Лекция по Бхагавад-гите 2.1-11 (фрагмент) Йоханнесбург, 17 октября 1975 года
Пушта-Кришна: Что означает сач-чид-ананда?
Прабхупада: Это духовная душа. Сат
означает вечный, чит означает знание, ананда означает
блаженство. И если мы исследуем себя, это тело... Это тело - не вечно.
Сат означает вечный. Если вы исследуете это тело... В
Бхагавад-гите вы найдете антаванта име деха нитйасйоктах
шариринах. Это тело - антават; оно умрет. Следовательно,
оно не вечно. Сат означает вечный, а тело - не вечное.
Следовательно, это очень трудно понять, чтО есть сат, потому
что у нас нет образования, нет опыта. Всё уничтожается, разрушается,
любое материальное. И в действительности у нас нет опыта [того], чтО
есть сат. ... Однако ведическое наставление есть сад гама
асато ма: <Не оставайся в асат, невечном. Приди на
платформу вечности>. Сад гама асато ма. И это есть наша миссия
жизни. Человеческая форма жизни отлична от кошек и собак, потому что
если вы учите кошек и собак, чтО есть сат и чтО есть
асат, это невозможно для них - понять. Это невозможно.
Следовательно, ведическое наставление - асато ма: <Не
оставайтесь кошками и собаками в человеческой форме. Переходите на
платформу вечности>. Асато ма сад гама. Мы должны испытать, чтО
есть вечный. До сих пор, в настоящем состоянии, так как это материальное
состояние, мы не знаем, что в действительности есть вечное, потому что
наше тело не вечно. Следовательно, первое наставление состоит в
следующем: <Вы сокрушаетесь о теле, которое не вечно, но вы - вечны.
Ваше дело - понять вечное>. Это называется сат. Чит.
Чит означает знание. Знание... В настоящее время мы все в
невежестве. Мы не знаем, каков будет следующий шаг: <Буду ли я жить или
умру>. Всё в невежестве. Следовательно, это тело - также не
чит. Оно полно невежества. ... Где есть ананда?
Ананда означает блаженство, счастье. Не может быть никакого
счастья в этом теле. Есть три вида несчастного состояния материальной
жизни: адхйатмика, адхибхаутика, адхидаивика. Эти три либо
одно, либо два всегда здесь. Адхйатмика означает несчастное
состояние из-за тела и ума. Куда бы мы ни пошли, тело есть. Даже если я
очень богат материально, есть такой опыт, что даже самый богатый,
богатейший человек в обществе совершает самоубийство. Почему? У него
есть все возможности для наслаждения. Почему он совершает самоубийство?
Это означает, что также нет ананда, даже если вы владеете
материальными вещами. И не существует вопроса о сач-чид-ананда
в этом материальном состоянии жизни. Если вы понимаете, что такое
духовная жизнь, и если вы практикуете, как прийти к духовной жизни, на
духовную платформу, как Кришна есть, то мы можем стать тождественны
Кришне, сач-чид-ананда. В противном случае мы - в невежестве.
Это тело - не сач-чид-ананда.