"Бхагавадгита" - это религиозно-философская поэма, входящая
в состав древнеиндийского эпоса "Махабхарата". Ее широкая
популярность не только в Индии, но и по всему миру, объясняется
тем, что в ней в концентрированном виде собрана вековая
мудрость индийских мудрецов.
"Бхагавадгита" написана в форме диалога между Кришной и
Арджуной, принцем, ведущим войну за возвращение своего
царства. Перед началом сражения, Арджуну обуревают страхи
и сомнения. Именно в этот момент Кришна обращается к нему
с словами, несущими просветление и вдохновение, а также
открывающими подлинный характер мира и предназначение человека.
Вот несколько цитат из этой поэмы, имеющих отношение
к реинкарнации:
То, чем весь этот мир пронизан,
разрушению, знай, неподвластно;
это непреходящее, Партха,
уничтожить ничто не может.
Лишь тела эти, знай, преходящи
Воплощенного; Он же - вечен.
Не погибнет Он, неизменный...
Как одежду изношенную бросая,
человек надевает другую,
так, сносив это тленное тело,
Воплощенный в иное вступает.
Неизбежно умрет рожденный,
неизбежно родится умерший;
если ж все это неотвратимо -
то к чему здесь твои сожаленья?
Когда гибнут тела, Воплощенный
ни в одном из них не умирает...
Вряд ли возможно в нескольких словах выразить все идеи,
которые отражены в "Бхагавадгите". К наиболее важным мы
можем отнести учение о тождественности и вечности всех живых
существ, являющихся воплощениями единого Брахмана.
В практическом плане, "Бхагавадгита" учит непривязанности к
окружающему миру и бескорыстному действию.
Приходится сталкиваться с мнением, что учение о реинкарнации
этически порочно, поскольку вера в возможность искупить
свои ошибки в последующих жизнях лишает человека стимула
к совершенствованию. Критики перевоплощения заявляют, что
индуизм - это религия безволия и фатализма, ухода от жизни,
не достигающая высоких стандартов Евангелия. Утверждения эти
в высшей степени спорные.
Прежде всего, связь христианства с высокоморальным поведением
не так однозначна, как это кажется апологетам. Кто
возьмется подсчитать, сколько преступлений было совершено
верующими, глубоко убежденными в том, что их действия
направляет и благословляет Бог? Во имя Христа велись крестовые
походы. Во имя Христа устраивались еврейские погромы. Во имя
Христа на кострах сжигали "ведьм" и "еретиков". Многие
столетия, церковь считала себя вправе насаждать свои взгляды
огнем и мечом. У непредвзятого человека не может не возникнуть
вопрос, что лучше - подобный фанатизм, или же "уход от жизни"?
Однако, учение "Бхагавадгиты" несет в себе могущественный
стимул к деятельности по преобразованию мира. Наглядным примером
этого является жизнь Махатмы Ганди, великого лидера индийского
народа, которому удалось исполнить невиданную прежде в истории
задачу - освободить свою страну от иностранного господства
мирным, ненасильственным путем. В своих трудах, Ганди
неоднократно упоминал о том, как благотворно повлияла
на его мировоззрение "Бхагаватгита". Вот некоторые,
наиболее характерные отрывки:
"Когда я впервые познакомился с "Бхагавадгитой", я почувствовал,
что она не является историческим трудом. Под видом войны
представлена борьба, вечно длящаяся в сердцах людей, символ
битвы использован для того, чтобы сделать описание
внутреннего конфликта более выразительным".
"Когда я сталкиваюсь с разочарованиями и не вижу ни одного
луча света, я обращаюсь к "Бхагавадгите" и сразу же начинаю
улыбаться, какой бы ни была печаль. Моя жизнь была полна
внешних трагедий, и если они не оставили никакого видимого
и неизгладимого следа во мне, то я обязан этим учению
"Бхагавадгиты".
"Никто из изучающих с благоговением эту книгу не может
не стать истинным слугой нации, а затем и человечества.
"Бхагавадгита" содержит Евангелие Труда, Евангелие Бхакти,
или Служения, и Евангелие Джаны, или Знания. Жизнь должна
быть гармоничным целым этих трех начал".
"Отбросив меч в сторону, понимаешь, что не остается ничего,
кроме чаши любви, которую я могу предложить тем, кто противостоит
мне. Предлагая эту чашу, я надеюсь привлечь их к себе. Я не могу
думать о постоянной ненависти между людьми, и, веря в
теорию перевоплощения, я живу в надежде, что если не в
этом воплощении, то в каком либо другом смогу заключить
все человечество в дружеское объятие".
"Если требуется посвятить целую жизнь овладению науками,
то сколько жизней потребуется для овладения величайшей духовной
силой? Ибо если это единственное, что постоянно в жизни и
что нужно принимать в расчет, то усилия, которые вы приложите
для овладения ею, будут потрачены с пользой".