← Сентябрь 2004 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
5
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
07-07-2004
Статистика
0 за неделю
Велопаломник 2
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ХРИСТИАНСКАЯ ВЕЛОСИПЕДНАЯ РАССЫЛКА В е л о П а л о м н и к выпуск 2, сентябрь 2004 Подписчиков: 148 ОТ РЕДАКТОРА 01 сентября 2004. Сегодня настала очередь рассказать немного о себе, как велопаломнике, тем более, что уже несколько лет в интернете у меня есть псевдоним Велопаломник. Можно сказать, что велопаломничеством как таковым я занимаюсь с начала 90-х годов, ещё проживая в городишке Лозовая Харьковской области. Правда, в первое время оно было смешанным с велотуризмом. Как только в Лозовой стали строить церковь, так и стали ездить велотуристы по сёлам района и собирать на новую церковь пожертвования. Специально для этих ПОХОДОВ протоиерей Димитрий (Негер) изготовил КОПИЛКУ, которая и сейчас стоит в церкви. Примерно в 1993 году наш клуб велотуристов был ОСВЯЩЁН. А с 1994 года начались выезды в Германию, где меня сначала ПРИВЕЛИ в церковь Покрова Пресвятой Богородицы и познакомили с епископом Лонгином Клинским,- викарием Московской епархии и одновременно постоянным Представителем Русской Православной Церкви в Германии (МП). Оказалось, что эта небольшая церковь в Дюссельдорфе является патриаршей и буквально в этом же 1994 году Патриарх Алексей второй навестил свой приход. Тогда я впервые увидел его близко и была возможность с ним общаться. И кто мог подумать, что пройдут годы и я стану не просто прихожанином храма, но СВОИМ человеком, мне позволят читать часы и Апостол, в том числе и на архиерейских службах ( помню, что бывший у нас в гостях митрополит Кавказский Гедеон ( уже почивший в Боге) даже похвалил за хорошее чтение, потом стану иподиаконом и главным редактором приходского журнала Покров, а по совместительству и главным ремонтником храма. Здесь же произошло знакомство и с моей женой, тогда ЛЕВЫМ регентом храма, композитором из Москвы. . Чудны и дивны дела Господни! А с 1999 года начались мои регулярные велопаломничества в ЭТУ церковь. Не удивляйтесь, так получилось, что именно с этого года мне пришлось жить на границе Германии и Голландии (букквально в одном километре от границы). А это 75 километров до церкви Покрова в Дюссельдорфе. И вот, каждую пятницу после работы я садился на велосипед и ПАЛОМНИЧАЛ в церковь, где ночевал и участвовал в службах. В воскресенье вечером выездал обратно НА ХУТОР. И так каждую неделю только в церковь и обратно по 150 километров. Для разнообразия маршрутов стал посещать по пути паломнические церкви и часовни католической Церкви, некоторым подарил иконы Пресвятой Богородицы-Одигитрии. И в этом же 1999 году состоялось крупное велопаломничество на юг Европы: Париж- Тур- Бордо- Биарицца- Лурды- через Пиренеи по ДОРОГЕ ИАКОВА до Сантьяго де Компостелла- в Португалию до Фатимы и обратно своим ходом через Испанию, Андорру, Францию, Люксембург и Германию до Дюссельдорфа. Всего 2 месяца пути, около 6 000 км горного рельефа, ни одного дня отдыха, ни одного раза горячей пищи, ночлеги в палатке, мытьё и купание только в речках, с грузом примерно до 40 кг. Это паломничество меня переродило и вывернуло. Всё в моей жизни изменилось. И вот теперь, в 2004 году, после нескольких лет ПЕРЕРЫВА, вновь под колёсами всё того же старенького велосипеда ПЕЖО стали бежать паломнические дороги Иакова, но уже в Германии. Но это другой, особый разговор. . . Алексей ПОТУПИН, Дюссельдорф, ГЕРМАНИЯ. НОВОСТИ ВелоПаломничества ХРАМЫ ПЕТЕРБУРГА В БЕЛЫЕ НОЧИ Ночью с 21 на 22 июня 2004 г. состоялось велопаломничество ХРАМЫ ПЕТЕРБУРГА В БЕЛЫЕ НОЧИ. Думается, что такие паломничества станут традиционными, по крайней мере, на это надеются и прихожане, и воспитанники. Велопаломничество проводит приход во имя иконы Божией Матери ДЕРЖАВНАЯ. Для сотрудничества и общих велопаломничеств обращаться по адресу http://www.derzhavnaya.spb.ru/history.html ЗАКОНЧИЛСЯ ВЕЛОПРОБЕГ ВАССЕНБЕРГ-ПСКОВ 10 августа. В 18.00 в Центре лечебной педагогики состоялась торжественная встреча участников международного велопробега Вассенберг-Псков. В составе группы велосипедистов - Почетный гражданин нашего города, гражданин Германии Клаус Эберль, члены церковного совета общины Вассенберга Габи и Рюдигер Шприк, советник земельного церковного управления Вернер Брюммер из Дюссельдорфа, а также два россиянина, жители Пскова: руководитель церковного хора Любятовской православной церкви Константин Попов, и директор Центра лечебной педагогики Пскова Андрей Царев. Напомним, что велопробег стартовал в Германии 17 июля. Участники акции проехали 2800 километров по территории Германии, Польши, Литвы, Латвии и Эстонии, провели ряд встреч с жителями городов, по которым прошел маршрут пробега, в ходе которых рассказали им о Пскове, ЦЛП и деятельности общины Вассенберга. Как сообщили в Центре лечебной педагогики, вчера вечером велосипедисты пересекли границу с Россией. Навстречу участникам велопробега выдвинулось 2 группы- это 13 человек из спортивной школы, а также группа детей, преподавателей и сотрудников ЦЛП. Встреча состоялась в 11.00. Известно, что в деревне Неелово к велосипедистам присоединилась машина ГБДД, которая сопровождала участников акции до самого Центра лечебной педагогики. Участников велопробега встретили с цветами, воздушными шариками и плакатами приветствия. Велосипедистам торжественно вручены памятные сувениры и грамоты. По http://www.pln-pskov.ru/news/16977.html http://informpskov.ru/society/15123.html http://www.regions.ru:8082/article/any/id/1601265.html ВЕЛОПРОБЕГ ВАССЕНБЕРГ-ПСКОВ ОКАЗАЛСЯ ПРИБЫЛЬНЫМ По предварительным данным, за время благотворительного велопробега Вассенберг- Псков на счет в России спонсоры перечислили 55 тыс. рублей и 20 тыс. евро на счет в Германии. Как сообщил директор Псковского центра лечебной педагогики Андрей Царев, эти деньги пойдут на питание и обучение воспитанников Центра, на покупку нового оборудования для реабилитации и развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. - Конечно, сейчас данные по поступившим средствам еще не полные, но и таких высоких результатов мы не ожидали,- сказал Андрей Царев. Пробег стартовал 17 июля в Вассенберге (Германия), финишировал 10 августа в Пскове. Он длился около 4 недель, за это время его участники преодолели 2,8 тысяч километров. По пути они посетили ряд городов Германии, Польши, Литвы, Латвии и Псковской области. - Самой трудной была первая неделя путешествия, тяжело было преодолевать на велосипедах гористую местность между Дюссельдорфом и Берлином (Германия),- отметил директор Центра. На финише в Пскове участников встречали воспитанники и сотрудники Псковского центра лечебной педагогики, и немецкие спонсоры, перечислившие деньги на счет в Германии. По словам Андрея Царева, подобный велопробег уже предпринимался в 1996 году. Тогда старт был в Пскове, а финиш- в Хайнсберге (Германия). За время велопробега на счет в России спонсоры перечислили 15 тысяч рублей, а в Германии- 20 тысяч немецких марок. Эти деньги также пошли на лечение и обучение воспитанников центра. http://www.regions.ru:8082/article/any/id/1603542.html НОВЫЙ ВЕЛОПРОБЕГ ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ 11 августа. Липецкая область. Члены клуба ВИТЯЗЬ совершили велопробег по святым местам. Двухдневный стокилометровый велопробег по святым местам Тербунского и Долгоруковского районов совершили члены православно-патриотического клуба ВИТЯЗЬ, которым руководит настоятель Успенского храма Николай Калабухов. Успенский храм действует в долгоруковском селе Дубовец, а ранее отец Николай совершал службы в тербунском селе Урицкое, где в местной средней школе он и организовал клуб ВИТЯЗЬ. Переехав на новое место, священник, тем не менее, не забывает своих воспитанников. Он ведет воскресную школу при местной церкви и занятия в клубе ВИТЯЗЬ, члены которого исповедуют здоровый образ жизни. Велосипедный пробег, в ходе которого ВИТЯЗИ побывали в церквях шести сел, обогатил их знаниями по истории православия в родных местах. В прошлом году члены клуба вместе с отцом Николаем также совершили поездку по святым местам Елецкого района и Ельца. http://www.regions.ru:8082/article/any/id/1601365.html ВЕЛОДОРОГИ АПОСТОЛА ИАКОВА ЗЕВЕДЕЕВА Эта тема очень актуальна в 2004 году. Так исторически сложилось, что православные паломники почти ничего не знают об особом почитании одного из трёх избранных Христом учеников. А могло бы быть и так, что основанная на безмерной любви Сына Божия к Иакову Старшему (так называют на Западе Иакова Зеведеева, в отличии от его младшего брата апостола Иоанна Богослова) наша общая любовь к святому апостолу могла бы сыграть важную роль в объединении католических и православных верующих. Но у нас с этим делом не всё в порядке. На Руси много храмов в честь апостолов Петра и Павла (последний не входит в число 12 апостолов), есть церкви в память апостола Иоанна Богослова, а вот апостолу Иакову посвящён в России, на Украине и в Белорусси только один храм и находится он в Москве. А ведь это один из трёх любимых учеников Христа. В чём дело? Почему на Западе в честь апостола Иакова везведены сотни храмов , а у православных только один? Причина очевидна: мощи святого апостола находятся в Испании, а туда добираться русскому человеку через католические территории совсем не просто. Вот и получилось, что апостол Иаков нам не известен. Можно даже сказать, что он ЗАБЫТЫЙ ПРАВОСЛАВНЫМИ АПОСТОЛ. И чтобы развеять этот туман, в рассылке ВелоПаломник будет постоянно работать рубрика ДОРОГИ АПОСТОЛА ИАКОВА. И это не случайно. Фактом является то, что на велосипедах ко гробу апостола Иакова паломничают в сотни раз больше людей, чем ко всем остальным христианским святыням мира. Он является не только общепризнанным покровителем паломников, но и в особенности покровителем велопаломников. Вам кажется это невероятным? Но вы вскоре в этом убедитесь. А для начала небольшой материал ДЛЯ УЗНАВАНИЯ. ОБНЯТЬ СВЯТОГО ИАКОВА Именно такую цель преследуют все те, кто собирается совершить паломничество в Сантьяго-де-Компостела. Считается, что тот, кто положит руки на плечи покровителю всех пилигримов, познает истинную благодать. Если бы можно было спросить любого благочестивого христианина средневековой Европы, собирающегося совершить паломничество в Святую Землю, в Рим или в испанский город Сантьяго-де-Компостела на севере Пиренейского полуострова, у кого он, перед тем, как отправиться в путь, попросит благословения, ответ был бы неизменным: - У Святого Иакова.- Иначе говоря, у покровителя всех пилигримов. Галилейский рыбак Иаков одним из первых был призван к подвигу апостольского служения. А случилось это так. . . - И пройдя . . . немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, так же в лодке починивающих сети, и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.- (Марк 1. 19?20). Впоследствии за проповедническую силу и праведный гнев по отношению к неразумным язычникам, которыми они были наделены, сыновья Зеведея получили от Спасителя прозвище Воанергес, что означает СЫНЫ ГРОМА. Иаков же удостоился особой милости Учителя- быть избранным из избранных, именно ему вместе с апостолами Петром и Иоанном Иисус не раз открывал свою божественную сущность. Иаков присутствовал при чудесном воскрешении из мертвых дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня, когда на горе Фавор Он явился в белых одеждах, беседуя с Илией и Моисеем. Он же сопровождал Господа той тревожной ночью перед взятием под стражу в Гефсиманском саду, когда Тот молился, зная, что вскоре Ему предстоит принять страшные страдания во искупление грехов человеческих. А до этого, во время последнего пребывания Иисуса в Иерусалиме, мать Иакова и Иоанна- Саломея, видимо, одолеваемая мирским тщеславием, попросила Его о том, чтобы ее сыновья удостоились чести в Царствии Небесном сидеть на самых почетных местах. Христос же в ответ на просьбу испить с ним из одной чаши уверил, что братья удостоятся особой милости, и придется им испить ту же горечь страданий, чтобы получить желаемое. - Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: -Чего ты хочешь?- Она говорит ему: -Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.- Иисус же сказал в ответ: -Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую я буду пить, или креститься крещением, которым я крещусь? Они говорят Ему: -Можем-. (Матфей 20. 20?23). Когда ученики Христа, приняв силу Святого Духа, согласно легенде, разошлись по разным землям, чтобы просветить мир светом Евангелия, апостол Иаков Зеведеев отправился проповедовать Благую весть в римскую провинцию Испания. А спустя несколько лет сбылось обещанное Иисусом- Иакову, возвратившемуся в Иерусалим, суждено было во имя веры испить свою чашу страданий- он стал первым апостолом, принявшим мученическую смерть за проповедь Воскресения. В 44 году внук Ирода Великого, царь Агриппа, люто ненавидевший христиан, приказал схватить Иакова и отрубить ему голову. Согласно рассказу Евсевия, цитировавшего Климента Александрийского, воин, который вел Иакова на казнь, настолько вдохновился его проповедью, что тут же обратился в христианство, после чего вместе с Иаковом принял мученический венец. После свершившейся казни ученики тайно положили тело Иакова в лодку, которая после длительного плавания, хранимая сенью ангельских крыл, чудесным образом пристала к испанскому берегу. Там благочестивые христиане, нашедшие священные останки апостола, перенесли их в город Ириа Флавиа (современный Эль-Падрон). На протяжении нескольких последующих веков судьба мощей была скрыта завесой тайны. Но пришло то время, когда они были вновь обретены. Некоему благочестивому отшельнику по имени Пелайо было явлено чудесное видение, а пастухи, увидевшие звезду, стоявшую в небе, указали Пелайо место их нахождения. Саркофаг с телом святого был найден именно в том месте, над которым светила звезда. Город же, основанный здесь спустя некоторое время, получил название Компостела- Сampus stella, что в переводе с латинского означало ПОЛЕ ЗВЕЗДЫ. . . .Чудотворным свойствам священных останков огромное значение придавалось еще со времен язычества, традиция эта существует во многих религиях мира, но особый размах почитания святых всегда был присущ именно православной и католической церквам, считающим, что паломничество к святым гробницам способно очистить человека от бремени грехов, а значит, исцелить телесные и душевные недуги и даровать благополучие. А так как путь пилигрима мог быть сравнен с земной жизнью человека, таящей в себе множество бед, невзгод и препятствий, то тем радостнее воспринималось освобождение души от бремени грехов, а преодоление трудностей пути давало возможность вздохнуть с облегчением и ощутить себя на шаг ближе к ожидаемому воздаянию в Царствии Небесном. Паломничество также считалось и путем духовного совершенствования. Еще во время земной жизни Христа и апостолов сотни больных и одержимых смиренно искали у них помощи и исцеления. Принявшие мученичество апостолы нисколько не утратили своей чудодейственной силы, осененной Святым Духом, а потому и после смерти их священные останки продолжали исцелять страждущих. . . В 711 году арабские войска стремительно завоевали почти весь Пиренейский полуостров. И лишь в его северо-западной части все еще продолжало существовать небольшое христианское королевство Астурия, населенное потомками вестготов и включавшее в себя такие провинции, как Галисия и Леон. А потому для его жителей, сумевших в условиях окружавшего их исламского засилия сохранить свою веру, обретение саркофага со священными останками избранного Христом ученика стало событием огромной духовной важности и лишним подтверждением того, что Спаситель не оставил их без своей помощи. Весть об этом чудесном событии была незамедлительно отправлена в Рим Папе Льву III, он же на правах понтифика поспешил оповестить о нем весь христианский мир. И едва ли не с первых дней, прошедших после обретения, способность апостольских мощей творить чудеса начала обрастать ореолом легенд. Одна из них, ставшая в истории Испании ярким эпизодом, гласит о высшем покровительстве, оказанном Святым Иаковом королю Астурии Рамиро I в состоявшейся в 884 году битве с арабами при Клавихо. И хотя уже гораздо позднее некоторые историки оспаривали этот факт, приводя в качестве доказательства то обстоятельство, что битва при Клавихо на самом деле произошла на 15 лет позже указанного срока и победу в ней одержал вовсе не Рамиро, а Ордоно I, все их доводы вряд ли были или будут в состоянии помешать испанцам быть уверенными в том, что Иаков является святым защитником и покровителем их страны. Первым святилищем, возведенным над могилой апостола в начале IX века по приказу астурийского короля Альфонсо II Скромного и епископа Теомидоро, стала небольшая церковь. Зато 4 сентября 829 года ей, согласно Королевской грамоте, были дарованы особые и, надо сказать, большие привилегии. А спустя некоторое время Святой Иаков явил свою милость другому Астурийскому королю- Альфонсо III Великому (866-910). Альфонсо в надежде на защиту от взбунтовавшихся внутри страны мятежников торжественно объявил апостола королевским покровителем, и святой помог войскам правителя одержать скорую победу. Преисполненный благодарности за оказанную высшую милость, Альфонсо III при поддержке епископа Сиснандо повелел возвести на месте прежней церкви великолепную базилику. Работы продолжались в течение 35 лет, и по окончании строительства базилика стала самым большим зданием, возведенным во время правления этого короля. Она имела просторные нефы, очень красивые боковые аркады и прямоугольную апсиду. Однако в те далеко не спокойные для Испании времена, когда благочестию и благополучию местных христиан угрожал могущественный Кордовский халифат, базилике не суждено было долго украшать собою святыню. В 997 году халиф Альмансор, который, правда, пощадил мощи Святого Иакова, не допустив их осквернения, полностью разрушил базилику. Спустя 3 года после этого варварского уничтожения были начаты восстановительные работы, но былого великолепия и величия базилика достигла лишь 80 лет спустя усилиями местного епископа Диего Пелаза. В течение следующих столетий собор неоднократно перестраивался, а в XVIII веке его и без того внушительный фасад был перестроен архитектором Антонио Гороем в блестящем барочном стиле. Первые пилигримы потянулись поклониться гробнице апостола Иакова еще в X веке, когда в воздухе витали эсхатологические (эсхатология- учение о конце света) настроения и конец тысячелетия виделся концом мира. В те времена христиане, как никогда искренне, стремились избавиться от грехов, отягощавших их совесть, дабы смело предстать на Страшном Суде. Однако наступил следующий век, не принеся с собой ничего сверхъестественного, кроме ставших уже привычными жестоких войн, неурожаев и распрей. Заступничество же Святого Иакова по-прежнему продолжало привлекать толпы страждущих со всей Европы, и этому в немалой степени способствовала поддержка со стороны церковных властей. В былые времена путь из Парижа в Сантьяго, расстояние между которыми 1 555 км, занимал 3-4 месяца В ПУТЕВОДИТЕЛЕ ПИЛИГРИМА, датируемом XII веком, описываются два главных маршрута в Сантьяго-де-Компостела. Один из них проходил по северной Испании, через Пиренеи- он наиболее известен как Camino de Santiago (дорога Святого Иакова), второй путь- это так называемая Camino Francs (французская дорога), которой пользовались в основном французы. В наши дни от паломников уже не требуется пройти всю дорогу пешком, главное- пройти пешком последние 100 километров или проехать на велосипеде последние 250-300 километров. И чем больше, тем лучше. В начале XII века трудами архиепископа Диего Гелфресо (1110-1140 годы) Сантьяго-де-Компостела стал наряду с Иерусалимом и Римом одним из обязательных мест посещения христианских паломников. В это же время появился труд под названием Historia Compostellana, в котором пересказывалась легенда о евангелической проповеди Иакова в Испании, о его мученической смерти и о прибытии останков святого на лодке в Испанию. Для облегчения путешествия благочестивых странников был создан так называемый ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПИЛИГРИМА, в котором указывались города, через которые было удобнее добраться до места, наиболее безопасные дороги, церкви, в которых можно было помолиться о помощи в дальнейшем странствии, и монастырские гостиницы, где усталый путник мог обрести временное отдохновение. По существу, это был вообще самый первый путеводитель для паломников и путешественников в мире. Этот ПУТЕВОДИТЕЛЬ был включен в так называемый Кодекс Каллиста, приписываемый Папе Каллисту II (1119-1124- годы его понтификата). Одна из четырех сохранившихся версий Кодекса, и по сей день находящаяся в архивах Собора Сантьяго-де-Компостела, состоит из 5 книг. Первая включает гимны и литургические песнопения, посвященные Святому Иакову, вторая описывает чудеса, дарованные апостолом, третья- его жизнь и мученичество, четвертая содержит историю о Роланде и Карле Великом, связанную с паломничеством, а последняя, собственно, является вышеупомянутым ПУТЕВОДИТЕЛЕМ. Современные ученые считают датой его создания 30-40-е годы XII века, связывая с именем французского священнослужителя из Пуату- Эймерикуса Пико, который совершил путешествие в Сантьяго, будучи сопроводителем знатной дамы по имени Герберга. Еще с давних времен в Сантьяго существует обычай отмечать 25 июля (по новому стилю)- день памяти Иакова Зеведеева (у православных- 13 мая, ВП). Когда он выпадает на воскресенье, католическая церковь отмечает Год Иакова, или Год Юбилея. В ТАКОЙ ГОД ХРИСТИАНАМ, ПОСЕТИВШИМ С БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ МОЩИ АПОСТОЛА, ДАРУЕТСЯ ПОЛНОЕ ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ. Традиция Очищающего Юбилея была заимствована христианскими теологами из Ветхого Завета. Исидор Севильский (испанский церковный деятель и писатель) называл Юбилей ГОДОМ ПРОЩЕНИЯ ГРЕХОВ. Впервые полное отпущение всех грехов было предложено Церковью в 1095 году для пилигримов, отправлявшихся в Святую Землю, в случае их внезапной смерти. В XI веке подобное прощение предлагалось и всем тем, кто пожелает принять участие в Реконкисте (отвоевание Испании у арабов), и паломникам, совершившим особенно сложные и опасные путешествия ради поклонения святым гробницам. В те времена страстное желание испанцев отвоевать свою землю у мавров было настолько сильно, что Римский Папа даже запретил испанским христианам принимать участие в Крестовом походе на Иерусалим, мотивируя это тем, что им гораздо важнее изгнать неверных с собственной территории. Святой Иаков в этой затяжной и кровавой войне неизменно оказывал испанским войскам духовную поддержку. Его именем был назван военно-религиозный Орден, сыгравший немаловажную роль в Реконкисте. Традиционным геральдическим знаком рыцарского Ордена стал красный крест в виде клинков и двустворчатая раковина- символ Святого Иакова. Основанный в Леоне Орден Святого Иакова Компостельского получил свой первый статут в 1171 году от кардинала Ясинто (впоследствии ставшего Папой Целестином III), в то время Папского легата в Испании. Под его знамена очень быстро собралось множество сторонников. Конечно, не последнюю роль в этом сыграло имя святого защитника Испании, хотя желающих вступить в Орден несомненно привлекал и принятый рыцарями Сантьяго устав Блаженного Августина, гораздо более мягкий, чем другие действующие в то время рыцарские ордена Калатрава и Алькантра, существовавшие в условиях соблюдения строгого бенедиктинского свода правил. Рыцари Сантьяго, например, имели исключительное право вступать в брак, хотя все остальные военно-религиозные ордена требовали от своих членов соблюдения целибата (обета безбрачия). В задачи ордена Святого Иакова Компостельского, являвшегося олицетвореним силы и милосердия, входила защита дорог, по которым шли пилигримы, а также строительство и охрана монастырских гостиниц, располагавшихся на этих дорогах. Официальная поддержка со стороны церкви и щедрость короля позволили Ордену быстро умножить свои земельные владения, которые стали простираться далеко за пределы Испании и по площади равнялись совместным владениям орденов Калатрава и Алькантра. Первым Великим магистром Ордена был Педро Фернандес де Фуэнте Эскалада (умер в 1184 году), затем Орден возглавляли еще 39 магистров, пока в 1499 году Папа, руководствуясь политическими соображеними, не передал право на единоличное управление всеми испанскими орденами, в том числе и Сантьяго, Фердинанду Католическому. На протяжении многих столетий Орден неизменно предоставлял пилигримам надежный приют, обеспечивая их безопасность. Но ни мусульманские разбойники, ни местные воры и бродяги не являлись для благочестивых христиан столь уж серьезной угрозой, гораздо опаснее и разрушительнее были разногласия, раздиравшие саму Церковь. В итоге налицо был упадок веры, нанесший главный удар католическому культу мощей и их благодатной силе. Реформация и Просвещение только подтвердили сомнения в незыблемости спасительной силы этой традиции. Масла в огонь подливало также и то обстоятельство, что, согласно другому варианту легенды о Святом Иакове, церковь Сен-Сатурнен, находящаяся во французском городе Тулузе, также заявляла о том, что именно в ней находятся останки апостола. Все меньше паломников стремилось в Галисию, дабы исполнить долг благочестия. В 1884 году Папе Льву XIII пришлось издать специальную Буллу, подтверждающую подлинность испанских мощей Иакова. Но и после этого лишь единицы христиан, вдохновленных высокими духовными целями, решались пройти весь путь от начала до конца. Только столетие спустя, в конце XX века, собор в Сантьяго-де-Компостела вновь привлек внимание католических паломников. По прибытии в город они предъявляют в соборе специальный документ credencial (паспорт пилигрима, действующий еще со времен Средневековья) с отметками, сделанными в находящихся на пути церковных пунктах, после чего получают написанный на латыни Сертификат Компостелы. При этом путешественнику нужно дать чистосердечный ответ на вопрос церковных властей о том, с какими намерениями он отправлялся в путь, и если его помыслы не соответствуют благочестию, то тогда ему выдается совсем иной тип документа. В 1999 году Сертификат Компостелы получили более 150 000 паломников. Этот год был Святым, или Юбилейным, годом Святого Иакова, наступающим с периодичностью в 6, 5, 6, 11 лет. Следующие ближайшие Юбилейные годы Святого Иакова- 2004, 2010, 2021, 2027-й. И все же получение Сертификата, или полного отпущения грехов, отнюдь не является конечной целью подлинного паломничества. Главное для истинного христианина- это использование полученного благословения для совершения добрых дел и оказания бескорыстной помощи ближнему. Иначе слова, сказанные апостолом Иаковом почти 2 000 лет назад: -Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва- (Иаков 2. 26), станут просто пустым звуком. НИНА БЕДНАР http://www.vokrugsveta.ru/vsuser.exe/viewarticle?id=1239 ИЕРОМОНАХ АРСЕНИЙ РАССКАЗЫВАЕТ ИЗ ИСПАНИИ Жить в Испании и не пройти знаменитым на весь мир Путем апостола Иакова- непростительно. Лето- в Галисии оно, как и на всем северном побережье Пиренейского полуострова, весьма прохладное- лучшее время для исполнения такого желания. Получив в столичном Обществе друзей Пути апостола Иакова маршрутный лист, бросив в тощие рюкзаки дождевики и кое-что из одежды, жарким мадридским вечером мы, трое новоявленных столичных паломников, втиснулись в узкий и душный, с трехъярусными полками вагон пассажирского поезда Мадрид-Ферроль. Ночные поезда в Испании, как, впрочем, и везде в Европе, ужасны. Кто путешествовал таким способом, знает, насколько просторней и удобней российские спальные вагоны. Ну ничего, до 5 утра как-нибудь перетерпим, всунувшись в эти прокрустовы щели, а утром- Саррия, маленькая галисийская станция, отправной пункт нашего паломнического маршрута. Весь этот, с XI века существующий путь протянулся более чем на 700 километров. Начинается он во французских Пиренеях, а заканчивается в Сантьяго-де-Компостела, на самом краю Европы. По недостатку времени и сил мы дерзнули осилить лишь последний участок Пути протяженностью 111 километров. От этой самой Саррии до Сантьяго. Что ж, и это неплохо, прошагать чуть ли не всю Галисию. Итак, полные сил и воодушевления, глотнув кофейку в вокзальном буфете, не пошли, а буквально ринулись, ломанулись мы, скоро удаляясь от станционных гудков и прочей ненавистной цивилизации в сторону мрачного, но такого вожделенного леса. Скоро начало светать, и можно было больше не чиркать зажигалкой, чтоб разглядеть на придорожных валунах желтые стрелки, указывающие направление. Этими стрелками отмечен весь маршрут, от самой Франции. Пилигрим встречает их на всех развилках лесных и полевых троп и дорог, так что не заблудишься. Эти стрелки давно стали символом Пути, а футболки и кепки с их изображением- предметом наживы местных мануфактурщиков. Рассвело, и открылся чудный вид. Тропа через лес вывела нас на холмистые поля, изредка перемежающиеся перелесками. Наша извилистая дорожка взбирается на одну из вершин таких холмов. Открывается простор, в чем-то напоминающий наше русское раздолье, какие-нибудь Северные Увалы на Костромщине. Березы, встречающиеся там и сям, дополняют такое впечатление. Редкие деревушки с колоритными неторопливыми селянами, говорящими на своем причудливом галисийском языке, с овечьими загонами, обнесенными оградами из необтесанных камней. Поля, усаженные кукурузой и подсолнечником. Стоящие на сваях, большие и малые, каменные и дощатые причудливые ДОМИКИ, этакие избушки на курьих ножках. Это знаменитые местные зернохранилища, своего рода символ Галисии. Да, это не Кастилия. Другой народ, другая культура. Тропка приводит нас к лесному кафе, поставленному, видимо, ради таких как мы паломников. Несколько странников- первые встретившиеся нам попутчики- уже притулили к забору огромные рюкзаки, сидят за столиком, пьют свой вечный кофе. По всему видно, что они бывалые, не чета нам. Вырезанные в кроссовках и горных ботах дырки на носках, истертые верхи дорожных посохов, загорелые и обветренные лица. Мы заказали чаю, разговорились. Оказалось, это немцы, шагающие уже второй месяц, идущие от самого начала Пути. Особенно запомнился один из них- высокий, лет шестидесяти с совершенно седой, подровненной по краям бородой, но совершенно безусый человек. Чем-то он напоминал морского капитана, какого-нибудь Кука, съеденного папуасами. К счастью, добрый и христианнейший народ галисийцы нас не собирались есть, а напротив, готовы были радушно угощать чем Бог послал. Прошагав километров двадцать пять, дошли до реки Минью, довольно крупной для здешних мест. В нижнем течении Минью служит границей между Испанией и Португалией, до самого своего впадения в Атлантический океан. Перешли по каменному автодорожному мосту на другой берег- условное место встречи с теми, кто по уговору должен к нам здесь присоединиться. Это трое наших прихожан из Южной Португалии. В полдень мы и встретились, и весь наш дальнейший путь проделали вшестером. Деревня на берегу Минью звалась Портамарина. В ней нам и предстояло заночевать. Следует заметить, что вдоль всего Пути специально для паломников построены бесплатные ночлежки, вполне сносные, даже с душевыми, с бесплатными медпунктами. На двухъярусных лежаках имеются матрацы и подушки, правда, без белья. Да оно и не к чему суровым скитальцам. Набивается в такие ночлежки по несколько десятков, а то и сотен человек. Кого только не встретишь- французы, итальянцы, немцы, австрийцы, даже кубинцы. Ну и, конечно же, испанцы. Устроившись в такой казарме-гостинице, отправляемся в ресторан. Вдоль Пути, на всех остановках- рестораны для паломников, с так называемым МЕНЮ ПИЛИГРИМА. Очень дешево и вкусно. Особенно вкусны щи из свежей капусты, которые здесь почему-то называют галисийским бульоном. После обеда трое из нас идут спать, а трое- на реку. В такой реке нельзя не искупаться. Переплываем ее туда и назад. Возвращаемся, отдыхаем, вечером ужинаем и спать. В половине шестого- подъем и снова в путь. Идти надо только до обеда, когда прохладно. Хотя в Галисии и не бывает жары, но, когда солнце выходит из-за вечных галисийских туч, все же припекает. Первые полчаса идти трудно, боль в мышцах. Потом она проходит и тогда надо войти в ритм и уже не останавливаться до самой очередной ночлежки. Главное, чтоб не было мозолей. Для этого нужна не только подходящая обувь, но и две пары носков- тонкие, облегающие ступню и поверх их еще толстые, зимние. Тогда мозоли не появятся. Так и прошагали мы свои 111 километров, потратив на это пять дней. Сколько интересных людей встречалось нам в дороге (чего стоит один дедушка англичанин, совершающий паломничество верхом на осле из самой своей Англии), какие леса и поля открывались нам, сколько много мы узнали о галисийской деревне- всего этого не охватишь в небольшой газетной зарисовке. На пятый день мы достигли своей цели- собора святого апостола Иакова в городе, носящем его имя. Помолились на специальной паломнической службе, получили свидетельства пилигрима (на латыни!), побродили по этому городу паломников. И вернулись восвояси, в городскую круговерть. Первое желание, которое у всех нас возникло, едва мы достигли цели маршрута- проделать такой паломнический путь вновь. Только вот не решили- на велосипедах из Порту или на плоту по Минью. Важен был сам процесс паломничества, само шествование, во время которого начинаешь вдруг понимать, что вся жизнь- это путь, что на земле мы странники и пилигримы. иеромонах Арсений (СОКОЛОВ), Camino de Santiago - Madrid, 2002. http://enisey.wallst.ru/php4/news/archnew.phtml?id=2357&idnew=12206&start=12 НА ДОРОГЕ ИАКОВА НОВЫЙ РЕКОРД В июне 2004 года испанские велосипедисты установили своеобразный рекорд, путешествуя по дороге Иакова. Проведя специальные тренировки, члены клуба Ciclista Castreno из городка Castro Urdiales отправились в путь. Выехало 7 человек, но с трудностями дороги справилось только пятеро. Виной всему был крепкий встречный ветер, ночная темнота (велосипедисты ехали круглые сутки) и постоянный горный профиль трассы. Тем не менее, велосипедисты преодолели расстояние в 655 километров за 33 часа. А учитывая то, что они сделали небольшой отдых, чистое время паломничества составило 30 часов 36 минут, что является новым рекордом Дороги. Спрашивается: нужно ли велопаломнику такая скорость, которая характерна для спортсменов-марафонцев? На первый взгляд кажется, что НЕТ. Но . . . оказывается, что ещё в Средние века паломники ходили к Святому Иакову ещё как быстро. Тогда велосипед ещё не изобрели, поэтому передвигались пешком. И часто бывало, что за день пилигримы преодолевали до 80 километров пути. Вот так! ВП. http://www.santiago-today.com/santiago_article.cfm?art_id=00068 ИЗ АРХИВА ВЕЛОПАЛОМНИЧЕСТВ ВЫЧЕГОДСКИЕ БЕРЕГА (часть вторая) ГЕРАСИМ М.С.: Помню, познакомился я с ним лет семь назад в таежном селе Усть-Нем в миссионерской поездке. Возглавлял нас благочинный о.Иоанн. В ту пору будущий иеромонах Герасим работал солистом сыктывкарской оперы, исполнял басовые партии. А в церковном хоре у о.Иоанна просто подрабатывал вместе с другими оперными певцами. Народ это был пока еще не воцерковленный, впрочем, как и я- недавний журналист молодежной газеты. После церковной службы (а совершалась она в спортзале устьнемской школы) пошли мы за угол покурить. Отправился с нами и будущий батюшка, за компанию. Стоим, дымим, отираем спинами стену школы, кругом окурки набросаны- излюбленное это место здешних охламонов. Вдруг раздается стук в окно. Поднимаем головы- из-за стекла смотрит на нас благочинный протоиерей. Мы так и застыли. . . А Герасим ужасно покраснел. Хотя что ему, он ведь просто так стоял, не курил. Но погрустнел Герасим, за нас переживает: ведь как нам должно быть сейчас стыдно и неловко. Страсть-то какая! Загасили мы окурки и преспокойненько пошли к акафисту, как с гуся вода. А Герасим идет- глаз не поднимает. . . Бывает же такое! Грешат одни, а совестятся другие, вместо них. Позже я не удивился, услышав, что бас сыктывкарской оперы принял постриг. Бывая в Ульяновском монастыре, не раз раскланивался с ним- и будто солнышком озарялись мрачные монастырские стены, так посветлело его лицо. Каково ему здесь приходится? Доводилось слышать, что трудное здесь житье: кругом неустроенность, бывшие уголовники, совсем не молитвенная атмосфера. А он вот все не гаснет, глаза так и лучатся тихим светом. Через несколько лет о.Герасим перешел в другую обитель, потом служил еще где-то. И оказался в конце концов в Усть-Выми- в самом святом месте Коми земли. Здесь он ныне как бы хранитель мощей святителей Герасима, Питирима и Ионы Великопермских, поскольку круглосуточно дежурит неподалеку в сторожке. Из всех построек на холме: Стефановская церковь, часовня над мощами и его небольшая келья. - Так безвылазно здесь и живете?- сочувствую ему. - Нет, почему же,- улыбается монах,- раз в неделю в Айкино езжу, в баню. Благословив нас, он идет за ключами, чтобы пустить в храм. Тем временем наши велосипеды обступила стайка местных ребятишек. Они частые гости у батюшки, некоторых из них он же и крестил. Исследуют на велосипедах переключатели скоростей, все-то им в диковинку. Герасим возвращается с ключами и пряниками для детишек. Вместе направляемся в Стефановскую церковь. Девочки Тамара и Юля просят у меня спичек, у них откуда-то в руках свечи появились. Помолившись в храме, идем в часовню - к святым епископам Великопермским. Прежде здесь над их мощами стоял красивый Благовещенский храм, но его разрушили при советской власти. А когда начали возводить часовню, то пригласили сюда археологов, чтобы в последний раз исследовать это место, пока не заложили фундамент. Сделали раскоп и наткнулись на останки первоначального, деревянного, храма. Мощи же раскапывать не стали, только удостоверились, что земные пласты не нарушены. А это значит, святые мощи лежат там целые и невредимые, никто из безбожников не посягал на святыню! Археологам помогали Наталья Петренко и мы с Игорем: по очереди читали акафист, потом брались за щеточки и лопаты. В земле попадалось множество больших кованых гвоздей, один из них я ПРИСВОИЛ, теперь это редакционная реликвия. В музей отдавать его не хочется, все-таки из святой земли взят. И это не преувеличение: земля, действительно, святая. Раньше, согласно летописям, люди издалека приходили, чтобы взять по горсточке этой землицы. Целительной она была- поднимала на ноги немощных. За часовней открывается замечательный вид на Вычегду и на соседний холм, где высится Михайло-Архангельский храм. Рядом с ним- деревянная часовня-красавица, перевезенная из родной деревни главой местной администрации. Тут же поднялся новый братский корпус с маковкой и крестом, домовой церковью. Все это стоит на историческом месте: здесь св. Стефан срубил прокудливую березу и поставил храм во имя архангела Михаила, здесь была первая на Коми земле монашеская обитель. Нынешним летом монахи переселятся сюда уже на постоянное жительство, и строительство продолжится: в планах - возведение крепостной ограды с башенками и звонницей. За чаем в сторожке спрашиваю у отца Герасима, откуда у монахов средства на строительство? - Люди добрые дают,- отвечает,- иных средств пока нет. А пожертвования собирают матушка Уриила, мантийная монахиня, и инокиня Варахиила. Два ангела у нас в монастыре. Варахиила ездит по всей России, можно сказать, живет в поездах. Там людям и про веру, и про Стефана, про нашу обитель рассказывает. - Она из местных? - Варахиила-то? Нет, случайно все вышло. Когда-то здесь инок Гедеон служил, потом в другое место переехал. А она- его мать. Ей понравилось тут, хочет мантию принять и поселиться в Усть-Выми, у монастыря. Здесь хорошо. . . - А вам-то как хорошо!- вдруг приходит на ум. Мол, из всех отцов Герасимов ему больше всех повезло: живет прямо под крылышком своего небесного покровителя. - Так нас всего двое, Герасимов, в епархии,- отвечает. - А Ион, интересно, сколько? - Их, поди, уже трое: недавно еще одного рукоположили. - А Питиримов? - Питирим у нас один. Епископ. Игорь остался чаевничать, а я вышел посмотреть велосипеды. Дети еще тут, хотя уже поздно, домой бы пора. Один из мальчишек задирает Тамару, слышу матерное слово. - Как тебе не стыдно! Тут же святое место!- набрасываюсь на него. - Что это у вас происходит?- появляется на крыльце Герасим. - Вот, матюгается,- жалуюсь. Герасим как-то растерялся: - Может быть, вам послышалось? Он вообще-то хороший мальчик. . . - Нет, точно,- говорю,- матюгался. Герасим. . . покраснел и сник, не зная, что сказать. . . И вдруг я почувствовал, что не мальчишку обвиняю, а его, Герасима. Вот ведь как обернулось! И в самом деле, чего это я на мальчишку набросился? Сам грешник старый. . . И сразу вспомнился мне тот случай в Усть-Неме, когда Герасим заместо нас краснел. Сколько лет прошло, а он все тот же. И слава Богу. Иногда, бывает, задумаешься: зачем хорошие люди в монастырь идут? Если ты добрый, совестливый, живешь по заповедям, то к чему тебе мир оставлять? Это нерадивым в монастыре место- пусть там добродетелям учатся. На первый взгляд, здравая мысль. Но только чушь это полная! Плохой человек и после пострига будет плохим, лишь подрясником прикроется, нельзя его этак чохом, НА ВЫРОСТ в ангельский чин принимать. А хорошему человеку ангельский чин откроет большую дорогу- стать еще лучше, добродетельней. Другими словами, в монастыре ничего нельзя приобрести, а можно только приумножить. Или потерять. . . А если нет ничего за душой, то зачем туда идти? Впрочем, это так, рассуждение. На самом деле в жизни всякое бывает, то уму нашему неведомо. Продолжение следует http://www.vera.mrezha.ru/342/4.htm ОБЪЯВЛЕНИЕ ОБ ИЗОБРЕТЕНИИ Уважаемый Алексей. С большим интересом прочитал сообщения в Вашей рассылке.По поводу идей. Я изобрел универсальную зонт-палатку, рюкзак,спальный мешок,лодку и обтекатель для велосипеда.Он весит -3кг.Собирается за -3мин. Имеет форму луковицы диаметром -1,5 м.В любой мастерской ,имея необходимые инструменты и приспособления,велококон можно изготовить за 1 день.Если сложить стоимость всех вещей которые он способен заменить то его цена в три раза меньше. С Вашей помощью мне было бы интересно найти заказ на изготовление не менее 100 шт. велококонов. С уважением,Юрий Капля. ПОСЛЕСЛОВИЕ к РАССЫЛКЕ Надеюсь, что эта вторая рассылка ВелоПаломник дала Вам новую пищу для размышления. Очень хочется, чтобы у каждого из Вас появилась своя ВЕЛОПАЛОМНИЧЕСКАЯ ДОРОГА, о которой можно и нужно написать здесь, в рассылке. И не стоит откладывать это дело на завтра, а тем более- на следующую неделю, месяц, год. . . Ждём сообщений. Редактор Алексей Потупин a@palomnik.org
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: religion.velo |
Отписаться |
В избранное | ||