Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Зот А-Браха- Вот благословение


У еврейского праздника Суккот особый статус в еврейской традиции. Если в тексте Торе упомянут «праздник» без каких-либо дополнительных уточнений и эпитетов, вы можете быть уверены, что речь идет не о Йом-Кипуре, не о Песахе и даже не о Дне Независимости, а как раз о Суккоте. Но что же такого особенного в этом празднике?
В этот праздник евреи на целую неделю покидают свои насиженные жилища и перебираются во временные шалаши-сукки, где мы и едим, и читаем, и спим. Нет, связь с домом при этом совсем не теряется. Туда мы переодически заходим, приготовляем здесь ту самую пищу, которую подает в самой сукке, но на эти семь дней понятия «временное» и «постоянное» как бы меняются местами. И в этом суть данного праздника в частности, и суть иудаизма в целом.

В отличие от некоторых других религий иудаизм не видит в материальности как таковой ничего особо предъосудительного. В конце концов, мы не уходим в чистое поле, не живем под открытым небом, а строим прочную, достаточно просторную сукку, и украшаем ее ничуть не хуже рождественнской елки. Здесь есть место и коврам, и гирляндам, и хрустальной посуде. Но мы учимся правильно расставлять акценты и в который раз отделять главное от второстепенного. Мы не отрицаем удовольствия и пользу материального мира, но мы понимаем, что существуют какие-то более серьезные, нематериальные ценности, ради которых мы, в сущности, и живем, и «крыша над головой» необычайно важный, но все-таки не важнейший критерий жизни.
Недаром самые строгие требования в отношении сукки еврейский закон предъявляет именно ее крыше. Помимо различных тонкостей, в которые мы не будем вдаваться, в «кружевной тени», обеспечиваемой ею, соотношения тени и света должны однозначно быть в пользу первой. Но с другой стороны, сквозь эту кровлю мы дожны быть способны разглядеть звезды.
Точно так и иудаизм это, прежде всего, религия материального мира (другими словами, религия действия). Мы твердо стоим ногами на земле и тень, как символ комфорта и всех земных благ, играет далеко не последнюю роль в нашей жизни, но только тогда, когда она не заслоняет нам небеса, наш источник духовности, лишь тогда, когда она не мешает нам увидеть манящий свет звезд, зов идеала...

Сегодня исход Суккота!
Сразу на исходе праздника Суккот наступает новый еврейский праздник – Симхат-Тора (Симхас-Тойро, Радость Торы). В этот день мы завершаем годичный цикл чтения Торы и тут же начинаем все с начала – сразу после чтения главы «Зот А-Браха» мы приступаем к чтению первых отрывков первой главы Торы – «Берешит» («В начале»). Все это сопровождается колоритнейшей церемонией, насквозь пропитанной духом настоящей еврейской радости: евреи поют и танцуют со свитками Торы в своих объятьях и зачастую со слезами счастья на глазах.
Перефразируя слова Талмуда можно смело сказать, что тот, кто не видел празднования Симхат-Тора в настоящей еврейской атмосфере, не может представить себе, что значит настоящее еврейское счастье.
Но давайте вернемся к нашей недельной главе. В ней Моше-рабейну окончательно прощается с еврейским народом и благословляет 12 колен. Глава завершается описанием ухода из жизни величайшего еврейского вождя и пророка, тридцатидневным трауром по его кончине и вступлением к лидерству Йеошуа бен Нуна.

Один из наших читателей в свое время задал вопрос: все мы знаем о том, что колено левитов выполняло функцию «обслуживающего персонала» Храма, а его подгруппа – коэны, потомки Аарона – были священнослужителями. Но что говорит Тора о специальном назнчении других колен?
Вот этой-то теме и посвящены в основном благословения Моше-рабейну в нашей недельной главе и благословения праотца Яакова в последней главе книги Шмот.

Колено Йеуды – это бесспорно колено царства. Именно из потомков Йеуды происходит династия царей Давида, Шломо (Соломона) и их потомков.
Колено Шимона – это колено учителей и воспитателей, чей наследный удел был фактически разбросан на территории колена Йеуды, чтобы наилучшим образом выполнять свою миссию учителей, распространяя «свет учения» среди как можно большей аудитории.
На территории колена Беньямина располагалась Храмовая Гора, что несомнено накладывала отпечаток святости на его представителей. Кроме того, именно потомкам Беньямина – царю Шаулю (Саулу), царице Эстер (Эсфирь) и Мордехаю - было суждено играть роль «временного правительства», объединив и возглавив еврейский народ в труднейшие периоды еврейской истории.
Колена Эфраима и Менаше – потомка Йосефа – получили в надел плодороднейшие земли, обеспечивающие их изобильным урожаем. Кроме того потомки этих колен нередко занимали ключевые позиции в еврейской армии.
Плоды, культивированные коленом Нафтали не имели себе равных ни в Святой Земле, ни за ее пределами.
Колено Звулуна занималось мореплаванием, торговлей, изготовлением стекла и рыболовство. Вместе с этим, оно полностью материально обеспечивало своих братьев из колена Иссахара, посвятивших себя полностью изучению Торы. Так эти два колена стали живым воплощением идеального сочетания духовности и материальности.
Колено Гада вместе с коленом Реувена представляли собой авангард еврейского войска.
Потомки Дана отличались потрясающим мужеством и отчаянной готовностью бороться с самым многочисленным врагом ради своего народа. Партизанская война была их родной стихией.
И, наконец, колено Ашера славилось изготовлением оливкового масла и особой синей краски из специальных моллюсков. Но главной гордостью этого колена были их представительницы слабого пола. Именно они, благодаря своему несравненному духовному богатству и внешней красоте, пользовались наибольшим успехом у коэнов и составляли наиболее блестящие пары для первосвященников.

Конечно, все это лишь общие контуры и представители всех колен могли спокойно выбирать для себя любой подходящим им лично вид занятия.
Но ведь неслучайно наша глава называется «Вот благословение», ибо наибольшее благословение, которое мы можем получить, это ничто иное, как осознание наиболее благоприятного направления нашего пути, понимание нашего личного потенциала, дающее нам максимальные шансы для его реализации в рамках общего благословения для всего еврейского народа – «Счастлив ты, Израиль?
Кто может сравниться с тобой, народом, спасаемым Б-гом...»?:.
Вот в чем наивысшее благословение – знать куда и зачем ты идешь!
И вот что открыл евреям Моше-рабейну в последние минуты своей жизни.


В избранное