Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Толдот - Родословная


Шабат шалом, друзья! Мир субботе!
Предлагаю    толкования недельной главы Торы в тексте -"Толдот-Родословная".
Подписаться на эту рассылку в тексте - вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
или на сайте "Исход-2. Возвращение к Источнику" http://tikvaisrael.com
Там вы можете читать online Еврейский Новый завет (ЕНЗ) с комментариями и другие книги по мессианскому движению и иудаизму.
На сайте выложены статьи, проповеди и книги,песни.
Будьте благословенны!
Езра

Список Чтений Этой Недели:
 Берешит \ Бытие 25:19-28:9 
 Малахи \ Малахии 1:1-2:7 
 Римлянам 9:6-13

Недельная глава «Толдот» («Родословная») 
Эта недельная глава описывает рождение, детские годы и юность двух близнецов-антиподов, Яакова и Эйсава.  
Один из многочисленных эпизодов, вызывающих бурную критику – сцена продажи Эйсавом первородства своему младшему брату Яакову.
И хотя продажным лицом однозначно является Эйсав, ушаты грязи, как правило, достаются Яакову, который якобы воспользовался лютымголодом несчастного брата, чтобы выманить его первородство за порцию чечевичной похлебки. 
  
И опять-таки давайте разберемся поглубже. Во-первых, откуда это пришел Эйсав и с чего бы это он так проголодался?
Во-вторых, с чего это вдруг Яакову взбрело в голову кулинарничать? И в-третьих, самое главное: что именно продал Эйсав Яакову – ведь если он физически родился первым, то как задним числом можно продать этот факт?

Вот, что говорит по этому поводу еврейская традиция. В тот самый день произошло много трагических событий.
Во-первых, пятнадцатилетний Эйсав, до тех пор благодаря своему благоговению перед отцом сдерживал себя в руках, не давая выхода своей неуемной натуре,не выдержал и совершил одно за другим, не много, не мало как пять тяжелейших преступления, в числе которых изнасилование девушки-невесты и убийство.
Понятно, что после всего этого Эйсав с непривычки почувствовал некую усталость.
  
 Кроме того, именно в этот день скончался Авраам. По еврейским законам траура ближайшие родственники в первую неделю после кончины отца,  матери, мужа, жены или детей не готовят себе пищу сами. Поэтому-то Яаков и взял на себя труд сварить похлебку для отца.
 И не случайно главным ингредиентом этого блюда была чечевица. Именно ее подавали в ту эпоху во время траура, видя в ее совершенно  круглой форме символ круговорота жизни и смерти.

Эйсав не мог не понимать всех этих тонкостей, широко распространенных в ту эпоху, но в данную минуту, после своего абсолютного падения, это его совершенно не волнует. Главное – поесть! Тут Яаков не мог сдержаться: разве так подобает вести себя первенцу, на котором лежит ответственность личного примера, ответственность будущей службы в Храме, где за каждую неподобающую выходку человек лишался жизни?
На что Эйсав саркастически предлагает поменяться с Яаковом ролями, предоставив последнему взять на себя все заботы о личном примере, службе в Храме,повышенной ответственности и всех других вытекающих из этого последствий, оставив себе право безнаказанного наслаждения всеми прелестями этого «бренного» мира.
  
Сделка сработала мгновенно. Недаром после нее, мы склонны осуждать не абсолютно испорченного, продажного Эйсава, а именно Яакова, чье поведение в данном случае по нашим меркам не соответсвует самым высшим стандартам морали и справедливости. И не случайно от потомков Яакова всегда ожидается  какое-то исключительное поведение, и то, что сходит с рук потомкам Эйсава, не прощается потомкам Яакова. Ведь именно это право быть эталоном морали и духовности для всех окружающих, оправдывая поговорку «пионер – всем пример»,и приобрел Яаков у Эйсава взамен тарелки супа!

Но не пожалел ли Эйсав, наевшись и очнувшись, о своем поспешном решении? Вот, что пишит Тора по этому поводу: «Яаков дал Эйсвау хлеба и чечевичную похлебку, и он поел и попил, встал и пошел и презрел Эйсав первородство.» (Берешит 25:34)
Эйсав не действовал исключительно в минутном порыве под влиянием голода. У него было достаточно времени переосмыслить содеянное.
Он успел и поесть, и попить, и встать, и походить, но все эти вполне осознанные, внешние действия ничуть не изменили его внутреннего отношениек проданному первородству.
 Все также не скрывает Эйсав своего презрения к первородству, как и в минуту продажи. Желудок уже наполнился, но мысли и сердце остались неизмены...

Высказывании мудрецов Талмуда: "Чем более велик человек, тем сильнее его злое начало".
Человеку дано доброе и злое начало!
В самом деле, это вполне понятно: иначе как мы можем говорить о том, что Б-г дал каждому человеку неограниченную свободу выбора?
Разве мы никогда не видели людей, борющихся с соблазнами и искушениями, гораздо более сильными, чем все то, с чем нам когда-либо приходилось сталкиваться? Если к тому же таким людям были даны силы справиться с этими испытаниями, значит, они были также наделены гораздо большей душевной мощью, чем "обычный" человек.
Из этого можно сделать двойственный вывод.

Во-первых, если вы видите поистине великого человека, знайте, что ему довелось бороться с демонами куда более сильными и злыми, нежели все то, с чем приходилось иметь дело вам.
А с другой стороны, если вы видите кого-то, опустившегося настолько, что вы даже представить себе такого раньше не могли, то знайте, что он наделен столь же непостижимым потенциалом.

Стандартное объяснение состоит в том, что в Торе слово "порождения" (толдот) может иметь несколько значений. Оно может означать "дети" или "потомки", а кроме этого оно также может означать "дела" или "поступки" (т.е. все, что может быть "порождено" человеком). Поскольку глава "Толдот" не начинается непосредственно с рассказа о рождении Якова и Эсава и при этом также повествует о жизненных деяниях Ицхака, могут возникнуть некоторые сомнения относительно того, как правильно перевести слово толдот в данном контексте. Поэтому Раши и объясняет, что данная фраза относится к "Якову и Эсаву, о которых говорится в этой главе".

Но, в этом комментарии Раши скрыт и другой смысл. На более глубоком уровне, Раши задает вопрос: как у таких праведных и святых родителей, какими были Ицхак и Ривка, и к тому же в такой праведной и святой среде, как была у них в доме, мог появиться такой порочный и жестокий человек, как Эсав? 
Как-никак Эсав был близнецом Якова, с тем же набором генов и воспитанием. С Яковом все понятно. 
Но откуда взялся Эсав?

Раши говорит, что порочный Эсав – это не "продукт" Ицхака и Ривки, а монстр собственного изготовления. Кто является порождениями Ицхака?
Яков и Эсав, но имено те, о которых говорится в этой главе. 
Эсав Торы был человеком, обладавшим огромным потенциалом добра. Столь же огромным, как и то зло, перед которым он не смог устоять.
Для Эсава урок из этого в том, чтобы увидеть, кем он может быть.
Для   нас   –   урок   в   том,  чтобы,  увидев  Эсава,  присмотреться повнимательней к себе!

Беседа каббалиста Михаэля Лайтмана с известным израильским сатириком, сценаристом и драматургом Гилем Копачем
Сегодня мы поговорим о главе "Толдот".

 Она начинается так:
/19/ ВОТ РОДОСЛОВИЕ ИЦХАКА, СЫНА АВРААМА: АВРААМ РОДИЛ ИЦХАКА. (Глава 25).
Это единственная глава, посвященная Ицхаку. Есть три главы, рассказывающие об Аврааме, семь – о Якове, и только одна – об Ицхаке.
Создается ощущение, что Тора как бы скрывает Ицхака, не сообщая о нем многого. Так ли это и почему?

М. Лайтман: Ицхак - это сила, олицетворяющая левую линию. Святая сила.
Г. Копач: Мы говорим о силе мужества.
М. Лайтман: Да. Это большое желание, нуждающееся в постоянной поддержке силы правой линии.
Как при ходьбе мы опираемся поочередно, то на правую, то на левую ногу, так и в духовном продвижении мы соединяем две силы.
Вначале есть только желание получать наслаждение, как сказано: "Я создал злое начало".
 Затем добавляется положительная сила - "и создал Тору для его исправления". Соединяя свет Торы с желанием, которое является сутью человека, мы достигаем правильного их сочетания и развития души.

Г. Копач: Что же такое гвура - сила мужества? Какое свойство в ней проявляется?
М. Лайтман: Мужество – это огромное желание.

Г. Копач: Правильно ли, что это сила, которая устанавливает законы, т.е. границы дозволенного? Милосердие же, напротив, расширяется и растекается как вода, не имея границ.
М. Лайтман: Совершенно верно. Мужество, вбирая в себя милосердие, дает продолжение развитию. Это как почва, которая впитывает воду.

Г. Копач: Значит, любовь без границ - это плохо?
М. Лайтман: Конечно. Любовь без границ приводит к ненависти.

Г. Копач: Т.е. когда мы говорим об Аврааме, который олицетворяет любовь, милосердие, отдачу, то и здесь должны быть границы,
иначе это приведет к катастрофе.
М. Лайтман: Да, и потому то, что описывается в главе Толдот, исходит от Ицхака. Это глава не о нем самом, а о том, что развивается благодаря нему.

Г. Копач: Есть одно не очень понятное мне определение, связанное с Ицхаком. Есть оно и в Торе,
а я столкнулся с ним в одной из каббалистических книг. Страх Ицхака. Что это такое?
Речь идет о страхе, который он испытывал во время жертвоприношения?

М. Лайтман: Нет, это совсем другое. В каббале понятие «страх Ицхака» символизирует страх человека перед использованием своего эгоистического желания получать: он боится, что не сможет преодолеть его и превратить в свойство отдачи.

Г. Копач: Т.е. это боязнь реализации своего природного потенциала?
М. Лайтман: Да, потому что до сих пор мысли человека были только о себе, а сейчас он хочет работать на отдачу,
т.к. именно это свойство делает человека подобным Творцу.
Ведь "Возлюби ближнего, как себя самого" - это закон, согласно которому человек уподобляется Творцу, приближаясь к Нему.
Цель нашего развития – достичь Его, как сказано: "Возвратитесь сыны Израиля к Творцу Своему".
Мы должны достичь этой цели в течение нашей жизни, хотя многим это кажется недостижимым.

Г. Копач: Как можно стремиться к тому, о чем у меня нет никакого представления?
М. Лайтман: Когда тебе это откроется, то ты увидишь и узнаешь.
Г. Копач: Сегодня?
М. Лайтман: Будем надеяться. Ведь каждый день мы должны проживать в ожидании Машиаха, т.е. силы,
которая вытянет нас из физического мира в духовный.
Так что «страх Ицхака» - это сомнения в том, смогу ли я правильно использовать все свои природные качества для духовного продвижения.

Г. Копач: Можно ли сказать, что от большого страха человек, в конце концов, начинает смеяться?
Я пытаюсь понять смысл его имени (Ицхак в переводе «будет смеяться»).
М. Лайтман: О, только после того, как приходят к реализации, понимают, что весь путь, казавшийся ему таким трудным, был на самом деле смешным.

Г. Копач: Как говорится, для того, чтобы уменьшить страх, нужно всю дорогу смеяться.
М. Лайтман: Ну, да, так мы пугаем ребенка медведем в лесу, а на самом деле оберегаем его, чтобы не навредил себе.
Так же и здесь: мы находимся в руках высшей силы, и нам нечего бояться. Но пока мы не ощущаем этого, боимся,
что не сможем сделать все правильно.

Г. Копач: /20/ И БЫЛО ИЦХАКУ СОРОК ЛЕТ, КОГДА ВЗЯЛ ОН РИВКУ СЕБЕ В ЖЕНЫ.
Давайте поговорим об Ицхаке и Ривке. Это единственная, наверное, во всем Танахе пара, которая являются семьей, где есть один муж и одна жена.
 Во всех остальных случаях мужчина имеет несколько жен. Несколько жен было у Авраама, у Якова, я уже не говорю о царях Давиде и Соломоне,  у которых были целые гаремы.

М. Лайтман: Когда мы подойдем к объяснению, ты увидишь, во-первых, насколько это правильно, а во-вторых,
что говорится вообще не о количестве женщин, а о величине желания получать, с которым такие силы как Давид и Соломон могут работать ради отдачи.

Г. Копач: Между Ицхаком и Ривкой, насколько я понимаю, не было идеальных отношений, они много ссорились.
М. Лайтман: Ты имеешь в виду ссоры из-за детей?
Г. Копач: Да, и не только.
М. Лайтман: Нужно понимать это правильно. В Ривке с самого начала, еще во время ее беременности, находятся в противоречии две силы - два плода, которые соревнуются друг с другом.

Г. Копач: Да, они оба соревнуются за большую близость (слова близость – кирва и Ривка состоят из тех же букв),
и эта борьба между ними происходит внутри самой Ривки.
М. Лайтман: Да, и Творец говорит Ривке, что два народа возьмут начало от нее.

Г. Копач: Когда они рождаются, Ривка больше любит Якова, а Ицхак – Эсава. Есть разделение.
М. Лайтман: Это соответствует их природной близости. Ицхак олицетворяет левую линию, т.е. желание получать,
а Эсав - это клипа (кожура, скорлупа) левой линии.

Г. Копач: Что значит "клипа" левой линии?
М. Лайтман: Ицхак использует желание получать. А Эсав в отличие от Ицхака использует это желание только с намерением для себя.
Поэтому они близки в понимании, что необходимо использовать желание получать.
Только Ицхак, вернее, то свойство в человеке, которое называется Ицхак, думает, что его сын – свойство Эсав - исправит себя и станет, как отец, ведь ему ясно, что необходимо использовать желание получать. А Яков мал, он все время находится в палатке…

Г. Копач: О нем написано, что он был ЧЕЛОВЕКОМ СМИРНЫМ, ЖИТЕЛЕМ ШАТРОВ (Глава 25, 27)
М. Лайтман: Верно – в отличие от Эсава, который СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ, СВЕДУЩИМ В ОХОТЕ, ЧЕЛОВЕКОМ ПОЛЯ.
Г. Копач: Он охотник, очень мужественный, даже вид у него грозный, мужской, у него волосатое тело. Ицхак почитает его.
М. Лайтман: Он почитает его как первенца, а, главное, он ценит его силу. Сила Эсава – это желание получать, с которым он работает.
А Ицхак – это свойство, которое не работает напрямую с желанием получать. Отсюда проистекает необходимость совмещения этих двух свойств.

Г. Копач: Ицхак довольствуется малым. По моему ощущению, есть в нем что-то монашеское. Эсав, напротив, любит поесть.
Вы называете это большим желанием получать для себя?
М. Лайтман: Совершенно верно. Но проблема в том, что Эсав самостоятельно не может достичь цели. Он возвращается с охоты усталый, голодный, а потому готов все продать. То есть он не может наполнить себя в поле, не видит, как наполнить свое эгоистическое желание.
Поэтому он просит у Якова наполнения даже ценой отказа от прав первенца в семье.
Это говорит о том, что он готов отказаться от развития согласно его природному свойству.

Г. Копач: /29/ И СВАРИЛ РАЗ ЯАКОВ КУШАНЬЕ, А ЭЙСАВ ПРИШЕЛ С ПОЛЯ УСТАЛЫЙ.
Эсав  возвращается с охоты голодный и видит Якова. В Торе используется слово «езад» (сварил), которое по звучанию ассоциируется со словом «задон» (злодей). Нет ли здесь заранее какого-то злого умысла, направленного против Эсава?
М. Лайтман: Яков - свойство отдачи в человеке - знает, что ему не хватает силы желания получать.

Г. Копач: Яков отличается манипулятивностью. Ведь даже во чреве матери он ухватился за пятку Эсава (ивр. Яков от слова акев – пятка),  т.е. он всегда обходит, а не идет напрямую.
М. Лайтман: Верно, но это из-за того, что он слаб, у него нет той большой силы желания получать, которая есть у Эсава.
Обо всем народе Израиля скажут затем, что он маленький народ. Так и Яков. У него есть небольшое желание отдачи, стремление к Творцу.
Но для того чтобы реализовать это стремление, он нуждается в силе, называемой Эсав.
Необходимо соединить большое желание - пусть даже в малой степени - с намерением достичь Творца.
Яков мал и слаб, но если присоединиться к нему, то можно продвигаться по направлению к Творцу. Так что если поведение Якова
в этой истории кажется нам не очень красивым, то это только потому, что мы не понимаем истинного смысла происходящего.
Наша природа такова, что необходима большая работа, связанная с ограничениями, для того, чтобы осознать и исправить наше эго.

Г. Копач: Ривка и Яков очень похожи, возможно, поэтому они и близки. Кстати, они оба наполовину арамим, т.е. выходцы из Месопотамии, а это созвучно слову обманщики (ивр. рамаим).
М. Лайтман: Верно, именно Ривка учит Якова обманывать.
Г. Копач: Она обманывает своего мужа, одевая Якова в одежды Эсава, и сын обманывает отца.
М. Лайтман: Более того, она же и берет на себя всю ответственность.

Г. Копач: Ну, да, такая вот еврейская мама.
М. Лайтман: Она уговаривает сына, говоря, что если отец обнаружит обман, то она возьмет все вину на себя.

Г. Копач: Почему она не хочет просто, прямо и открыто поговорить с мужем, чтобы он изменил свое отношение к Якову и благословил его?
 Для чего весь обман и ходьба вокруг да около?
М. Лайтман: "Я создал злое начало, и создал Тору ему в приправу", т.е. прежде создано злое начало, оно является истинным творением.
А Тора дана как приправа для вкуса, чтобы творение было годно для использования.
Яков приходит со стороны приправы: маленький, слабый, он делает возможным использование злого начала, чтобы привести его к цели.
Но главное творение – эгоизм. Ты помнишь известную притчу о том, как Творец предлагает разным народам взять Тору, но все отказываются?

Г. Копач: Ну да, французы не могут принять Тору, т.к. в ней есть заповедь "не прелюбодействуй", мусульмане – из-за заповеди "не убей", а евреи спросили, сколько это стоит. И когда услышали, что ничего, то попросили две Торы.
М. Лайтман: Да, они получили не одну, а две скрижали завета.
Но проблема в том, что исправляющая сила слишком слаба по сравнению с величиной желания получать, которое необходимо исправить.
Поэтому Яков вынужден постоянно использовать обман. Так же и мы в духовной работе должны как бы играть с нашим эго так,
чтобы постепенно нацеливать его на сближение с Творцом.

Г. Копач: Пока действительно не станем народом Израиля, как Яков, который, только пройдя определенный путь, изменил свое имя на Исраэль?
Это значит, что он уже может идти к цели прямо, а не обходными путями?
М. Лайтман: Верно. Когда он набирает определенную величину желания от Эсава, исправляет его и присоединяет к себе,
тогда из Якова становится Исраэлем (ивр. яшар-кель – прямо к Творцу). Это значит, что у него уже есть сила отождествить себя с Творцом.

Г. Копач: Почему Яков хочет быть на месте Эсава? Чем плохо быть Яковом?
М. Лайтман: Он вовсе не хочет быть Эсавом, он просто правильно использует силу Эсава. Ведь и Эсав знает, что сам не может прийти к цели.
Почему он продает свое право первенца? Потому что он не может им правильно воспользоваться.
И, действительно, сегодня мы видим, что в результате многих лет развития с помощью эго мы в итоге пришли к депрессиям,
многочасовому рабочему дню, кризису в семье, экологии, к всеобщей опустошенности. Это то, что чувствует Эсав – он не может продвигаться.
Поэтому он готов продать свое первенство взамен наполнения. Именно это сегодня чувствует каждый человек. Люди жаждут наполнения.

Г. Копач: Что символизирует право первенца?
М. Лайтман: Право первенца символизирует главную идею, развитие, философию, которая будет вести человека по жизни.
Сейчас  мир  находится  на  распутье, люди не видят цель и перспективу
развития.  Поэтому  именно  сейчас раскрывается Тора и высшшее скрытая часть ее - каббала, т.е. свойство Якова, и дает ответ.
Она говорит, что человечество не знает, как правильно использовать весь тот огромный эгоизм, который вырос за тысячи лет развития.
Поэтому сделайте выбор, и я научу вас, как двигаться дальше. Тогда вместе мы добьемся успеха.
Ведь  мир  создан  как  злое  начало,  а  Тора  –  только приправа или инструция. Добавим к этому большому желанию немного света
и тогда придем к счастью и совершенству.

Г. Копач: Т.е. первенство - это определенный уровень понимания, что есть главное и что делать.
М. Лайтман: Верно, и человечество сегодня находится именно в этой решающей точке.

Женский уголок. 
Мадждара – рис с чечевицей. 
Отварите 2 стакана риса в стакане воды в течение 10 мин. Обжарьте две луковицы. Прокипятите 2 ст.л. соевого соуса с солью, пару зубчиками чеснока и 50 г маргарина. Смешайте полуготовый рис с двумя стаканами чечевицы и жареным луком. Залейте соусом. Посыпьте мелко-нарезанным укропом.
Печь в духовке на среднем огне в течении получаса под крышкой и еще полчаса – без. 

Чечевичная похлебка. 
Обжарьте две мелконарезанные луковицы и 4 зубчика чеснока. Добавьте кг мяса, нарезанного кубиками. Обжарьте 5 мин.

В избранное