Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Велопаломник 4


Информационный Канал Subscribe.Ru

ХРИСТИАНСКАЯ ВЕЛОСИПЕДНАЯ РАССЫЛКА

В е л о П а л о м н и к

выпуск 4, ноябрь 2004

Подписчиков: 186 (+15 за месяц)

ОТ РЕДАКТОРА

К великому сожалению, по ряду причин эта рассылка получилась меньше задуманного.
Постараюсь в следующий раз исправить возникший недостаток. И, повидимому, будет
правильным, если к обычным новостям из мира велопаломничества будут присовокуплены
и общепаломнические темы.
ВП.


ПИШИТЕ, ПРЕДЛАГАЙТЕ, РАССКАЗЫВАЙТЕ, ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ.

НОВОСТИ ВелоПаломничества и другие паломнические известия


ВЫСТАВКА ДОРОГАМИ ВЕРЫ

Москва, 3 ноября 2004 г.
Персональная выставка Игоря Машкова ДОРОГАМИ ВЕРЫ проходит в картинной галерее
Паломнического центра Московского Патриархата (ПЦ МП).

В экспозиции обращает на себя внимание цикл картин, посвященных истории и традициям
православного паломничества на Руси. Он был задуман художником в 2001 г. совместно
с руководством Паломнического центра Отдела внешних церковных связей Московского
Патриархата (ОВЦС МП). Запланировано создать двенадцать полотен для этой серии,
пять из которых уже представлены на суд зрителя. Первая картина цикла посвящена
путешествию равноапостольной княгини Ольги в Константинополь. 

Другие работы:
- ПАЛОМНИЧЕСТВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II НА ВАЛААМ.      ОСТРОВ КРЕСТОВЫЙ
(СВЯТОЙ), 
- ПАЛОМНИЧЕСТВО НОВГОРОДЦА ДОБРЫНИ ЯДРЕЙКОВИЧА В КОНСТАНТИНОПОЛЬ. 1200 ГОД, 
- ИГУМЕН ДАНИИЛ У ГРОБА ГОСПОДНЯ, 
- ПАЛОМНИЧЕСТВО ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО НА АФОН В 1015 ГОДУ.

Посетители выставки также увидят пейзажи 
- ВИД СВЯТОГО ГРАДА ИЕРУСАЛИМА, 
- ВИД СО СВЯТОЙ ГОРЫ НА АФИНЫ (ОСТРОВ ЭГИНА), 
- ЗОЛОТОЙ ВЕЧЕР. ПЕЧОРЫ, 
- НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ, 
пейзажи с видами Нижнего Новгорода, Москвы, Дивеева, острова Валаам, Волги. 

В экспозиции представлен эскиз росписи Храма Христа Спасителя ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ
СОБОР. Всего на персональной выставке Игоря Машкова сорок четыре картины. Экспозиция
продлится до 20 ноября.

Игорь Машков в 1993 г. окончил Московский государственный академический институт
имени В.И.Сурикова (мастерская портрета И.С. Глазунова). Дипломная работа- полотно
ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ И ПАТРИАРХ НИКОН. За четырнадцать лет работы художник
участвовал в более чем семидесяти московских, региональных и зарубежных выставках.

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/news.cgi?item=2r041103125356  


НА ТРОПЕ ПИЛИГРИМОВ или ИСТОРИЯ ВЕЛОПАЛОМНИЧЕСТВА В СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ (ГОД 1999)

 . . . Никосия, как-никак, столица государства, на неё, естественно, и взгляд
должен быть как на столицу. Однако, её своеобразие и по архитектуре, и по людям
на улицах, и, наконец, её аура создавали впечатление небогатого, небольшого,
почти провинциального городка. Он какой-то тесный для людей, машин и домов.

Граница, делящая город на две враждующие части, греческую и турецкую, обозначена
заграждениями из досок, листов железа и, похоже, саманной стенкой; создаёт, как
нам показалось, практически на всех улицах тупики, охраняемые вооружёнными солдатами.
Иногда на этих небрежно сооружённых ПОГРАНИЧНЫХ ЗАБОРАХ нарисован национальный
флаг; примерно также, как это делается и на наших российских заборах,- кой-как,
от руки и ЗАБОРНОЙ КРАСКОЙ. 

Поблуждав по этим тупикам решили в самом старом кафе выпить чашечку кофе и чуть
остыть от жары. Кофе здесь делают очень крепким и пьют с очень холодной водой.
Кофе подают в очень маленькой чашечке- не больше, чем на полглотка и та наполовину
заполнена кофейной гущей. Лично я не понял его вкуса, мне кажется был только
один ароматный запах.

Выезжали из этой почти прифронтовой столицы по автобану,- у них он зовётся МОТОВЕЙ
и негласно допускает движение и на велосипедах. Дорога сразу пошла на подъём,
но мы как-то легко с ним справились и, как говорят, на одном дыхании пролетели
около 30-ти километров. Лёгкость езды и отсутствие возможности остановиться в
виноградниках (МОТОВЕЙ огорожен сеткой и имеет обочины, исключающие съезд), в
гранатовых рощах, сплошняком покрывающих горные склоны и даже обочины второстепенных
дорог, скоро соблазнили нас. И на первой же дорожной развязке мы съехали с автобана
на ПРОСЁЛОК. И жизнь наша, как говорят, наладилась; дорога завеселела, стала
повторять рельеф и субтропический явств стало вдоволь, бесплатно и в любом ассортименте.
Ночевали мы уже под Лимассолой, на морском берегу и тоже, как и в прошлый раз,
под ослепительно яркой Луной. Оставшихся в Лимассоле наших друзей мы нашли сразу
же. Они, как и мы, были довольны; только мы маршрутом, а они пляжным бытием.
. .

Следующую ночь мы провели на пароме уже вместе всей группой. Паром- так себе
посудина, по-моему полугрузовая, шумит и вибрирует везде. В примитивном буфете
чашечка кофе или стакан чая стоят одинаково- три доллара. К Земле Обетованной
в порт Хайфа причаливали с восходом Солнца. Город- как на картинке виден весь
сразу; расположен он на круто поднимающемся вверх берегу. Не очень он впечатляющий
с первого взгляда; не изменил он нашего мнения и потом, когда мы изрядно поколесив
по нему, отплывали от его более чем скромных причалов. Но зато его пляж, да и
не только его, а и дальше- вплоть до Тель-Авива, что называется- на зависть!
Море- удивительной чистоты и цвета; вода- чистый изумруд, гребешки волн белы
и переливаются ослепительными блёстками. Песок- вообще сказка, желтовато-золотой,
мелкий-мелкий. На ощущение- бархатный. Такое впечатление- на нём не лежишь, а
в нём купаешься. . .  Может быть приятностей больше валяться на песке, чем бултыхаться
в воде. Вот такие они израильские пляжи.

Но прежде чем вступить на Святую Землю израильская пограничная служба откровенно
подвергла нас допросу. . . К кому едете, что везёте, есть ли знакомые в Израиле,
где будете жить, сколько при вас денег. . . и т.д. Честно сказать, нас шокировала
такая проверка; тем не менее мы её преодолели. ТАМОЖЕННЫЙ СТРЕСС снимали, как
можно догадаться, на прекрасном пляже с ласковой, не как у нас, водой, золотым
и тоже ласкающим песком, жарким солнцем, душами с пресной водой и буфетным изобилием.

Дорога на Тель-Авив по конструкции похожа на МОТОВЕЙ, езда на велосипеде разрешена;
на ней сплошной, непрерывный, напряжённый поток автомашин, но ехать не сложно,-
проезжая часть с краю метра в три шириной отделена сплошной красно-жёлтой полосой,
в этой зоне автомобилей нет и получается как бы велосипедная дорожка- удобная
и безопасная. Так сделано почти по всем израильским дорогам. А вот обочины дорог
неприятно захламлены мусором. . . 

Хайфа, как впрочем и Тель-Авив, почти русскоговорящие города. Тель-Авив по всем
параметрам соответствует современному европейскому городу. Богатый, шумный, с
прекрасной набережной. праздничная атмосфера европейской столицы. Простота нравов
и видимое отсутствие полицейских расхрабрило нас и очередную ночёвку мы устроили
в ухоженном цивилизованном сквере перед окнами лучшей в Тель-Авиве гостиницы.
На другой день, проехав по прославленной набережной израильской столицы, застроенной
вычурными многоэтажками, через исторически значимый пригород Яффу, мы довольно
легко отыскали дорогу в Иерусалим.

В Израиле говорят не СЪЕЗДИТЬ В ИЕРУСАЛИМ, а ПОДНЯТЬСЯ В ЕРУСАЛИМ. Так оно в
действительности и есть. Все 50 километров до Святого Града- подъём; где крутой,
где очень крутой. Ртутный столбик нашего походного термометра порой поднимался
за отметку +45 градусов; даже в продуваемом тенёчке он не опускался ниже + 38
градусов. До Иерусалима в этот день нам доехать не удалось,- терпежа и выносливости
не хватило,- очень уж жарко. . . да и въезжать вечером в незнакомый, и как мы
предполагали, очень своеобразный город не имело смысла. И правильно сделали.
Заночевав примерно в 20 километрах от Ерусалима, оставшиеся километры сумели
одолеть только к обеду. Шёл очень крутой подъём. И вообще, рельеф Иерусалима
сверх всяких ожиданий оказался для велосипеда очень тяжёлым. Как нам показалось,
редкие, торопливые, не очень общительные прохожие не могли, не хотели говорить
или вообще не понимали нас. Мы называли, показывали на карте-схеме интересующий
нас адрес,- мы искали Русскую Духовную Миссию (как потом оказалось, расположена
она в самом центре города на значительной территории)- но никто её не видел и
о ней ничего не знает.

Продолжение следует. Николай ПЛАТОВ, Пенза, РОССИЯ


В АНАПЕ ПРОШЁЛ ВЕЛОСИПЕДНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД

15 октября 2004. Во всех православных церквях сегодня прославляли адмирала флота
Российского- Федора Ушакова. В Анапе это решили сделать необычным способом.

От храма святого Серафима Саровского отправился велосипедный крестный ход. Современные
колесницы сначала освятили. Затем с молитвой, собравшиеся через весь город проследовали
к строящемуся храму Георгия Победоносца.
По http://pravoslavie.ru/cgi-bin/news.cgi?item=2r041015173322 


ОДИН ДЕНЬ ИЗ ПАЛОМНИЧЕСТВ ПО ДОРОГЕ ИАКОВА

31 октября 2004. И вот мы снова на железнодорожной платформе Хоррем. Сразу же
что-то не заладилось, видимо мы не приложили должных усилий в молитве. Мне никак
не удавалось найти ДОРОГУ ИАКОВА. Сначала заехали куда-то дальше чем нужно на
подъездах. Рассмотрев карту и выяснив ошибку, повернули назад и упёрлись в крутой
подъём. Поднявшись, выскочили на оживлённую автомобильную дорогу, с которой,
как нам показалось, открывался прямой путь на ДОРОГУ. И опять не тут-то было.
Дважды путались среди улиц посёлка. И вот  под колёса велосипедов убегает наша
ДОРОГА.

Сказано это немного громко. На самом деле это заброшенная полугрунтовка, напоминающая
сельский просёлок. Об асфальте речи нет. Только песок и щебень. Ночной дождь
придал колорита, луж и грязи. Переехав ещё один посёлочек упираемся в заповедную
территорию Парриг. Здесь протекает в нескольких зарегулированных руслах речушка
Эрфт. В пятидесятые годы, в связи с расположенными по соседству открытыми карьерными
разработками бурого угля, этот район пришёл в хозяйственный упадок, так как ушли
грунтовые воды. В восьмидесятые годы бывшие карьеры рекультивировали, то есть
сделали пригодными для сельскохозяйственного использования. Это была колоссальная
работа. Сейчас и не подумаешь, что здесь были буроугольные карьеры и отвалы.
Наоборот, везде простирается чисто сельский пейзаж с домиками фермеров, дорогами
и линиями электропередач. И лесному району Парриг пришлось пережить сильные изменения
флоры и фауны. Разливы речки прекратились, когда-то заливные луга высохли и теперь
здесь господствуют лиственные леса с богатым травянистым покровом, среди которых
разливается пение разных птиц. Ничего не скажешь, очень красиво.

И вообще, дорога Иакова проложена именно по самым красивым и малонаселённым районам
Германии. В Парриге мы немного передохнули у конефермы. А за очередным пересечением
автобана открылся замечательный вид на замковые сооружения Лёршфельда. Он также
пережил много реконструкций, самая значительная из которых завершилась в 1990
году, Это настоящий рыцарский замок с башнями, защитным рвом с водой, крепкими
стенами и богатыми аппартаментами внутри. Пришлось полчаса потратить на изучение
всех этих красот и необычностей для русского человека. Благо никто нам не мешал
везде бродить и фотографировать, несмотря на то, что это территория ПРИВАТНАЯ.
Но такие здесь порядки, немцы заинтересованы в том, чтобы туристы заглядывали
к ним почаще с чисто экономических соображений. К сожалению, мы нигде не смогли
обнаружить никаких культовых сооружений, хотя в средние века при каждом замке
строились или церкви или, в худшем случае, часовенки. Ведь тогда религия была
на высоком уровне и при осаде нужно было молиться, как и в мирные времена. А
за стены крепостей пряталось местное сельское окружение и они без церкви никак
не могли обойтись. Да и богачи не чурались Бога.

Сейчас ничего этого нет. В лучшем случае сохранились часовенки, выполняющие роль
исторических сооружений. Но чаще на их месте располагаются какие-то хозяйственныу
постройки, что не миновало и Лёршфельд. . .

Внутренне помолившись и перекрестившись, продолжаем маршрут. Сразу за воротами
усадьбы взору открывается колокольня церкви святого Мартина в Керпене. В паломническом
путеводителе по дороге Иакова написано, что это самое высокое культовое сооружение
в регионе, после знаменитого кёльнского Домского собора. Немного поплутав по
улицам и сбившись с маршрута мы всё-таки выезжаем к этой церкви. Как обычно принято
у католиков, двери собора открыты для посетителей, а прямо перед ними установлена
памятная стелла ДОРОГИ ИАКОВА. Мы уже настолько привыкли к ним, что воспринимаем
как старых добрых друзей, подтверждающих, что мы не сбились с правильного курса.
А сбиться очень трудно, так как в путеводителе показан весь маршрут на топографической
карте масштаба 1:25000. Это такая подробная карта, что на ней показаны практически
все улицы любого населённого пункта.

К сожалению, достаточно далеко углубиться в интерьеры церкви нам не удалось.
Бывает и такое. Свободным для входа посетителей оказалась только одна сторона
помещения, а всё остальное было ограждено непроходимой, художественного литья,
решёткой. И понятно, почему. Здесь находится одна из святынь ккатолической церкви-
фигура ТРОИЦЫ в их понимании: Анны- матери Божией Матери, самой  Богородицы и
младенца Иисуса?

Остальное паломничество было не менее разнообразным и интересным и везде мы старались
молиться так, как это принято у нас, православных.
ВП.





ИЗ АРХИВА ВЕЛОПАЛОМНИЧЕСТВ

ВЫЧЕГОДСКИЕ БЕРЕГА (часть третья)

НА ПОЛПУТИ

Из дневника М.Сизова: Из Сыктывкара мы выехали с первым лучом солнца и, глядя
тогда на необычный кровавый оттенок встающего из-за горизонта ЯРИЛА, как-то не
придали этому значения. А ведь это был первый день великой жары, столь подивившей
наших северян нынешним летом. И вот уже второй день пути- и солнце все так же
нещадно печет, никуда от него не скрыться. Слева от дороги нестерпимо блестит
Вычегда, притягивает своей прохладой, но мы и так уже подзадержались в Усть-Выми.
. . вперед, только вперед!

За Усть-Вымью начались горы, с трудом взбираемся на них на велосипедах. Самая
крутая из них- Айкинская. АЙКА на коми языке означает ОТЕЦ. С вершины ее открывается
вид, от которого дух захватывает: Вычегда, будто змея, синим туловом обвивает
холм и уходит далеко-далеко за горизонт. Кажется, вся коми земля отсюда как на
ладони. Царское место! Странно, почему не здесь, а в низинной Усть-Выми поставил
свой владычный городок Стефан Пермский? По мне так лучше бы здесь устроить столицу
края, на этом царствующем холме, где жили АЙКИ- отцы народа. Но что уж тут гадать.
Не царствовать шел сюда святитель. . .

От того времени осталось много загадок. Например, в житии Епифаний Премудрый
говорит, что Стефан шел пешком с проповедью вот по этому правому берегу Вычегды.
А в преданиях упоминается, что он плыл на лодке, только у селений сходил на землю.
Кто тут прав? Мысль эта занимала меня потому, что мы с Игорем, решив как бы повторить
путь святителя, отправились в паломничество сухопутной дорогой.

А может- надо рекой? Сомнения неожиданно развеял один из жителей Айкино.

Въехав в село, мы не выдержали и спустились к Вычегде, присоединившись к квелым
от солнца айкинцам, прохлаждавшимся у реки. К берегу то и дело приставали моторки,
мужики поругивали жару и повышение цен на бензин. Вдруг откуда ни возьмись к
берегу причалила еще одна лодка- бесшумно, без рева моторного. Вместо мотора
на ней установлена высокая мачта с парусом. -Голь на выдумки хитра!- одобрили
мужики.- Этак и бензин покупать не надо.- Хозяин переоборудованной моторки объяснил,
что на идею натолкнула его статья в ТЕХНИКЕ МОЛОДЁЖИ, там же рисунок с раскройкой
паруса нашел.

- А как этот парус против течения тянет?- интересуюсь я.

- Галсами можно ходить. Но только с попутным ветром.

- А как же раньше, например, при Стефане Пермском, в верх Вычегды поднимались?

- На веслах, наверное. Хотя куда там. . . Раньше, кстати, против течения не плавали,
а именно ХОДИЛИ. Идут по бережку и груз на лодке за собой тянут- на веревке.
Для транспортировки груза лодки-то и брали.

Вот так открытие! Что с лодкой, что без нее, все равно Стефан прошел этой землею
пешком. Владелец паруса, побалагурив с рыбаками, отчалил- и долго еще на водной
глади виднелся его лоскуток, наполненный ветром. Видно, что мужик катался просто
так, ДЛЯ ВНУТРЕННЕЙ РАДОСТИ. А почему бы и нет, на дармовом-то топливе?

К вечеру, когда солнце чуть остыло, отправились мы дальше.

Из дневника И.Иванова: Есть несколько способов спасения от жары в пути, но в
такой зной ни мокрая шапка, ни ветерок не спасают. Жара незримой пылью забивается
в легкие, садится на голову, на плечи, приплющивает к земле. Единственный способ
спастись- выехать вовремя, когда солнце скрылось за кромкой леса. . .

Ехать ночью сладостно. Теплые луговые ароматы волнами наплывают на дорогу, нежный
ветерок облизывает лоб, ни комаров, ни оводов тебе, а без них, как верно заметил
Михаил, земля Русского Севера- рай.

Сейчас дороги прокладывают на севере иначе: тянут их в обход селений, деревни
если и встречаются, то на 3-5-километровых отворотках в стороны. Если в былые
годы карта напоминала ствол облепихового дерева с налепленными прямо на нем ягодками-деревушками,
то теперь похожа на сосну: шишек-селений меньше, и сидят они одиноко на ветках,
а не на стволе. Ехать по такой прямой трассе томительно: глаз стирается от мельтешения
ёлок, и оттого устаешь скорее. Всего удивительнее, когда посередь леса на такой
дороге встретишь бредущую куда-то старуху: до ближайшей деревни тут в одну сторону
километров пятнадцать, в другую- все двадцать- идет себе, опираясь на палочку.
. .

За Усть-Вымом начинается дорога настоящая- столбовая, русская: по горкам вдоль
реки от деревни к деревне, по главной улице, мимо храма- и в луга, в леса. .
 .

Но вот дорога покатилась в глубокую долину ручья, на несколько мгновений, когда
стремглав домчался до дна оврага, охватывает сырой холодок и терпкий запах хвоща-
и тут же начинает ползти вверх, прямо в село Гам.

Гам- место историческое, здесь когда-то неласково приняли святителя Стефана,
собирались его убить и сжечь на костре; своей любовью и смирением Стефан обратил
гамцев ко Христу и отправился дальше по Вычегде. Когда же святитель возвращался,
то снова застал здешних жителей за идоложертвенной трапезой (поедали белок).
С горечью святитель назвал смеющихся язычников слепым родом, да так с тех пор
за селом и закрепилось- СЛЕПОЙ Гам, то есть не разглядевший, Истины.

- Был Гам слепой, теперь- зрячий,- кивнул Михаил на телевизионый ретранслятор,
космической стрелой вознесшийся над селом.- Говорит и показывает Москва. . .

Вот она,- подумалось,- прокудливая береза, как вымахала за века. . .

В этот ночной час не спали в селе только свирепые собаки. Где-то в отдалении
пьяно гоготала молодежь, за крышами изб мрел остов разоренного храма- в Гаме
он был, пожалуй, одним из самых больших по Нижней Вычегде, в два этажа,- но теперь
стоит с пустующими глазницами, разрушается. Рядом Дом культуры гниет- теперь
пришел и его черед. К тому же дело идет и у здания бывшей народной школы (теперь
здесь библиотека)- той самой, в которой учился некогда ученый с мировым именем
Питирим Сорокин. Сейчас на этом доме- мемориальная доска, но подходить к ней
близко небезопасно- лестница, что ведет на второй этаж, может рухнуть на голову.

Недавно на празднование юбилея Питирима Сорокина из США приезжал на конференцию
его сын; возили его, конечно, и на родину отца. Потом кто-то из праздных журналистов
спросил, как, мол, вам показалось? Прежде чем сказать все положенные комплименты
(американцы- народ политкорректный), гость как-то зябко поежился- и этот жест
был красноречивее любых слов.

Село, как и во времена Стефана, большое- хозяйства вроде справные, от полей навозом
несет, кой-где даже недавно срубленные дома стоят, а как-то тяжко было на душе
после Гама.

 . . . Спустя час показался Жешарт. Мелькнула золотом свежеструганных бревен
церквушка на въезде в поселок, в этот ранний час запертая, оставила царапинку
в памяти- и дальше. Думали- все, Жешарт остался закрытой книгой, но нет: далеко
отсюда, на Цилибе, мы еще встретимся с настоятелем жешартского храма о.Стефаном-
правда, заочно. . .

Продолжение следует
http://www.vera.mrezha.ru/343/4.htm 



ФОТОГРАФИИ ИЗ ПОХОДА ВОКРУГ ОНЕГИ
http://agbike.spb.ru/photos/onega2004.html 


ПОСЛЕСЛОВИЕ к РАССЫЛКЕ

Всем желаю с благодатью встретить празник Собора Св. Архистратига Михаила, грядущего
к нам в воскресенье 21 ноября. ЗДОРОВЬЯ!

Постоянное место размещение рассылки ВелоПаломник
http://www.blagovest.lozovaya.org/   

Редактор  a@palomnik.org 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.velo
Отписаться

В избранное