Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

За пределами догмы


За пределами догмы

Выпуск 1 (15 апреля 2007 г.)


О счастье
(Часть I)

Пьер Тейяр де Шарден

От ведущего рассылки: Предлагаем вашему вниманию малоизвестную статью Тейяра де Шардена (1881-1955), французского ученого, теолога и философа. В своих многочисленных работах он стремился синтезировать христианское учение и космическую теорию эволюции.

Подобно тому, как в Мире механической Материи все тела подчиняются закону всемирного тяготения, в Мире живой Материи все организованные существа, даже самые примитивные, ориентируются и устремляются в направлении возможно большего блага. Исходя из этого закона, рассуждать о счастье, казалось бы, для докладчика самое легкое дело. Живой, говорящий с живыми - разве не уверен он, что обращается только к убежденным и посвященным?

Однако, в действительности проблема, о которой я собираюсь говорить, оказывается гораздо тоньше и сложнее.

Вне всякого сомнения, Человека, как и все другие одушевленные существа, более всего желает быть счастливым. Но эта фундаментальная потребность принимает у него новую и весьма усложненную форму. По сути дела, Человек не только более чувствительное и трепетное Живое, чем любое другое, но вследствие своей "гоминизации" он превратился в Живое рефлексирующее, все подвергающее сомнению. Его дар размышления таит в себе два опасных свойства, а именно: возможность выбора и способность предвидения будущего. Проявления двойственного могущества подобного рода оказалось достаточно, чтобы внести в процесс восхождения Жизни, до той поры довольно ясный и связный, тревогу и неопределенность.

Возможность выбирать и предвидение будущего, соединяясь вместе, делают неисчерпаемыми как наши надежды, так и наши опасения, распространяя их повсюду. Там, где животное не усматривает никаких трудностей и неуклонно движется к своей цели, Человек на каждом шагу видит проблемы. С самых первых шагов своей эволюции Человек безуспешно пытается отыскать их всеобъемлющее и окончательное решение.

"Блаженна жизнь", - говорили древние. Но что такое благо, счастье?

В течение веков этот предмет дает нам волнующую череду книг, мнений, коллективных и индивидуальных опытов, не достигающих ни в чем согласия. Приняв во внимание все эти споры, многие из нас в конечном счете приходят к практическому выводу о тщетности дальнейших поисков в данной области. Или проблема истинного счастья неразрешима в этом мире, или она предлагает бесконечное количество частных решений, т.е. является неопределенной. "Как достичь счастья?", следовательно, - вопрос личного выбора. Вы любите вино и хороший стол, я же предпочитаю автомобили, поэзию или благотворительность. "На вкус, на цвет товарища нет". - Вот, приблизительно, то, что вам приходилось, наверное, часто слышать и что, примерно, думаете вы сами.

И все-таки вопреки относительному и в конечном счете пессимистическому скептицизму наших современников я намереваюсь показать вам сегодня, что для Человека общее движение к счастью вовсе не является сомнительным, как принято думать. Особенно если в исследовании общего направления счастья мы прибегнем к урокам Физики и Биологии.

Так как я не могу, к сожалению, дать вам счастья, то постараюсь, по крайней мере, помочь вам найти его.

Мой доклад будет состоять из двух частей. В первой, главным образом теоретической, мы попытаемся определить наилучшую дорогу, ведущую к счастью. Во второй, заключительной, мы зададимся вопросом, каким образом соотнести нашу индивидуальную жизнь с общим ее направлением к беатификации.

I.Теоретические линии счастья

У истоков проблемы: три различных тактики перед вызовом Жизни

Чтобы лучше понять, почему возникает перед нами вопрос о счастье и отчего мы останавливаемся перед этим вопросом в нерешительности, необходимо слегка окинуть взором или, лучше сказать, различить три изначальные фундаментальные позиции, которые, в сущности, выбирают люди перед вызовом Жизни.

Прибегнем, если угодно, к сравнению.

Представим себе путешественников, которые отправились на штурм сложной вершины. Вероятно, что несколько часов спустя отряд разделится на три различных группы. Одни сожалеют, что покинули базу. Усталось и опасности кажутся им несоразмерным успеху дела. Они решают повернуть назад.

Другие не жалеют, что пошли. Солнце сияет, пейзаж прекрасен. Однако зачем подниматься выше? И не лучше ли наслаждаться панорамой гор отсюда, где они находятся – посреди лугов и лесов? И люди растягиваются на траве или обследуют ближайшие окрестности в ожидании обеда на лоне природы.

И, наконец, последние - подлинные альпинисты. Не отрывая свой взор от вершины, которую поклялись покорить, они упорно стремятся вперед.

Усталые. Наслаждающиеся. Пламенные. Три человеческих типа, зачатки которых каждый носит в глубине себя и на которые, в сущности, всегда подразделяется Человечество вокруг нас.

1) Вначале об Усталых, или Пессимистах.

Для этой первой категории людей само существование есть заблуждение или неудача. Мы втянуты в плохую игру и, следовательно, речь идет о том, чтобы как можно искуснее из нее выйти. Доведенная до крайности и систематизированная в ученую доктрину, эта позиция приводит к индийской мудрости, согласно которой Вселенная есть иллюзия и бремя, или к шопенгауэровскому пессимизму. Однако в смягченной и обыденной форме это учение обнаруживает себя во множестве расхожих суждений, которые всем так хорошо известны. "К чему стремления?"; "Почему не оставить дикарей в дикости и невежд в невежестве?"; "К чему Наука и Машина?"; "Разве не лучше лежать, чем стоять. Умереть, чем спать?". Все это сводится (по крайней мере в скрытой форме) к мысли: "лучше быть меньше, чем больше, а лучше не быть вовсе".

2) Бонвиваны, или Искатели наслаждений.

Для людей второго типа предпочтительней, конечно, быть, чем не быть. Но присмотримся: "быть" приобретает у них совершенно особый смысл. "Быть", "жить" - для последователей этой школы не означает "действовать", но - "наполниться текущим мгновением". Наслаждаться каждой минутой и каждой вещью, ревниво стараясь ничего не упустить и, главное, не заботиться о переменах - в этом состоит их мудрость. Пусть приходит насыщение: можно перевернуться на травке, размять ноги, сменить точку обзора. Эти занятия к тому же не лишают возможности спуститься вниз. Но ради будущего и в будущем не рисковать ничем, - разве что для наслаждения или от избытка эстетизма можно пощекотать нервы опасностью. Люди подобного типа допускают риск лишь для того, чтобы испытать трепет от сознания своей дерзости или чтобы почувствовать озноб от испуга.

Таким мы представляем себе в упрощенной форме древний языческий гедонизм эпикурейской школы. Во всяком случае, таким было возникшее недавно в литературных кругах направление - Поля Морана, Анри Монтерлана или в более изощренной форме в "Пище Земли" у Андре Жида, для которого идеал жизни - пить, никогда не утоляя жажды, но скорее увеличивая ее, ни в коей мере не с целью обретения силы, но с единственной заботой быть готовым всегда наклониться над каждым новым источником с еще большей жадностью.

3) И, наконец, те, которых я назвал Пламенными, для которых жизнь означает "восхождение" и "открытие". Для людей, образующих третью категорию, "быть" не только лучше, чем "не быть", но всегда возможно и единственно заманчиво - становиться больше. В глазах этих последователей, влюбленных в приключения, бытие неисчерпаемо не в смысле адептов А. Жида – как драгоценность с бесчисленными гранями, которую можно без устали поворачивать всеми сторонами, - но как источник тепла и света, приближение к которому бесконечно. Можно смеяться над этими людьми, находить их наивными или беспокойными, но именно они - наш исток. На них будет держаться и Земля завтрашнего дня.

(продолжение следует)


Предыдущие статьи:

Истоки идеи реинкарнации. Часть 17. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 18. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 19. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 20. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 21. Светлана Горячева

За пределами догмы

Архив рассылки "Библия, реинкарнация и всеобщее спасение"

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное