Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

За пределами догмы


За пределами догмы

Выпуск 54 (18 мая 2008 г.)


Секс в Библии: Похоть

Джеральд Ларю

Похоть - это чувственность, сексуальный аппетит, желание, или, используя психологическую терминологию, либидо. Ее часто связывают с идеей "животной страсти", что заставляет предположить несвойственность сексуального пыла нормальному человеку. Множество религиозных групп считают сексуальную похоть грехом или путем к греху. Пыл или стремление к чему-либо, что одобряется религиозной организацией, например к Царству Божию, не осуждается.

Десятая заповедь Декалога запрещает желать жену ближнего своего (Исх. 20:17; Втор. 5:21). Женщина в этом библейском тексте стоит в одном ряду с прочим имуществом – домом, слугами, стадом. Желание в данном случае означает не половое влечение, а, скорее, стремление присвоить ценную собственность другого мужчины. Это можно было бы перевести как "ты не должен быть жаден до..." Зависть и жадность связаны с посягательством на материальное имущество. Эти чувства свойственны ленивым людям, которые целый день плюют в потолок и мечтают о разных вещах, не желая зарабатывать их честным трудом (Прит. 21:25).

Похоть в христианском писании

Новозаветные авторы относят похоть к сексуальным страстям, эротическим желаниям, а также стремлению к мирским удовольствиям. Иисус якобы сказал, что "всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем" (Мф. 5:28). Нечто подобное высказывал и современник Христа Эпиктет в своих "Беседах". Он писал, что "каждый, кто смотрит на женщину [с вожделением], в своих мыслях уже совокупляется с нею". Представление о том, что мысль эквивалентна поступку и что похоть равноценна прелюбодеянию, не является изобретением христиан. Но Эпиктет никак не повлиял на наш мир, чего нельзя сказать о христианстве.

Многим эта концепция кажется крайне неразумной. Подумать не значит осуществить; мечтать не значит исполнять; хотеть или желать не значит получить. Если бы это было не так, то любая посещающая нас безумная идея, например ограбить банк и скрыться с деньгами, или заказать себе еще коньяку и не заплатить за его, или как следует разделаться с раздражающим нас человеком, превращалась бы в преступление. Многие христиане не делают никаких различий между размытыми категориями "взгляд, мысль, желание" и "сознательный выбор, воля". В Новом Завете такого водораздела тоже нет.

Верующий, принимающий это поучение как Богом данное правило, неизбежно развивает в себе чувство вины. Не каждый человек способен настолько подавить свое мышление, чтобы в мозг никогда не проникали сладострастные мысли. Даже монахи, отказавшиеся от мира и его пороков, продолжают бороться с сексуальными фантазиями. Римско-католическая церковь разрешает духовнику отпускать грехи верующему, который преступил это поучение Иисуса. Священник налагает на кающегося подходящую епитимью, чтобы тот мог искупить свой грех, а тот торжественно обещает больше никогда не предаваться этому пороку. В некоторых общинах протестантов-евангелистов практикуется публичное покаяние в грехах, в ходе которого человек рассказывает о своих проступках перед всей общиной. Большинство протестантских сект не имеют возможности облегчить чувство вины, которое испытывает человек, нарушивший это правило. Наиболее сильно это чувство развито у подростков, которые достигли полового созревания.

Апостол Павел и другие христианские новозаветные авторы упирают на разницу между плотью и духом, между "мирским" и принадлежащем миру веры. Слова "плоть" и "плотской" используются не только в контексте сексуального вожделения, но и для обозначения "мирских радостей". Верующие должны подниматься над мирскими желаниями, которые неимоверно тяжким грузом лежат на плечах нехристиан, и концентрировать свое внимание на вечной истине веры, смотря поверх уходящих удовольствий этого мира. Христиан призывают подавлять сексуальное влечение и желание, чтобы стать членом духовного мира искупленных.

Осуждение похоти в христианских сочинениях не только способствует возникновению чувства вины у тех, кто испытывает половое влечение, но и ведет к ощущению неполноты своей веры в Христа. Результаты могут быть самыми травматическими. С другой стороны, христианство заверяет своих последователей в том, что подобные ощущения могут быть преодолены и преобразованы в приемлемые и созидательные начинания.

(продолжение следует)


Уважаемые читатели,

Приглашаю вас подписатья на новую рассылку - "В мире идей".

В ней вы найдете обзор книг по личностному росту, популярной психологии, философии и эзотерике от Андрея Яшурина.
Планируемая периодичность - раз в две недели.

Рассылки Subscribe.Ru
В мире идей
Подписаться письмом

Предыдущие статьи:

Секс в Библии: Менструация. Джеральд Ларю   |   Секс в Библии: Девственность. Джеральд Ларю   |   Секс с Библии: Целибат. Джеральд Ларю   |   Секс с Библии: Брак с чужеземцем. Джеральд Ларю   |   Секс в Библии: Полигамия. Джеральд Ларю

За пределами догмы

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное