Истоки идеи реинкарнации в раннеевропейской мысли
Часть 17
Светлана Горячева
Анализируя эти, а также ряд других пассажей, приводимых ниже, можно сделать вывод о том, что доводы христианских ортодоксов против идеи реинкарнации (если оставить в стороне аргументы ad hominem) сводились к двум важнейшим пунктам. Прежде всего, христианские мыслители категорически отвергают возможность переселения души человека в тела животных и других «низших» форм жизни, как унижающее достоинство человека, созданного по образу и подобию Бога. Эту позицию, как мы увидим ниже, вполне разделяли
Климент и Ориген. Однако к учению о посмертном переселении души человека в человеческие тела (метемпсихоз) или к учению о переселении душа (метапневмоз), утверждающему, что разные личности могут быть воплощением одного и того же духа, это возражение едва ли применимо. Другое возражение сводится к тому, что человек не в состоянии вспомнить о своей прошлой жизни. Однако символическая «чаша забвения», описанная Платоном, является уделом не всех душ - у многих память о прежних жизнях сохраняется
на подсознательном уровне, проявляясь в виде интуиции, так называемых остаточных переживаний, а также необъяснимых с чисто рациональной точки зрения симпатий/антипатий. Некоторые люди при определенных условиях оказываются даже способными вспомнить детали своих прежних жизней и сознательно извлечь из них уроки. Для остальных же возможность начать «с чистого листа» является необходимой предпосылкой их дальнейшего духовного роста.
Ко времени Климента (жил примерно 150 – 215 гг. н. э.) в христианстве уже оформился разрыв между гностицизмом и нарождающейся ортодоксией. Климент в этом противостоянии занял особую позицию: он достаточно жестко критикует «лже-знание» различных гностических школ, но при этом пытается ознакомить читателя с основами истинного гнозиса – особой устной традиции, сохраняющейся в Церкви немногими избранными. В знаменитом труде Климента «Строматы» (Stromata), представляющем
собой своего рода «собрание сочинений разных лет... составленных и отредактированных самим автором» (Афонасин), содержатся интересные свидетельства о вере в реинкарнацию не только среди индийских брахманов, но и среди египетских теологов. По мнению Климента, греческие философы позаимствовали учение о реинкарнации именно у египтян. Последнее особенно важно, поскольку сам Климент примерно со 175 – 180 гг. обосновался в Александрии, и следовательно, был достаточно хорошо знаком с египетской религиозной
практикой.
Брахманы, например, воздерживаются от мяса и вина, позволяя себе, как и мы, немного пищи ежедневно или через день, как об этом пишет Александр Полигистор в Истории Индии. Однако смерти они не боятся и жизни не ценят, поскольку верят в реинкарнацию... Они поклоняются Гераклу и Пану. Так называемые «святые люди» с Инда ходят всю свою жизнь обнаженные, неустанно ищут истинное знание и мастера в предсказаниях будущего. Поклоняются они также неким пирамидам, под которыми, как они полагают, покоятся кости
некоего бога (Будды? – С.Г.) (Климент Александрийский, Strom. III, 60, 2 – 3).
Рассмотрев все это более внимательно, мы обнаружим не только то, что философы позаимствовали лучшие из своих учений у нас, но также и то, что они опубликовали как свои учения других варваров, выделив из каждой школы что-нибудь. Более же прочих они позаимствовали у египтян, и прежде всего - учение о переселении душ в различные тела. Ведь именно это учение наиболее явно в египетских храмовых ритуалах (Там же, VI, 35, 1 – 2).
Климент Александрийский был сторонником учения о предсуществовании душ. Согласно ему, бессмертный центр человека, возникает не в момент зачатия, а гораздо раньше, еще в Царстве Бога. Это бессмертное начало, которое Климент называет душой, а сейчас принято называть духом, оказывается ниспадшим в этот мир, и после смерти у него появляется шанс вернуться в свое небесное отечество. Из идеи предсуществования следует, что жизнь души начинается не с момента зачатия и должна закончится восстановлением в Царстве Небес
(см. Логинов, А. Перевоплощения – путь души к Богу. Учение о спасении Климента Александрийского на сайте «Русская Апокрифическая Студия»). Пифагорейская идея о переселении душ людей в тела животных Климентом отвергается (Strom. VII, 32, 8 – 9), однако не случайно то, что небесное путешествие души описывается им со ссылкой на Платона, в частности, на уже упоминавшийся миф об Эре, отождествляющемся здесь с Зороастром:
Далее в десятой книге Государства Платон упоминает о неком Эре, сыне Армения из Памфилии, который был ни кто иной, как Зороастр: «Написано это Зороастром сыном Армения, урожденным в Памфилии, который был убит в сражении, побывал в Аиде и узнал это от самих богов». Этот Зороастр, как говорит Платон, ожил через двенадцать дней после смерти, уже будучи на погребальном костре. Это может быть понято как намек на воскресение, или же как указание на то, что, при своем восхождении, души должны пройти через
все двенадцать знаков Зодиака. Тот же самый путь они повторяют при нисхождении для [нового] рождения (ср. Платон, Государство, 621b). Именно так следует понимать двенадцать подвигов Геракла, после совершения которых душа наконец освобождается от невзгод этого мира (Климент Александрийский, Strom. V, 103, 2 – 5).
Путь истинного гностика к совершенству подробно описан в седьмой книге Стромат:
Гносис дается и служит усовершенствованию тех, кто избран и предопределен к восприятию этой милости. Сообщение этого познания обусловлено и мудрым устроением жизни, и стремлением к цели, которая выше справедливости закона. А это в свою очередь требует постоянного прилежания; необходимы тут подготовительные труды и упражнения – сложные и долговременные. Это познание ведет к цели бесконечной и совершенной, заранее научая нас будущей жизни, которую мы будем вести по Богу и с другими небожителями, избавившись
сначала от мук и наказаний за грехи. Свободные от страхов, достигшие предела земного совершенства, не нуждающиеся в дальнейшем очищении, завершившие все служения, в том числе святые и совершаемые среди святых, праведные души получают заслуженные ими почести и воздаяния. Но только тех из них, кто по своей близости к Богу был «чист сердцем» (ср. Мф. 5:8), ожидает восстановление (?????????????) в созерцании невидимого. Будут они и нареченными богами, и сопрестольниками тех, кого Спаситель причислил
к богам прежде них. Итак, гносис довершает внутреннее очищение и приводит нас к трансформации, сближающей с благом (Климент Александрийский, Strom. VII, 56, 1 – 7; ср. ниже у Оригена).