Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Велопаломник 1


Информационный Канал Subscribe.Ru

ХРИСТИАНСКАЯ ВЕЛОСИПЕДНАЯ РАССЫЛКА

ВелоПаломник, выпуск 1, август 2004

Подписчиков: 98

ОТ РЕДАКТОРА

Дорогие и многоуважаемые подписчики рассылки, братья и сестры, сегодня у нас
маленькое событие-  открытие новой велосипедной рассылки. К ней я шёл целый год.
Дело в том, что уже более года производится рассылка Велосипедизм, в которой
до сих пор составной частью входили материалы, отражающие современную историю
велосипедного паломничества. А история эта настолько короткая и информации было
настолько мало, что не представлялось необходимыми открывать специальную рассылку.

И вот положение несколько изменилось. Не прошли наши КАПЛИ даром, камень стал
поддаваться и  более-менее регулярно в общевелосипедную рассылку стали поступать
велопаломнические новости. Это привело к тому, что часть подписчиков и читателей
рассылки Велосипедизм стала раздражаться по поводу РЕЛИГИОЗНОГО содержания светской
рассылки и требовать, чтобы данная информация не печаталась. Это с одной стороны.
С другой стороны, насколько мне известно, за последнее время в русскоязычном
мире появилось как минимум четыре клуба, регулярно проводящих велосипедные путешествия-паломничества
и для которых тема велопаломничества очень близка.

Не буду скрывать их названия: в Петрозаводске возник велоклуб КОЛЕСО, который
наряду со светскими велопробегами стал проводить паломнические велопутешествия.
В Североморске заработал детский клуб ПИЛИГРИМЫ, правда, в последнее время всё
более и более откатывающийся к путешествиям светского характера. И это можно
понять, зная, в каком мире мы живём и как бывает трудно плыть против течения.
В С.-Петербурге заработал велопаломнический клуб САМОКАТЪ и здесь даже есть свой
 велобатюшка. И, наконец, в этом году у меня в Дюссельдорфе при церкви Покрова
Пресвятой Богородицы заработал клуб велопаломников во имя святого апостола Иакова
Зеведеева, проведено несколько велопаломничеств и планируется совершать их ежемесячно
и круглогодично.

Кроме клубов по странам русскоязычного мира ездят в дальние и ближние паломнические
велопутешествия отдельные верующие люди. Всем известен своими дальними паломничествами
знаменитый велопутешественник их Находки Павел Конюхов. Есть велопаломники в
русской старообрядческой церкви Риги, путешествуют на велосипедах православные
в Пензенской области и Коми крае.

Ясно, что при таком положении дел специальная рассылка стала необходимость. Она
позволяет объединить нас в единое целое и не чувствовать свою оторванность от
себе подобных. А теперь о новостях.


НОВОСТИ ВелоПаломничества


МОНАХ ЛУКИАН ПРИБЫЛ В ТИХВИН

9 июля 2004. Вместе с изумительной новостью о том, что чудотворная Тихвинская
икона прибыла на вечное хранение в городок Тихвин Ленинградской области, прибыло
и сообщение о том, что мимо этого события не смог пройти и знаменитый монах Лукиан
из Зеленецкого монастыря в Кабардино-Балкарии.

Монах Лукиан известен тем, что часто паломничает на велосипеде по России. Своим
ходом добирался с Северного Кавказа до Санкт-Петербурга и возвращался также назад.
В Чечне он известен многим военным и гражданским, так как является частым гостем
в военных частях.

Вот и на этот раз он получил благословение своего монастырского начальства и
добрался своим ходом в Тихвин. Правда, на этот раз был использован не только
велосипед, но часть пути пришлось пролететь на самолёте, а ещё одну часть пройти
пешком. Старенький велосипед всегда находится при монахе во всех его паломничествах
и странствованиях.
По http://www.tvc.ru/v2/news/id/70302007870000.html 


БЕЛОРУССКИЕ КАТОЛИКИ ЕЗДИЛИ В БУДСЛАВ

Белорусские католики совершили многодневное паломничество к будславской святыне
на велосипедах, сообщило Интерфакс со ссылкой на настоятеля минского прихода
Святой Елены и Сымона Владислава Завальнюка.

По его словам, около 50 верующих от церкви отправились в паломничество к Будславской
иконе Божией Матери, которая находится в Мядельском районе Минской области. Постепенно
к этой группе присоединились и другие паломники на велосипедах со всей республики.

По словам священника, на торжества по случаю 500-летия Будслава, где находится
главная белорусская католическая святыня, со всей страны приехало около 50 тысяч
паломников, а также верующие из Москвы и Санкт-Петербурга. 
По http://www.agnuz.info/?year=2004&mounth1=June&day=29&files=r11.txt&yr=2004&mr=6&cit=1



ОБЩИЙ ПУТЬ- ОТ ЛАВРЫ К ЛАВРЕ

Санкт-Петербург, 28 июля 2004 г. Члены велоклубов Петербурга и активисты молодежного
отдела Санкт-Петербургской митрополии в составе восьми человек отправились 26
июля на поезде в Киев, чтобы принять участие в многодневном велопаломничестве
из Киево-Печерской в Троице-Сергиеву лавру. Ядро паломничества составили члены
велоклуба САМОКАТЪ, который уже в течение года действует при храме святых апостолов
Петра и Павла в РГПУ им. Герцена, сообщает Благовест-инфо.

Путешествие протяженностью 1200 километров началось 28 июля и свяжет Киево-Печерскую
лавру в Киеве и Троице-Сергиеву лавру в подмосковном Сергиевом Посаде. Группа
проедет по территории Украины, Белоруссии и России со списком Тихвинской иконы
Богородицы в знак ее возвращения в Россию. Кроме Киева и Сергиева Посада участники
велопаломничества посетят Чернигов, Могилев, Витебск, Смоленск, Вязьму и Звенигород.
По ходу следования они намерены посещать монастыри, храмы и другие святые места,
знакомиться с молодежными организациями и велоклубами Белоруссии и Украины. Паломники
будут распространять духовно-просветительскую литературу.

Велопаломничество ОТ ЛАВРЫ К ЛАВРЕ проходит в рамках проекта ОБЩИЙ ПУТЬ- ОДИГИТРИЯ.
5 августа паломники присоединятся к международному славянскому крестному ходу,
который отправится из Витебска в Смоленск накануне праздника Смоленской иконы
Божией Матери. Накануне паломничества была проведена маршрутно-квалификационная
комиссия, в ходе которой были проверены физические силы желающих принять участие
в велопаломничестве. Тем не менее организаторы акции подчеркивают, что СТАТЬ
УЧАСТНИКОМ ПУТЕШЕСТВИЯ МОЖНО НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ. Паломники прибудут в Сергиев Посад
13 августа, после чего планируют вернуться в Петербург на поезде.

Велопаломничество возглавит руководитель молодежного отдела Санкт-Петербургской
Епархии, священник Артемий Скрипкин.
www.trilistnik.front.ru 
http://www.stezi.ru/index.php?id=odigitria 
http://pravoslavie.ru/cgi-bin/news.cgi?item=2r040728133017  


КАТОЛИЧЕСКИЙ АРХИЕПИСКОП ОБЪЕДЕТ СВОЮ ЕПАРХИЮ НА ВЕЛОСИПЕДЕ

20 июля 2004. Глава католического архидиоцеза английского города Бирмингем архиепископ
Винсент Николс планирует проехать около 380 километров по дорогам своей епархии,
сообщает Благовест-инфо со ссылкой на CNS. Цель акции, в которой помимо прелата
примут участие еще 50 велосипедистов,- сбор средств для епархиальной молодежной
программы.

В велопробеге, стартующем 19 июля, принимают участие самые разные люди- молодые
и старые, священники, монахи и миряне, мужчины и женщины,- заявил 58-летний архиепископ
Николс, перенесший два года назад сложную операцию на бедре. - Все это в целом
напоминает Церковь, - постоянное движение, немного хаотичное, и часто приходится
ждать, пока другие догонят тебя для того, чтобы оставаться вместе.-

На своем пути участники пробега остановятся в нескольких местах Бирмингемской
епархии, включая два англиканских собора- в Личфилде и Вустере.

Прелат долго готовился к предстоящему марафону: 

- 60 миль в день (около 100 километров)- это звучит немного пугающе, но что это
по сравнению с Тур-де Франс,- говорит архиепископ Николс.- Епископы всегда уделяют
много времени путешествиям вдоль и поперек по своим епархиям, это можно делать
и на велосипеде,- заявил прелат.- Я надеюсь встретить как можно больше людей
в своем путешествии, особенно молодежь. И я смогу по-новому увидеть свою епархию.-
http://jesuschrist.ru/news/2004/07/20/6543 
http://www.newsru.com/religy/20jul2004/velo.html 


ВЕЛОПРОБЕГ ВАССЕНБЕРГ- ПСКОВ

Участники благотворительного велопробега Вассенберг- Псков, стартовавшего 17
июля, планируют проехать более 2,5 тысяч километров. Как сообщил корреспонденту
ПАИ директор Псковского центра лечебной педагогики Андрей Царёв, этот велопробег
организован в помощь детям-инвалидам города Пскова, и благодаря ему на специальный
счет в Германии уже поступило 10 000 евро.

За первые 2 дня участники прошли, как и было запланировано, 300 километров. Первые
10 километров до Вегберга велосипедистов сопровождали 70 добровольцев.

В велопробеге участвуют 7 человек среди них почётный гражданин города Пскова,
гражданин Германии Клаус Эберль, члены церковного совета общины Вассенберга,
советник земельного церковного управления Вернер Брюммер из Дюссельдорфа, а также
два жителя Пскова- руководитель церковного хора Любятовской православной церкви
Константин Попов и директор Центра лечебной педагогики для детей-инвалидов Андрей
Царёв.
http://informpskov.ru/society/14769.html 


ХАРЬКОВСКИЙ ТУРИСТ О СВЯТОГОРСКОЙ УСПЕНСКОЙ ЛАВРЕ

Святогорский Успенский монастырь является одним из древнейших монастырей Православной
Руси. Из архивных документов несомненно известно, что до начала строительства
первых наземных храмов в XVII-м веке, весь монастырь был сосредоточен в пещерах,
внутри меловой скалы. Предроложительно там уже находился главный Успенский пещерный
храм, утерянный впоследствие в результате обвала. Время основания обители уже
в XVII-м веке было неизвестно, однако, сохранившиеся исторические литературные
памятники и сравнительный анализ архитекруры и традиций различных пещерных мотнастырей
дают возможность относить время возникновения обители к VIII- IX векам, а ее
основателями считать византийских иноков, иконопочитателей с христианского востока.

В VIII веке в Византии в Константинопольской Церкви вспыхнула иконоборческая
ересь. Вследствие гонения от еретиков-иконоборцев, пользовавшихся поддержкой
византийских императоров, многие православные убегали на окраины империй, скрываясь
от мучителей. Больше же всех пострадали же иноки, бывшие самыми ревностными почитателями
святых икон. Тогда опустели все византийский монастыри и иноки бежали в различные
страны: Южную Италию, Дунайскую Готию, Крым и на Кавказ. Когда гонение усилилось,
то православные иконопочитатели уходили по реке Дон и его притоку Северскому
Донцу далее на север: в Хазанию, причерноморские степи.

В Донецкой области - Святогорский монастырь, Изюмские пещеры(возможно, на месте
древнего пещерного монастыря), пещеры в Сватово, Гороховатке, Серебрянке и многие
другие отшельнические пещерки, расположенные по берегам реки Северского Донца.

Далее полезную информацию для велопаломничества советую прочесть по адресу
http://tourist.kharkov.ua/svyatogorsk.htm 


ВЕЛОСИПЕД В ДИВЕЕВО

Согласно пророчествам Дивеево должно стать городом, а женский монастырь- Лаврой.
Сейчас же обычная картина для Дивеева- монахиня на велосипеде, спешащая по своим
делам. Село большое, пешком не обойдешь, и велосипед- самое распространенное
здесь транспортное средство.
http://www.ng.ru/accent/2004-07-23/4_serafim.html 


ИНТЕРЕСНАЯ ФОТОГРАФИЯ

Весной этого года группа велопаломников из С.-Петербурга совершила дальнее паломничество
в окрестности Пскова. Здесь им удалось извлечь из местного краеведческого музея
легендарный велосипед путешественника Глеба Травина, на котором тот в далёких
20-30 годах прошлого века совершил уникальное велосипедное путешествие вдоль
границ бывшего СССР, протяжённостью 80 000 километров.

Так как с паломниками был православный батюшка, то сотрудники музея в виде исключения
дали разрешение группе для более близкого знакомства с этим велосипедом. На фотографии
и запечатлен момент, когда велопаломники примеряются к велосипеду Травина. Само
по себе это фото уникально и показывает, насколько изменилась жизнь в России.
Наверняка Глеб Травин и не предполагал, что его велосипед заинтересует православных
велосипедистов-паломников и что вообще такое может быть возможно. 

ВП.


ПО ДОРОГЕ  АПОСТОЛА ИАКОВА ЗЕВЕДЕЕВА

С апреля 2004 года начались регулярные велосипедные паломничества в городе Дюссельдорф
в Германии. Их организовал иподиакон местного прихода Покрова Пресвятой Богородицы
(РПЦ МП) Алексей Потупин.

Первое паломничество организатор проехал в одиночку  в пограничном районе Германии
и Бельгии. Оказалось, что если внимательно смотреть, то везде можно найти не
только католические, но и православные святыни. Маршрут оказался сложным, горным
и за день было пройдено 132 километра.

Второй раз путь пролегал по Северо-Германской низменности недалеко от устья Рейна.
Всего 50 километров, поэтому приняло участие уже 5 человек, почти все прихожане
храма.

А вот с третьего велопаломничества начались регулярные исследования путей через
Германию к гробу апостола Иакова Зеведеева в Испанию. Тема эта благодатная, в
особенности если учесть, что после разделения церквей на католическую и православную,
восток Европы был практически отрезан от православных святынь Запада. И одной
их величайших святынь до сего дня являются мощи апостола Иакова. Нужно ещё добавить,
что католики с огромным почтением относятся к этой святыне и паломничество ко
гробу апостола Иакова является самым известным и излюбленным папломничеством
в Западной Европе. По одной только Германии  в направлении Испании проложено
до десятка ДОРОГ ИАКОВА. А сейчас пришло время их восстановления и реконструкции.


В последних двух велопаломничествах мы проехали по ДОРОГЕ Иакова из города Вупперталь
через Кёльн до небольшого городишки Хёрем. Везде эта тропа проложена в самых
красивых местах, везде она маркирована специальными знаками, так что заблудиться
было трудно, но ехать тяжело, ведь тропинка предназначена для паломников-пешеходов.
Везде много местных достопримечательностей, связанных с именем апостола Иакова.

Принято решение и в дальнейшем исследовать и изучать пути-дороги, ведущие в далёкую
Испанию и делать это регулярно и ежемесячно. А небольшой культурологический отчёт
о последнем велопаломничестве по ДОРОГЕ ИАКОВА можно посмотреть здесь
http://velostrana.de/report/17_07_2004.html 


ИЗ АРХИВА ВЕЛОПАЛОМНИЧЕСТВ

ВЫЧЕГОДСКИЕ БЕРЕГА

Каждое лето кто-нибудь из нашей редакции отправляется в путешествие- такая у
нас традиция сложилась. Это или пешее или велосипедное паломничество к святым
местам. Нынче мы решили добраться на велосипедах из Сыктывкара в Цилибу - к мощам
преподобного Димитрия Цилибинского, ближайшего ученика свт. Стефана Пермского.
Цилиба находится недалеко от Котласа, когда-то она была большим селением. Теперь
из всех построек здесь сохранилась только церковь с провалившейся крышей. Стоит
она посреди безлюдной тайги, на высоком холме, а внизу медленно-медленно несет
свои воды Вычегда...
     
Так получилось, что, отправившись поклониться ученику Стефана Пермского, мы проехали
на велосипедах, прошли пешком, а кое-где и проплыли по пути самого святителя.
Известно, что с миссионерской проповедью Стефан двигался от Котласа (в ту пору-
Пыраса) вверх по Вычегде по ее правому, высокому берегу. Селения, которые он
проходил, стоят и поныне. Каких удивительных людей мы встретили там! Путь наш
лежал не вверх, а вниз по реке, как бы вспять житийным стефанов-ским вехам -
и казалось, что мы глубже и глубже погружаемся в прошлое этой древней земли.
     
Многие встречи на этом пути, на первый взгляд, были случайны и как-то не вязались
с целью нашего паломничества. Но чувствовалось, что все тут одно к одному...
Так бывает, когда плывешь вниз по большой реке: берега раздвигаются, не видно
их, и уже не знаешь, где находишься, куда движешься, а, может, стоишь на месте.
Хотя где-то внутри сознаешь, что река несет тебя в нужную сторону- туда, где
она сливается с другой, более великой рекой и дальше с океаном. Так и эти СЛУЧАЙНЫЕ
встречи приближали нас к главному.
Забегая вперед, скажем, что посещением Цилибы путешествие не закончилось. А последний
его день подарил такую встречу, что весь проделанный путь вдруг предстал в неожиданном
свете. Отправившись вниз по Вычегде в Стефановское прошлое, очутились мы, так
сказать, в Стефановском настоящем. Впрочем, чего тут объяснять. В путь!

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

Из дневника М.Сизова: Два часа утра. В редакции. Посреди кабинета свалены на
полу консервные банки, спальные мешки, всякая мелочь. Я утрамбовываю рюкзак,
а Игорь все еще сидит за компьютером- доделывает газету. Странное чувство: будто
влезаем мы в авантюру, которая, мы уверены, должна закончиться благополучно.
В прошлые годы хотя бы день-два все-таки уделяли подготовке к этим своим дальним
походам- разбирали велосипеды, смазывали каждую деталь, тщательно составляли
содержимое рюкзаков, физически тренировались. А на этот раз... Достали велики
из кладовки, где они год стояли несмазанные, неезженные- и вперед! Откуда такая
беспечность?
          
Помолившись перед редакционными иконами (50-й псалом, МОЛИТВА ВОДИТЕЛЯ и др.),
отчаливаем. На улице свежо, безлюдно. Едва миновали городскую черту, у моего
велосипеда отвалилась педаль. Всходило солнце, розовые полосы света упали на
асфальт, и в них, как лягушка, с мягким стуком прыгала педаль. Вот она успокоилась
и осталась валяться посреди шоссе. НАЧИНАЕМ СЫПАТЬСЯ, - с удивлением констатирует
во мне какой-то внутренний голос. Прикручиваю деталь на место и качу дальше.
          
Растопленный солнцем лес источает сладкие запахи. Мы несемся на полной скорости,
а кажется, что стоим на месте- и этот придорожный мир зелени и солнца сам стремительно
обволакивает нас. Игорь, оставив руль, раскинул руки в стороны, летит, будто
самолет. Грохнется? Нет, слава Богу...

Первый привал. Сидим на обочине, жуем хлеб с чесноком- для обострения внимательности
на дороге. Спать хочется. Игорь округляет глаза:- Что это?!- Над нашими головами
парит в небе домик с островерхой крышей. Установлен он на высоченной, с 16-этажный
дом, железной мачте- пожарная вышка, для охраны лесов. Игорь лезет туда. 

- Ну как, Усть-Вымь видна оттуда?- кричу ему. Усть-Вымь - первый ПУНКТ нашего
паломничества. Потом будут Жешарт, Гам, Яренск, Ирта, Цилиба... 

- Не-ет,- доносится сверху едва слышный голос,- кругом одни леса, тайга-а...-
     
Из дневника И.Иванова: Тайнородна и чудолика северная древность, точно птица
алконост с человечьим лицом и сердцем твари крылатой. Что было во времена святителя
Стефана Пермского- о том ныне не ищи подсказки- летописная правда смешалась с
вымыслом сказаний и легенд, которых у зырян о Стефане сложено немало, и потому
доверять можно только своей сердечной правде о былом, а загадки лучше разгадывать
там, где они возникли. На брегах Вычегды жил Стефан, здесь учил людей Христовой
правде, здесь поныне, как шесть веков назад, Вычегда несет свои болотные воды,-
сюда за ответами и надо ехать.
     
Есть такая загадка, на которую не нашел я ответа в книгах ученых мужей: отчего
крещальную свою миссию Стефан вел лишь по правому берегу Вычегды? Сельцо Усть-Вымь,
ставшее шесть веков назад владычным городком, стоит на правом берегу реки, и
Ульяново, где основал Стефан Троицкий монастырь,- тоже. И СЛЕПОЕ село Гам, где,
по легенде, встречали Стефана враждебно, и Вожем, где хранилась написанная святителем
чудо-творная икона...
     
Слышал на это от одного ЗНАТОКА древностей: учти, говорил он, за левое плечо
Стефан на беса дунул и плюнул, православные встарь всегда так поступали перед
путешествием, и по правому берегу пошел за Ангелом светлым... Оно и сгодилось
бы на безрыбье, такое истолкование, да только Стефан не с верховьев, а от Котласа,
в ту пору Пырасом именовавшемся, поднимался вверх по реке. А стало быть, по левую
руку у него был именно правый берег. Эх.
     
 ...Путаные догадки и мысли, наподобие этих, влетают в голову и вертятся в ней,
покуда не устал еще крутить педали, дорога накатывает пластом, а не скачет с
холма на угор, и еще столь пустынна, что в задумчивости можно без риска выкатить
на встречную полосу. Потом, когда солнце поднимается над деревьями и начинает
зноить, и жилы ног наливаются тяжестью, имя которой- молочная кислота,- тогда
логическая связность построений рассыпается и остается одно: радоваться лету,
неброской красоте северного леса, впитывать тонкие ароматы мхов и разбирать щебет
невидимых птиц. Вот эта усталая легкость радования миру Божьему, наверное, и
есть для меня настоящее паломничество. ...К 10 утра как-то незаметно доехали
до первого моста через Вычегду. Дальше за ним путь лежит все по тому правому
- СТЕФАНОВСКОМУ- берегу. Так будет до самой Ирты.

Половодье схлынуло давно, но река, словно чаша, налитая выше краев, все еще несла
студеные весенние воды, затопив острова и отмели. На берегу, близ моста, нашли
местечко и развели костер, повесили на мотырь котелок- кашу варить. Там и сям
кругом нас на сгнивших и упавших столбиках висели клочья проржавевшей колючей
проволоки. ОХРАННАЯ ЗОНА некогда стратегического моста через Вычегду. По поводу
проволоки и зашел у нас разговор- первый в этом паломничестве, О ГЛАВНОМ. Разговоры
эти- неспешные, с отступлениями в сторону и даже иногда незлобными спорами,-
наверное, такая же неотъемлемая часть русских паломничеств, как и созерцание
Божьей твари в траве, и ангельской гармонии вокруг, и кроткая молитва.
     
- Да этой колючки тут десятки километров, в пять рядов оборона- крепко плели,
по сию пору не сгнила, а острая, зараза, не дотронешься,- недовольничаю я.- Небось,
если всю эту проволоку по России собрать, металлургический гигант год на сырье
работать сможет. От кого охраняли? Какого врага-диверсанта готовились встретить?
Вот-вот, враг-то в нас самих оказался, сами все порушили безо всякого внешнего
супостата, изнутри себя съели. А теперь сидим на бобах... Ты заметил, что вот
уж часа три тут стоим, а по мосту ни одного поезда не прошло?..
     
- Порядок должен быть,- не разделил моей горячности Михаил.- Посторонним нечего
тут болтаться. Я вот родом с Беломорканала- там всюду колючая проволока. Дело
серьезное: достаточно взорвать один шлюз, и весь город Беломорск смоет волной.
     
- Да что эта проволока- помеха вражескому лазутчику? Ее для страха всюду вешали,
для внутреннего, так сказать, пользования. Чтоб народ православный во грехе держать!
Ведь для православного иной страх, кроме страха Божия- грех, а где грех, там
воли нет, там уныние и покорность...
     
- Это точно,- соглашается мой товарищ.- Хотя... Что такое страх Божий? Исполнение
Божьих заповедей? Но мы ведь должны исполнять также и человеческие законы, об
этом сказано в Евангелии. А народ у нас что? На столбе табличка прибита СТОЙ-
ОХРАНЯЕМАЯ ЗОНА! - а все равно туда прут. А там простреливаемый сектор, и поди
разбери, кто свой, а кто чужой. Какая уж тут охрана? Бардак один. Нет, без колючки
нам никак нельзя- именно вот для ВНУТРЕННЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ...
     
Поговорив так, легли мы прикорнуть в тени. Я долго выбирал место- расстелил лежак
подальше от ненавистной колючки, но спал недолго, и снилось плохое- а проснулся,
почувствовав боль в ребрах, и подсунул под бок руку. Выдернул- на ладони капелька
крови. Под лежаком нащупал острое жало- колючка от все той же проволоки. Сама
проволока невидимая, спряталась под дерном, а вот уколом отомстила, а может,
только напомнила о чем-то таком, о чем вслух лучше не говорить.
     
М.С.: Километр за километром. Велосипед пока еще не рассыпался. Мелькают красивые
виды, пригревает солнышко, покойно на душе. Игорь умчался куда-то вперед, и в
Вогваздино я интересуюсь у прохожего, не проезжал ли велосипедист с красным рюкзаком.
Да, говорит, проезжали двое с красными рюкзаками. И дает точный портрет Игоря
и еще кого-то, неизвестного мне. Будто бы рядышком ехали. Через несколько километров
догоняю товарища и спрашиваю про этого неизвестного спутника. Игорь удивляется...
Померещилось, что ли, вогваздинцу? А, может, и вправду кто-то едет рядом, невидимый
для нас. Ангел-хранитель?
     
Вот и Усть-Вымь. Миновав мост (второй и последний на нашем пути), въезжаем на
оживленные улочки, катим прямиком в Михайло-Архангельский монастырь. Жилой его
корпус находится в центре села. Это простая изба с огородом, обнесенная высоченным
забором. Рядом ПОДДАТЫЕ мужики играют в волейбол, хохочут и матерятся. Ищу дверь
в заборе. Она почему-то без ручки, закрыта изнутри на железный засов. Колочу
что есть силы, но никто не открывает. Не слышат, что ли? А может, думают, что
пьяные в очередной раз бузят? Отправляемся дальше- к устьвымским холмам, к древнему
Стефановому городищу, где стоят монастырские храмы.
     
И.И.: На одном из этих холмов высится Крест- появился он тут чуть более трех
лет назад на 600-летний юбилей св.Стефана и был освящен Святейшим Патриархом.
Сколько связано с ним воспоминаний! Тогда в Коми только-только была создана самостоятельная
епархия, повсюду начали открываться храмы и обители (только монастырей, не считая
подворий, теперь в Коми шесть), надежды интеллигенции, властей, жителей глубинки
были неопределенны, но ярки. Со смешанным чувством смотрю теперь на этот Крест:
инициатором его установки был человек, ныне уже не принадлежащий к Русской Православной
Церкви и публично выражающий сомнения в психическом здоровье того самого правящего
архиерея, который вручал ему церковную медаль. А вон, на другом холме- храм-часовня
над мощами святителей Пермских Герасима, Питирима и Ионы. Из итальянского кирпича
на свои средства построил его преуспевавший бизнесмен, местный уроженец (о нем
сообщает медная табличка, висящая одесную от входа), который, увы, так и не стал
православным, а теперь еще и уехал в дальние края не то за лучшей долей, не то
скрываясь от налоговой полиции...
     
В ту пору единственным священником здесь был отец Герасим, командированный из
Ульяновского монастыря,- давний наш знакомый еще по регентству в Сыктывкарском
Вознесенском соборе. С добродушным широкоскулым коми лицом, рыжебородый, он был
любимцем детей в местном интернате за свою простоту и сердечность, многих крестил,
и я помню, с каким уважением и теплотой рассказывали о нем воспитатели. Потом
его вернули в Ульяново, а в образованный здесь Михайло-Архангельский монастырь
назначили нового настоятеля...
     
И вот надо же, подъезжаем на велосипедах к часовне трех святителей, а из церковной
сторожки выходит он! Все такой же, с бородой, в потертом подряснике. Кажется,
тоже рад нашей встрече.

Продолжение следует
http://www.vera.mrezha.ru/342/4.htm 


ДИСКУССИОННАЯ ТЕМА

30 июля- 1 августа питерские велосипедисты решили провести вело-десант на остров
Валаам, как было уже и в предыдущие годы, но добавить к этому непосредственно
соревнования на острове. И из-за этого между ними развернулась острая дискуссия.
Привожу так, как она возникла на форуме ВелоПитера:

1. Кубок НЕ СПИ на Валааме 
Автор: Алексей (Stranger) <alstranger@hotbox.ru>
Дата: вт, 27 июл 2004, at 12:29 
Есть идея по реализации спринт-кросса под эгидой Кубка НЕ СПИ на острове Валаам.
Действо будет происходить во время байк-десанта на Валаам. Трасса
будет простой, доступной для начинающих. Все подробности будут в ближайшие дни.

2. Автор: Bulawka <bulawka@bulawka.ru>
Дата: вт, 27 июл 2004, at 1:33 
Ответ на: Алексей (Stranger) 
Есть мнение, что можно ОСНОВАТЕЛЬНО получить по башке от монахов, 
если не получить благословление от настоятелей и проч. Во время КАКОГО ИМЕННО
б/д?

3. Автор: Алексей (Stranger) <alstranger@hotbox.ru>
Дата: вт, 27 июл 2004, at 9:22 
Ответ на: Bulawka 
Насколько известно, сфера их влияния ограничена пределами монастыря. 
Благое дело делаем- не контрабанду перевозим.
Во время КАКОГО ИМЕННО б/д?
того, который будет через несколько дней - 30 июля - 1 августа.

4. Я против 
Автор: Дядя Федор <fedor_e@mail.ru>
Дата: вт, 27 июл 2004, at 11:34 
Ответ на: Алексей (Stranger) 
Идея мне не нравится. И я, как руководитель ближайшего байк-десанта, буду против.
Может формально сфера влияния монахов и не выходит за пределы монастырских построек
и скитов, но если РПЦ попросит, то власти непременно пойдут ей на встречу. Результатом
будет запрет на посещение острова с велосипедами. Соревнования надо проводить
там, где они уместны. Интересно бы было картографировать остров в виде спорт.карты-
но очевидно, что разрешение никто не даст.

5. Валаам- не место для вело-соревнований, имхо.
Автор: Cath <cath@hotbox.ru>
Дата: вт, 27 июл 2004, at 2:47 

6. хе, там же развернуться толком негде. . . 
Автор: Bited <bited@mail.ru>
Дата: вт, 27 июл 2004, at 4:40
Ответ на: Cath 
 . . .а на близлежащих стровах- только калечиться. Кстати- незабывайте, там еще
и военные есть. Они точно никого не пустят.

7. Вопрос решен 
Автор: Алексей (Stranger) <alstranger@hotbox.ru>
Дата: вт, 27 июл 2004, at 9:45
Ответ на: Я против (Дядя Федор): 
Соревнования будут проведены рядом с Валаамом- на острове Святого Сергия (Путсари).

8. как бы у монахов не родился новый способ послушания... 
Автор: Bited <bited@mail.ru>
Дата: ср, 28 июл 2004, at 12:24 
Ответ на: Алексей (Stranger):
 . . .строительство трасс для ВелоСоревнований всяких типов. . .

9. ВЫ гады! Эти места уникальны! Варвары! Вандалы! Да после вас там будет. .
 
Автор: В.Павлюк <terra@rukzak.ru>
Дата: ср, 28 июл 2004, at 11:46
Ответ на: Алексей (Stranger) 
ВЫ гады! Эти места уникальны! Варвары! Вандалы! Да после вас там будет изуродованное
на долгие годы место. 
НЕТ СЛОВ!!!!!! 
Да там заповедник делать надо, чтобы таких. . . . . . . не пускать 
Там и без вас . . . . . . .хватает. Одни случайно сжигают острова. А вы байками
будете гадить.
Есть же другие места. 
Спорт- это прекрасно, но не до такой же степени.
БАЙКИ ПРОЧЬ ОТ ПУТСАРИ, ВАЛААМА и других прекрасных мест.
Думать надо мозгом!

10. ОТВЕТ  
Автор: Алексей (Stranger) <alstranger@hotbox.ru>
Дата: чт, 29 июл 2004, at 9:57 
Ответ на: В.Павлюк:
Отвечу за себя. 
Думаю, что это не только мое мнение.

-ВЫ гады! Эти места уникальны! Варвары! Вандалы!-
Чушь. Гады- почему? Места уникальны- бесспорно. Варвары- почему? 
Вандалы- ничего разрушать мы не собираемся.

- Да после вас там будет изуродованное на долгие годы место.-
Опять ерунда. Я не был на байк-десантах. Но про изуродованное место после соревнований
говорить несерьезно. Трасса проходит по тропе вдоль берега- уродовать там никто
ничего не будет.

- Да там заповедник делать надо, чтобы таких . . . . . . .не пускать.-
Лучше обратите внимание на то, что творят некоторые властьпридержащие в заповедниках,
стройках и личных заповедниках на Карельском и т.п.
Или на них ПОКРИЧАТЬ не хочется - УРОВЕНЬ не тот.

- Там и без вас . . . . . . .хватает. Одни случайно сжигают острова. А вы байками
будете гадить.-
Логига ЖЕЛЕЗНАЯ. Это прямо как в походе Ильи Гуревича его ОХРАНА ЛЕСА остановила:-
Здесь в прошлом году оленя убили- а потом видели велосипедистов проезжающих.
 БАЙКАМИ ГАДИТЬ- тоже неплохая фраза. 
Гядят не байками и не байкеры- а праздношатающиеся, далекие от спорта люди.

- БАЙКИ ПРОЧЬ ОТ ПУТСАРИ, ВАЛААМА и других прекрасных мест.-
Что-то этот лозунг напоминает ...

На Валааме никто соревнования делать не будет. А прекрасные места от этого только
выиграют. Может быть- не БАЙКИ ПРОЧЬ, а БЫДЛО ПЬЯНОЕ ПРОЧЬ или ПРОДАЖНЫХ ЧИНОВНИКОВ
ПРОЧЬ. 
Тогда логичней звучало бы.

- Думать надо мозгом!-
Логично переадресовать вопрос обратно.

11. Кросс-кантри и байк-десант- разные вещи. Мы против соревнований!!! 
Автор: В.Павлюк <terra@rukzak.ru>
Дата: чт, 29 июл 2004, at 11:12 
Ответ на: Алексей (Stranger): 
В том то и дело, что с чиновниками и пьяным быдлом не договоришься. Масштаб действительно
не тот. Жаль, если и со спортсменами не договориться. Байк-десант и кросс-кантри-
разные вещи. Только слепой не видит, что остается после соревнований. Земля изрыта,
как плугом. В курсе мы, что там камень. Но мох растет не как трава, а как деревья.
Тропа широкая. Проехать можно. Но сороевноваться там - варварство и вандализм.
Были мы и на Путсари и на Валааме, и на многих других островах. Прекрасно понимаем
перспективку. После посещения места, человек не должен оставлять после себя.
. .  Удивительно, что это не понятно. Если не понимаете вы, то быдло с чиновниками
и подавно не поймут. Если вы это сделаете, вы встанете в один ряд с пьяным быдлом,
богатым быдлом, чиновниками. Мы были на Ладоге с того момента, как открыли погранзону.
И можем анализировать, что происходит. Надеемся, что Велопитерцы вас не поддержат.
Семейство Павлюков.

12. Солидарен с Фёдором 
Автор: Odisei <Odisei_2001@rambler.ru>
Дата: ср, 28 июл 2004, at 11:13
Ответ на: Дядя Федор.

13. Да это спецально, чтоб из сильных соперников никто не добрался и. . . золото
в кармане! 
Автор: chaika <chaika@qhome.ru>
Дата: вт, 27 июл 2004, at 5:47
Ответ на: Алексей (Stranger): 
У меня под окном на м. Большевиков отличнейшие трассы, и ездить никуда не надо!

14. а бодрит ли просто любителей КК стартовый взнос- не менее 1000 рупий (путевка
в десант)?  
Автор: Bited <bited@mail.ru>
Дата: вт, 27 июл 2004, at 6:27
Ответ на: chaika.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ

А на форуме Велосипедизм обсуждение этого вопроса приняло вполне конкретный и
дружелюбный характер и проходило следующим образом:

Автор: Вело Х
Я против спортивных мероприятий на Валааме (прочтений: 46)
Дата: 27.07.2004 14:41:49
Считаю желание провести байк-кросс на монашеском острове Валаам некорректным.
Прошу перенести в другое место.

Автор: Змей Гуревич
 Я против спортивных мероприятий на Валааме (прочтений: 53)
Дата: 27.07.2004 17:17:37
Я тоже против соревнований, но по другим причинам: люди едут не за тем. НО интересна
твоя мотивировка? Расскажи!

Автор: Вело Х
Я против спортивных мероприятий на Валааме (прочтений: 47)
Дата: 27.07.2004 20:15:00
Мне представляется, что трогать мир монахов совершенно противопоказано всем.
Этот особый мир одиночества и замкнутости на себе и своих мыслях о Боге. И постоянная
молитва не только за себя, но за весь мир. Поэтому любой шум, любая толкотня
и суета противоречат их внутреннему миру. Так исторически сложилось, что Валаам
уже давным давно стал как бы
принадлежать монастырю. И лучше в их мир, В ИХ МОНАСТЫРЬ со своим устовом не
лезть. Это плохо отразится в итоге и на монахах и на велосипедистах. Одни будут
подвергаться ненужной раздражительности и
отвлекаться, а другие будут на этом фоне выпендриваться и волей неволей возникнет
чувство вражды к тем, кто не живёт так, как они. Давайте оставим каждому своё:
велосипедистам- огромные пространства прекрасной северной земли, где дорог- ездить,
не переездить, а другим- их нетронутый мир и покой в их заповедной для души небольшой
территории. Давайте будем уважать людей. Прошу.

Автор: Змей Гуревич
Я против спортивных мероприятий на Валааме (прочтений: 45)
Дата: 27.07.2004 23:06:55
Вообще говоря- полностью согласен. Не место. С другой стороны, вопрос решился
сам собой- планируется заезд на острове Путсари. Это не Валаам, а просто по пути
с Валаама назад. Но у нас тут вокруг Валаама споры идут: что такое Валаам- остров
с монастырем, или остров вокруг монастыря. То есть Валаам довольно велик, и в
прессе постоянно спорят: должен ли он весь принадлежать монастырю, или должен
быть светским, но с монастырским угодьями. Сегодня мы имеем ситуацию которая
не красит ни жителей Валаама ни монахов острова. Монахи на свой счет строят дома
для Валаамского светского населения и добровольно-принудительно людей с острова
отселяют. А люди платят им ДОБРОМ. Это к теме нашей беседы не относится,
разумеется Валаам не место для соревнований. НО просто вот так к слову вспомнилась
проблема.

Автор: Вело Х
Я против спортивных мероприятий на Валааме (прочтений: 0)
Дата: 29.07.2004 16:04:31
Илья! Спасибо за ответ. Ну уж если проблемы возникают на более высоком уровне,
чем наш, то значит они действительно есть. Собственно говоря, чего хотят монахи?
Только одного: чтобы им не мешали. Собственность для монахов- понятие относительное.
Они живут братством и никому ЛИЧНО ничего не принадлежит. А вот за монастырь
они сильно беспокоятся. И если начали строить дома и отселять местное население
НА МАТЕРИК, значит есть в этом какая-то конфликтная ситуация. Ведь ничего не
происходит на пустом месте. Отселяются жители- значит это их устраивает вполне.
Обе стороны нашли компромисс, ну и хорошо. Я бы лично отдал весь остров монахам,
да кто меня послушает? Понимаю, что с светской точки зрения лучше всего сделать
здесь заповедник, но и эта идея непроходимая. Думаю, что в итоге кто-то один
должен быть хозяином острова, иначе конфликты будут постоянно. У каждой
группы населения свои интересы.

Автор: Алекс-Даос
Я против спортивных мероприятий на Валааме (прочтений: 33)
Дата: 28.07.2004 11:44:11
В принципе, если монаха можно вывести из молитвенного состояния всего-лишь проходящим
рядом спортивным безобразием- это ПЛОХОЙ МОНАХ. Хороший сможет остаться с Богом
и участвуя в гонке сам. В конце концов испытывать дух можно и на дистанции веломарафона
(знаю о монахах в Армении, что рукоприкладством занимаются, христиане-григореанцы,
это у них
духовная практика!), а не только повторяя в 1001 раз некую молитву.

Автор: Вело Х
Я против спортивных мероприятий на Валааме (прочтений: 0)
Дата: 29.07.2004 16:10:19
Ваш ответ меня не может удовлетворить. Не всё так просто с монашеством. Если
бы в действительности было, как вы пишете, то никто не стал бы уходить в глухие
места, подальше от людей. Вы смотрите на монахов, как на готовый продукт молитвы,
но на самом деле путь монаха- это путь вверх и никто из них не приходит на Валаам
уже в святом состоянии. И светское окружение мешает или лучше сказать, замедляет
путь монаха к совершенству. Поэтому и в
монастырях всё есть, в том числе и конфликты. Но это не главное и не это определяет
жизнь монахов. Наши северные монахи действительно нуждаются в изоляции от окружающей
общечеловеческой среды, у них своя жизнь и судьба. Наша задача- понять это и
не мешать. То есть от нас мало что требуется, только понимание и общечеловеческая
культура.


НЕОЖИДАННОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ

Петрозаводск, 28 июля 2004 г. Настоятель Валаамского монастыря игумен Панкратий
попросил главу Карелии Сергея Катанандова защитить святыню от вандализма неорганизованных
туристов. С этой целью во вторник игумен встретился с главой Карелии, передает
ИТАР-ТАСС.

Во время встречи подчеркивалось, что туристы, прибывающие на Валаамский архипелаг
ДИКАРЯМИ, наносят серьезный ущерб природе и облику этой православной святыни.
Особенно страдает береговая полоса, на которой незаконно вырубаются деревья и
кустарники, разводятся костры, замусориваются лесные массивы.

Валаам- одна из самых посещаемых туристических достопримечательностей Карелии.
За лето здесь бывает до 200 тысяч российских и зарубежных туристов, 70-80 процентов
из этого числа приезжает на Валаам организованно.

Правительство Карелии пообещало навести порядок в окрестностях монастыря, привлечь
к этому силы милиции и пожарных.
http://pravoslavie.ru/cgi-bin/news.cgi?item=2r040728163958 


ВЕЛОЭКСКУРСИЯ НА СОЛОВКИ

От редактора рассылки: помещаемая ниже тема имеет очень малое отношение к велосипедному
паломничеству, но сама по себе постановка светского вопроса о велопутешествии
по святым местам радует. А вдруг часть туристов что-то и поймёт на самом деле?
А может Господь достучится хотя бы до одного сердца байкера? Не век же праздно
шататься по городам и весям. Поэтому если кто из Вас и сам решит участвовать
в этом МЕРОПРИЯТИИ- то это будет весьма желательно. А теперь сам текст ПРИГЛАШЕНИЯ

Время проведения: 17 августа (вечер) - 22 августа 2004.

 . . .Все хорошие дела начинаются в пятницу. На худой конец- во вторник. Именно
во вторник 17 августа вечером, после работы группа байк десантников садится в
поезд Питер- Мурманск в 17.50 и не без удовольствия в нем едет до станции Кемь,
куда прибывает в среду утром. Из достопримечательностей Кеми можно отметить две:
деревянный трехшатровый Успенский собор построенный без единого гвоздя в 1714
году, и бурную порожистую реку Кемь. Десантники, пополнив запасы провианта, отправляются
в путь до поселка Рабочеостровска, (15 км), где садятся на десантный теплоход.
Конечно, это не корабль Велоцентра, а местный, но примерно такого же размера.

Путь до Соловков занимает примерно 3 часа. Первую часть пути корабль идет по
шхерам Белого моря. Вторую часть пути разумно посвятить перекусу, чтобы не тратить
на это время на берегу.

В 16 часов прибываем на Соловки и ставим лагерь на специальной поляне, отведенной
для палаток администрацией острова. Получив необходимые БЛАГОСЛОВЕНИЯ-РАЗРЕШЕНИЯ
отбываем в радиальный выезд 11 км в одну сторону на остров Большая Муксалма.
Наибольший интерес тут представляет рукотворная дамба, а также постройки Сергиевского
скита, а по дороге туда мы посетим бывший кирпичный завод, он же тюрьма, он же
школа юнг.

Вечером, по возвращению- праздничный ужин.

В четверг 19 августа нас ждет БОЛЬШАЯ СОЛОВЕЦКАЯ ПЕТЛЯ- мы на байках по грунтовым
дорогам (других на острове нет), объедем весь остров по периметру. Итак, БОЛЬШАЯ
СОЛОВЕЦКАЯ ПЕТЛЯ- 55км. Едем с осмотром: ботанического сада, Филипповских садков,
Секирной горы (78м), Савватиевского скита, рыбацких деревень Новососновое и Ребалда
(интересны не только постройки, но и занятия местных. Например, сбор и сушка
морской капусты). Финиш- 15 км по красивейшей дороге с десятками озер и мостов
(бывшей узкоколейке). В течение дня мы будем купаться в озерах и пройдем по берегу
Белого моря, где кроме птиц, зайцев и тюленей не встретим ни одной живой души.

В пятницу 20 августа вновь большая программа. На этот раз мы отправимся на СОЛОВКИ
СОЛОВКОВ, как частенько говорят местные об острове Анзерский. Почему? Потому,
что на этом острове еще меньше народа, еще более красивые пейзажи, и довольно
интересные постройки. Вначале 15 км вдоль внутреннего соловецкого моря (заповедника
губа Долгая) до деревни Ребалды, оттуда лодками переправляемся на Анзер. Лодками
местных жителей! Каждая вмещает не более 5 десантников с байками. На Анзере делаем
петлю: Свято-Троицкий скит, Голгофо-Распятский скит, гора Голгофа (64м). На все
про все 30 - 50 км грунтовых дорог. Затем возвращаемся на лодки и обратно 15
км до лагеря по уже знакомой нам узкоколейке.

Праздничный ужин (магазины здесь работают до глубокой ночи).

Суббота 21 августа- последний день пребывания на острове. Утром десантники наконец-то
попадут в Кремль, буквально у стен которого они живут все это время. В Кремле
есть интересные экспозиции: о СЛОНе (Соловецком лагере особого назначения времен
ГУЛАГа), история Соловецкого монастыря, Соловки в истории, географии и войнах
России. Да и сам Кремль место весьма интересное.

В 15 часов состоится отплытие с острова на материк. В 18 мы прибудем в Рабочеостровск,
откуда переедем в Кемь. Далее, как вы догадались, сбор байков, посадка в поезд.
В воскресенье в 14-05 нас встретит Ладожский вокзал.

Как поучаствовать в Байк десанте? Прочитайте более подробно и пришлите заявки
сюда:
http://velopiter.spb.ru/club/solovki2004.htm 


ВЕЛОПАЛОМНИКУ НА ЗАМЕТКУ
(заметки бывалого велопутешественника)

НЫРОБ,1579.

Несмотря на то, что Ныроб находится в доброй тысяче километров от ближайшего
океана, в каком-то смысле, этот поселок- край земли. В самом деле, с юга от Ныроба
располагается НАША ЗЕМЛЯ- с городами, деревнями и свободными людьми. К северу-
на многие десятки километров простирается ПОТЕРЯННЫЙ КРАЙ- зоны, зоны, зоны.
Их построили здесь еще при ОТЦЕ НАРОДОВ, но в отличие от многих других мест,
где лагеря упразднили, в Пермской области они действуют и поныне. Сам же поселок
(в котором также есть зона), знаменит тем, что здесь в заключении содержался
дядя первого царя из династии Романовых- Михаил Никитич Романов.

Как добраться

До Ныроба (ударение на букву Ы) можно добраться рейсовыми автобусами по единственной
дороге из Перми, Соликамска и Чердыни. В настоящее время Ныроб стал заметно доступнее-
строительство полностью асфальтированного шоссе до поселка практически завершено,
а все паромные переправы заменены современными мостами. Так что, если ехать в
поселок с юга, то можно и не ощутить, что здесь находится своеобразный КРАЙ СВЕТА.
На север и северо-восток от поселка идут дороги мимо заброшенных и полузаброшенных
деревень к зонам, лагерям и вырубкам. С 2003 года возобновлен зимник, связывающий
республику Коми и Пермскую область. Летом дороги, проезжей для автотранспорта
в этом направлении, пока нет. Тем не менее, именно добираясь до Ныроба со стороны
Коми, можно в полной мере прочувствовать атмосферу данного места.

Страницы истории

Древняя деревушка Ныробка впервые упомянутая в 1579 году и расположенная в суровом
краю на пути из Чердыни на Печору, не стала бы широко известной, если бы ее не
выбрали в свое время для расправы над Михаилом Никитичем Романовым.

События развернулись в самом начале 17 века: Михаил Романов, вместе со своими
четырьмя братьями, были обвинены Борисом Годуновым в заговоре и сосланы в места,
хуже которых найти в то время в России не удалось. В перечне каторжных мест,
куда были отправлены братья, Ныроб занимал достойное второе место. Еще хуже мог
быть лишь Пелым, куда отправили брата Ивана. Василию достался Яренск, Александру-
Усолье-Луда на Белом море, а Федор, старший из всех, был пострижен в монахи в
Сийском монастыре. Только Федор и Иван пережили ссылку, остальные Романовы погибли.

Итак, в начале 1601 года (год тогда начинался в сентябре) Михаил Романов прибыл
в Ныробку, деревушку о 6 дворах. Вернее, его привезли в цепях в крытом возке.
На окраине деревни вырыли яму -сажень глубины, сажень длины и ширины-, которая
сверху накрывалась деревянным настилом с прорезью для подачи еды. Яма была темная
и сырая, для жизни пригодная мало. К зиме был оборудован очаг- жилище Романова
отапливалось по-черному.

Показательный случай произошел дальше: Ныробцы, как это водится на Руси, прониклись
сочувствием к человеку, которого охранники держали в яме, и стали тайком подкармливать
его. Они давали детям еду, которую те украдкой бросали в яму. Однако дело это
было раскрыто, и последовала кара: хозяева пяти из шести дворов (в шестом жил
доносчик, разоблачивший остальных) были задержаны и отправлены в Казань, где
на допросах один их них погиб. Завершилось дело в августе 1602 года, когда Михаил
скончался и был похоронен недалеко от места заключения.

В 1606 году по указанию Лжедмитрия I прах Михаила Романова был извлечен из земли,
перевезен в Москву и захоронен в родовой усыпальнице Романовых в Новоспасском
монастыре. Весьма любопытен факт: усланные в Казань крестьяне были возвращены
в Ныробку еще только через год.

Жизнь Ныробки переменилась в 1613 году, когда престол занял Михаил Федорович,
племянник Михаила Никитича. Он приказал построить в Ныробке церковь, определил
сюда двух священников. В 1621 году Ныробка стала свободной экономической зоной
- царь пожаловал деревню ОБЕЛЬНОЙ ГРАМОТОЙ. В грамоте указывалось, что за выдающиеся
заслуги в деле поддержки Ныробского узника пищей и в качестве компенсации за
понесенный урон во время ссылки местных крестьян в Казань, деревня получала освобождение
от налогов (действовало освобождение до 1720 года).

В 1704 году в селе строится богато украшенная каменными узорами Никольская церковь,
которая стоит и поныне. На месте ямы Михаила Романова была поставлена часовня,
а в 1736 году на месте могилы была выстроена еще одна церковь- Богоявленская.
Внутри нее, у северной стены, хранилась важнейшая Ныробская реликвия- трехпудовые
цепи, в которых Михаил содержался в яме. Местные жители были убеждены в их чудодейственности,
по преданию от них исцелялись не только люди, но и домашний скот. При советской
власти кандалы были перевезены в Чердынский краеведческий музей.

Интересно, что история с цепями на этом не закончилась. На рубеже 20 и 21 века
патриарх Московский и Всея Руси Алексий обратился в министерство культуры с просьбой
о передаче священной реликвии в Новоспасский монастырь. Неизвестно, было ли Чердынскому
музею действительно нечего терять, кроме своих цепей, но, так или иначе, их он
терять не захотел.

Следующим после Михаила Романова известным узником Ныроба стал Клим Ворошилов,
который попал в эти края в 1913 году. Как раз к юбилею царствующего дома. Условия,
в которых содержался Ворошилов, были гораздо менее вредными для здоровья, чем
в случае с Михаилом Никитичем- в качестве тюрьмы выступала не земляная яма, а
двухэтажный деревянный хорошо отапливаемый дом.

Интересным памятником, повествующим о жизни Ныроба в веке 20-ом, является хранящаяся
в Чердынском музее бумага, на которой написано:

- Мы, трудовое крестьянство с. Ныроба и селений Томиловой и Карпечевой, даем
слово, что не выпустим Советскую власть из мозолистых рук до тех пор, пока не
осуществим диктатуру пролетариата и будем защищать с оружием в руках Советскую
власть, которую мы и признаем единственной защитницей нашей жизни и объявляем
всей буржуазии беспощадную борьбу вплоть до уничтожения ее как класса.-

Интересно, прочувствовали ли жители Ныроба, ставшего одной из столиц огромной
лагерной империи построенной во имя Советской власти, ее заботу о себе? Вероятно,
что да, ведь именно большое лагерное хозяйство, которое снабжалось через Ныроб,
да собственная зона на несколько тысяч посадочных мест превратили небольшую деревню
в 109 дворов (на начало 20 века) в поселок городского типа (с 1963 года), в котором
проживают более 5000 человек. Вероятно, цифра эта в справочнике дана без учета
обитателей исправительно-трудового учреждения.

Достопримечательности

Главная достопримечательность Ныроба- это комплекс сооружений, связанных с именем
Михаила Романова. В первую очередь обращает на себя внимание сад, обнесенный
красивой оградой- металлическими решетками на каменных столбах. Сад был сооружен
в 1913-1915 году по проекту А.Н. Зеленина и окружал яму, в которой содержался
высокородный узник и часовню над ней. В настоящее время часовни нет, и над ямой
стоит ажурная беседка.

Невдалеке располагается удивительной красотыНикольская церковь 1704 года постройки.
В путеводителях и описаниях говорят правду- нет ей равных в регионе по красоте
и количеству каменных узоров. Про строительство церкви рассказывается легенда,
что пришли в Ныроб люди неизвестные и стали возводить храм. Все что успевали
сделать за день- тут же скрывалось под землей. А когда закончили- церковь вынырнула
целиком, а строители, не взяв гонорара, убыли. Убыли туда, откуда пришли, то
есть, также неизвестно куда. Церковь отапливается печами, трубы которых торчат
из окон весьма оригинальным образом. По архитектурному стилю системы отопления
можно заключить, что она была создана в более позднее время, ее датировка, вероятно,
относится к рубежу 20 и 21 века. Но это- тема отдельного исследования. Как и
причина недавней замены деревянного лемеха, покрывавшего все пять глав, на листовое
железо зеленого цвета.

Из-за роскоши Никольской церкви, можно не обратить внимания на САРАЙ за ней.
На самом деле, это остатки Богоявленской церкви, возведенной в 1736 году. Ее
единственная главка утрачена, что мешает идентификации сооружения как культового.
В церкви находилась гробница Михаила Романова, а также и его цепи, хранящиеся
в настоящее время в Чердынском краеведческом музее. Ансамбль двух церквей дополнялся
еще высокой четырехъярусной колокольней, которую разобрали в 1934 году из-за
ветхости.

Нельзя также не отметить, что само село располагается в красивом месте на высоком
холме, с которого открывается прекрасный вид в западном направлении на широкую
пойму реки Колвы. Интерес представляют и рубленые деревянные дома, которые кое-где
еще стоят на улицах поселка.
http://www.towns.ru/other/nyrob.html  Илья ГУРЕВИЧ, Санкт-Петербург, РОССИЯ


ПОСЛЕСЛОВИЕ к РАССЫЛКЕ

Прошу писать первые впечатления и замечания, сообщения о своих собственных велопаломничествах,
предлагать новые темы или идеи. Следующий выпуск рассылки придёт к Вам 1 сентября,
так что есть целый месяц, чтобы совершить велопаломничество. Куда? Да просто
в окрестностях дома, ведь везде есть христианские святыни и достойные паломничества
места. Всё большое начинается с маленького. ЗДОРОВЬЯ! И с БОГОМ!

Редактор Алексей Потупин
a@palomnik.org 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное