Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Велопаломник 2


Информационный Канал Subscribe.Ru

ХРИСТИАНСКАЯ ВЕЛОСИПЕДНАЯ РАССЫЛКА

В е л о П а л о м н и к 

выпуск 2, сентябрь 2004

Подписчиков: 148

ОТ РЕДАКТОРА

01 сентября 2004. Сегодня настала очередь рассказать немного о себе, как велопаломнике,
тем более, что уже несколько лет в интернете у меня есть псевдоним Велопаломник.

Можно сказать, что велопаломничеством как таковым я занимаюсь с начала 90-х годов,
ещё проживая в городишке Лозовая Харьковской области. Правда, в первое время
оно было смешанным с велотуризмом. Как только в Лозовой стали строить церковь,
так и стали ездить велотуристы по сёлам района и собирать на новую церковь пожертвования.
Специально для этих ПОХОДОВ протоиерей Димитрий (Негер) изготовил КОПИЛКУ, которая
и сейчас стоит в церкви.

Примерно в 1993 году наш клуб велотуристов был ОСВЯЩЁН.

А с 1994 года начались выезды в Германию, где меня сначала ПРИВЕЛИ в церковь
Покрова Пресвятой Богородицы и познакомили с епископом Лонгином Клинским,- викарием
Московской епархии и одновременно постоянным Представителем Русской Православной
Церкви в Германии (МП). Оказалось, что эта небольшая церковь в Дюссельдорфе является
патриаршей и буквально в этом же 1994 году Патриарх Алексей второй навестил свой
приход. Тогда я впервые увидел его близко  и была возможность с ним общаться.
И кто мог подумать, что пройдут годы и я стану не просто прихожанином храма,
но СВОИМ человеком, мне позволят читать часы и Апостол, в том числе и на архиерейских
службах ( помню, что бывший у нас в гостях митрополит Кавказский Гедеон ( уже
почивший в Боге) даже похвалил за хорошее чтение, потом стану иподиаконом и главным
редактором приходского журнала Покров, а по совместительству и главным ремонтником
храма.

Здесь же произошло знакомство и с моей женой, тогда ЛЕВЫМ регентом храма, композитором
из Москвы. . Чудны и дивны дела Господни!

А с 1999 года начались мои регулярные велопаломничества в ЭТУ церковь. Не удивляйтесь,
так получилось, что именно с этого года мне пришлось жить на границе Германии
и Голландии (букквально в одном километре от границы). А это 75 километров до
церкви Покрова  в Дюссельдорфе. И вот, каждую пятницу после работы я садился
на велосипед и ПАЛОМНИЧАЛ в церковь, где ночевал и участвовал в службах. В воскресенье
вечером выездал обратно НА ХУТОР. И так каждую неделю только в церковь и обратно
по 150 километров. Для разнообразия маршрутов стал посещать по пути паломнические
церкви и часовни католической Церкви, некоторым подарил  иконы Пресвятой Богородицы-Одигитрии.

И в этом же 1999 году состоялось крупное велопаломничество на юг Европы: Париж-
Тур- Бордо- Биарицца- Лурды- через Пиренеи по ДОРОГЕ ИАКОВА до Сантьяго де Компостелла-
в Португалию до Фатимы и обратно своим ходом через Испанию, Андорру, Францию,
Люксембург и Германию до Дюссельдорфа. Всего 2 месяца пути, около 6 000 км горного
рельефа, ни  одного дня отдыха, ни одного раза горячей пищи, ночлеги в палатке,
мытьё  и купание только в речках, с грузом примерно до 40 кг. Это паломничество
меня переродило и вывернуло. Всё в моей жизни изменилось.

И вот теперь, в 2004 году, после нескольких лет ПЕРЕРЫВА, вновь под колёсами
всё того же старенького велосипеда ПЕЖО стали бежать паломнические дороги Иакова,
но уже в Германии.  Но это другой, особый разговор. . .
 
Алексей ПОТУПИН, Дюссельдорф, ГЕРМАНИЯ.


НОВОСТИ ВелоПаломничества


ХРАМЫ ПЕТЕРБУРГА В БЕЛЫЕ НОЧИ

Ночью с 21 на 22 июня 2004 г. состоялось велопаломничество ХРАМЫ ПЕТЕРБУРГА В
БЕЛЫЕ НОЧИ. Думается, что такие паломничества станут традиционными, по крайней
мере, на это надеются и прихожане, и воспитанники.

Велопаломничество проводит приход  во имя иконы Божией Матери ДЕРЖАВНАЯ. Для
сотрудничества и общих велопаломничеств обращаться по адресу
http://www.derzhavnaya.spb.ru/history.html 


ЗАКОНЧИЛСЯ ВЕЛОПРОБЕГ ВАССЕНБЕРГ-ПСКОВ

10 августа. В 18.00 в Центре лечебной педагогики состоялась торжественная встреча
участников международного велопробега Вассенберг-Псков. В составе группы велосипедистов
- Почетный гражданин нашего города, гражданин Германии Клаус Эберль, члены церковного
совета общины Вассенберга Габи и Рюдигер Шприк, советник земельного церковного
управления Вернер Брюммер из Дюссельдорфа, а также два россиянина, жители Пскова:
руководитель церковного хора Любятовской православной церкви Константин Попов,
и директор Центра лечебной педагогики Пскова Андрей Царев.

Напомним, что велопробег стартовал в Германии 17 июля. Участники акции проехали
2800 километров по территории Германии, Польши, Литвы, Латвии и Эстонии, провели
ряд встреч с жителями городов, по которым прошел маршрут пробега, в ходе которых
рассказали им о Пскове, ЦЛП и деятельности общины Вассенберга.

Как сообщили в Центре лечебной педагогики, вчера вечером велосипедисты пересекли
границу с Россией. Навстречу участникам велопробега выдвинулось 2 группы- это
13 человек из спортивной школы, а также группа детей, преподавателей и сотрудников
ЦЛП. Встреча состоялась в 11.00. Известно, что в деревне Неелово к велосипедистам
присоединилась машина ГБДД, которая  сопровождала участников акции до самого
Центра лечебной педагогики. Участников велопробега встретили с цветами, воздушными
шариками и плакатами приветствия. Велосипедистам торжественно вручены памятные
сувениры и грамоты.
По http://www.pln-pskov.ru/news/16977.html 
http://informpskov.ru/society/15123.html 
http://www.regions.ru:8082/article/any/id/1601265.html  


ВЕЛОПРОБЕГ ВАССЕНБЕРГ-ПСКОВ ОКАЗАЛСЯ ПРИБЫЛЬНЫМ

По предварительным данным, за время благотворительного велопробега Вассенберг-
Псков на счет в России спонсоры перечислили 55 тыс. рублей и 20 тыс. евро на
счет в Германии. 

Как сообщил директор Псковского центра лечебной педагогики Андрей Царев, эти
деньги пойдут на питание и обучение воспитанников Центра, на покупку нового оборудования
для реабилитации и развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.


- Конечно, сейчас данные по поступившим средствам еще не полные, но и таких высоких
результатов мы не ожидали,- сказал Андрей Царев.
Пробег стартовал 17 июля в Вассенберге (Германия), финишировал 10 августа в Пскове.
Он длился около 4 недель, за это время его участники преодолели 2,8 тысяч километров.
По пути они посетили ряд городов Германии, Польши, Литвы, Латвии и Псковской
области. 

- Самой трудной была первая неделя путешествия, тяжело было преодолевать на велосипедах
гористую местность между Дюссельдорфом и Берлином (Германия),- отметил директор
Центра. На финише в Пскове участников встречали воспитанники и сотрудники Псковского
центра лечебной педагогики, и немецкие спонсоры, перечислившие деньги на счет
в Германии. 

По словам Андрея Царева, подобный велопробег уже предпринимался в 1996 году.
Тогда старт был в Пскове, а финиш- в Хайнсберге (Германия). За время велопробега
на счет в России спонсоры перечислили 15 тысяч рублей, а в Германии- 20 тысяч
немецких марок. Эти деньги также пошли на лечение и обучение воспитанников центра.
http://www.regions.ru:8082/article/any/id/1603542.html 


НОВЫЙ ВЕЛОПРОБЕГ ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ

11 августа. Липецкая область. Члены клуба ВИТЯЗЬ совершили велопробег по святым
местам.

Двухдневный стокилометровый велопробег по святым местам Тербунского и Долгоруковского
районов совершили члены православно-патриотического клуба ВИТЯЗЬ, которым руководит
настоятель Успенского храма Николай Калабухов. 

Успенский храм действует в долгоруковском селе Дубовец, а ранее отец Николай
совершал службы в тербунском селе Урицкое, где в местной средней школе он и организовал
клуб ВИТЯЗЬ. Переехав на новое место, священник, тем не менее, не забывает своих
воспитанников. Он ведет воскресную школу при местной церкви и занятия в клубе
ВИТЯЗЬ, члены которого исповедуют здоровый образ жизни. 

Велосипедный пробег, в ходе которого ВИТЯЗИ побывали в церквях шести сел, обогатил
их знаниями по истории православия в родных местах. В прошлом году члены клуба
вместе с отцом Николаем также совершили поездку по святым местам Елецкого района
и Ельца.
http://www.regions.ru:8082/article/any/id/1601365.html 


ВЕЛОДОРОГИ АПОСТОЛА ИАКОВА ЗЕВЕДЕЕВА

Эта тема очень актуальна в 2004 году. Так исторически сложилось, что православные
паломники почти ничего не знают об особом почитании одного из трёх избранных
Христом учеников. А могло бы быть и так, что основанная на безмерной любви Сына
Божия к Иакову Старшему (так называют на Западе Иакова Зеведеева, в отличии от
его младшего брата апостола Иоанна Богослова) наша общая любовь к святому апостолу
могла бы сыграть важную роль в объединении католических и православных верующих.


Но у нас с этим делом не всё в порядке. На Руси много храмов в честь апостолов
Петра и Павла (последний не входит в число 12 апостолов), есть церкви в память
апостола Иоанна Богослова, а вот апостолу Иакову посвящён в России, на Украине
и в Белорусси только один храм и находится он в Москве. А ведь это один из трёх
любимых учеников Христа. В чём дело? Почему на Западе в честь апостола Иакова
везведены сотни храмов , а у православных только один? Причина очевидна: мощи
святого апостола находятся в Испании, а туда добираться русскому человеку через
католические территории совсем не просто. Вот и получилось, что апостол Иаков
нам не известен. Можно даже сказать, что он ЗАБЫТЫЙ ПРАВОСЛАВНЫМИ АПОСТОЛ. И
чтобы развеять этот туман, в рассылке ВелоПаломник будет постоянно работать рубрика
ДОРОГИ АПОСТОЛА ИАКОВА. И это не случайно. Фактом является то, что на велосипедах
ко гробу апостола Иакова паломничают в сотни раз больше людей, чем ко всем остальным
христианским святыням мира. Он является не только общепризнанным покровителем
паломников, но и в особенности покровителем велопаломников. Вам кажется это невероятным?
Но вы вскоре в этом убедитесь. А для начала небольшой материал ДЛЯ УЗНАВАНИЯ.

ОБНЯТЬ СВЯТОГО ИАКОВА

Именно такую цель преследуют все те, кто собирается совершить паломничество в
Сантьяго-де-Компостела. Считается, что тот, кто положит руки на плечи покровителю
всех пилигримов, познает истинную благодать.

Если бы можно было спросить любого благочестивого христианина средневековой Европы,
собирающегося совершить паломничество в Святую Землю, в Рим или в испанский город
Сантьяго-де-Компостела на севере Пиренейского полуострова, у кого он, перед тем,
как отправиться в путь, попросит благословения, ответ был бы неизменным: - У
Святого Иакова.- Иначе говоря, у покровителя всех пилигримов.


Галилейский рыбак Иаков одним из первых был призван к подвигу апостольского служения.
А случилось это так. . . 

- И пройдя . . . немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, так
же в лодке починивающих сети, и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего
Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.- (Марк 1. 19?20). 

Впоследствии за проповедническую силу и праведный гнев по отношению к неразумным
язычникам, которыми они были наделены, сыновья Зеведея получили от Спасителя
прозвище Воанергес, что означает СЫНЫ ГРОМА. 
Иаков же удостоился особой милости Учителя- быть избранным из избранных, именно
ему вместе с апостолами Петром и Иоанном Иисус не раз открывал свою божественную
сущность. Иаков присутствовал при чудесном воскрешении из мертвых дочери Иаира
и был свидетелем Преображения Господня, когда на горе Фавор Он явился в белых
одеждах, беседуя с Илией и Моисеем. Он же сопровождал Господа той тревожной ночью
перед взятием под стражу в Гефсиманском саду, когда Тот молился, зная, что вскоре
Ему предстоит принять страшные страдания во искупление грехов человеческих. 

А до этого, во время последнего пребывания Иисуса в Иерусалиме, мать Иакова и
Иоанна- Саломея, видимо, одолеваемая мирским тщеславием, попросила Его о том,
чтобы ее сыновья удостоились чести в Царствии Небесном сидеть на самых почетных
местах. Христос же в ответ на просьбу испить с ним из одной чаши уверил, что
братья удостоятся особой милости, и придется им испить ту же горечь страданий,
чтобы получить желаемое. 

- Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь
и чего-то прося у Него. Он сказал ей: -Чего ты хочешь?- Она говорит ему: -Скажи,
чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую
в Царстве Твоем.- Иисус же сказал в ответ: -Не знаете, чего просите. Можете ли
пить чашу, которую я буду пить, или креститься крещением, которым я крещусь?
Они говорят Ему: -Можем-. (Матфей 20. 20?23). 

Когда ученики Христа, приняв силу Святого Духа, согласно легенде, разошлись по
разным землям, чтобы просветить мир светом Евангелия, апостол Иаков Зеведеев
отправился проповедовать Благую весть в римскую провинцию Испания. А спустя несколько
лет сбылось обещанное Иисусом- Иакову, возвратившемуся в Иерусалим, суждено было
во имя веры испить свою чашу страданий- он стал первым апостолом, принявшим мученическую
смерть за проповедь Воскресения.

В 44 году внук Ирода Великого, царь Агриппа, люто ненавидевший христиан, приказал
схватить Иакова и отрубить ему голову. Согласно рассказу Евсевия, цитировавшего
Климента Александрийского, воин, который вел Иакова на казнь, настолько вдохновился
его проповедью, что тут же обратился в христианство, после чего вместе с Иаковом
принял мученический венец. После свершившейся казни ученики тайно положили тело
Иакова в лодку, которая после длительного плавания, хранимая сенью ангельских
крыл, чудесным образом пристала к испанскому берегу. Там благочестивые христиане,
нашедшие священные останки апостола, перенесли их в город Ириа Флавиа (современный
Эль-Падрон). 

На протяжении нескольких последующих веков судьба мощей была скрыта завесой тайны.
Но пришло то время, когда они были вновь обретены. Некоему благочестивому отшельнику
по имени Пелайо было явлено чудесное видение, а пастухи, увидевшие звезду, стоявшую
в небе, указали Пелайо место их нахождения. Саркофаг с телом святого был найден
именно в том месте, над которым светила звезда. Город же, основанный здесь спустя
некоторое время, получил название Компостела- Сampus stella, что в переводе с
латинского означало ПОЛЕ ЗВЕЗДЫ.

 . . .Чудотворным свойствам священных останков огромное значение придавалось
еще со времен язычества, традиция эта существует во многих религиях мира, но
особый размах почитания святых всегда был присущ именно православной и католической
церквам, считающим, что паломничество к святым гробницам способно очистить человека
от бремени грехов, а значит, исцелить телесные и душевные недуги и даровать благополучие.


А так как путь пилигрима мог быть сравнен с земной жизнью человека, таящей в
себе множество бед, невзгод и препятствий, то тем радостнее воспринималось освобождение
души от бремени грехов, а преодоление трудностей пути давало возможность вздохнуть
с облегчением и ощутить себя на шаг ближе к ожидаемому воздаянию в Царствии Небесном.
Паломничество также считалось и путем духовного совершенствования.

Еще во время земной жизни Христа и апостолов сотни больных и одержимых смиренно
искали у них помощи и исцеления. Принявшие мученичество апостолы нисколько не
утратили своей чудодейственной силы, осененной Святым Духом, а потому и после
смерти их священные останки продолжали исцелять страждущих. . .

В 711 году арабские войска стремительно завоевали почти весь Пиренейский полуостров.
И лишь в его северо-западной части все еще продолжало существовать небольшое
христианское королевство Астурия, населенное потомками вестготов и включавшее
в себя такие провинции, как Галисия и Леон. А потому для его жителей, сумевших
в условиях окружавшего их исламского засилия сохранить свою веру, обретение саркофага
со священными останками избранного Христом ученика стало событием огромной духовной
важности и лишним подтверждением того, что Спаситель не оставил их без своей
помощи. Весть об этом чудесном событии была незамедлительно отправлена в Рим
Папе Льву III, он же на правах понтифика поспешил оповестить о нем весь христианский
мир.

И едва ли не с первых дней, прошедших после обретения, способность апостольских
мощей творить чудеса начала обрастать ореолом легенд. Одна из них, ставшая в
истории Испании ярким эпизодом, гласит о высшем покровительстве, оказанном Святым
Иаковом королю Астурии Рамиро I в состоявшейся в 884 году битве с арабами при
Клавихо.

И хотя уже гораздо позднее некоторые историки оспаривали этот факт, приводя в
качестве доказательства то обстоятельство, что битва при Клавихо на самом деле
произошла на 15 лет позже указанного срока и победу в ней одержал вовсе не Рамиро,
а Ордоно I, все их доводы вряд ли были или будут в состоянии помешать испанцам
быть уверенными в том, что Иаков является святым защитником и покровителем их
страны.

Первым святилищем, возведенным над могилой апостола в начале IX века по приказу
астурийского короля Альфонсо II Скромного и епископа Теомидоро, стала небольшая
церковь. Зато 4 сентября 829 года ей, согласно Королевской грамоте, были дарованы
особые и, надо сказать, большие привилегии.
А спустя некоторое время Святой Иаков явил свою милость другому Астурийскому
королю- Альфонсо III Великому (866-910). Альфонсо в надежде на защиту от взбунтовавшихся
внутри страны мятежников торжественно объявил апостола королевским покровителем,
и святой помог войскам правителя одержать скорую победу. Преисполненный благодарности
за оказанную высшую милость, Альфонсо III при поддержке епископа Сиснандо повелел
возвести на месте прежней церкви великолепную базилику. Работы продолжались в
течение 35 лет, и по окончании строительства базилика стала самым большим зданием,
возведенным во время правления этого короля. Она имела просторные нефы, очень
красивые боковые аркады и прямоугольную апсиду.

Однако в те далеко не спокойные для Испании времена, когда благочестию и благополучию
местных христиан угрожал могущественный Кордовский халифат, базилике не суждено
было долго украшать собою святыню. В 997 году халиф Альмансор, который, правда,
пощадил мощи Святого Иакова, не допустив их осквернения, полностью разрушил базилику.
Спустя 3 года после этого варварского уничтожения были начаты восстановительные
работы, но былого великолепия и величия базилика достигла лишь 80 лет спустя
усилиями местного епископа Диего Пелаза. В течение следующих столетий собор неоднократно
перестраивался, а в XVIII веке его и без того внушительный фасад был перестроен
архитектором Антонио Гороем в блестящем барочном стиле.

Первые пилигримы потянулись поклониться гробнице апостола Иакова еще в X веке,
когда в воздухе витали эсхатологические (эсхатология- учение о конце света) настроения
и конец тысячелетия виделся концом мира. В те времена христиане, как никогда
искренне, стремились избавиться от грехов, отягощавших их совесть, дабы смело
предстать на Страшном Суде. Однако наступил следующий век, не принеся с собой
ничего сверхъестественного, кроме ставших уже привычными жестоких войн, неурожаев
и распрей. Заступничество же Святого Иакова по-прежнему продолжало привлекать
толпы страждущих со всей Европы, и этому в немалой степени способствовала поддержка
со стороны церковных властей.

В былые времена путь из Парижа в Сантьяго, расстояние между которыми 1 555 км,
занимал 3-4 месяца

В ПУТЕВОДИТЕЛЕ ПИЛИГРИМА, датируемом XII веком, описываются два главных маршрута
в Сантьяго-де-Компостела. Один из них проходил по северной Испании, через Пиренеи-
он наиболее известен как Camino de Santiago (дорога Святого Иакова), второй путь-
это так называемая Camino Francs (французская дорога), которой пользовались в
основном французы. В наши дни от паломников уже не требуется пройти всю дорогу
пешком, главное- пройти пешком последние 100 километров или проехать на велосипеде
последние 250-300 километров. И чем больше, тем лучше.

В начале XII века трудами архиепископа Диего Гелфресо (1110-1140 годы) Сантьяго-де-Компостела
стал наряду с Иерусалимом и Римом одним из обязательных мест посещения христианских
паломников. В это же время появился труд под названием Historia Compostellana,
в котором пересказывалась легенда о евангелической проповеди Иакова в Испании,
о его мученической смерти и о прибытии останков святого на лодке в Испанию. Для
облегчения путешествия благочестивых странников был создан так называемый ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ПИЛИГРИМА, в котором указывались города, через которые было удобнее добраться
до места, наиболее безопасные дороги, церкви, в которых можно было помолиться
о помощи в дальнейшем странствии, и монастырские гостиницы, где усталый путник
мог обрести временное отдохновение. По существу, это был вообще самый первый
путеводитель для паломников и путешественников в мире. Этот ПУТЕВОДИТЕЛЬ был
включен в так называемый Кодекс Каллиста, приписываемый Папе Каллисту II (1119-1124-
годы его понтификата).

Одна из четырех сохранившихся версий Кодекса, и по сей день находящаяся в архивах
Собора Сантьяго-де-Компостела, состоит из 5 книг. Первая включает гимны и литургические
песнопения, посвященные Святому Иакову, вторая описывает чудеса, дарованные апостолом,
третья- его жизнь и мученичество, четвертая содержит историю о Роланде и Карле
Великом, связанную с паломничеством, а последняя, собственно, является вышеупомянутым
ПУТЕВОДИТЕЛЕМ. Современные ученые считают датой его создания 30-40-е годы XII
века, связывая с именем французского священнослужителя из Пуату- Эймерикуса Пико,
который совершил путешествие в Сантьяго, будучи сопроводителем знатной дамы по
имени Герберга.

Еще с давних времен в Сантьяго существует обычай отмечать 25 июля (по новому
стилю)- день памяти Иакова Зеведеева (у православных- 13 мая, ВП). Когда он выпадает
на воскресенье, католическая церковь отмечает Год Иакова, или Год Юбилея. В ТАКОЙ
ГОД ХРИСТИАНАМ, ПОСЕТИВШИМ С БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ МОЩИ АПОСТОЛА, ДАРУЕТСЯ ПОЛНОЕ
ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ. Традиция Очищающего Юбилея была заимствована христианскими
теологами из Ветхого Завета. Исидор Севильский (испанский церковный деятель и
писатель) называл Юбилей ГОДОМ ПРОЩЕНИЯ ГРЕХОВ. Впервые полное отпущение всех
грехов было предложено Церковью в 1095 году для пилигримов, отправлявшихся в
Святую Землю, в случае их внезапной смерти.
В XI веке подобное прощение предлагалось и всем тем, кто пожелает принять участие
в Реконкисте (отвоевание Испании у арабов), и паломникам, совершившим особенно
сложные и опасные путешествия ради поклонения святым гробницам.

В те времена страстное желание испанцев отвоевать свою землю у мавров было настолько
сильно, что Римский Папа даже запретил испанским христианам принимать участие
в Крестовом походе на Иерусалим, мотивируя это тем, что им гораздо важнее изгнать
неверных с собственной территории. Святой Иаков в этой затяжной и кровавой войне
неизменно оказывал испанским войскам духовную поддержку. Его именем был назван
военно-религиозный Орден, сыгравший немаловажную роль в Реконкисте. Традиционным
геральдическим знаком рыцарского Ордена стал красный крест в виде клинков и двустворчатая
раковина- символ Святого Иакова.

Основанный в Леоне Орден Святого Иакова Компостельского получил свой первый статут
в 1171 году от кардинала Ясинто (впоследствии ставшего Папой Целестином III),
в то время Папского легата в Испании. Под его знамена очень быстро собралось
множество сторонников. Конечно, не последнюю роль в этом сыграло имя святого
защитника Испании, хотя желающих вступить в Орден несомненно привлекал и принятый
рыцарями Сантьяго устав Блаженного Августина, гораздо более мягкий, чем другие
действующие в то время рыцарские ордена Калатрава и Алькантра, существовавшие
в условиях соблюдения строгого бенедиктинского свода правил. Рыцари Сантьяго,
например, имели исключительное право вступать в брак, хотя все остальные военно-религиозные
ордена требовали от своих членов соблюдения целибата (обета безбрачия). 

В задачи ордена Святого Иакова Компостельского, являвшегося олицетвореним силы
и милосердия, входила защита дорог, по которым шли пилигримы, а также строительство
и охрана монастырских гостиниц, располагавшихся на этих дорогах. Официальная
поддержка со стороны церкви и щедрость короля позволили Ордену быстро умножить
свои земельные владения, которые стали простираться далеко за пределы Испании
и по площади равнялись совместным владениям орденов Калатрава и Алькантра. Первым
Великим магистром Ордена был Педро Фернандес де Фуэнте Эскалада (умер в 1184
году), затем Орден возглавляли еще 39 магистров, пока в 1499 году Папа, руководствуясь
политическими соображеними, не передал право на единоличное управление всеми
испанскими орденами, в том числе и Сантьяго, Фердинанду Католическому.

На протяжении многих столетий Орден неизменно предоставлял пилигримам надежный
приют, обеспечивая их безопасность. Но ни мусульманские разбойники, ни местные
воры и бродяги не являлись для благочестивых христиан столь уж серьезной угрозой,
гораздо опаснее и разрушительнее были разногласия, раздиравшие саму Церковь.
В итоге налицо был упадок веры, нанесший главный удар католическому культу мощей
и их благодатной силе. Реформация и Просвещение только подтвердили сомнения в
незыблемости спасительной силы этой традиции. Масла в огонь подливало также и
то обстоятельство, что, согласно другому варианту легенды о Святом Иакове, церковь
Сен-Сатурнен, находящаяся во французском городе Тулузе, также заявляла о том,
что именно в ней находятся останки апостола.

Все меньше паломников стремилось в Галисию, дабы исполнить долг благочестия.
В 1884 году Папе Льву XIII пришлось издать специальную Буллу, подтверждающую
подлинность испанских мощей Иакова. Но и после этого лишь единицы христиан, вдохновленных
высокими духовными целями, решались пройти весь путь от начала до конца.

Только столетие спустя, в конце XX века, собор в Сантьяго-де-Компостела вновь
привлек внимание католических паломников. По прибытии в город они предъявляют
в соборе специальный документ credencial (паспорт пилигрима, действующий еще
со времен Средневековья) с отметками, сделанными в находящихся на пути церковных
пунктах, после чего получают написанный на латыни Сертификат Компостелы. При
этом путешественнику нужно дать чистосердечный ответ на вопрос церковных властей
о том, с какими намерениями он отправлялся в путь, и если его помыслы не соответствуют
благочестию, то тогда ему выдается совсем иной тип документа. 

В 1999 году Сертификат Компостелы получили более 150 000 паломников. Этот год
был Святым, или Юбилейным, годом Святого Иакова, наступающим с периодичностью
в 6, 5, 6, 11 лет. Следующие ближайшие Юбилейные годы Святого Иакова- 2004, 2010,
2021, 2027-й.

И все же получение Сертификата, или полного отпущения грехов, отнюдь не является
конечной целью подлинного паломничества. Главное для истинного христианина- это
использование полученного благословения для совершения добрых дел и оказания
бескорыстной помощи ближнему. Иначе слова, сказанные апостолом Иаковом почти
2 000 лет назад: 

-Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва- (Иаков 2. 26), станут
просто пустым звуком.
НИНА БЕДНАР
http://www.vokrugsveta.ru/vsuser.exe/viewarticle?id=1239 

ИЕРОМОНАХ АРСЕНИЙ РАССКАЗЫВАЕТ ИЗ ИСПАНИИ

Жить в Испании и не пройти знаменитым на весь мир Путем апостола Иакова- непростительно.
Лето- в Галисии оно, как и на всем северном побережье Пиренейского полуострова,
весьма прохладное- лучшее время для исполнения такого желания. Получив в столичном
Обществе друзей Пути апостола Иакова маршрутный лист, бросив в тощие рюкзаки
дождевики и кое-что из одежды, жарким мадридским вечером мы, трое новоявленных
столичных паломников, втиснулись в узкий и душный, с трехъярусными полками вагон
пассажирского поезда Мадрид-Ферроль. Ночные поезда в Испании, как, впрочем, и
везде в Европе, ужасны. Кто путешествовал таким способом, знает, насколько просторней
и удобней российские спальные вагоны. Ну ничего, до 5 утра как-нибудь перетерпим,
всунувшись в эти прокрустовы щели, а утром- Саррия, маленькая галисийская станция,
отправной пункт нашего паломнического маршрута.

Весь этот, с XI века существующий путь протянулся более чем на 700 километров.
Начинается он во французских Пиренеях, а заканчивается в Сантьяго-де-Компостела,
на самом краю Европы. По недостатку времени и сил мы дерзнули осилить лишь последний
участок Пути протяженностью 111 километров. От этой самой Саррии до Сантьяго.
Что ж, и это неплохо, прошагать чуть ли не всю Галисию.

Итак, полные сил и воодушевления, глотнув кофейку в вокзальном буфете, не пошли,
а буквально ринулись, ломанулись мы, скоро удаляясь от станционных гудков и прочей
ненавистной цивилизации в сторону мрачного, но такого вожделенного леса. Скоро
начало светать, и можно было больше не чиркать зажигалкой, чтоб разглядеть на
придорожных валунах желтые стрелки, указывающие направление. Этими стрелками
отмечен весь маршрут, от самой Франции. Пилигрим встречает их на всех развилках
лесных и полевых троп и дорог, так что не заблудишься. Эти стрелки давно стали
символом Пути, а футболки и кепки с их изображением- предметом наживы местных
мануфактурщиков. 

Рассвело, и открылся чудный вид. Тропа через лес вывела нас на холмистые поля,
изредка перемежающиеся перелесками. Наша извилистая дорожка взбирается на одну
из вершин таких холмов. Открывается простор, в чем-то напоминающий наше русское
раздолье, какие-нибудь Северные Увалы на Костромщине. Березы, встречающиеся там
и сям, дополняют такое впечатление.

Редкие деревушки с колоритными неторопливыми селянами, говорящими на своем причудливом
галисийском языке, с овечьими загонами, обнесенными оградами из необтесанных
камней. Поля, усаженные кукурузой и
подсолнечником. Стоящие на сваях, большие и малые, каменные и дощатые причудливые
ДОМИКИ, этакие избушки на курьих ножках. Это знаменитые местные зернохранилища,
своего рода символ Галисии. Да, это не Кастилия. Другой народ, другая культура.

Тропка приводит нас к лесному кафе, поставленному, видимо, ради таких как мы
паломников. Несколько странников- первые встретившиеся нам попутчики- уже притулили
к забору огромные рюкзаки, сидят за столиком, пьют свой вечный кофе. По всему
видно, что они бывалые, не чета нам. Вырезанные в кроссовках и горных ботах дырки
на носках, истертые верхи дорожных посохов, загорелые и обветренные лица. Мы
заказали чаю, разговорились. Оказалось, это немцы, шагающие уже второй месяц,
идущие от самого начала Пути. Особенно запомнился один из них- высокий, лет шестидесяти
с совершенно седой, подровненной по краям бородой, но совершенно безусый человек.
Чем-то он напоминал морского капитана, какого-нибудь Кука, съеденного папуасами.
К счастью, добрый и христианнейший народ галисийцы нас не собирались есть, а
напротив, готовы были радушно угощать чем Бог послал.

Прошагав километров двадцать пять, дошли до реки Минью, довольно крупной для
здешних мест. В нижнем течении Минью служит границей между Испанией и Португалией,
до самого своего впадения в Атлантический океан. Перешли по каменному автодорожному
мосту на другой берег- условное место встречи с теми, кто по уговору должен к
нам здесь присоединиться. Это трое наших прихожан из Южной Португалии. В полдень
мы и встретились, и весь наш дальнейший путь проделали вшестером.

Деревня на берегу Минью звалась Портамарина. В ней нам и предстояло заночевать.
Следует заметить, что вдоль всего Пути специально для паломников построены бесплатные
ночлежки, вполне сносные, даже с душевыми, с бесплатными медпунктами. На двухъярусных
лежаках имеются матрацы и подушки, правда, без белья. Да оно и не к чему суровым
скитальцам. Набивается в такие ночлежки по несколько десятков, а то и сотен человек.
Кого только не встретишь- французы, итальянцы, немцы, австрийцы, даже кубинцы.
Ну и, конечно же, испанцы. Устроившись в такой казарме-гостинице, отправляемся
в ресторан. Вдоль Пути, на всех остановках- рестораны для паломников, с так называемым
МЕНЮ ПИЛИГРИМА. Очень дешево и вкусно. Особенно вкусны щи из свежей капусты,
которые здесь почему-то называют галисийским бульоном. После обеда трое из нас
идут спать, а трое- на реку. В такой реке нельзя не искупаться. Переплываем ее
туда и назад. Возвращаемся, отдыхаем, вечером ужинаем и спать.

В половине шестого- подъем и снова в путь. Идти надо только до обеда, когда прохладно.
Хотя в Галисии и не бывает жары, но, когда солнце выходит из-за вечных галисийских
туч, все же припекает. Первые полчаса идти трудно, боль в мышцах. Потом она проходит
и тогда надо войти в ритм и уже не останавливаться до самой очередной ночлежки.
Главное, чтоб не было мозолей. Для этого нужна не только подходящая обувь, но
и две пары носков- тонкие, облегающие ступню и поверх их еще толстые, зимние.
Тогда мозоли не появятся.

Так и прошагали мы свои 111 километров, потратив на это пять дней. Сколько интересных
людей встречалось нам в дороге (чего стоит один дедушка англичанин, совершающий
паломничество верхом на осле из самой своей Англии), какие леса и поля открывались
нам, сколько много мы узнали о галисийской деревне- всего этого не охватишь в
небольшой газетной зарисовке. На пятый день мы достигли своей цели- собора святого
апостола Иакова в городе, носящем его имя. Помолились на специальной паломнической
службе, получили свидетельства пилигрима (на латыни!), побродили по этому городу
паломников. И вернулись восвояси, в городскую круговерть. Первое желание, которое
у всех нас возникло, едва мы достигли цели маршрута- проделать такой паломнический
путь вновь. Только вот не решили- на велосипедах из Порту или на плоту по Минью.

Важен был сам процесс паломничества, само шествование, во время которого начинаешь
вдруг понимать, что вся жизнь- это путь, что на земле мы странники и пилигримы.
иеромонах Арсений (СОКОЛОВ),
Camino de Santiago - Madrid, 2002.
http://enisey.wallst.ru/php4/news/archnew.phtml?id=2357&idnew=12206&start=12


НА ДОРОГЕ ИАКОВА НОВЫЙ РЕКОРД

В июне 2004 года испанские велосипедисты установили  своеобразный рекорд, путешествуя
по дороге Иакова. Проведя специальные тренировки, члены клуба Ciclista Castreno
из городка Castro Urdiales отправились в путь. Выехало 7 человек, но с трудностями
дороги справилось только пятеро. Виной всему был  крепкий встречный ветер, ночная
темнота (велосипедисты ехали круглые сутки) и постоянный горный профиль трассы.
Тем не менее, велосипедисты преодолели расстояние в 655 километров за 33 часа.
А учитывая то, что они сделали небольшой отдых, чистое время паломничества составило
30 часов 36 минут, что является новым рекордом Дороги.

Спрашивается: нужно ли велопаломнику такая скорость, которая характерна для спортсменов-марафонцев?
На первый взгляд кажется, что НЕТ. Но . . . оказывается, что ещё в Средние века
паломники ходили к Святому Иакову ещё как быстро. Тогда велосипед ещё не изобрели,
поэтому передвигались пешком. И часто бывало, что за день пилигримы преодолевали
до 80 километров пути. Вот так! ВП.
http://www.santiago-today.com/santiago_article.cfm?art_id=00068 


ИЗ АРХИВА ВЕЛОПАЛОМНИЧЕСТВ


ВЫЧЕГОДСКИЕ БЕРЕГА  (часть вторая)

ГЕРАСИМ

М.С.: Помню, познакомился я с ним лет семь назад в таежном селе Усть-Нем в миссионерской
поездке. Возглавлял нас благочинный о.Иоанн. В ту пору
будущий иеромонах Герасим работал солистом сыктывкарской оперы, исполнял басовые
партии. А в церковном хоре у о.Иоанна просто подрабатывал вместе с другими оперными
певцами. Народ это был пока еще не воцерковленный, впрочем, как и я- недавний
журналист молодежной газеты. После церковной службы (а совершалась она в спортзале
устьнемской школы) пошли мы за угол покурить. Отправился с нами и будущий батюшка,
за компанию. Стоим, дымим, отираем спинами стену школы, кругом окурки набросаны-
излюбленное это место здешних охламонов. Вдруг раздается стук в окно. Поднимаем
головы- из-за стекла смотрит на нас благочинный протоиерей. Мы так и застыли.
. . А Герасим ужасно покраснел. Хотя что ему, он ведь просто так стоял, не курил.
Но погрустнел Герасим, за нас переживает: ведь как нам должно быть сейчас стыдно
и неловко. Страсть-то какая! Загасили мы окурки и преспокойненько пошли к акафисту,
как с гуся вода. А Герасим идет- глаз не поднимает. . . Бывает же такое! Грешат
одни, а совестятся другие, вместо них.
     
Позже я не удивился, услышав, что бас сыктывкарской оперы принял постриг. Бывая
в Ульяновском монастыре, не раз раскланивался с ним- и будто солнышком озарялись
мрачные монастырские стены, так посветлело его лицо. Каково ему здесь приходится?
Доводилось слышать, что трудное здесь житье: кругом неустроенность, бывшие уголовники,
совсем не молитвенная атмосфера. А он вот все не гаснет, глаза так и лучатся
тихим светом. Через несколько лет о.Герасим перешел в другую обитель, потом служил
еще где-то. И оказался в конце концов в Усть-Выми- в самом святом месте Коми
земли. Здесь он ныне как бы хранитель мощей святителей Герасима, Питирима и Ионы
Великопермских, поскольку круглосуточно дежурит неподалеку в сторожке. Из всех
построек на холме: Стефановская церковь, часовня над мощами и его небольшая келья.
     
- Так безвылазно здесь и живете?- сочувствую ему.
     
- Нет, почему же,- улыбается монах,- раз в неделю в Айкино езжу, в баню.
     
Благословив нас, он идет за ключами, чтобы пустить в храм. Тем временем наши
велосипеды обступила стайка местных ребятишек. Они частые гости у батюшки, некоторых
из них он же и крестил. Исследуют на велосипедах переключатели скоростей, все-то
им в диковинку. Герасим возвращается с ключами и пряниками для детишек. Вместе
направляемся в Стефановскую церковь. Девочки Тамара и Юля просят у меня спичек,
у них откуда-то в руках свечи появились. Помолившись в храме, идем в часовню
- к святым епископам Великопермским.

Прежде здесь над их мощами стоял красивый Благовещенский храм, но его разрушили
при советской власти. А когда начали возводить часовню, то пригласили сюда археологов,
чтобы в последний раз исследовать это место, пока не заложили фундамент. Сделали
раскоп и наткнулись на останки первоначального, деревянного, храма. Мощи же раскапывать
не стали, только удостоверились, что земные пласты не нарушены. А это значит,
святые мощи лежат там целые и невредимые, никто из безбожников не посягал на
святыню! Археологам помогали Наталья Петренко и мы с Игорем: по очереди читали
акафист, потом брались за щеточки и лопаты. В земле попадалось множество больших
кованых гвоздей, один из них я ПРИСВОИЛ, теперь это редакционная реликвия. В
музей отдавать его не хочется, все-таки из святой земли взят. И это не преувеличение:
земля, действительно, святая. Раньше, согласно летописям, люди издалека приходили,
чтобы взять по горсточке этой землицы. Целительной она была- поднимала на ноги
немощных.
     
За часовней открывается замечательный вид на Вычегду и на соседний холм, где
высится Михайло-Архангельский храм. Рядом с ним- деревянная часовня-красавица,
перевезенная из родной деревни главой местной администрации. Тут же поднялся
новый братский корпус с маковкой и крестом, домовой церковью. Все это стоит на
историческом месте: здесь св. Стефан срубил прокудливую березу и поставил храм
во имя архангела Михаила, здесь была первая на Коми земле монашеская обитель.
Нынешним летом монахи переселятся сюда уже на постоянное жительство, и строительство
продолжится: в планах - возведение крепостной ограды с башенками и звонницей.
     
За чаем в сторожке спрашиваю у отца Герасима, откуда у монахов средства на строительство?
     
- Люди добрые дают,- отвечает,- иных средств пока нет. А пожертвования собирают
матушка Уриила, мантийная монахиня, и инокиня Варахиила. Два ангела у нас в монастыре.
Варахиила ездит по всей России, можно сказать, живет в поездах. Там людям и про
веру, и про Стефана, про нашу обитель рассказывает.
     
- Она из местных?
     
- Варахиила-то? Нет, случайно все вышло. Когда-то здесь инок Гедеон служил, потом
в другое место переехал. А она- его мать. Ей понравилось тут, хочет мантию принять
и поселиться в Усть-Выми, у монастыря. Здесь хорошо. . . - А вам-то как хорошо!-
вдруг приходит на ум. Мол, из всех отцов Герасимов ему больше всех повезло: живет
прямо под крылышком своего небесного покровителя.
     
- Так нас всего двое, Герасимов, в епархии,- отвечает.
     
- А Ион, интересно, сколько?
     
- Их, поди, уже трое: недавно еще одного рукоположили.
     
- А Питиримов?
     
- Питирим у нас один. Епископ.
     
Игорь остался чаевничать, а я вышел посмотреть велосипеды. Дети еще тут, хотя
уже поздно, домой бы пора. Один из мальчишек задирает Тамару, слышу матерное
слово.
     
- Как тебе не стыдно! Тут же святое место!- набрасываюсь на него.
     
- Что это у вас происходит?- появляется на крыльце Герасим.
     
- Вот, матюгается,- жалуюсь.
     
Герасим как-то растерялся:
     
- Может быть, вам послышалось? Он вообще-то хороший мальчик. . .
     
- Нет, точно,- говорю,- матюгался.
     
Герасим. . . покраснел и сник, не зная, что сказать. . . И вдруг я почувствовал,
что не мальчишку обвиняю, а его, Герасима.
     
Вот ведь как обернулось! И в самом деле, чего это я на мальчишку набросился?
Сам грешник старый. . . И сразу вспомнился мне тот случай в Усть-Неме, когда
Герасим заместо нас краснел. Сколько лет прошло, а он все тот же. И слава Богу.
Иногда, бывает, задумаешься: зачем хорошие люди в монастырь идут? Если ты добрый,
совестливый, живешь по заповедям, то к чему тебе мир оставлять? Это нерадивым
в монастыре место- пусть там добродетелям учатся. На первый взгляд, здравая мысль.
Но только чушь это полная! Плохой человек и после пострига будет плохим, лишь
подрясником прикроется, нельзя его этак чохом, НА ВЫРОСТ в ангельский чин принимать.
А хорошему человеку ангельский чин откроет большую дорогу- стать еще лучше, добродетельней.
Другими словами, в монастыре ничего нельзя приобрести, а можно только приумножить.
Или потерять. . . А если нет ничего за душой, то зачем туда идти?
     
Впрочем, это так, рассуждение. На самом деле в жизни всякое бывает, то уму нашему
неведомо.

Продолжение следует
http://www.vera.mrezha.ru/342/4.htm 


ОБЪЯВЛЕНИЕ ОБ ИЗОБРЕТЕНИИ

Уважаемый Алексей.
С большим интересом прочитал сообщения в Вашей рассылке.По поводу идей.
Я изобрел универсальную зонт-палатку, рюкзак,спальный мешок,лодку и
обтекатель для велосипеда.Он весит -3кг.Собирается за -3мин. Имеет форму луковицы
диаметром -1,5 м.В  любой мастерской ,имея необходимые
инструменты и приспособления,велококон можно изготовить за 1 день.Если
сложить стоимость всех вещей которые он способен заменить то его цена в три
раза меньше. С Вашей помощью мне было бы интересно найти заказ на изготовление
не менее 100 шт. велококонов.
С уважением,Юрий Капля.


ПОСЛЕСЛОВИЕ к РАССЫЛКЕ

Надеюсь, что эта вторая рассылка ВелоПаломник дала Вам новую пищу для размышления.
Очень хочется, чтобы у каждого из Вас появилась своя ВЕЛОПАЛОМНИЧЕСКАЯ ДОРОГА,
о которой можно и нужно написать здесь, в рассылке. И не стоит откладывать это
дело на завтра, а тем более- на следующую неделю, месяц, год. . .

Ждём сообщений.

Редактор Алексей Потупин
a@palomnik.org 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.velo
Отписаться

В избранное