Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Берешит-В начале


Шабат шалом, дорогие друзья!
Мы начинаем первую главу первой книги ТОРЫ (Библии)  Диврей Тора - Брейшит
Будьте благословенны!
Подписаться на эту рассылку в тексте - вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Кто хочет знать больше-
Недельная глава "Берешит - В начале" по книге Зогар с комментариями рава.
Начало годового цикла чтения недельных глав Торы  https://youtu.be/Sk6HmePbJAQ

 Берешит / Бытие 1:1-6:8
 Йешайягу / Исаия 42:5-34:10
 Йоханан/ Иоанна 1:1-14

«Лисенята, которые портят виноградники...»
И снова мы с вами приступаем к главе Берешит – первой главе первой Книги Библии. Это начало нового года. Я надеюсь, что год прошедший был годом активной деятельности и годом, наполненным откровениями – таким же, каким он стал для меня. И когда я приступил к написанию моего Девар Тора (комментария Торы), который приходится на эту неделю, вот уже пятый год подряд, я пожелал узнать, откроет ли Ха Шем хоть что-нибудь новое для меня в этом недельном чтении. И, конечно же, это новое было открыто мне. Тему моего комментария я взял из:
Берешит (3:1-6) Змей же был хитрее всех зверей полевых, которых создал Б-г всесильный; и сказал он жене: «Хотя и сказал Всесильный: не ешьте ни от какого дерева этого сада…» И сказала жена змею: «Из плодов деревьев этого сада можем есть; только от плодов дерева, которое в середине сада, сказал Всесильный, не ешьте от него и не прикасайтесь к нему, а то умрете». И сказал змей жене: «Никак не умрете. Но знает Всесильный, что, когда поедите от него, откроются глаза ваши и вы станете, подобно Всесильному, знающими добро и зло». И увидела жена, что дерево это хорошо для еды и что услада оно для глаз, и вожделенно это дерево для развития ума, и взяла плодов его и ела, и дала также мужу своему с собою, и он ел.

Я хотел бы обратить наше внимание на первые слова стиха 1: «Змей же был хитрее всех зверей полевых». Вполне возможно, что у этого змея был облик настоящей змеи, но так это или нет, это не имеет отношения к теме моего комментария. Дело в том, что этим Ха Шем старается четко изложить нам, что змей олицетворяет собой грех. Этим отрывком Ха Шем дает нам понять, что грех очень хитер и что порой не столь явен, и по мере того как мы читаем дальше эту Главу, мы узнаем, что грех может вводить в заблуждение.
Я полагаю, что сразу после сотворения человеку было даровано благодатное тело, которое позволяло ему действовать как на духовном, так и на физическом уровне, примерно о таком теле говорит Рав Шауль (Павел) в своих писаниях. Это, пожалуй, может объяснить нам то, почему Адам и Хава (Ева) могли видеть и общаться с духовными существами, в данном случае с самим Б-гом, Его мирозданием и с падшим ангелом Сатаной. Дело в том, что Ха Шем проклял змея:

Берешит (3:14-15) И сказал Б-г Всесильный змею: «За то, что ты сделал это, проклят ты более всякого скота и всякого зверя полевого! На чреве твоем ходить будешь и прах будешь есть все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между потомством твоим и потомством ее: оно будет язвить тебе голову, а ты будешь язвить ему пяту.

И даже если вы воспримите этот отрывок буквально и дословно – ведь как-никак змеи ползают на своем брюхе и поедают бренные останки, и на их языках есть особо чувствительные участки, и эти участки языка являются частью их общего сенсорного восприятия. И все же о Сатане говорится здесь не совсем как о змее, как свидетельствуется в стихе 15. Ха Шем говорит нам, что с момента проклятия и впредь Сатана будет считаться ниже любой бессловесной твари. На самом деле слово из Иврита, переводимое как «скот», - бэхайма – может быть еще переведено как «бессловесное, глупое животное». В наши дни в западном обществе пресмыкание на брюхе и поедание праха является характеристикой человека, лишенного морали и духовности.
Человек, вследствие своего неповиновения и мятежа, ограничен сегодня лишь своим физическим проявлением, это было объявлено человеку в момент изгнания его из Сада. Ган Эден (Сад Эдема) - утопическое место, на восстановление которого указывает нам Тора и все Писание:

Берешит (3:22-24) И сказал Б-г Всесильный: «Вот, человек стал как один из нас в познании добра и зла. Теперь, может быть, протянет он руку свою и возьмет от дерева жизни и поест, и будет жить вечно» И выслал его Б-г Всесильный из сада Эдена, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал человека, и поставил к востоку от сада Эдена ангелов и пламенный меч вращающийся для охранения пути к дереву жизни.
Способность Сатаны вводить в заблуждение - это то, о чем мы должны всегда помнить и чего нам следует остерегаться. Может статься, вы подумаете, что Ха Шем совершил ошибку, ограничив человечество в рамках физического восприятия. Ведь Сатана может обманывать нас без всякого риска быть разоблаченным. Но каждый, кто был хоть раз обманут при голосовании лживым политиком, которого вы можете видеть насквозь, знает точно, что это не имеет значения. И сколько раз каждый из нас был обманут продавцом подержанных авто или просто недобросовестным человеком? На самом деле не имеет значения, можем ли мы видеть Сатану или нет, его обман в любом случае сработает. Суть вопроса заключается в том, что Ха Шем предупреждает нас о коварной и обманной сущности Сатаны, и поэтому мы всегда должны быть настороже против его обмана. И мы обязаны помнить вот еще о чем: мелочи, маленькие компромиссы, ведут нас к наибольшему злу.
Шир Ха Ширим (Песнь Песней) (2:15) Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники, а виноградники наши в цвете.

Барух Ха Шем!
Раввин Яков Фарбер.


Падение праведника или немного о физиологии ходьбы.

В нашей колонке редакторы мы привыкли цитировать разные литературные источники, афоризмы и, конечно же, анекдоты. Но сегодня в порядке исключения нам бы хотелось в порядке исключения обратиться и к точным наукам. Точнее – к физике. А еще точнее, к «Занимательной физике» Я. Перельмана.
В очередной раз перелистывая эту гениальную книгу, наш взгляд вдруг остановился на следующих словах: «То, что вы делаете десятки тысяч раз в день в течение всей жизни, должно быть вам прекрасно известно. Так принято думать, но это далеко не всегда верно.» Эти две фразы мгновенно приковали наше внимание. Увы, действительно! Как часто мы проявляем себя абсолютными дилетантами даже в самых повседневных, будничных вопросах, считая, что привычка и рутина – достаточное объяснение и оправдание всему тому, что мы делаем!
«Лучший пример,» продолжает Перельман: «ходьба и бег. Есть ли что-нибудь более нам знакомое, чем эти движения? А много ли найдется людей, которые ясно представляют себе, как, собственно, передвигаем мы свое тело при ходьбе...» Далее сам Перельман в свою очередь цитирует “Лекций по зоологии” проф. Поля Бера. Не вдаваясь в физически подробности, приводимые далее, остановимся на заключении профессора Бера. Итак, «Ходьба - есть не что иное, как ряд падений вперед, предупреждаемых вовремя...»
Не знаем, как вас, а нас эта фраза просто шокировала! Признайтесь, приходилось ли вам задумываться прежде, что все наше движение вперед на самом деле состоит из ряда прерваных падений? Часто ли приходила вам в голову мысль, какая мелочь отделяет каждое наше продвижение от стремительного падения? И не изумляет ли вас тот факт, что не будь этого полупадения, мы бы всю жизнь стояли на месте?
А теперь, давайте вспомним, что все, происходящее в физическом мире, имеет свою проекцию в мире духовном. Еврейский подход «семь раз упадет праведник, но поднимется» всегда удивлял нас. Но в том-то и дело, что и в духовной плоскости, каждое падение, вовремя предупреждаемое нашей силой воли, совестью или уже раскаянием, и является тем промежуточным этапом позволяющим нам двигаться вперед. И заслуга того, кто вовремя обуздывает свои страсти, несравнено велика по сравнению с заслугой того, кто абсолютно лишен таких
страстей. Такое «падение», падение для того, чтобы продвигаться, продвигаться вперед, вперед, несмотря на то, что мы всего лишь люди, люди со своими слабостями, а не роботы-ангелы, такое «падение» - это падение праведника!

Недельная глава «Берешит» («Вначале»)

Недельная глава Берешит говорит о сотворении мира и о жизни первых поколений людей от Первого Человека (адам а-ришон) и Хавы (Евы) до поколения потопа и Ноаха (Ноя).

На фоне остальных фундаментальнейших тем, затронутых в нашей сегодняшней главе, один из первых этапов творения в первый же день сотворения мира, отделения света от тьмы, обычно не заслуживает особо пристального внимания. А между тем, этот эпизод проходит еженедельным лейтмотивом еврейской жизни. А именно: на исходе каждой субботы правоверные евреи прежде чем перейти к повседневным делам, включая еду и питье, выполняют ритуал «авдалы» («отделения») в котором мы благословляем Творца в частности за то, что Он разделяет
между светом и тьмой.
И опять же на фоне глобальных проблем, это акцентирование разделения между светом и тьмой кажется таким мелочным, таким само собой разумеющимся фактом. Ведь разве что слепой не сможет разделить между светом и тьмой! Хотя, постойте. Что именно мы вправе считать светом? Вот, например, если в Торе черным по белому сказано «И назвал Б-г свет днем, а тьму назвал ночью», то как нам относится к электрическому свету, светящему нам ночью? И к какому периоду дня нам относить сумерки – это все еще свет дня, или уже тьма
ночи? И где она, та граница, за которой свет переходит во тьму и наоборот? И только ли о физическом понятии света говорится в данном отрывке?
Мидраш в частности говорит: свет – деяние праведников, тьма – поступки злодеев. Мы бы могли сомневаться в том, что из них хорошо, если б Тора не засвидетельствовала : «Б-г увидел свет, что он хорош».
Как? Неужели если бы не данные Торы, мы могли бы сомневаться, что предпочтительней – поступки злодеев или деяния праведников?! К сожалению, да.
Легко отличить абсолютное зло от стопроцентного добра. Полуденный свет является явной противоположностью полночной мгле. Но стопроцентный абсолютизм – вещь крайне редкая (если вообще существующая) в нашей жизни. И всегда ли видны нам задатки добра под покровом того, что кажется нам совершенным злом, и так ли заметны корни зла за завесой добродушного добра? Достаточно почитать израильскую прессу, чтобы убедиться в том, как часто порицаем мы непонятное нам поведение праведников, едва ли не считая их «вредителями
поколения»! А сколькими «добрыми намерениями» устлана дорога в ад, не нам вам говорить! Как лучше провести субботы – загорая в биккини на пляже или собираясь всей семьей за шабатним столом? Мы могли бы сомневатьс в том, что из этого хорошо, если б не свидетельствовала Тора...
Не только умение пользоваться календарем и часами, для того, чтобы расчитать точное время захода солнца и его рассвета, но и талант увидеть признаки ночи средь бела дня и наслаждаться светом далеких звезд посредине ночи, твердо зная, что самое темное время суток – непосредственно перед рассветом, – вот она наука «разделения между светом и тьмой». Наука правильной жизни...



Женский уголок

Позади праздник Суккот с его шалашами и «четырьмя видами растений». Но не спешите выбросить этрог, сыгравший такую видную роль в прошедшем празднике. Вы можете высушить его и воткнув в него палочки гвоздики и/или корицы использовать для благословения на благовония все в том же ритуале проводов субботы - «авдалы». А можно использовать его и на кухне, тем более учитывая его полезное влияние на сердце.

Кабачково-этроговое варенье.
Кабачки очистите от кожуры, нарежьте кубиками. Натрите этрог вместе с цедрой на средней терке. Засыпьте равным количеством сахара (примерно килограмм на килограмм) и оставьте на ночь Утром кабачки будут плавать в сиропе, в котором варите варенье в течении 15 мин. после закипания. Остудите и повторите эту же процедуру еще 2 раза.

Цукаты из этрога.

Нарежьте этрог поперечными дольками. Засыпьте сахаром. Дайте настояться 2-3 дня.

В избранное