Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

За пределами догмы


За пределами догмы


Выпуск 72, 7 декабря 2008 г.

Правдивая ложь: Как формировалась и менялась легенда о посещении Иисусом Индии

Часть I

Джеймс Льюис

От ведущего рассылки: Споры о том, посещал ли Иисус Индию до начала своего служения в Палестине, не утихают и по сей день. Автор статьи, публикацию которой мы начинаем сегодня, приводит аргументы в пользу поддельности подобного рода историй. Этот материал также дает богатую пищу для размышлений о том, каким образом возникают поддельные «священные» документы, и какие цели преследуют их авторы.

На основании доклада, представленного 28 октября 2000 года на региональной конференции Общества по изучению метафизической религии (The Society for the Study of Metaphysical Religion), г. Тампа, Флорида, США.

«К дамам подошли библиотекарь и два других монаха, неся в руках три предмета, завернутые в расшитую золотом парчу - зеленую, красную и голубую. Элизабет Каспари узнала в них буддийские книги, сделанные из листов пергамента, вложенных между двумя деревянными дощечками.

С великим почтением библиотекарь развернул одну из книг и вручил пергаменты миссис Гаски со словами: "Эти книги говорят, что ваш Иисус был здесь!"

Элизабет Каспари с трепетом смотрела на манускрипты. За несколько остановившихся секунд последние строки книги Иоанна пронеслись в ее сознании нескончаемым потоком. Еще ребенком в воскресной школе в Шато д'Э она с удивлением слушала: "Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг".

Она взвешивала значение находки. Ее мысли закружились вихрем, когда подумалось о том, что Иисус путешествовал, возможно, по всему миру. Элизабет Каспари поняла, что до этого часа он был для нее, как и для большинства христиан, произведением Палестины. Он родился там, там жил и умер. Все религиозное воспитание, полученное им, было частью иудейской традиции. Если же Иисус побывал в Тибете или Индии, это означало, что он изучал их обычаи, их языки, их религию.

Почему Иисус чувствовал, что должен предпринять это путешествие, - как чувствовала и она, - до своей палестинской миссии? С какими разнообразными целями послал его Отец наш? Воистину, эта случайная встреча на вершине мира имела глубокий теологический смысл. Быть может учения, данные Иисусом Иоанну, подтверждали в свою очередь учения Гаутамы или Вед?»

(из книги Элизабет Клэр Профет «Утерянные годы Иисуса»)

В тот судьбоносный день 1939 года Элизабет Каспари не осознавала, что она и другие члены ее группы станут последними из людей, которые претендовали на то, что они видели легендарные манускрипты монастыря Химис. Доброжелательность монахов, о которой свидетельствует Каспари, резко контрастирует с их отказами другим посетителям. В прошлом, они даже отказывались признавать наличие подобных текстов. Во время своего путешествия Каспари сделала многочисленные фотографии, но, к сожалению, ни на одной из них невозможно различить, что же именно написана в книгах. И несмотря на драматичный рассказ в процитированной выше книге Элизабет Клэр Профет, Каспари вряд ли осознавала все значение своей находки – в ином случае, она сделала бы больше фотографий и подробнее расспросила бы монахов.

История Каспари – только один фрагмент традиции, которая восходит к девятнадцатому столетию. Ее центральная тема – утверждение, что Иисус путешествовал в Индию для того, чтобы пройти курс эзотерического обучения. Эту легенду с энтузиазмом подхватили многие современные индусские учителя и эзотерические группы на Западе. Считается, что найденные в последние столетия в Индии древние тексты, а также традиционные индийские легенды, свидетельствуют о подлинности данного события. Для значительного числа участников оккультно-метафизической субкультуры New Age, визит Иисуса в Индию – исторический факт, который обладает даже большей достоверностью, чем описанные в канонических евангелиях события.

Эта история особенно популярна среди индийских религиозных учителей с большим числом последователей на западе, таких как Свами Рама, Бхактиведанта Прабхупада и Ошо (Бхагван Раджниш). В то же самое время, традиционные исследователи религии не принимают эти тезисы серьезно – даже несмотря на то, что в последнее время появились многочисленные богословские исследования на основании фрагментарных находок. Но нет ли в необычных утверждениях зерна исторической истины, которое достойно исследования?

Во времена Иисуса действительно существовало сообщение между Индией и средиземноморским регионом. Хотя торговля между Востоком и Западом шла всегда, Александр Великий еще больше упрочил эту связь, когда завоевал северо-западные провинции Индии. Император Ашока также посылал буддийских миссионеров на Запад во время своего правления. Факт, согласно которому некоторые религии Южной Азии распространились вплоть до Средиземного моря, подтверждается многочисленными источниками, включая работу известного христианского борца с ересями Ипполита (ум. 235 г.) Хотя основные его атаки направлены против гностицизма, он приводит индийскую религию как одну из форм ереси. Его описание философии Южной Азии достаточно интересно:

«Среди индусов есть ересь философов-браминов, которые живут отшельнической жизнью, воздерживаются от поедания плоти животных и приготовленной на огне пищи. Они утверждают, что Бог есть Свет – не тот свет, который видит человек, не подобный солнцу или огню. Для них Бог есть Рассуждение – которое находит выражение не в изреченных словах, но в знании или в гнозисе, благодаря которому мудрые способны воспринимать скрытые тайны».

Каким бы негативным ни было отношение Ипполита к этим идеям, отрывок из его книги «Обличение всех ересей» показывает его знакомство с индийской эзотерикой. Однако, доказать связь между Индией и Западом – это не то же самое, что доказать то что Иисус посещал Индию. При более внимательном изучении вопроса оказывается, что свидетельства в пользу подобного события чрезвычайно скудны.

(продолжение следует)

Рекомендую книгу:

Утерянные годы Иисуса. Об открытиях Нотовича, Абхедананды, Рериха и Каспари. Элизабет Клэр Профет

(Излагает альтернативную точку зрения)

За пределами догмы

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное