражать людей тем, что
церковь опять что-то требует- а мы не хотим этого скрывать,- и чтобы
все-таки этот процесс сделать необратимым и поступательным, мы сначала решим
один вопрос, потом другой и так шаг за шагом будем действовать.
http://www.radonezh.ru/all/gazeta/?ID=674 


ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО И СМИ

17 ноября 2004 года в Центральном доме журналиста прошел КРУГЛЫЙ СТОЛ по проблеме
 ОТРАЖЕНИЕ ТЕМЫ ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Встреча была организована редакционным советом журнала ПРАВОСЛАВНЫЙ ПАЛОМНИК
и прошла в рамках I Международного фестиваля православных СМИ ВЕРА И СЛОВО.

Перед собравшимися выступили главный редактор журнала ПРАВОСЛАВНЫЙ ПАЛОМНИК епископ
Егорьевский Марк, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского
Патриархата; С.Ю.Житенев, Генеральный директор Паломнического центра Московского
Патриархата; члены редакционного совета журнала ПРАВОСЛАВНЫЙ ПАЛОМНИК: В.Н.Крупин,
секретарь Союза писателей России; И.К.Кучмаева, ректор Государственной академии
славянской культуры, Н.Н.Лисовой, заместитель председателя Императорского Православного
Палестинского общества.

Открывая встречу, Владыка Марк, в частности, сказал:- Главной проблемой освещения
темы паломничества в светских СМИ является непонимание большинством журналистов
различия между паломничеством и туризмом. Паломничество- это поклонение верующего
человека религиозным святыням, а не туристическая поездка к местам священных
воспоминаний. Поэтому коммерческий подход, предлагаемый светскими туристическими
фирмами, здесь недопустим. В лоне Русской Православной Церкви действуют специальные
паломнические организации, предоставляющие верующим людям возможность совершить
паломничество согласно православной традиции: в молитве и с участием в церковных
Таинствах.

Как известно, в конце октября в Паломническом центре Московского Патриархата
прошла  пресс-конференция ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО:ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ,
которая была призвана привлечь внимание общественности к этому вопросу, а также
помочь людям получить  необходимую информацию о том, куда можно обратиться, чтобы
совершить паломничество к православным святыням. В связи с этим напомню, что
по вопросам православного паломничества можно обращаться на официальный интернет-ресурс
Русской Православной Церкви, а также к ее периодическим изданиям, например, журналу
ПРАВОСЛАВНЫЙ ПАЛОМНИК.

С.Ю.Житенев в своем выступлении обратил внимание на то, что возрождение паломничества
в России является восстановлением древней православной русской традиции, восходящей
к Х веку. Он также сообщил, что в настоящее время ведутся переговоры о том, чтобы
в действующее законодательство были 
-внесены изменения, разграничивающие паломничество и туризм, поскольку целью
паломнических организаций является не извлечение коммерческой выгоды, а помощь
малоимущим православным людям совершать паломничества по России и за рубежом.
Мы уже получили поддержку со стороны Государственной Думы,- сказал С.Ю.Житенев.

В.Н.Крупин рассказал участникам КРУГЛОГО СТОЛА о православной паломнической традиции,
особо отметив, что -паломничество- это труд и подвиг, целью которого является
спасение души. Поэтому освещение такой тематики требует от журналиста смирения,
личного подвига и глубокого понимания внутреннего мира паломника.-

И.К.Кучмаева, в свою очередь, подчеркнула тот факт, что -традиции, обычаи и обряды
православного паломничества придают неповторимое своеобразие русской и другим
славянским культурам. Их исследование позволяет понять основные импульсы в развитии
отечественного и славянского духовно-культурного наследия.- Она также рассказала,
что Академия славянской культуры участвует в Международной миротворческой миссии
ЮНОСТЬ СЛАВЯНСКОГО МИРА, которая, кроме научно-исследовательской деятельности,
занимается организацией паломничества студентов из разных стран по святым местам
славянского мира. При этом -каждая такая поездка сопряжена с трудничеством: это
и роспись храмов, и проведение реставрационных работ, и иная помощь. Исследования
помогают обнаружить те памятные и святые места, о которых не дошло никаких вещественных
свидетельств, а трудничество в интернациональных бригадах на восстановлении этих
святынь способствует формированию мировоззрения молодых людей.-

Н.Н.Лисовой обратил внимание участников встречи на неразрывную связь истории
России и Святой Земли: русские люди, приходившие в святые места Палестины в поисках
духовной мудрости православного Востока, неизменно содействовали утверждению
мира и стабильности на этой земле. Православные верующие во Святой Земле постоянно
получали не только духовную и моральную, но также материальную поддержку со стороны
России: так, например, русские пожертвования православным приходам Палестины
составляли от двух третей до трех четвертей их бюджетов. -Таким образом, используя
известное выражение, можно сказать, что Россия и Палестина прирастали друг другом.-

Н.Н.Лисовой особо подчеркнул, что традицию православного паломничества нельзя
рассматривать в отрыве от русской культуры и жизни русского народа. Более того,
живой опыт духовного соприкосновения со святыней служит объединяющим началом
в жизни верующих людей. -В настоящее  время, как вы знаете, число участников
хаджа- мусульманского паломничества- приблизительно равно 2 миллионам человек.
И мы видим, к чему это приводит в геостратегическом плане, насколько это важно
для консолидации исламского мира. А что делается для консолидации мира православного?
Таким образом, недостаточное развитие паломничества, церковной жизни в целом
в конечном итоге приводят к уменьшению русского присутствия в мире.-
http://www.mospat.ru/text/news/id/8079.html 


В МОСКВЕ ПРОШЛА КОНФЕРЕНЦИЯ
ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

27 октября 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея
Руси Алексия II в Паломническом центре Московского Патриархата прошла общецерковная
конференция ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

Приветствие Предстоятеля Русской Православной Церкви организаторам и участникам
конференции огласил председатель Отдела внешних церковных связей Московского
Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

С приветствиями в адрес участников мероприятия выступили также представители
Государственной Думы, Совета Федерации, Федерального агентства по физической
культуре, спорту и туризму, Правительства Москвы.

В приветствии руководителя Федерального агентства по физической культуре, спорту
и туризму В.Фетисова, в частности, говорится: -Федеральное агентство разделяет
позицию Русской Православной Церкви и Межконфессионального совета России в вопросе
о том, что паломничество не является туризмом, и считает необходимым законодательно
разделить эти понятия.-

В конференции приняли участие 234 человека, в том числе председатель Отдела внешних
церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский
Кирилл, епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий, заместитель председателя ОВЦС
МП епископ Егорьевский Марк, представители 30 епархий Московского Патриархата,
находящихся на территории России, гости из Украины и Молдовы, а также представители
органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального
уровней, сотрудники Синодальных учреждений, Духовных учебных заведений, наместники
и настоятели монастырей, руководители паломнических организаций и служб из различных
регионов России, а также ряда туристских организаций.

С основным докладом по теме конференции выступил митрополит Смоленский и Калининградский
Кирилл.

Рассказав об истории и современном состоянии паломнической деятельности в России,
митрополит Кирилл сообщил, что в епархиях, приходах, монастырях Русской Православной
Церкви в настоящее время работают 88 паломнических служб, отделов, центров, организаций,
а также 47 гостиниц паломнического класса и 25 странноприимных домов.

- Накопленный в течение нескольких лет опыт организации паломнических поездок
позволил Отделу внешних церковных связей выйти на новый уровень и создать в 1999
году Паломнический центр на базе гостиницы УНИВЕРСИТЕТСКАЯ. Главной задачей Центра
является возрождение православного паломничества, создание церковной гостиничной
сети. Паломнический центр осуществляет работу по организации поездок православных
верующих, проживающих за рубежом, к российским святыням. Возрождена традиция
издания паломнического журнала, который издается с 2000 года под названием ПРАВОСЛАВНЫЙ
ПАЛОМНИК. Открыт интернет-сайт Паломнического центра.

Ведется работа по возрождению Императорского православного палестинского общества,
которое до революции занималось организацией паломничества во Святую Землю. В
ближайшее время планируется открыть курсы по подготовке специалистов в сфере
паломничества для епархий, монастырей и приходов.

На базе Крутицкого подворья в Москве создан Музей путешествий и паломничеств
по Святым местам.

Помимо официальных церковных структур, в России действуют 29 общественных православных
организаций, которые также занимаются организацией паломнических поездок.

Около двух миллионов россиян ежегодно совершают паломничество к православным
святыням страны.

Согласно статистическим данным, в 2004 году число паломников, выезжавших для
поклонения православным святыням за границу, составило около 50 тысяч человек,
с учетом стран СНГ- более 200 тысяч. Внутри страны совершили паломничество около
двух миллионов россиян. Поток паломников в Россию из-за рубежа после трагических
событий 11 сентября 2001 года резко сократился. По оценкам специалистов, их число
не превышает 15-20 тысяч паломников в год.

Несмотря на достигнутые успехи в церковной организации паломничества, значительная
часть как зарубежных, так и внутрироссийских паломнических поездок по-прежнему
организуется туристическими фирмами. К сожалению, не все эти фирмы отвечают своему
назначению. Нередки жалобы людей на организацию этими фирмами поездок к святым
местам.

В некоторых епархиях вопросы организации паломничества переданы в ведение коммерческих
структур,- отметил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.- Делается
это сознательно, по причине отсутствия собственной паломнической структуры. К
сожалению, сохранение подобной тенденции может привести к монополизации паломнического
дела группой туристических фирм, как это произошло в Греции, в Турции, во Святой
Земле,- предупредил митрополит Кирилл.

Следует отметить, что духовные потребности паломников и многовековые традиции
православного богомолья, как правило, игнорируются коммерческими фирмами. Существенным
отличием православного паломничества от туризма является то, что главным для
паломника является поклонение святыне, а не только осмотр исторических достопримечательностей
в храме или монастыре. Паломники осмысленно принимают участие в богослужении,
причащаются Святых Христовых Таин, молятся перед чудотворными иконами, поклоняются
честным мощам угодников Божиих. Соблюсти такие высокие требования к паломническим
поездкам коммерческим турфирмам практически невозможно. Таким образом, Русской
Православной Церкви предстоит важный выбор: каким путем идти. Или мириться с
тем, что православное паломничество будут организовывать зарубежные и отечественные
туристические организации, что грозит искажением самого смысла паломничества,
либо взять организацию паломничества в свои руки, тем самым оставив его в церковной
ограде. Думаю, что постановка этого вопроса
очень своевременна.

Надо понимать, что паломничество в современных условиях для многих людей является
средством воцерковления. Так, особое место в молодежной работе Церкви занимают
паломнические поездки по монастырям и храмам,- подчеркнул митрополит Кирилл.-
Это не прикладное служение, а общецерковное дело, это одно из самых важных наших
служений, включающее в себя свидетельство о Христе, научение людей, катехизацию.

Организация паломничества- это общецерковное дело, которое меньше всего имеет
отношение к коммерции, но, прежде всего, является средством церковной проповеди.
Паломничество имеет и миссионерское значение: часто монастыри и храмы посещаю
люди нецерковные, для многих из них такая поездка- это первое соприкосновение
с Церковью. Человек едет в монастырь посмотреть на архитектурный памятник, его
влечет туда эстетическое чувство или любовь к истории. И от того, что произойдет
с ним в этой обители, возможно, зависит, возгорится ли в душе этого человека
вера, откроются ли его ум и сердце для восприятия слова Божия.-

Остановившись на некоторых вопросах организации паломнических поездок, председатель
ОВЦС МП подчеркнул: -Существенные ограничения на развитие паломнической инфраструктуры
налагает непроработанный в достаточной мере правовой статус паломничества. Российским
законодательством паломничество упомянуто только в федеральном законе О СВОБОДЕ
СОВЕСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ, в статьях, где перечислены виды религиозной
деятельности.

Закон относит паломничество именно к религиозной, а не к коммерческой деятельности.
К сожалению, данное упоминание носит декларативный характер, понятие паломничества
в законе не раскрыто. Вследствие этого российскими чиновниками и коммерсантами
паломническая деятельность рассматривается как туризм. Тем самым организация
паломничества трактуется как коммерческая деятельность, а не описывается как
отдельный род деятельности, связанный с религиозной жизнью человека. Богомолец
приравнивается к туристу, а епархиальные паломнические службы рассматриваются
как туристические фирмы, причем весьма низкого уровня. От паломнических служб
требуют приобретать дорогостоящие лицензии на ведение туристической деятельности,
получать государственные разрешительные документы.

Нередко получается так, что небольшая паломническая служба при монастыре или
приходе практически не получает прибыли, потому что обеспечивает бесплатное проживание
и питание богомольцев, тем не менее она облагается налогами на общих условиях.

Паломничество к зарубежным святыням стоит еще дороже и потому недоступно для
подавляющего большинства православного населения России. Необходимо создать такую
паломническую сеть, которая могла бы обеспечить возможность посетить Святые места
в том числе и людям с небольшим достатком.-

Как сообщил митрополит Кирилл, представители Русской Православной Церкви неоднократно
поднимали перед законодательной и исполнительной властью вопрос о необходимости
разделить в правовом плане понятия туризма и паломничества. Эта идея получила
поддержку со стороны лидеров традиционных религий России: мусульман, иудеев и
буддистов. 9 апреля 2003 года Межрелигиозный совет России рассмотрел вопрос о
состоянии религиозного паломничества в России и пришел к единому мнению, что
паломничество не относится к туристической деятельности. В Государственную Думу
Российской Федерации было внесено предложение о внесении соответствующих изменений
в законодательство. При Федеральном агентстве по физической культуре, спорту
и туризму были созданы рабочие группы по работе в сфере туризма. В эти группы
вошли и представители Русской Православной Церкви.

В заключение доклада митрополит Кирилл отметил:- Паломничество, поклонение святыням-
это значимая часть полноценной церковной жизни, поэтому возрождение традиций
богомолья, организация паломнической деятельности являются важнейшим общецерковным
делом. И это служение нужно развивать, учитывая, с одной стороны, тысячелетнюю
паломническую традицию нашей Церкви, с другой- сложившуюся в мире современную
практику организации туризма.-

С докладом ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ на конференции выступил
епископ Егорьевский Марк.

Коснувшись различий между паломнической и туристической деятельностью, епископ
Марк сказал:-Можно приехать в монастырь или храм на поклонение святыням, а можно-
и на экскурсию. В этом нет ничего плохого. Слава Богу, что люди интересуются
православными монастырями, их архитектурой, однако паломничество и туризм- совершенно
разные понятия: паломничество- это проявление религиозной жизни, а туризм- это
проявления жизни культурной.-

О возрождении паломнических традиций в Тамбовской епархии рассказал епископ Тамбовский
и Мичуринский Феодосий.

В ходе конференции прозвучало 34 доклада, посвященных различным аспектам паломнической
деятельности.

Итоговым документом форума стали рекомендации Синодальным учреждениям, Епархиальным
управлениям и паломническим службам по организации церковной паломнической деятельности.
http://www.mospat.ru/text/news/id/7967.html 


НОВОСТИ АКТИВНОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА


ДОРОГОЙ СВЯТОГО АПОСТОЛА ИАКОВА

14 ноября 2004. Я тайно надеялся, что на этот раз никто со мной в дальнюю дорогу
не отправится. Слава Богу, так и случилось. Предыдущие отрезки пути по Дороге
Иакова кто-нибудь, да ехал. Но мне такое всегда в нагрузку, и даже в тягость.
Это по честному. Причина очень проста: дорога паломника- это прежде всего дорога
молитвы, когда душа желает одиночества и невмешательства. Можно сказать, что
 по настоящему паломничать,- значит пребывать пред лицом Божиим. Такое невозможно
в толпе, ищущей развлечений или всего любого, далёкого от христианства...

В третий раз велосипед отсчитывает километры от небольшой станции Лангервее к
монастырю Венау. Первый раз я попал туда лет пять назад, совершая веломарафон
300 км по Айфелю. Запомнился мне тогда этот непритязательный монастырь, может
быть тем, что в неприметном уголке церкви святой Екатерины входящих тихо благословлял
образ Владимирской иконы Божией Матери. А природа окрест располагала к раздумьям
о земном и вечном. Второй раз, совем недавно, здесь побывала группа Велостраны.
Но был дождь и кончался день. Сейчас же ярко светит солнце и подмораживает. 

Велодорожка бежит всё время вверх, рядом журчит речушка Веебах. С радостью вкатываю
велосипед по старинному булыжнику в распахнутые ворота старого монастыря и прислоняю
его к недавно установленному памятному знаку ?Дороги Иакова?.

Всё уже привычное. Захожу в церковь. Ранним утром здесь полная тишина. Никого.
Молюсь пред Владимирским образом, осматриваюсь. Ничего не изменилось за прошедший
месяц. Так же скромен тёмный лик русской иконы, также с алтаря смотрит рублёвская
икона Пресвятой Троицы, и по-прежнему вход из притвора в церковь заперт тяжёлой
железной решёткой. Сверху, с чудом сохранившегося кусочка настенной росписи,
дивятся лики неизвестных мне святых. Как же они похожи на наших русских святых!
Видимо поэтому и дорог мне этот католический монастырь, в котором так много связей
с православием.

Преклоняюсь у распятия Христа с деревянными фигурами пресвятой Богородицы и апостола
Иоанна и у его подножия, сохранившиеся с 13-го века. Говорят, что это самое старое
распятие в прирейнской земле.

Покидать монастырь не хочется, но так коротки ноябрьские дни. От ворот дорога
упорно стремится вверх и приходится кряхтеть. А там, въехав в селение Хамих,
замечаю, что сбился с пути, но с удовольствием обозреваю построенную в 1992 году
часовенку на развилке улиц. Она посвящёна Кресту Господню с большим колоколом
наверху. Не часто увидишь в Западной Европе церковные новостройки.

Спустившись вниз, попадаю на оживлённую автодорогу. И опять на развилке часовня
с горящими свечами внутри. Молится народ... Внимательно всматриваюсь в карту
и обнаруживаю свою ошибку. Поворачиваю почти назад и в гору. Спустившись с перевала
вновь нахожу знаки дороги Иакова и изумляюсь кукольной красоте центральной части
села Шевенхютте. Дома построены из природного камня, ну, прямо Франция. К сожалению,
двери церкви святого Иосифа закрыты, а очень хотелось побывать внутри и посмотреть
на творчество местного пастыря Герберта Фалькена, являющегося к тому же и известным
искуствоведом. Он проложил в 1990 году ?монашескую? дорогу в окрестностях села,
предназначенную для обозрения местных красот. По ней и продолжается мой путь.

Боже мой, как же тяжёл подъём прямо от центра селения! Дорога ныряет в узкий
просвет между домами и, изгибаясь, начинает взлёт. 

Без подробной карты я бы и не нашёл этого незаметного ВХОДА-ВЫХОДА на природу.
А какая невероятная красота вокруг! Не выдерживаю и поднимаюсь пешком, так удобнее
обозревать чудеса Божии. Почти наверху справа остаётся удобное место для отдыха
с Распятием. Ещё несколько сот метров через лес, и вновь большой деревянный крест,
а у него информационные щиты с картой, на которой указаны рекомедуемые для отдыха
в лесу маршруты, среди которых ясными знаками обозначена МОНАШЕСКАЯ дорога. Она
на этом участке и есть ДОРОГА ИАКОВА.

Об ориентировании. Из рук почти не выпускаю путеводитель по Дороге Иакова. Иначе
заблудишься на первом же повороте. Хотя и постарались организаторы маршрута и
понавешали везде символы ДОРОГИ со стрелками поворотов, но встречаются участки,
где этого ничего нет и приходится ехать, ориентируясь только по топографическим
отрезкам карт, напечатанных в путеводителе. Масштаб карт 1:25000, поэтому смотреть
приходится очень часто. Ведь велопаломник движется в три раза быстрее пешехода,
только и успевай сличать карту с местностью... А ещё в голове звучит Иисусова
молитва. Так и движемся:-Господи, помоги и помилуй,- и сразу взгляд в карту.

На одном из участков великолепной лесной щебневой дорожки замечаю что-то непривычное.
Ба, так ведь это же спортивные снаряды! То справа, то слева стоят турники, кольца,
специальные брёвна, а вот и плакат, объясняющий, в какую сторону леса нужно повернуться,
занимаясь гимнастическими упражнениями. Называю про себя этот участок ?тропой
здоровья?. Действительно, временами навстречу медленной рысцов пробегают солидные
дамы и господа в тренировочных облачениях. Останавливаюсь, вкатываю велосипед
в снег и отдыхаю.

Меня постоянно удивляет, что в этих краях практически нет варварства, типа поломать,
уничтожить, разбить, исковеркать, насмеяться...

Следующая неожиданность ? маленькое лесное озерцо со скамейками отдыха, а затем
дорога выводит на развику. Сколько же здесь сходится разных велосипедных маршрутов!
На информационном указателе во все стороны направлены стрелки: маршрут четвёртый,
седьмой, Королевский путь, Натурпарк... Моя Дорога начинает подниматься на очередной
перевал мимо домика лесника, а потом несколько километров отдыхаю в свободном
полёте, спускаясь в селение Вихт. Из сказки природы попадаю в сказку времён Ганса
Христиана Андерсена: маленький старинный средневековой центр, с узкими до невозможности
брусчатыми улочками, застроеннымии игрушечными деревянными домиками. По ним с
посошками бродят заезжие туристы. Сколько же их в Германии!

Навостряю уши и очень внимательно смотрю в карту. Где-то здесь, прямо в посёлке
расходятся велосипедный и пешеходный варианты ДОРОГИ. Мне нужен пешеходный. Практика
показала, что на самом деле этот участок будет для велопаломника во много раз
более интересным, чем асфальтовая дорога. И чутьё не обманывает. За очередным
домом вправо через речку перекинут пешеходный мостик. За ним ? узкая полузаросшая
тропинка и мгновенный резкий подъём в гору. Ноги скользят по раскисшей земле
и снегу. Но это только первые 100 метров. Кажется, что и тропа исчезла. Просто
лес и крутой склон. Ан нет. Отдышавшись, понимаю, что попал на старую заросшую
лесную дорогу, которая с каждой сотне метров становится всё лучше, а после очередной
петли превращается в настоящую гравийную дорогу, поднимающуюся вверх среди прекрасного
хвойного леса.

Наклон таков, что я не в силах крутить педали. Медленно всхожу наверх, потом
перезжаю пересечение просек и очень медленно спускаюсь.

Стоп. Нужно посмотреть в путеводитель. Так и знал! Это знаменитая на всю Германию
Змеиная гора, где змей уже не наблюдается, но растёт какой-то странный лес с
искривленными стволами. Оказалось, что осадочные породы и известняк здесь переполнены
цинком. Поэтому нормальные деревья не растут, для них почвенный слой токсичен.

А вот весьма оригинальные и локальные растения здесь имеются. Но мне запомнилось
не это. Везде какие-то ямы и закопушки, а с опушки смотрит старое разрушенное
дерево, раскрашенное красками. Настоящий дракон. И тут только стало понятным,
что же НЕ ТО. Душа наполняется каким-то непонятным страхом и беспокойством. Явно,
что место нечистое, здесь присутствут нечто необъяснимое и противоположное Богу.
Здесь явно собираются местные язычники и занимаются шаманством. И это чувство
настолько сильное, что заставляет побыстрее уезжать. Да так быстро, что опять
теряю дорогу и нахожу её только за посёлком Старый Брайниг. Только теперь становится
понятным, почему, подъезжая к Змеиной горе ( ещё не подозревая о её близком присутствии),
утрачивается чувство окружающей красоты. Для верующего человека этот отрезок
пути стоит посвятить особо прилежной молитве святому Иакову о помощи и поддержке.

Но зато! Ещё 2 километра и начинаются просто царственные места, а именно пригороды
Аахена с многими удивительными христианскими святынями. Перед этим я останавливаюсь
на обед. Вид сверху на центр городка Корнелимюнстер воодушевляет. Из истории
известно, что здесь Людвиг Фромме  (сын Карла Великого) после сметри отца основал
монастырь. Это был один из главных бенедиктинских монастырей в священной Германской
Римской империи. Поэтому и стали привозить сюда со всего света христианские реликвии,
особенно из Святой Земли. После смерти Людвига и его жены, они были погребены
на территории монастыря, а потом монастырь обрёл мощи святого мученика,- римского
папы Корнилия.

Дело этим не закончилось и со временем здесь одному Богу известными путями оказались
три святейших плата: первый держал в своих руках Иисус Христос и вытирал им ноги
учеников во время Тайной Вечери. Второй плат был на Христе во время его погребения.
Вспомним: ?Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены
лежащие, И ПЛАТ, КОТОРЫЙ БЫЛ НА ГЛАВЕ ЕГО, НЕ С ПЕЛЕНАМИ ЛЕЖАЩИЙ, НО ОСОБО СВИТЫЙ
НА ДРУГОМ МЕСТЕ? (Евангелие от Иоанна, глава 20, стихи 6-7) (про плат выделено
мной,-ВП). А третий плат считается тем самым, которым Иисус Христов вытирал свой
кровавый пот в Гефсиманском саду. Наконец, здесь же хранятся и мощи святого мученика,-
епископа Киприана Карфагенского, принявшего смерть в 258 году, то есть во времена
жизни святого Корнилия. Такое обилие православных святынь кажется невероятным,
и тем не менее это так. Более того. Сокровищница храма святого Корнилия хранит
и другие святые реликвии. Для всего этого неоценимого богатства была выстроена
специальная восьмигранная часовня позади главного
алтаря, украшенная сверху крытой галереей.

Именно с этой галереи один раз в 7 лет показываются тысячам и тысячам паломников
со всего мира  три ПЛАТА. Следующий раз их можно будет увидеть в 2007 году. А
ежегодно в сентябре сюда прибывают тысячи паломников и обходят по внутренней
галерее святую часовню. Ничего не скажешь ? очень святое место.
И я благодарен Богу за то, что смог достичь этого места и помолиться, а велосипед
прислонить к стене часовни.

А мой путь продолжается дальше. Сразу за Корнелимюнстер чуть было не заплутал
в третий раз, но вовремя сориентировался. При подъезде к Аахену обнаружил рядом
с дорогой Иакова совершенно новую часовню, выстроенную семьёй Штайнс в 2002 году.
Всё-таки нам, православным, нужно быть болеен чуткими и понимающими по отношению
к простым католикам, родившимся в этой вере и не знающими ничего другого. Их
по крайней мере уже нужно уважать за то, что они сохранили много святых реликвий.

Следующая остановка уже в черте города Аахена. Это район Буртшайд. Также широко
известный паломникам отдельный город во времена средневековья. Сначала здесь
использовались горячие лечебные источники, потом в 1000 году было основано аббатство
святого Григория Калабрийского. Сейчас на этом месте стоит церковь архангела
Михаила, а рядом ? величественный собор Иоанна Крестителя, чем-то напомнивший
мне Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. Первая церковь появилась здесь в 10-м
веке. Интересно, что здесь в специальном ковчеге хранятся частицы мощей святого
Ефермаруса, который ещё в 700 году совершил паломничество ко гробу святого апостола
Иакова. Этот мощевик в форме бюста святого украшен многими изображениями раковин
? символа ДОРОГИ. А погиб святой на обратной дороге, по пути к гробу святого
Серватиуса в Маастрихт, будучи встреченный грабителями. По его смерти было много
чудесных исцелений, поэтому и до сих пор 1 мая в Буртшайд собирается много верующих
почтить его память.

Мне так и не удалось попасть в собор. Уже долгое время здесь идёт капитальный
ремонт, но объявление гласит, что собор откроет свои двери 21 декабря 2004 года.

 ... улица уж совсем круто забирает вверх, я иду пешком, постоянно оглядываясь
на величественные сооружения. А потом вниз через путепровод попадаю прямо к историческим
воротам, мощно воздымающимся над городом. Здесь 10 веков назад был один из входов
в царствующий град Аахен. Дальнейшая дорога к Домскому собору очень проста: внутренняя
часть города копирует улицы средневековья, сходившиеся к Дому и Рыночной площади.
Здесь я уже не первый раз, но всё равно иду в собор поклониться саркофагу, в
котором хранится одежда Пресвятой Богородицы. Рядом ? реликварий с мощами Карла
Великого, ведь Аахен был столичным городом всей Западной Европы эпохи Карла Великого,
да и сейчас остаётся как бы в центре новой объединяющейся Европы. А в ЗОЛОТОЙ
КАМЕРЕ собора хранятся очень многие вещи святых, ради которых как раньше, так
и сейчас, собираются сюда тысячи паломников со всего света. Среди них упоминаются
пояс Христа, плат, прикрывавший голову Иоанна Крестителя...
Мы можем сомневаться или нет в истинности данных реликвий, но... по вере нашей
да будет нам.

А потом происходит нечто непонятное. У Домского собора нахожу символ Дороги Иакова
и еду по знакам, надеясь попасть в храм апостола Иакова. Не тут-то была. Стрелки
ведут меня куда-то вверх и вверх, вот уже и пригороды, а вот вокруг уже и горы.
Где же я прозевал храм? В полном недоумении возвращаюсь назад и спрашиваю дорогу.
Только после этого попадаю в храм апостола Иакова Зеведеева. 

Храм на реставрации уже несколько лет и дальше притвора не пройти, так что к
ковчегу с частицей мощей апостола Иакова попасть не могу, но молюсь и благодарю
за успешное окончание маршрута.

Теперь прямая дорога на железнодорожный вокзал и через полтора часа я у себя
в Дюссельдорфе. Дома, разглядывая карты, нахожу причину своей последней оплошности.
Оказывается, я действительно ехал по дороге Иакова, но не в сторону Испании,
а в сторону Голландии. Ведь там также проложена подобная дорога, идущая в Испанию,
но по пути отворачивающую в Аахен ввиду огромных христианских ценностей этого
города.

Всего за день пройдено 48 км 790 метров, их них по ДОРОГЕ 47 км 90 метров. Вот
такая точность, как ни странно. Почти везде по горам.

Святый апостол Божий Иаков, моли Бога о нас.
ВП.


НА ТРОПЕ ПИЛИГРИМОВ или ИСТОРИЯ ВЕЛОПАЛОМНИЧЕСТВА В СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ (ГОД 1999) (продолжение)

В Миссии мы надеялись АККЛИМАТИЗИРОВАТЬСЯ; в этом большом, противоречивом, зажаренном
беспощадно палящим солнцем сразу не легко приспособиться. Так вот, даже о такой
хорошо видимой со всех сторон группе больших зданий с величественным православным
Храмом почему-то мало кто знал. . . Да и вообще, по улицам Святого Града действительно
пешком почти не ходят, передвигаются только в автомобилях с наглухо зашторенными
сильно тонированными окнами.

Иерусалим ничем не похож ни на БЛАГОРОДНУЮ Бухару, ни на СКАЗОЧНЫЙ Самарканд
и уж тем более ни на все другие европейские грода, известные своей религиозной
направленностью, так сказать- духовной аурой. Во всех этих городах, кроме Иерусалима,
чётко и однозначно чувствуется и понимается принадлежность его к той или иной
вере, к примеру, православный город так он уже по всем статьям православный.
. . а вот в Ерусалиме тесно переплелись все религии. При этом каждая считает
себя в этом городе как бы приоритетной. Приверженцы иудаизма- как бы у себя дома,
это понятно. . ., более значимой святыни, чем СТЕНА ПЛАЧА у ортодоксальных евреев
ничего вроде бы и нет. . . Христианство- это греческое начало. Они ведут здесь
главные церковные службы, так было испокон веков. Мусульмане имеют здесь свою
почти главную мечеть и скалу, с которой, как они считают, вознёсся на небо Мухаммед.
Они близко не подпускают к этому святому для каждого мусульманина месту ни евреев
и тем более никакого другого ИНОВЕРЦА.

Православие находится в тесном союзе с греческой концессией, близко к католикам
и другим ОТВЕТВЛЕНИЯМ христанства, но тем не менее имеет свои приходы не только
в Ерусалиме а практически по всей территории Израиля и Палестины и даже на Синае-
а это уже египетская земля. Очень заметна здесь и армянская диаспора. Как всё
это соседствует и уживается здесь- непонятно, возможно и не уживаются. . . Но
тем не менее это всё есть и именно это делает лицо города. Не всегда легко и
просто было нам здесь.

Почти неделю мы старались быть в ритме этого удивительного города. Ездили по
его улицам, по его округе; знакомились со всем, что встречалось на нашем пути.
Общались с фанатами, ортодоксами и просто обывателями, исповедующими иудаизм,
православие или мусульманство. Чаще не понимали друг друга, а ещё чаще не понимали
самих себя. Ночевали в монастырских кельях, в квартирах израильтян, в своих палатках
на пустырях и скверах, на еврейских и арабских землях и всегда, как могли, старались
разобраться в жизни. . .

И тем не менее покидали Ерусалим- этот город обнажённых человеческих страстей
с чувством неудовлетворённости собой,- очень мало, практически ничего мы так
и не поняли, ни его людей, ни его жизни. Да и как разберёшься, если израильтяне
убеждали нас- не ездите к арабам (в палестинские поселения), нет гарантии вашей
безопасности; можете вечером лечь, а к утру вас расстреляют.

А палестинцы, когда мы оказывались на их территории, с досадой и обидой- это
всё еврейская пропаганда, для русских- наших друзей,- наша земля, это ваша земля,
чувствуйте себя как дома, здесь никогда никто вас не обидит. . . Не верьте евреям,
мы всегда рады вас видеть.

Трудно понять, почему евреи как хозяева свободно перемещаются по всем, в том
числе и арабским территориям, а палестинцы же за пределы своих резерваций без
разрешения израильских властей вообще не имеют права выходить. . .

Нам показалось непонятным и удивительным, почему в этой, на первый взгляд благополучной
стране Израиле почти все молодые люди, и парни и девушки в военной форме или
в штатском костюме с автоматом не расстаются. . . Почему, практически на всех
дорогах, так часто встречаются что называется ДО ЗУБОВ вооружённые военные пикеты
и перекрытые бетонными глыбами участки. . . Почему так много колючей проволоки
на Святой Земле. . .

Мне кажется, что однозначного ответа на все эти вопросы вряд-ли существует. Похоже,
эти израильско-палестинские земли в прямом и переносном смысле нагреты солнцем
и людьми до последнего предела и в любой момент готовы закипеть, загореться или
взорваться.

От Иерусалима до Мёртвого моря недалеко,- около 50-ти километров, причём с постоянным
спуском, образно говоря, в глубокую яму,- вроде бы даже самую глубокую на суше.
Известно, что уровень Мёртвого моря МИНУС 450 МЕТРОВ от уровня мирового океана.
И, естественно, температура там, на ТОМ УРОВНЕ выше иерусалимской на 10- 20 градусов;
и атмосфнрное давление тоже отличается- ощутимо ПОДДАВЛИВАЕТ. Естественно, нас
предупреждали об этом и мы морально были готовы к этим трудностям; эта информация
была однозначной- будет так. И так оно и было. Но были ещё две, как бы взаимопротивоположные
точки зрения на этот природный феномен. Одни говорили- Мёртвое море обладает
необыкновенными лечебными свойствами; всего несколько купаний и вы, по-сути,
здоровы как младенец. Эффект воздействия воды и грязей разнообразен и значителен.
Лечится всё: кожа, внутренние органы, двигательный аппарат и даже нервная система.
. . сами почувствуете уже после первого купания.

Другие были более чем кратки и категоричны,- всего одна фраза,- подумайте сами,-
говорили они,- что может дать мёртвое живым. . .

И вот оно- Мёртвое море;  сначала оно показалось нам плохо различимой полоской
у горизонта в серо-голубоватой дымке. Скоро, подъехав к берегу удивились чистоте
и прозначности чуть голубовато-зеленоватой воды. Никаких следов солей,- каменистый
берег безжизненно чист. Волны на воде как будто бы сглажены. . . и если хорошо
приглядеться, такое впечатление- по поверхности воды разлит глицерин. . . Плюс
32 градуса- такая температура воды. Идти по дну моря можно только до глубины
чуть больше ЧЕМ КОЛЕНИ, дальше уже всплываешь. . .

На поверхности воды чувствуешь себя пробкой; занырнуть, погрузить себя в воду-
невозможно,- в какую-нибудь сторону да вытолкнет. В нашем понимании плыть невозможно-
почти весь на поверхности. Можно грести руками или толкаться ногами и удобнее
всего, если держать равновесие лёжа на спине,- потолкаешься ногами и поплыл.
. . В состоянии ПРОБКИ находиться, по ощущениям, приятно, но очень быстро надоедает.

Вкус воды не солёный, а поразительно горький; если мокрым пальчиком дотронуться
до языка- очень долго жжёт это место- слюна как бы не смывает эту горечь. После
2-3 минут пребывания в воде какое-то время чувствуешь по всему телу как бы КОМАРИНЫЕ
УКУСЫ. Потом это проходит. А вот когда выйдешь из воды, тело твоё оказывается
покрытым масляным слоем,- неприятно даже до него дотрагиваться. Скорее ищешь
пресную воду- обмыться. Потом, прежде чем войти в воду, думаешь,- а стоит ли?

Эта масляная плёнка ощущается как грязь. . . от этого, сами понимаете, немного
удовольствия. Четырёх часов нам было достаточно, чтобы без сожаления, даже с
удовольствием, закончить эти водные процедуры на Мёртвом море. Впереди же нас
ждала безжизненная, вызженная, безводная Иудейская пустыня. Её дыхание почувствовалось
сразу же, как только начался подъём из приморской впадины.

Город Ерихон, что в семи километрах от Мёртвого моря, стоит уже практически на
песках. Вообще-то с пустынями мы хорошо знакомы- не раз приходилось пересекать
их в бывшей нашей Средней Азии ещё в восьмидесятые годы. Здешняя, как нам показалось,
пожёстче; и ветер посильнее и рельеф более всхолмлённый и температура повыше.
Правда она, по нашим российским масштабам, небольшая; за два дня легко её одолели.

Продолжение следует. Николай ПЛАТОВ, Пенза, РОССИЯ


ВСТРЕЧА КРУГА ДРУЗЕЙ ТРОПЫ СВЯТОГО СИМЕОНА СОСТОЯЛАСЬ В НИДЕРЛАНДАХ

18 ноября 2004 г. Несколько лет назад в Нидерландах была образована общественная
организация- КРУГ ДРУЗЕЙ ТРОПЫ СВЯТОГО СИМЕОНА. Инициатором ее создания стал
Иоаннес Анне-Клаас де Гроот- православный голландец, принявший крещение в одном
из храмов города Верхотурье. Два года назад вместе со своими соотечественниками
Иоаннес Анне-Клаас де Гроот приступил к расчистке участка тропы святого Симеона-
старинного паломнического пути из Екатеринбурга в Меркушино, к месту молитвенных
подвигов святого праведного Симеона Верхотурского. Более 40 километров прошли
граждане Нидерландов вместе с юными краеведами- школьниками из села Махнево Алапаевского
района, пролагая путь в лесных зарослях- ведь последний раз по этой дороге паломники
шли 90 лет назад, в 1914 году.

Возвратившись в Нидерланды, де Гроот стал собирать вокруг себя единомышленников.
Летом 2003 года граждане Нидерландов вновь побывали в Махнево и продолжили работы
по расчистке тропы. А недавно создан совместный российско-голландский проект
СИМЕОНОВА ТРОПА, в рамках которого и пройдет дальнейшая работа по обустройству
старинной тропы для пешего прохождения ее современными паломниками. На середине
пути будет построена гостиница- небольшой домик для отдыха путников. Благоустроению
подвергнется старинный источник, который голландцы обнаружили на Симеоновой тропе
еще при первом ее прохождении.

Сейчас участники КРУГА ДРУЗЕЙ ТРОПЫ СВЯТОГО СИМЕОНА вновь собираются побывать
в России. 3 декабря в Махнево состоится презентация международного проекта СИМЕОНОВА
ТРОПА.

Как рассказал один из российских организаторов проекта, краевед Владимир Александрович
Кислых, активное участие в подготовке предстоящей презентации приняли представители
администрации Алапаевского района, во главе с заместителем главы района Людмилой
Михайловной Матвеевой.

В программе праздника, разработанной российскими организаторами международного
проекта- выступления многочисленных приглашенных гостей; экскурсия гостей на
тропу святого Симеона; экскурсия на место, где находился разрушенный большевиками
старинный Спасо-Преображенский храм бывшей Тагильской Слободы; посещение памятного
знака в честь путешествия Ермака в Сибирь.

На презентацию СИМЕОНОВОЙ ТРОПЫ приглашены руководители областного министерства
по физической культуре, спорту и туризму; уроженцы села Махнево- ученые, предприниматели,
сотрудники вузов Екатеринбурга. Побывают в этот торжественный день в Махнево
и воспитанники двух социальных приютов для несовершеннолетних- села Махнево и
села Мугай.

С духовным словом к собравшимся обратится настоятель восстанавливаемого в Махнево
храма во имя Святой Великомученицы Варвары иеромонах Георгий.

К предстоящей презентации при благотворительной помощи администрации Алапаевского
района готовится буклет, который получат в подарок почетные гости. А нидерландские
участники общества КРУГ ДРУЗЕЙ ТРОПЫ СВЯТОГО СИМЕОНА поведают россиянам о своих
планах благоустройства Симеоновой тропы в 2005 году.
http://pravoslavie.ru/cgi-bin/news.cgi?item=2r041118165625 


СВЯТЫНИ (ГЕОГРАФИЯ) ПАЛОМНИЧЕСТВА


ГЛАВЫ ЦЕРКОВНЫХ ОБЩИН ПРИЗЫВАЮТ ПАЛОМНИКОВ ПОСЕТИТЬ СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ

Главы различных христианских общин Иерусалима выпустили совместное обращение
к верующим по всему миру. Церковные лидеры призывают зарубежных паломников вернуться
в Святую Землю.

Совместное заявление было подписано представителями православного и латинского
патриархатов Иерусалима, духовной миссии Русской православной церкви, Армянской
Апостольской церкви, ряда протестантских конфессий.

Призыв к паломникам посетить Святую Землю прозвучал незадолго до начала РОЖДЕСТВЕНСКОГО
СЕЗОНА, когда, по традиции, наибольшее число христиан посещает Вифлеем. В последние
годы, после начала второй интифады, число паломников значительно сократилось.
По данным израильского министерства туризма, в 2000 году христиане составляли
до 60% всех приезжавших в страну, тогда как сегодня их всего 29%.
Портал-Кредо.Ru


В ИЗРАИЛЬ ПАЛОМНИКАМ ЕХАТЬ МОЖНО

11.11.04 Ограничений для приезда паломников в Израиль из-за кончины Ясира Арафата
не предусматривается. Об этом сказали в Русской духовной миссии в Иерусалиме.
Там пояснили, что израильские власти не отдавали никаких распоряжений о прекращении
паломнической деятельности. Впрочем, там отметили, что пока Палестинская территория,
на которой расположен ряд святых мест, для въезда закрыта. Но этот запрет будет
действовать недолго. 
Религия и СМИ


МУЗЕЙ ПАЛОМНИЧЕСТВА ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ

Крутицкое Патриаршее подворье Москвы памятное для русской истории место. Оно
связано с именем Св. благоверного князя Даниила Московского и известно с конца
13 века. Здесь ополченцы Минина и Пожарского поклялись освободить Москву от иноземного
захватчика или положить свои головы. В подвале Крутицкого подворья, по преданию,
когда-то сидел в заключении опальный протопоп Аввакум. 

В этом месте расположился новый музей паломничества по святым местам. Подобного
музея нет ни в нашей стране, ни, по всей видимости, и в других странах. Его экспонаты
рассказывают о том, как путешествовали наши предки на Святую Землю ко Гробу Господню
в Иерусалим и по Святым местам русским, что брали с собой в дорогу, с чем возвращались
в родные края. Об истории паломничества, о вечной тяге человека ко Святым местам
рассказывает этот уникальный музей. Посетители музея могут приложиться к Святыням,
привезенным паломниками со Святой Земли и из монастырей.

Принимаются индивидуальные и групповые заявки на экскурсии по территории Крутицкого
подворья архитектурного ансамбля 15-17 веков и по музею, а также заявки на организацию
экскурсий, лекций и занятий для учащихся воскресных и общеобразовательных школ.
В качестве преподавателей и экскурсоводов привлекаются высококвалифицированные
православные историки и искусствоведы.

Заявки от групп принимаются ежедневно с 9-00 до 17-00 по телефону:(095)390-06-40.
http://plmusey.narod.ru/ 


В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ ГОРОДА САНТЬЯГО ДЕ КОМПОСТЕЛЛА СОВЕРШЕНО ПЕРВОЕ В ИСТОРИИ
ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

И оно оказалось богослужением Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Но всё по порядку. 

13 ноября 2004 года в кафедральном соборе города Сантьяго-де-Компостела, где
покоятся мощи святого апостола Иакова Зеведеева- величайшая святыня христианской
Испании, было совершено первое в истории собора православное богослужение. Вместе
с настоятелем Христорождественского прихода в Мадриде, священником Андреем Кордочкиным,
в богослужении приняли участие более сорока православных паломников.

По преданию, святой апостол Иаков проповедовал на Пиренейском полуострове. После
мученической смерти святого в Иерусалиме, его мощи перевезены в нынешнюю Галисию.
Вторичное обретение мощей святого произошло в 813 году. К XI веку паломничество
в Сантьяго стало для христиан Запада вторым по значимости после паломничества
в Святую Землю. В последние годы древняя традиция возрождается- чтобы получить
свидетельство о пройденном ПУТИ ИАКОВА, паломник должен пройти сто или проехать
двести километров на велосипеде. Год, когда день памяти апостола (25 июля по
григорианскому календарю) выпадает на воскресенье, объявляется в Испании ГОДОМ
СВЯТОГО ИАКОВА, поэтому в этом году празднества особенно торжественны.

- К ближайшему ученику Спасителя, принесшему в Испанию Благую Весть, мы обращаем
сегодня наши молитвы, прося о помощи в нуждах нашего прихода. Вечерня у мощей
апостола- видимый знак того, что Божье благословение и молитвенное заступничество
святого Иакова пребывают со всеми нами,- сказал отец Андрей, обращаясь к православным
паломникам после богослужения.
http://www.mospat.ru/text/week/id/8073.html 


Постоянное место размещение рассылки ВелоПаломник с фотографиями
http://www.blagovest.lozovaya.org/   

Редактор  a@palomnik.org 

С Богом!

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.velo
Отписаться

В избранное