Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Мишпатим - Суды


Недельная глава "Мишпатим - Суды"

Список Чтений Этой Недели:  Шмот / Исход 21:1-24:18, 30:11-16, Мелахим Алеф / 1 Царств 12:1-7 

 Продолжаем знакомить вас с Торой- сокровищем нашего народа. Итак, на этой неделе мы читаем главу « Мишпатим», содержащую 53 из 613 заповедей Торы. Главным образом речь идет о законах судопроизводства, выплате ущербов, а также о праздновании трех еврейских праздников – Песах, Шавуот и Суккот, обязывающих каждого взрослого еврея прийти в Иерусалим. 
«Если одолжишь деньги бедняку из Моего народа, не притесняй его и не бери с него проценты!»,
«Если в залог возьмешь одежду ближнего, верни ему ее до заката!», 
«Если встретишь потерявшегося быка или осла твоего врага, обязательно верни их ему!», 
«Если увидишь осла твоего врага, склонившегося под ношей…помоги ему (врагу) разгрузить его (осла) вместе!», 
«Шесть лет засевай землю и собирай ее урожай, а на седьмой год – шмита, оставь ее (землю) и пусть едят бедняки из твоего народа, а остальное – съедят полевые звери, также поступай с твоими виноградниками и оливами!»
 
«Ну что ж, превосходные советы для идеального общества, к сожалению, не применимые в современном обществе, где человек человеку волк» воскликнет часть наших читателей и…ошибется. Речь идет отнюдь не о полезных советах, а о заповедях Торы, обязанность исполнения которых лежит на нас вне рамок места и времени.
 «Так что же Тора хочет, чтобы мы были кроткими овечками, отданными на съедение волкам?» - задается справедливый вопрос. Отчасти, да, одно из типичнейших сравнений нашего народа в еврейских источниках – именно с овечкой. 

В частности приводится следующая притча. Овечка в слезах обратилась ко Всевышнему: «Б-же! Я такая беззащитная! Дай мне средство спастись от хищников, постоянно охотящихся на меня!» Тогда предложил ей Б-г на выбор острые клыки, когти, ядовитое жало или ветвистые рога. « Чтоб я нечаянно кого-нибудь забодала, укусила или ранила?! Уж лучше мне остаться беззащитной!» решительно ответила овечка. Тогда наделил Б-г овечку тончайшей шерстью и этим сделал ее нужной человеку, взявшему овечку под свою опеку. Так и еврейскому народу досталось лучшее «оружие» - заповеди Торы – и хотя мы лишены «когтей» и «клыков», соблюдая их, мы заслуживаем вечную опеку самого Творца! 

А чтобы не быть голословными, приведем два исторических факта: несмотря на то, что и войны, и засухи не были редкостью в Иудейском государстве, ни разу не вспыхнула война во время трех праздников, обязывающих всех мужчин покинуть свои дома, чтобы прийти в Иерусалимский Храм, и ни разу начало засухи не совпадало с годом шмиты!

Не символично ли, что в наши дни, как только соблюдение даже святого Йом-Кипура стало формальностью (ведь сказано, что постящемуся в Йом-Кипур с намерением назавтра продолжать грешить как прежде, грехи не прощаются), в тот же день (кстати, в шабат) разразилась война? 


Недельная глава "Мишпатим - Суды" от ортодоксов каббалистов

Сегодня мы читаем главу Мишпатим (Книга Исход, главы 21-24), в которой говорится о происходящем после событий у горы Синай, где все "увидели голос Творца". После огромного духовного подъема вдруг даются некие частные предписания, например, закон о рабе:
ЕСЛИ КУПИШЬ РАБА-ЕВРЕЯ, ШЕСТЬ ЛЕТ ОН БУДЕТ СЛУЖИТЬ, А НА СЕДЬМОЙ - ВЫЙДЕТ НА СВОБОДУ БЕЗ ВЫКУПА. (21:2)
Не удивительно, что после достижения высокого уровня мы должны получить четкие законы. 
Ведь если мы действительно хотим на него подняться, то должны знать, как себя судить, как относиться к желаниям и свойствам, которые заложены в нас тем или иным способом. Мы должны научиться измерять и проверять эти желания относительно Творца: помогают ли они приблизиться к Нему, способствуют ли реальному достижению статуса, подобного Ему?

Иными словами, у горы Синай была поставлена цель и показано, к чему человек обязан прийти, а в главе Мишпатим даются конкретные указания, которые необходимо выполнить, чтобы эту цель реализовать.

Та гора Синай, на которую человек поднимается с помощью силы Моше, вмещает в себя все наши неисправленные свойства. Они все плохие – так необходимо к себе отнестись.

Человеку не раскрывается все сразу, но, действительно, иногда бывают всплески ненависти к самому себе. Хотя обычно мы ненавидим себя лишь потому, что не смогли чего-то достичь. Например, я хотел украсть, и не получилось. Тогда я ненавижу себя за недостаток ловкости, изворотливости, коварства для достижения цели.

Глава начинается с закона о покупке раба еврея? Прежде всего, ты для себя открываешь, что ты раб своего желания получать.
Прежде всего, мы должны свои желания остановить, проанализировать и систематизировать, чтобы начать исправление с самых легких из них и постепенно перейти к более тяжелым. Так постепенно раскрывая свой "ларец Пандоры", человек продвигается.

И весь этот свод законов дан нам для того, чтобы мы смогли проанализировать свои желания, а затем их исправить.
И первый из законов – о рабе еврее. Речь идет о духовной силе, которую человек постепенно приобретает. Если он еще не может работать с ней самостоятельно, то смиряется с этим и считается рабом.

Есть разные виды желания получать. "Еврей" означает малое желание, как сказано о народе Израиля: "Вы малочисленны среди всех народов". Наше эго действительно невелико по сравнению с другими народами.
Именно так, хотя нам и всему миру кажется, что оно у нас самое большое. Просто у остальных людей эгоизм полностью еще не раскрылся.

Итак, глава начинается с законодательства о рабах, затем говорится об убежище для преступников, и идет целая серия разных частных законов: о плохом отношении к родителям, о кровной мести, о вреде чужому имуществу и т.д. 
Речь идет о разновидностях желания получать, принадлежащих к разным уровням: неживому, растительному, животному и человеческому. Согласно этим уровням мы классифицируем все наши желания. Самые малые из них относятся к неживому уровню, чуть большие – к растительному, и так по мере возрастания – к животному и человеческому уровням.

Соединение полов символизирует единение силы Творца (мужское начало) с силой нашего эго (женское начало). Мы хотим объединить их, чтобы поднять женскую часть на уровень мужского начала, т.е. поднять себя на уровень Творца. Ведь мы все считаемся относительно Творца невестой, а Он – жених. Совокупление же с животным означает, что вместо единения с Высшей силой человек обращается вниз - к животному началу.

Относительно запрета взимать проценты.
В этом законе говорится о том, что вся прибыль от духовной работы должна быть направлена только на дальнейшее продвижение в духовном, а не на получение выгоды в этом мире. Сегодня распространены всевозможные якобы духовные теории и практики, которые обещают человеку здоровье, успех, благополучие и процветание, если он будет выполнять определенные правила и условия. Это называется, что человек хочет использовать духовные силы для материальной выгоды. То есть вместо продвижения на духовном уровне, он хочет притянуть оттуда силы для достижения эгоистических целей в нашем мире. Это и есть тот процент, о котором идет речь. Разумеется, это не работает, и людей просто обманывают. Поэтому подобными вещами заниматься запрещено.

СТОРОНИСЬ НЕПРАВДЫ (23:8) - сказано в этой главе. Кстати, нигде в Торе не сказано напрямую: "Не лги". Вместо этого говорится: "Не отзывайся о ближнем своем ложным свидетельством", "не разглашай тайн". Почему же нет прямого запрета лжи?
Потому что человек все равно не сможет это выполнить. Поэтому тебе говорят: выясни это для себя. Тора всегда говорит о выяснении и исправлении, а не о беспрекословном исполнении указаний "делай…" или "не делай…" У человека всегда должно оставаться право выбора - только тогда он может реализовать себя как человек. Поэтому Тора оставляет ему место для внутреннего самоанализа.

Все эти законы, по сути, говорят о внутреннем анализе, который мы должны сделать, чтобы вместе со всем этим миром прийти к раскрытию мира духовного. Тогда границы этого мира расширятся, и мы явно увидим действующие в нем силы. 
Ложью ты ничего не исправляешь. Ты просто окрашиваешь свою жизнь в розовые тона, но она остается все такой же плохой. Смысл заповеди "Не лги" состоит в том, чтобы человек выяснил истину: "Купи истину, и не продавай" (Притчи 23:23). Человек должен идти к тому, чтобы не лгать себе, а не другим.

 Такой внутренний ежедневный самоанализ, очень труден. Конечно, намного легче закрыть глаза и ничего не видеть! Но это ложь самому себе. В итоге человек заплатит за это высокую цену.
Тора говорит о необходимости внутреннего самоанализа. В постепенном - от простого к более сложному - прояснении закономерностей устройства мира человек начинает понимать цель, к которой обязан прийти. Путь к этой цели может проходить через страдания или быть наполнен радостью, но миновать его нельзя. 

 Женский уголок 
Пестрая запеканка 
В 6 взбитых яйца добавьте 100 г сметаны, смешанной со 100 г тертого сыра. Добавьте также нарезанные кубиками морковь, картофель, красный и зеленый перец, помидор, по пол-стакана укропа и петрушки (или любой другой зелени) и нашинкованную маленькую головку лука. Посолите, поперчите, обжарьте минут 5 на сливочном масле, закройте крышкой и тушите еще минут 40 на небольшом огне. 
Десертный творог 
Разбавьте 250 г творога тремя ложками молока. Взбейте. Добавьте изюм, курагу, шоколадную крошку или орехи. Размешайте и подавайте. 

В избранное