Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

За пределами догмы


За пределами догмы


Выпуск 60, 22 июня 2008 г.

Женщины в Посланиях Павла и апокрифических Деяниях

Барт Д. Эрман

Исследователи, изучающие наследие Павла, много спорили по поводу его точки зрения на роль женщин в церкви. В течение долгого времени этот вопрос казался не вызывающим сомнений. Тертуллиан цитирует 1 Кор 14:34-35, чтобы доказать, что женщины обязаны молчать в церкви и ни в коем случае не претендовать на власть над мужчинами. Как говорится в данном тексте,

... жены в церквах да молчат, ибо не разрешается им говорить, но пусть будут послушны, как и Закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома своих мужей; ибо стыдно жене говорить в церкви.

Этот пассаж хорошо согласуется с печально известными наставлениями Павла Тимофею:

А учить женщине я не позволяю, ни властвовать над мужчиной, но быть в тишине. Ибо Адам был первым создан, потом - Ева. И Адам не был прельщен; но женщина, быв обманута, впала в преступление. Впрочем, будет спасена чрез деторождение, если они пребудут в вере и любви и освящении с целомудрием (1 Тим 2:2-15).

Другими словами, женщины могут заслужить спасение через молчание и беременность; только мужчины имеют право учить. Так утверждает Павел.

Но действительно ли это так? Современные ученые отнюдь не уверены на этот счет... Большинство ученых, занимающихся текстуальной критикой, считают 1 Тим псевдоэпиграфом: словарь этого послания, его литературный стиль, богословие, способы выражения и подразумеваемая в нем историческая ситуация существенно отличаются от тех, которые можно встретить в аутентичных посланиях Павла. Но как насчет 1 Кор? Никто не сомневается в том, что это послание было написано самим Павлом. Тем не менее, есть веские основания полагать, что пассаж из 1 Кор 14, предписывающий женщинам молчать в церкви, Павлу не принадлежит. Во-первых, всего лишь тремя главами раньше Павел прямо не отвергал практику женщин говорить в церкви. Он настаивал лишь на том, чтобы они покрывали головы, молясь или пророчествуя - виды деятельности, которые в древности всегда осуществлялись вслух. Как мог Павел поощрять практику женщин говорить в церкви в главе 11 и осуждать ее в главе 14?

Часто отмечалось также, что пассаж из главы 14 в его непосредственном литературном контексте выглядит неуместной вставкой. Как до, так и после указаний женщинам хранить молчание, Павел рассуждает не о женщинах в церкви, но о пророках в церкви. Если убрать стихи, касающиеся женщин, то весь пассаж приобретает последовательность и гладкость - что наводит на мысль, что данные стихи были вставлены в него позднее. Самое удивительное то, что стихи, о которых идет речь, в некоторых из сохранившихся манускриптов посланий Павла появляются в разных местах - как если бы они первоначально возникли в качестве пометки на полях (извлеченной из учения, содержащегося в поддельном послании 1 Тим?). а затем были вставлены в разных местах данной главы, там где это казалось подходящим. На этом основании большинство ученых пришли к заключению, что указание относительно молчания женщин в церкви, как и 1 Тим, не принадлежит самому Павлу.

Какова же была в таком случае позиция Павла относительно женщин в церкви? Павел указывает, что во Христе Иисусе "нет мужчины и женщины" (Гал 3:28), т.е. что мужчины и женщины являлись абсолютно равными во Христе. Более того, как стали подчеркивать ученые в конце XX в., церкви, так или иначе связанные с Павлом, по-видимому, имели женщин-лидеров. Так, например, в одних только приветствиях, обращенных к церкви в Риме, Павел упоминает сразу нескольких женщин, трудившихся вместе с ним в качестве христианских миссионеров (Рим 16:3, 6, 12). Одна из этих женщин была патронессой церкви, встречавшейся в ее доме (16:3), другая, по имени Фива, служила диакониссой в Кенхрейской церкви (16:1), и, что самое поразительное, Павел описывает еще одну из этих женщин, Юнию, как "известную среди апостолов" (16:7). Как сам Павел, так и основанные им церкви, могли быть более открытыми в отношении женщин и возможности для них занимать руководящие роли, чем это традиционно считалось - и гораздо более, чем это полагал Тертуллиан. Не удивительно, что некоторые члены Павловых церквей (и прежде всего сами женщины?) рассказывали истории о спутницах апостола, вроде Феклы. И не удивительно, что мужчины в этих церквях, в конце концов, решили заглушить их голоса, подделывая от имени Павла документы, осуждавшие практику, которая позволяла женщинам говорить в церкви (1 Тим), вставляя в аутентичные послания Павла пассажи, призывавшие женщин хранить молчание (1 Кор 14:34-35), а также созывая церковные соборы, чтобы осудить одного из пресвитеров Павловой церкви, который осмелился собрать предания об ученице Павла Фекле и выдать их за подлинные творения Павла.

Некоторые ученые задавались вопросом, не вызывали ли рассказы о Фекле проблемы в Павловых церквях еще задолго до того, как предполагаемый автор подделки обнародовал свой труд, и не привело ли существование подобных рассказов к тому, что автор 1 Тим, кем бы он ни был, написал от имени Павла свое послание. Действительно, вызывает удивление предсказание послания о том, что "в последние времена" появятся люди, осуждающие практику брака (4:1-4): "Павел" сам высказывается против практики, отраженной в Деяниях Феклы. Более того, каноническое послание 1 Тим прямо побуждает читателей избегать "негодных и старушечьих басен" и укоряет молодых женщин за то, что "будучи и праздны, они научаются обходить дома, - будучи не только праздными, но и болтливыми и любопытными, говоря то, что не должно" (4:7; 5:23). Молодые женщины, потерявшие мужей, должны "вступать в брак, рождать детей, вести хозяйство, не давать противнику никакого повода к поношению" (5:14). Это, бесспорно, отличается от точки зрения, отраженной в Деяниях Феклы, где женщины, напротив, поощряются не выходить замуж, не рождать детей и покидать свои дома. Ибо тот, другой Павел - Павел из Деяний Феклы - говорит: "Блаженны те, кто самообладают, ибо с ними будет беседовать Бог" и "Блаженны тела и души девственные, ибо они приятны Богу. И не будет утрачена награда святости их". Возможно, именно истории о Фекле и другие, подобные им, побудили неизвестного автора 1 Тим написать это послание от имени Павла.

Из книги "Утраченные христианства: Битвы за Писание и верования, о которых мы так и не узнали" (Ehrman, Bart D. Lost Christianities : the battle for Scripture and the faiths we never knew / Bart D. Ehrman. New York : Oxford University Press, 2003. - xv, 294 p. : ill.)

перевод Светланы Горячевой

За пределами догмы

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное