Николай Бердяев противопоставляет историческую
сложившуюся консервативность христианства как "религии
спасения" - и озарения гениальных мистиков, которые
во все времена стремились к непосредственному переживанию
Божьего присутствия. Он пишет: "Величайшие христианские
мистики всех вероисповеданий любовь к Богу и слияние
с Богом ставили выше личного спасения".
Заповедь, данная Иисусом, включает любовь к Богу и любовь
к ближнему. По словам Учителя, она является наивысшим
законом жизни, а все остальные предписания - не более
чем комментарии к ней. Любовь есть выход из себя,
преодоление эгоистичной замкнутости на себе и на своих
интересах. В этом смысле, активная любовь идет вразрез
со стремлением к личному спасению - понимаемому как спасение
от Божьего наказания.
Но, в высшем смысле слова, любовь и есть спасение, потому
что она преображает все сферы нашего бытия, приводит их
в гармонию с Богом. "Всякий любящий рожден от Бога и
знает Бога" (1 Иоанна 4:7). Путь любви - это путь спасения.
Продолжая свою статью, Бердяев акцентирует наше внимание
на том, что любовь - не просто определенные эмоции
и чувства. Любовь есть творческая сила.
"Любовь к Богу есть цель, она уже позитивна. Любовь к Богу
есть уже творческое преображение человеческой природы. Но
любовь к Богу есть также любовь к духовной высоте, к
божественному в жизни. Эрос божественного есть духовный
подъем, духовное возрастание, победа творческого состояния
духа над состоянием подавленности... Любовь не есть какая-то
особенная, отдельная сторона жизни, любовь есть вся жизнь,
полнота жизни".
Каков положительный идеал духовной жизни, рисуемый
Бердяевым?
"Человек призван быть творцом и соучастником в деле
Божьего творения. Есть Божий зов, обращенный к человеку,
на который человек должен свободно ответить".
"Таков замысел Божий о человеке, что природа человеческой
личности - творящая. Спасается личность. Но для того,
чтобы личность спаслась, нужно, чтобы она была утверждена
в своей подлинной природе. Подлинная же природа личности
в том, что она есть центр творческой энергии. Вне творчества
нет личности".
Мы можем сделать вывод, что не творящий человек еще не живет
в полную меру. И это относится ко всем без исключения.
Было бы в корне неверно разделять людей на "серую массу" -
и отдельных ярких творцов. Те, кого мы признаем гениальными
и выдающимися, лишь смогли развить и проявить присущие им
способности.
"Человеку в положительном бытии его присуща творческая
психология. Она может быть подавлена и скрыта, но она
онтологически присуща человеку. Творческий инстинкт в
человеке есть бескорыстный инстинкт, в нем забывает
человек о себе, выходит из себя. Научное открытие,
техническое изобретение, творчество художественное,
творчество общественное могут быть нужными для других
и использованы для целей утилитарных, но сам творящий
бескорыстен и отрешен от себя. В этом существо творческой
психологии... В творчестве человек испытывает состояние
необычайного подъема всего своего существа. Творчество
всегда есть потрясение, в котором преодолевается обыденный
эгоизм человеческой жизни".
Завершая свою статью, Николай Бердяев делает смелое
заявление: "Мы верим, что в христианстве заключены неисчерпаемые
силы. И обнаружение этих сил спасет мир от упадка и увядания".
В свое время, о. Александр Мень говорил, что "христианство
еще только начинается" - и это утверждение справедливо.
Взирая на прошлое, на значительную часть последователей
Иисуса, не устаешь поражаться тому, как убого и извращенно
понималось и практиковалось Его учение. Если судить
по жестким стандартам "религии спасения", лишь малая
часть христиан окажется достойной небес. Закономерен
вопрос: неужели Божий план о мире, план спасения мира,
потерпел неудачу? Неужели рядовому жителю Земли было
суждено "родиться во грехе", прожить короткую жизнь
в невежестве, болезнях и страданиях - для того, чтобы
потом навеки исчезнуть в глубинах ада? Неужели творческие
дары, которые он принес в мир, окажутся навсегда
потерянными, невостребованными?
Если смотреть на христианство в свете учения о реинкарнации,
все эти логические неувязки легко устранятся.