Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

За пределами догмы


За пределами догмы


Выпуск 77, 8 февраля 2009 г.

Небеса, ад и спасение. Ответ Джона Шелби Спонга

От ведущего: Мы уже неоднократно публиковали здесь материалы епископа Джона Шелби Спонга, известного автора, богослова и теоретика либерального христианства. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию его комментарии к письму одного из читателей.

Вопрос: верите ли вы в небесное блаженство и в адские мучения? И верите ли вы в Иисуса Христа как вашего личного Спасителя?
Джон

Дорогой Джон,

Ответить на два Ваших вопроса невозможно до тех пор, пока мы не определимся с терминологией и не сделаем необходимые пояснения. Когда Вы говорите о «небесном блаженстве» и об «адских мучениях», тем самым Вы просите меня подтвердить или опровергнуть конкретные понимания этих терминов, свойственные христианам-евангелистам. Тем самым, Вы хотите привязать дискуссию к Вашей системе убеждений. Из этого я делаю вывод, что Вы не хотите настоящего ответа — Вы хотите подтверждения. Но дискуссия на подобном уровне меня не интересует.

Позвольте мне сейчас продолжить и ответить на Ваш вопрос. Будет справедливо сказать, что я не верю в «небесное блаженство» и в «адские мучения» в том смысле, в котором о них говорят христиане-евангелисты. Я верю в жизнь после смерти и намерен подробно рассказать о своей вере в книге, которая будет опубликована в сентябре 2009 года.

Вы определяете небеса и ад как места награды и наказания — места, где Бог оценивает нашу жизнь на земле. Я рассматриваю это как примитивное и детское мышление. Я не принимаю отношение к Богу как к родителю, который испытывает удовольствие, награждая добродетель и карая грех. Образ Бога как сверхъестественного судьи противоречит моим убеждениям в отношении Бога и человеческой жизни.

Если человек стремится к добру в надежде получить за это награду и избежать наказания, ему еще не удалось избавиться от фундаментальной сосредоточенности на себе, которая составляет суть человеческой жизни. Очевидно, что такой человек в первую очередь преследует собственные интересы. Но христианская жизнь в своем высшем проявлении открывается в способности жить для других, отдавать себя. Награда или наказание не являются ее побудительными мотивами. Идеи о небесах и аде — не более чем проекция эгоистичных человеческих желаний.

Ад не является важной частью христианской вести. Если мы удалим из Библии евангелие от Матфея и книгу Откровение, почти все свидетельства об аде как об огненном месте мучения исчезнут. Тема ада совершенно чужда апостолу Павлу, а также евангелистам Марку, Луке и Иоанну. Христиане-евангелисты никогда не изучают Библию достаточно глубоко, чтобы замечать подобные отличия. В сущности, они говорят о книге, которую не понимают.

Говоря о «вере в Иисуса Христа как личного Спасителя», вы снова прибегаете к стилизованному языку христиан-евангелистов. Меня нисколько не привлекает подобный язык. Если мы отводим Иисусу роль Спасителя, из этого следует признание греховности, порочности и беспомощности человеческой жизни. Такая точка зрения вытекает из древнего мифа, говорящего что мы были созданы совершенными только чтобы впасть в грех, из которого мы должны быть спасены. Эти идеи были популярными до того, как люди поняли свое эволюционное прошлое. Мы развивались до человеческого уровня миллиарды лет. Наша проблема — не в том, что мы согрешили и отпали от состояния изначального совершенства. Нам необходима сила быть теми, кем мы никогда не были — а именно людьми. Мысль о том, что Спаситель должен избавить меня от грехопадения, которое никогда не происходило, и восстановить меня к статусу, которым я никогда не обладал, в наше время выглядит нонсенсом.

Мы не понимаем роль Иисуса потому, что не понимаем природу человеческой жизни. Я вижу в Иисусе способность любить, которая делает нас в полной мере людьми. Таким образом, я не знаю, как перевести Ваш вопрос с языка христиан-евангелистов. По моему мнению, этот язык пропах нафталином и не соответствует реалиям современного мира. Кроме того, он противоречит моему пониманию христианства.

епископ Джон Шелби Спонг

Официальный сайт епископа Джона Шелби Спонга (на английском языке)

Статья о Джоне Шелби Спонге в Википедии (на английском языке)

Рекомендую книгу:

Кем был Иисус из Назарета? Глеб Ястребов

За пределами догмы

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное