Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Эмор-И сказал


Шалом, друзья, мир вам!
Мы прошли праздник Песах и начали делать отсчет Омера каждый день. Мы находимся в ожидании чуда, в ожидании Шавуот (Пятидесятницы).
Процесс получения Торы начался с момента выхода евреев из Египта — за 49 дней до великого события, ее дарования.
Эти 49 дней традиционно называют “сфират а Омер”, что означает счет Омера. В третьей книге Торы сказано: “И отсчитайте себе от второго дня празднования до дня принесения вами Омера возношение 7 недель. Полными они должны быть” (Ваикра, 23:15).
Омер — мера овса (приблизительно 2 кварты), которую евреи приносили во время послеполуденной молитвы (минха) или дневного жертвоприношения — на второй день праздника Песах.
Приношение Омера осуществлялось в эпохи, когда у евреев был Первый и Второй Храм. После разрушения Первого и Второго Храмов жертвоприношение стало невозможным. Однако традиция отсчета сохранилась.
Начиная со второй ночи Пейсаха в конце вечерней молитвы (арвит) евреи ежедневно в течение 7 недель (в целом получается 49 дней) ведут счет омера, читают благословения и называют “порядковый номер” дня по возрастающей. И так — до праздника Шавуот, который отмечают на следующий, 50-й день с момента освобождения евреев из рабства.

Предлагаю вам толкования недельной главы Торы - "Эмор" - "И сказал" в исполнении мессианских и ортодоксальных евреев.
Подписаться на эту рассылку вы можете через сайт подписки http://www.subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Наш сайт Исход-2 www.tikvaisrael.com.
Там вы можете читать Еврейский Новый завет (ЕНЗ) и другие мессианские книги, скачать песни,посмотреть фотографии Израиля.
 Недельные главы Торы по книге Зогар (Сияние) в видео , с комментариями рава- смотрите на сайте
 - http://www.youtube.com/channel/UCw37Luxyqk8sr9JWdfaUcFA
Езра
Будьте благословенны!

Недельная глава Торы: "Эмор" - "И сказал":
Ваикра / Левитам 21:1-24:23
Допол. чтение:
Йехэзкейл / Иезекииля 44:15-31,
1 Петра 2:4-10

Ваикра (21:1-6) И сказал Г-сподь Моше: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: (никто из них) да не осквернится (прикосновением к) умершим из народа своего, только ближним родственником своим: матерью своей и отцом своим, сыном своим и дочерью своей, и браотм своим и сесторй своей, девицей, близкой к нему, не бывшей замужем, можно ему оскверниться. Да не осквернит он себя, муж в народе своем, так чтобы не стать ему нечестивым. Да не делают они плеши на голове своей и боков бороды своей да не обривают, и на теле своем да не делают надреза. Святы они должы быть Б-гу своему, и да не оскверняют имени Б-га своего. И да не оскверняют имени Б-га своего, ибо жертвы Г-сподни, хлеб Б-га своего, приносят они, и потому должны они быть святы.
На прошлой неделе глава Кдошим инструктировала нас на предмет святости, в особенности же уделялось внимание тому, как сыны Исраэйля должны оберегать себя от осквернения.

Понятия Святости и Праведности всегда стоят рядом, и в то же время они не идентичны, есть некоторое отличие между этими двумя понятиями.

Праведность – это свободный дар от Б-га, получаемый каждым верующим человеком, как только он принимает Йешуа как Мессию Израиля, и принимает в своем сердце Его через покаяние по своей вере .
Это добровольный дар, относящийся к вере, к смерти и воскресению Мессии. Он понес на себе все наши грехи, и взял все наши беззакония и через Него нас провозгласили праведными. Завершение истории (см Исайя 53). И поэтому нет разделения на уровни и степени праведности. Либо вы праведны пролитой ради вас кровью Иешуа, либо нет! И каждый спасенный имеет эту праведность.

Святость. Существуют различные уровни святости. И исходным уровнем, к которому мы все должны стремиться – это:
Ваикра (19:2) Говори всей общине сынов Исраэйлевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я, Г-сподь , Б-г ваш.

Итак, согласно этому отрывку из Писания нам надлежит быть святым, просто потому что Б-г наш свят.
Мы служим святому Б-гу, который требует от нас святости.
Так, например, в главе Кедошим, само название которой указывает на понятие «отдельный, святой», в этой главе Бог завещал нас соблюдать Его святость, ведь разве можем мы быть святы как Он, если мы даже не догадываемся, насколько Он свят!
Именно поэтому нам следует соблюдать эти наставления для того, чтобы стремиться к святости Г-спода (Тора подразумевает не законы, но наставления).

Святость не сделает вас более праведными, но она позволяет вам насладиться праведностью в максимальном размере от обещаний Г-спода, праведностью, которую вы получили как Б-жий дар.
Иными словами, ваше право пользоваться всей полнотой обещаний Г-спода будет зависеть от уровня святости каждого отдельно взятого человека, которые многочисленны в Его Торе. Так, мы можем осквернить самих себя тем, что мы не будем святы так, как наставлял нас Г-сподь, или оскверняя Его имя, которое само по себе и есть святыня.
Ваикра (21:4,6) Да не осквернит он себя, муж в народе своем, так чтобы не стать ему нечестивым. Святы они должы быть Б-гу своему, и да не оскверняют имени Б-га своего.

При чтении главы Кдошим, Б-г обсуждал наиболее элементарный уровень святости, присущий любому человеку, и законы, содержащиеся в этом отрывке, имели отношение как ко всему народу Исраэйля, так и к нам, верующим в Мессию.
А сейчас, в главе Эмор, мы имеем дело с высочайшим уровнем святости, уровнем, возложенным на Коганим (священнослужителей).
Коген, который служит по поручению народа перед Б-гом или в присутствии Его, подлежит, собственно, не только основным критериям святости, которые были изложены для нас в главе Кедошим, а также к ним были применимы особые законы святости, изложенные в главе Эмор, и стандарты этой святости были гораздо выше.
И если эти стандарты кажутся вовсе не такими уж высокими и невыполнимыми, но, читая главу Эмор, нам становится очевидным, что требования к Коген Ха Гадоль (Первосвященнику) были неизмеримо более высокими, чем к простым Когенам. Сегодня допускается, что многие из этих заповедей (мицвот) зависели от существования Храма или Шатра Откровения. И как следствие, эти заповеди не имеют применения сегодня, тем не менее они очень важны для нас сегодня.

Как верующие в Йешуа Ха Машиха, мы все являемся Коганим согласно уставу Мелехцедек. И Йешуа является нашим Коген Ха Гадоль.
Шауль (Павел), в том, как он описывает уровни руководства в общине, предполагает, что каждый следующий уровень руководства требует более высокого уровня святости. И я уверен, что он почерпнул этот пример из Писания, из глав Кедошим и Эмор.

Руководящая роль налагает определенные обязательства на человека, и эти обязательства возлагаются на человека Б-гом. И все те, кто поставлены на руководящий пост, должны помнить об этом очень хорошо. И весьма прискорбно видеть, что некоторые лидеры возносят самих себя и считают, что если уж они вознеслись, то они лучше других людей, но на самом деле они несут неизмеримо большую ответственность.

Римлянам (12:3) ибо говорю каждому каждому из вас в отдельности, на основании оказанного мне благоволения: не будьте слишком высокого мнения о себе. Вместо этого, трезво оценивайте самих себя в соответствии с критерием, данным каждому из нас Б-гом, а именно доверием (Б-гу).
Леон Мазин. "Шавей Цион"—"Возвращенные на Сион"


Недельная глава от евреев ортодоксов
В начале главы "Эмор" излагаются законы, касающиеся коэнов(священников), Коэн-Гадоля (Первосвященника) и храмовой службы. Коэн должен избегать ритуальной нечистоты от контакта с мертвым телом, за исключением случая кончины кого-то из ближайших родственников. Коэн не может жениться на разведенной или на женщине с нечистым прошлым; Коэн-Гадоль может жениться только на девственнице. Коэн с физическим изъяном не может служить в Храме. Увечное животное не может быть принесено в жертву.
Новорожденный теленок, ягненок или козленок должен оставаться с матерью как минимум семь дней, прежде чем его можно приносить в жертву. Запрещено приносить в жертву животное и его детеныша в один и тот же день.
Во второй части главы перечисляются Дни Священного Собрания - праздники еврейского календаря: еженедельный Шаббат; день принесения пасхальной жертвы - 14-е Нисана; семидневный праздник Песах, начинающийся 15-го Нисана; приношение Омера - меры ячменя нового урожая - на второй день Песаха и начинающийся с этого отсчет 49-ти дней, завершающийся на 50-й день праздником Шавуот; день "памяти трубления в шофар 1-го Тишрея; день поста 10-го Тишрея; семидневный праздник Суккот, начинающийся 15-го Тишрея, в течение которого предписывается жить в "шалашах" и каждый день брать вместе "четыре вида растений"; наступающий на 8-й день после начала Суккот праздник Шмини-Ацерет.
Затем говорится о зажигании храмовой Меноры и о "личном" хлебе, каждую неделю раскладываемом на золотом столе в Святилище.
В заключение главы рассказывается об инциденте с наказанием человека за богохульство, а также о законах наказания за убийство, причинение увечья и нанесения ущерба имуществу.
----
Главу Торы "Эмор" читают в дни счета Омера. Именно в ней содержится заповедь: "И отсчитайте себе... семь недель; полными должны они быть". Продолжение этой заповеди: "...отсчитайте пятьдесят дней...", на первый взгляд, однозначно противоречит ее началу. Ведь семь полных недель это сорок девять дней (как мы на самом деле и отсчитываем). Как же понимать слова "отсчитайте пятьдесят дней"?
Возникает еще один вопрос. Отсчитывая дни Омера, мы говорим: "один день Омера", "два дня Омера" и т.д., а не "первый день", "второй день". Почему?
Чтобы ответить на эти вопросы, вспомним о первом отсчете - том, который евреи вели, выходя из Египта. Тогда они в прямом смысле слова считали дни, дожидаясь обещанного им дарования Торы. Но книга Зогар говорит, что в этом отсчете был и более глубокий смысл.

Египетское рабство нанесло огромный урон духовному состоянию евреев. Они погрузились в скверну Египта на "сорок девять уровней нечистоты". В таком состоянии, покинув Египет, они еще не могли получить Тору. Поэтому евреи отсчитывали сорок девять дней, каждый день очищаясь от одного из уровней нечистоты. И лишь по прошествии семи недель, очистившись от этих сорока девяти аспектов нечистоты, они смогли получить Тору.
Этот процесс не одноразовый, он возобновляется из года в год. В дни Сфират-Аомер - между праздниками Песах и Шавуот - мы должны очиститься и подняться по сорока девяти ступеням святости. Одно из значений слова "сфира" - свечение, сияние. В каждый из дней отсчета Омера мы освещаем и очищаем одно из качеств нашей души, и Всевышний раскрывает для нас еще одни врата света и святости.
Вот почему мы не отсчитываем по порядку, а говорим: "один день", "два дня" и т.д. День - это ступень святости. В первый день мы достигли одной ступени, во второй - две и т.д. Мы отсчитываем не номер, а количество уровней святости, которых удостаиваемся.
Но человеческие возможности ограниченны. Какие бы усилия мы ни предпринимали, мы можем достичь лишь сорока девяти ступеней.

Пятидесятая остается для нас недоступной. Но эта ступень даруется нам как награда Всевышнего за своими силами пройденный нами путь сорока девяти ступеней.
Получается, что мы отсчитываем лишь сорок девять дней, но при этом мы как будто отсчитали пятьдесят, потому что пятидесятая ступень нам тоже дана. И на это великое раскрытие святости в праздник Шавуот намекает Тора словами: "отсчитайте пятьдесят дней".
-----
В главе Торы "Эмор" Всевышний велит Моше: "Говори с сынами Израиля и скажи им: праздники Б-га, которые вы должны называть священными собраниями, вот праздники мои: шесть дней будет совершаться работа, а в седьмой день Суббота покоя, собрание священное; никакой работы не делайте; это - Суббота Б-га во всех местах поселения вашего".
Шесть рабочих дней недели являются подготовкой к "седьмому дню" - дню отдыха и покоя.
Наши мудрецы сравнивают шесть тысячелетий существования мира - с шестью будними днями недели. Шесть тысяч лет - годы, когда выполнением Торы и заповедей осуществляется подготовка к седьмому тысячелетию - вершине мироздания - Освобождению, называемому нашими мудрецами "днем, который целиком Суббота и покой на вечную жизнь".
В Субботе комментаторы Торы выделяют две ступени святости. Сказано: "Суббота Суббот" ("Шабат Шабатон"). Первое слово этого выражения, "Суббота" -несет в себе идею отдыха от физической работы. Второе же слово "Шабатон" выражает более высокий уровень, нежели просто воздержание от усилий.
Святость "Шабатона" вносит в духовное пространство седьмого дня внутренний покой, - более высокий, нежели физическое бездействие: "День покоя и святости народу своему дал Ты". И говоря: "Шесть дней будет делаться работа..." – Тора намекает на эту ступень святости Субботы. И этой высочайшей ступени мы удостаиваемся в Субботу именно и только за работу и добрые дела в течение шести будних дней недели.

Подобно этому и грядущее Освобождение: Как только "Суббота", "Шабат" грядущего Освобождения, наступит, зло будет подчинено и прекратит войну с добром, превозмогшим, победившим его. Это аналогично прекращению физического изнуряющего труда в субботу.
Но прошедшие шесть тысячелетий активного труда, как физического, так, и это главное, духовного, служат подготовкой не только к первому периоду прихода Машиаха, Субботе, но и к Субботе Суббот. "Шабат Шабатон" – седьмое тысячелетие, когда дух нечистоты будет уничтожен и полностью устранен из мира.
Так можно истолковать слова: "Шесть дней будет делаться работа..." - на нас возложена миссия подготовить мир к приходу Освобождения - к "седьмому дню"! И это будет не просто Суббота отдыха от страданий и тяжких трудов, наполняющих историю человечества.
------------
Первыми коэнами (священниками) были Аарон (старший брат Моше) и четверо его сыновей. Они и все их будущие потомки были выбраны Б-гом для того, чтобы совершать служения в Храме в качестве представителей всего еврейского народа. В силу священного статуса человека, призванного служить Б-гу в Храме, коэну запрещен контакт с мертвым телом, он должен быть лишен определенных физических изъянов, он может жениться не на любой женщине, а лишь на отвечающей определенным требованиям и т.д.
Может быть, вы слышали историю об одном человеке, пришедшем к раввину и умолявшем того сделать его коэном. Он просто обязан стать частью колена первосвященников и за эту честь он готов заплатить раввину любые деньги. Раввин терпеливо объяснял, что ни он, ни кто-либо другой не может сделать этого человека коэном. Такие вещи просто вне пределов его раввинских полномочий. Человек был в отчаянии. Он предлагал раввину сделать огромное пожертвование, если тот сделает ему это одно маленькое одолжение. Раввин был несколько раздражен, но и заинтригован и поэтому спросил, почему для этого человека так важно стать коэном. Парень ответил: "Рабби, мой отец был коэном, мой дедушка был коэном, я просто обязан стать коэном!"

Конечно, смешно слушать о коэне по праву рождения, пытающемся купить билет в свою собственную семью, но быть коэном – это вовсе не шуточное дело. Мне самому довелось стать свидетелем нескольких человеческих трагедий, возникших из-за отсутствия знаний о роли коэна и правил, необходимых к соблюдению членами колена священников.
В то время как соблюдение ограничений посещения кладбища – это очень важная мицва (заповедь) для мужчины-коэна, несоблюдение их – это только проблема отношений между ним и Б-гом. Это не касается больше никого, по крайней мере непосредственно. Однако когда дело касается женитьбы, всегда есть еще кто-то, кто вовлечен в эти отношения, и в результате может сильно пострадать.
Некоторых трагедий нельзя избежать. Когда, не дай Б-г, происходит теракт, порой невозможно избежать ущерба. Болезни тоже нормальный человек не выбирает по своей воле. Но самая ужасная трагедия – это та, которой можно было избежать. И когда незнание наших традиций ведет к человеческим страданиям и душевной боли, то знакомство с этими традициями могло бы предотвратить саму возможность возникновения этой трагедии.
Представьте себе такую картину. Молодой человек объявляет о своей помолвке и приходит в синагогу, чтобы договориться о проведении свадьбы. Раввин выясняет, что он коэн, а его невеста – разведенная, или прошедшая гиюр, или была замужем за неевреем или что ее отец нееврей. Очень деликатно он сообщает молодой паре о том, что может возникнуть галахическая проблема для освящения их брака "по закону Моше и Израиля". В главе Торы "Эмор" нам сообщаются основные законы, о том, на ком коэны могут жениться, а на ком не могут. Если он действительно коэн, а она принадлежит к одной из вышеперечисленных категорий, то возникает проблема.
Мой вопрос в том, почему за два или три года их отношений данный вопрос ни разу не всплывал? Ответ прост – из-за невежества. Никто никогда не говорил им, что существует такая проблема.
И кто виноват? О, конечно же, раввин! Его обвиняют в религиозном фундаментализме, нетерпимости, равнодушии, строгости и негибкости. Позвольте заверить вас, что мои коллеги и я всегда рады быть любезными и уступчивыми. Но тем не менее бывают ситуации, когда еврейский закон и традиция, которые для нас священны и неизменны, могут показаться стоящими на пути человеческого счастья. И мы не уполномочены изменять закон в зависимости от ситуации.
Лично я считаю, что ответственность за образование молодых людей в таких вопросах лежит на их родителях. И особенно отец, являющийся коэном и передавший своему сыну этот титул, имеет моральную обязанность объяснить ему, что значит быть коэном. Конечно, есть привилегии – коэна первого вызывают к Торе, но есть также и обязанности. Такие, как очень тщательный выбор брачного партнера.
Всей этой боли и страданий можно было бы совершенно точно избежать, если бы мы образовывали наших детей. Задолго до того, как они влюбятся, родители должны предупредить детей о том, что нужно быть избирательными в плане того, с кем встречаться. Точно также, как не бывает смешанных браков, если им не предшествуют "смешанные" свидания, ни один коэн не страдал бы от невозможности вступить в брак, если бы встречался только с теми девушками, на которых мог бы жениться. Не должно быть, чтоб он слышал о таких вещах впервые, придя к раввину для согласования даты свадьбы.
Сегодня институт брака крайне слаб. И весьма сложно оставаться в позитивной статистике. Если Тора говорит нам, что тот или иной союз некошерен, то вместо того, чтобы возмущаться, мы должны рассматривать это так, будто сам Всевышний спустился и прошептал нам на ухо добрый совет: "Поверь мне; этот человек не для тебя". Иногда мы думаем, что Тора стоит на пути нашего счастья, но на самом деле все наоборот. В долгосрочной перспективе она защищает обе стороны от совершения серьезной ошибки, имеющей далеко идущие последствия.
Статус коэна – это не то, что можно купить за деньги. Это особое, великое благословение. Давайте сделаем все, чтобы наши дети никогда не воспринимали это благословение как проклятье.
------------
Среди прочих заповедей в главе Торы "эмор" говорится о необходимости соблюдения Шаббата: "Шесть дней делай работу, а в седьмой день Шаббат Шаббатон – прекращение трудов…".
ОБМАНЧИВАЯ ПРОСТОТА
Прежде всего, нужно напомнить, что в Торе вы не найдёте пустых рассказов или вещей, само собой разумеющихся. А если нам порой кажется, что сказанное Торой очевидно, то это означает, что данный смысловой уровень мы уже преодолели и пришла пора переходить на более сложный.
В связи с этим вызывает удивление тот факт, что Тора приказывает нам работать "шесть дней", как будто мы сами до этого никогда бы не додумались. Во-вторых, бросается в глаза странное выражение для определения субботы – "Шаббат Шаббатон", то есть "суббота суббот". Явно в этой фразе скрыто нечто большее, чем простое напоминание о соблюдении Шаббата. Какое же послание зашифровал для нас Всевышний в этих словах?
КРАСНЫЙ ДЕНЬ ЧЕРНОГО КАЛЕНДАРЯ
Наши мудрецы раскрывают нам "маленький секрет": вся история человечества представляет собой "трудовую неделю": есть в ней и серые будни, и долгожданный выходной. Речь идёт о соотношении между шестью тысячелетиями рода человеческого и шестью рабочими днями недели, а эра Освобождения соответствует Шаббату – Святой субботе.
Так же, как будние дни являются подготовкой к Шаббату, так и вся еврейская история, со всеми её трудностями и невзгодами, слезами и кровью, но при этом всегда с Торой и заповедями – является подготовкой к приходу Машиаха. Как сказали об этом мудрецы: "Он, Милосердный, даст нам в наследие нескончаемый день, исполненный покоя,…чтобы мы жили вечно".
С одной стороны, Суббота символизирует совершенное прекращение будничных занятий – "день покоя" и отдыха для тела. Этот уровень называется Шаббат. А с другой стороны, Суббота соответствует ещё более интенсивному свету, ещё большей святости, чем была "в будни". Она способна успокоить душу, а это гораздо большее, чем просто отдых тела. Её цель: "чтобы мы жили вечно". Такой уровень называется Шаббат Шабатон. Как мы видим, в нашей главе речь идёт именно о Субботе Суббот.
ГОД ЗА ДВА
Ещё интереснее и глубже эта идея раскрывается в книгах Каббалы. Борьбу с силами тьмы можно разделить на два этапа. Сперва удаётся победить тьму и нейтрализовать её: этот эффект называется "отталкиванием тьмы". Но при этом тьма хоть и повержена, но всё ещё существует и остаётся антиподом Света. Задачей второго этапа является не просто победа Света над тьмой, но "превращение самой тьмы в Свет".
Эту идею можно приложить и к нашему случаю. В первый этап эпохи Избавления Шаббат – святость – подчиняет себе духовную нечистоту: "будни" сдаются под натиском "субботы". Это происходит в наши дни, так как конец шестого тысячелетия соответствует кануну субботы, а именно времени зажигания субботних свечей и встрече Шаббата.
Во втором же периоде "дней Машиаха" – Шаббат Шабатон – после наступления седьмого тысячелетия само понятие Тьмы исчезнет, так как она превратится в Свет. Даже будни станут праздниками, не говоря уже о субботах, в которых интенсивность Света станет вдвое большей, чем теперь.
Именно это подразумевается в Мидраше в словах: "Два венца святости возложил Всесильный на Царицу Субботу".
МЫ СЛАВНО ПОРАБОТАЛИ…
Обратим внимание на то, что для того чтобы ощутить Шаббат – телесный покой – совершенно не обязателен трудит в течение шести дней, предписание о котором как раз и смутило нас при поверхностном взгляде на цитату из Торы. Но если мы говорим про Шаббат Шабатон – более высокий уровень – то он достигается исключительно через выполнение приказа: "Шесть дней делай работу…" Для того чтобы "отдохнула" душа, нужно интенсивно трудиться в течение долгого времени и тщательно готовиться к подобному отдыху. Причём это верно как в масштабе семи дней, так и в масштабе семи тысячелетий.

Наше ежедневное служение Творцу Вселенной молитвой, добрыми делами, изучением Торы – это подготовка, и не только к "субботе", но и к "Субботе Суббот". То, насколько добросовестно мы сами готовимся и готовим весь мир к приходу Машиаха, определяет уже сегодня судьбу человечества.


В избранное