Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Шмини - Восьмой


Недельная глава Паршат шавуа: "Шмини" – "Восьмой". 

Ваикра / Левитам 9:1…11:47. Гафтара (доп.чт.) : Бамидбар / Числа19:1-19, Иезек.36:16-38  
На этот раз недельную главу фактически можно разделить на три центральных эпизода: торжественное открытие службы в переходном Храме, гибель двух сыновей Аарона на глазах у всех присутствующих и основные положения о кашруте. 

Итак, как уже было упомянуто в кратком описании нашей недельной главы, одним из ключевых моментов главы «Шмини» является трагическая смерть Надава и Авиу, двух сыновей Аарона, прямо в разгар праздничной церемонии открытия Храма. Тора неоднократно обращается к этому событию, что в очередной раз подчеркивает его важность. Что же все-таки произошло? 
Процитируем текст Торы: «И взяли сыновья Аарона, Надав и Авиу, каждый свой совок и взяли в них огонь и положили на него благовония и принесли в жертву Б-гу чужой огонь, который Он им не заповедовал. И вышел от Б-га огонь и пожрал их и погибли они перед Б-гом» . 

Еврейские источники утверждают, что Надав и Авиу были людьми праведными. Но их грех заключался в том, что из самых искренних и чистых побуждений, желая по-своему разумению усовершенствовать служение в Храме, они взяли на себя ответственность дополнить точнейшие инструкции самого Творца, данные Моше-рабэйну.  
Конечно, в отличие от современных реформистов, их поведение было продиктовано не попыткой идти на поводу будничных слабостей, под отговоркой «не актуальности» вечных законов, а возвышенными религиозными чувствами. Они не хотели ничего убавлять, а всего лишь добавить что-то свое оригинальное. Тем не менее, Тора свидетельствует, что даже такого рода «улучшения и усовершенствования», идущие в разрез с буквой закона, представляют собой «чужой огонь», не заповеданный Б-гом. Тем более, когда это происходит на виду у 
всех в самом сердце Храма. Тогда и публичное наказание с небес последовало незамедлительно… 

Но неужели законы Торы трехтысячелетней давности актуальны и по сей день? Ну там «не убей» или «не прелюбодействуй» - еще куда ни шло, но взять хотя бы все те же законы кашрута или, допустим, обрезания – не пора ли им стать достоянием далекого прошлого?
Несмотря на объективные трудности любой эпохи - у каждого еврея есть возможность идти путями Торы. И совсем недопустимо ссылаться на мнимую неактуальность Торы, когда основным препятствием к соблюдению заповедей является наше собственное поведение. 

Жемчужины еврейского комментария 
«И взяли сыновья Аарона, Надав и Авиу, каждый свой совок и взяли в них огонь и положили на него благовония и принесли в жертву Б-гу чужой огонь, который Он им не заповедовал. И вышел от Б-га огонь и пожрал их и погибли они перед Б-гом» (Ваикра 10:1-2)

Вот как комментирует этот эпизод Барух Алеви Эпштейн в своем комментарии «Тора Тмима»: евреям было отлично известно, что главная цель Храма в целом и жертвоприношений в частности – искуплять грехи еврейского народа. Поэтому едва началась служба в Храме, евреи могли бы относиться к заповедям более поверхностно, не боясь нарушать всевозможные запреты - ведь искупление-то рядом! 
Но Б-г наглядно показал: ни сам Храм, ни богатейшие жертвоприношения не защищают тех, кто сознательно преступает законы Всевышнего. И только если человек согрешил ненароком, по забывчивости или по незнанию, его жертвоприношения и само существование Храма помогают ему искупить этот неумышленный грех. 
И хотя Надав и Авиу, в принципе, были праведниками, преднамеренно ослушавшись Творца, они были тотчас же наказаны и даже их нахождение внутри самого Храма не спасло их от заслуженной кары!
 

 Недельная глава "Шмини - Восьмой" толкование от ортодоксов каббалистов! 
/1/ И БЫЛО, НА ВОСЬМОЙ ДЕНЬ... (Ваикра,9:1)
Итак, сегодня мы рассматриваем главу "Шмини" из книги "Ваикра". 
Это глава, которая описывает восьмой день создания Скинии Завета. 
"8" – это граница между реальностью, которой мы можем управлять, исправить, в которой можем жить, и той реальностью, что находится за пределами "8", то есть реальностью, которую мы пока еще не способны ощутить, исправить и в ней существовать.
 "8" – это разрез. Поэтому именно на 8 день совершают обрезание младенца...

Как мы говорили, душа представляет собой 613 эгоистических желаний. Во все эти желания я хочу получить наслаждение и наполнить себя. И когда я начинаю исправлять все эти желания, приводя их к подобию с Творцом, когда становлюсь Адамом, направляя все эти желания на отдачу и любовь к ближнему, – обнаруживаю, что существует некий предел: не все желания я могу исправить. 
Так вот, именно это символизирует обычай "обрезания".
То есть в этих 613 желаниях существует некий разрез: часть из них я не способен исправить. 
И эти желания называются "каменным сердцем".

И потому мы таким образом совершаем этот обряд обрезания на теле мужчин (на иврите – "гварим", от слова – "леитгабер" – преодолеть), то есть тех, кто преодолевает и исправляет свои эгоистические желания. То есть мы обязаны исправить себя и в своем физическом теле. Посмотри, как этот обычай сохранялся на протяжении истории, в течение многих лет. Ведь даже сегодня, как бы человек ни относился к религии, все-таки он не может без этого обойтись.
Хотя многие не понимают, в чем суть обрезания...
Под воздействием Высшего Управления это пустило такие глубокие корни, что для еврея стало невозможным не сделать обрезание своему сыну.
Ведь в данном случае половой орган олицетворяет для нас все желания.
Но даже самое свое маленькое желание мне разрешено использовать только до сфиры малхут, то есть не входить в нее. До сфиры есод. Поэтому есод называется "половым органом". А малхут – находится за пределами этого, и мы ее вообще не касаемся.
Кроме обрезания (брит-мила), мы делаем еще исправления: прия (подворачивание остатка кожи после обрезания) и атифат дама (выдавливание капли крови), чтобы еще немного выше поднять эту границу и отдалиться от использования этих 32 желаний, исправить которые нам точно не удастся.

Так вот, "евреем" называется тот, кто хочет двигаться к исправлению своих желаний и перейти от удовлетворения этих эгоистических желаний к отдаче ближнему, тем самым став подобным Творцу. И потому он совершает брит-милу, то есть соблюдает закон: не касаться "эгоизма" там, где его невозможно исправить.

Женский уголок 
Салат Вальдорф 
На крупной терке натрите 8 кисловатых яблок или груш, сбрызните лимонным соком. Нарежьте кубиками 5 стеблей сельдерея. Добавьте 350 г орехов пекан (или грецких) и небольшую банку консервированных нарезанных ананасов. Посолите. Заправьте майонезом, разбавленным двумя-тремя ложками ананасового сока. 

Нежные баклажаны. 
2 спелых баклажана нарежьте кружочками. Слегка посолите и оставьте на полчаса. Слейте темную жидкость, образовавшуюся от баклажан. Обжарьте с двух сторон на растительном масле. Готовые баклажаны положите на бумажное полотенце, чтоб удалить излишки жира. В том же масле пожарьте мелконарезанную луковицу. Порубите вместе баклажаны, лук и 2 зубчика чеснока. Соль и перец по вкусу

В избранное