Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Ваеце - И вышел


 Шабат шалом, дорогие друзья!
Приходит еще один шабат. Какой он будет?
После стольких дней обстрелов из Газы, наступает мир в Израиле.
Этот мир - он не долговечен и хрупок.
Он зависит напрямую от духовного состояния Израиля, от его отношения к Творцу, от смирения и покаяния.
Просите у Него покаяния и смирения для нашего народа. Молитесь за наше правительство и институты власти.
Молитесь за Израиль, просите мир Иерусалиму! "Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле."

Приглашаем вас на наш сайт ИСХОД-2 www.tikvaisrael.com
Есть видеоролики комментариев рава к недельным главам Торы (http://tikvaisrael.com/podpiska.html).
Вы можете подписаться также на рассылку недельных глав Торы в тексте (http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Пусть Господь обильно благословит вас
Езра (Шмуэль).

Рубрика - изучаем иудаизм
Раби Моше Хаим Луцатто - Путь Творца - Дерех Ха Шем.
Часть 4. О служении Творцу
Глава 4. О чтении Шма и его благословений
[1] Две службы возложены на человека, чтобы совершать их перед Всевышним каждый день: чтение Шма и молитва, а во времена Храма - также постоянные и дополнительные жертвы. И сейчас мы объясним их суть.
Первая ежедневная обязанность - это чтение Шма.
Втор.6:4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;

Его содержание: единство Всевышнего и принятие ига Его царства.
Суть же его такова:
Творец, благословенно Его Имя, произвел по Своему желанию различные объекты, высшие и низшие, духовные и материальные, установил им различные порядки и заложил в природу каждого из них производить действия и подвергаться различным преобразованиям и обращениям, как Его мудрость уделила каждому из них.
Но Творец, благословенно Его Имя, - Корень и Причина всех их.

И это понятно в двух аспектах: в аспекте существования и в аспекте действия.
В аспекте существования: это то, что мы уже объяснили в первой части, как все реалии зависят от Него и проистекают из Его воли, чего нельзя сказать о Его существовании, которое обязательно само по себе и не зависит ни от кого другого.
Но все другие реалии существуют только из-за того, что Он возжелал их и поддерживает их существование по Своей воле.

В аспекте действия: Творец заложил в природу элементов Творения властвовать над тем, что находится в границах их возможности, и исполнять великие действия, каждый - соответственно своей природе. Но, несмотря на это, на самом деле, они обладают только той силой и властью, которые передал им Творец, благословенно Его Имя, Истинный Господин, Властвующий и Всемогущий, и они совершают только то, на что Он дал и дает им силу действовать, и Он, Господин над ними, в состоянии прибавить или убавить (их силу) в любой момент, когда захочет.

Здесь следует указать на один глубокий момент. Система, установленная Его Мудростью для исправления творений, как мы упомянули в первой части, содержит множество аспектов зла. Они снова и снова появляются в мире, как в результате дурного выбора грешников, так и в результате постановлений о наказании людей.

На первый взгляд кажется, что это (существование зла) противоположно желанию Всевышнего.
Ведь Он желает только добра; все Его желание - наделить благом, и Его Имя оскверняется при властвовании злодеев и усилении зол и испорченностей.

Но знающий пути Всевышнего и углубляющийся в их суть поймет, что все это не что иное, как выстраивание в глубинном замысле цепочки причин, которые все направлены в одну точку: совершенствование Творения.
Когда эта цель будет достигнута, все элементы зла прекратят свое существование, как мы упомянули в первой части.

Получается, что Творец является истинным правителем всего, и лишь Его замысел осуществляется. [Этот замысел состоит в том], чтобы Его благо и совершенство достигли созданий, как мы упомянули выше.
Но поистине, согласно основам чудесной Мудрости и настоящего блага, все события должны пройти через эти превращения (включающие зло). И в конце всех превращений выяснится, что Творец, благословенно Его Имя, один, един и обособлен, и что Он причиняет все эти события на пути к истинной цели - истинному благу, о котором мы упомянули.

И это включает в себя еще одну глубокую вещь: раскрытие истинности Его единства.
Мы уже объяснили, что общий принцип всех существующих в мире обстоятельств заключается в том, что Творец создал зло, чтобы люди удалили его и установили добро в самих себе и в Творении

В этом принципе коренятся многие законы и важные корни, (необходимые) для достижения совершенства во всех частях и аспектах.
Ибо в Творении имеется много деталей бытия зла, его действий и власти, и есть множество деталей в отношении зла к человеку, который подвержен влиянию зла и помещен в его среду. И также (много деталей есть) в пересиливании зла, освобождении от его оков и победе над ним, и в отношении бытия добра -его распространение и укрепление по мере покорения зла и победы над ним.
Но корень существования зла, его активности и власти - в сокрытии Творцом Своего единства, в том, что Он не открывает всем Своей истинной Сущности.
Степень реальности зла зависит от меры этого сокрытия, как мы упомянули в первой части.

Корень всякого уничтожения зла, его удаления и установления всего Творения в добре - это раскрытие единства Всевышнего. Об этом сказало Писание (Дварим 32:39): «Смотрите же сейчас, что Я - это Я, и нет со Мной другого бога; Я умерщвлю и оживлю, Я поразил и исцелю, и нет спасающего от Моей руки». И написано (Йешаяу 43:10): «Чтобы познали вы и поверили Мне, и поняли, что это Я. Предо Мной не создан бог, и после Меня не будет».

Выходит, что окончательное исправление всего Творения зависит от раскрытия единства Всевышнего. Он был, есть и будет всегда, один, един и обособлен, но в настоящее время Он не открыт всем, как следует. В будущем же Он откроется всем творениям, как написано {Зехария 14:9): «В тот день Ашем будет един и Его Имя едино».

Но народ Израиля, удостоившийся Его истинного Учения (Торы), знает эту истину и свидетельствуют о ней и сейчас, и об этом сказано в Писании (Йешаяу 43:12): «А вы - Мои свидетели, - сказал Ашем». И это - большая заслуга для нас.

Все управление этим миром делится на управление дня и управление ночи, как мы упомянули в части 3, гл. 1. Каждое утро и каждый вечер возобновляются структуры и позиции ангелов, которые исполняют свои должности, согласно порядку управления.
И мы, сыны Израиля, обязаны свидетельствовать о единстве Всевышнего во всех аспектах, а именно:
- в аспекте существования: что только Его существование обязательно, а все остальное существует по Его воле и зависит от Него;
= в аспекте власти: что только Он - единственный правитель, и всякий, кто действует, действует только с разрешения Всевышнего данной Им для этого силой;
- в аспекте управления: что, хотя причинные цепи многочисленны, протяженны и глубоки,
Причина - одна, и цель - одна, то есть, Б-г, благословенно Его Имя, направляет все к цели - истинному совершенству.
И хотя сейчас это не открыто, на самом деле истина такова, и она откроется и будет познана в конце всего.

[2] Еще необходимо понять, что Творец, благословенно Его Имя, - Царь над всеми Своими созданиями. Объяснение этого таково: существование Всевышнего совершенно не зависит ни от кого другого и не относится ни к кому другому. Его существование обязательно, и Он совершенен Сам по Себе; нет ничего выше или ниже Его, к чему бы Он относился. То есть, нет ничего, от чего бы Он зависел: ни как следствие с причиной, ни как присоединяющийся с тем, к чему он присоединяется.
И в этом качестве мы называем Его именем Элоким (Б-г, Всесильный), то есть, Сущий, бытие Которого обязательно само по себе.
Но поскольку Он возжелал создать творения, и все они зависят от Него в своем существовании и во всех своих аспектах, как мы упомянули, в этом качестве мы называем Его «Господин всего», ибо все от Него, и все принадлежит Ему, и Он властвует надо всем по Своему желанию.

И в Своей доброте и благоволении Б-г захотел еще как бы принизить по Своей скромности вознесенность Своей Славы и быть соотносимым со Своими творениями, хотя на самом деле у них совершенно нет никакого с Ним отношения. Он захотел быть для них тем, кем является царь по отношению к народу, считаться для них Главой и Правителем, и как будто бы прославляться ими, как царь прославляется своим народом, как сказано (Мишлей 14:28): «Во множестве народа - величие царя».
В этом качестве мы называем Его «Царем вселенной». И в этом качестве Он считается для нас Главой и почитается нами.
И мы тоже обязаны исполнять Его службу и слушаться Его во всем, что Он прикажет, как подданные слушаются царя.
И в этом качестве мы также обязаны признавать Его каждый день, воцарять Его над нами и подчиняться Ему и Его указам как рабы - своему царю.
Это называется «принятием ига небесного Царства», и таков смысл стиха Шма Исраэль - «Слушай, Израиль: Ашем - наш Б-г, Ашем Един» (Дварим 6:4).
 То есть, признание того, что Он - Царь царей, Царствующий над всеми Своими творениями, высшими и низшими, принятие на себя ига Его Царства и подчинение Ему, как мы упомянули.
...(продолжение следует)

НЕДЕЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ГЛАВЫ ТОРЫ  ОТ МЕСИАНСКИХ ЕВРЕЕВ .
Диврей Тора Ваеце / И вышел
Брейшит / Бытие 28:10-32:3
Книга пророка Осии 12:13-14:10
Йоханан / Иоанн 1:43-51

«Смиритесь пред Г-сподом, и Он возвысит вас…»
Чему быть, тому не миновать. Яаков познал многое, живя у своего тестя Лавана. За это время он возмужал: мальчик превратился в мужчину. В юности мы всегда идеалисты и готовы свернуть горы за идею, полны силами, энергией и грандиозными замыслами. Но по мере того как мы взрослеем, жизнь берет свою дань: наш идеализм постепенно исчезает и на его смену приходит реализм. И нас все больше заботит наша собственная жизнь, и все меньше – покорение и изменение этого мира.
Точно так же дела обстояли и с Яаковом в главе Ваеце.

После прочтения мною главы Ваеце вспомнился мне Моше. Я уверен, что Моше жил в чудесной семье, когда он рос и воспитывался как принц в Египте. И мне кажется, что диснеевский мультфильм «Принц Египта» правдиво описывает беззаботные юношеские годы Моше, как он рос в роскоши и изобилии монаршего двора Египта. Без сомнения, Моше был идеалистом и полон грандиозных планов относительно своего будущего и будущего Египта. Но мало-помалу юность в конечном итоге сменилась зрелостью, идеализм иссяк, и на его обломках вырос здоровый реализм. Мальчик стал мужчиной, принц превратился в пастуха.
Странная вещь, однако! Ха Шем не использовал Моше как возвышенного принца, но он стал полезным Г-споду только как реалист, смиренный пастух. Я вижу, этот же сценарий разыгрывается и с Яаковом в главе Ваеце, в последнем эпизоде с Лаваном.

Исаак, отец Яакова был состоятельным человеком. В Писании говорится, что он имел большие стада, множество верблюдов, ослов и слуг. И я знаю, что у Яакова было безоблачное детство. Из главы Толдот мы помним, что Яаков был прилежным и кротким мальчиком, в отличие от брата, мачо и сорвиголовы, Эйсава.
Мы видим Яакова в главе Ваеце в тот момент, когда он, покинув отчий дом, обустраивает свое место жительства у дяди Лавана. Эта глава охватывает отрезок времени в двадцать лет, и за этими словами кроется превращение юношеского идеализма Яакова в реализм за те четырнадцать лет, что он работал за любимую женщину и за шесть лет работы за стадо. За это время Яаков созрел в мужчину, смотрящего на жизнь трезво.
Это то, что я почерпнул для себя из главы Ваеце:
Берешит (31:36-42) И Яаков рассердился и поспорил с Лаваном. И отозвался Яаков, и Лавану: в чем проступок мой, в чем грех мой, что ты преследуешь меня? Когда ты перещупал все вещи мои, что нашел ты из вещей твоего дома? Покажи здесь пред родственниками моими и пред родственниками твоими; пусть они рассудят между нами обоими. Вот, двадцать лет я у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали, а овнов мелкого скота твоего я не ел. Растерзанного я не приносил к тебе; это был мой убыток; из моей руки ты его взыскивал, украденного днем и украденного ночью. Бывало со мною, днем жег меня зной, а холод ночью, и убегал сон мой от глаз моих. Вот мои двадцать лет в доме твоем. Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой; а ты менял плату мою десять раз. Не будь за меня Б-г отца моего, Б-г Авраама и Страх Ицхака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бедствие мое и труд рук моих увидел Б-г и рассудил вчера.

После прочтения этого отрывка я смог увидеть, что было на сердце у Яакова, когда он рассказывал Лавану как тяжело и бескорыстно он трудился на благо Лавана, возводя богатство Лавана и фундамент его влияния в стране.
Но теперь это было уже позади! Яаков был сыт по горло идеализмом, отныне его интересовала его реальность: Лаван обманул его, и ничего больше не держало его. Напуганный мальчик, оставивший отца и мать и бежавший, поджав хвост, возмужал и стал решительным мужчиной.

Обратили ли вы внимание на то, что в Писании нет указаний на то, что Ха Шем являлся пред Яаковом или говорил с ним хоть раз за все те двадцать лет, что он провел в трудах на Лавана?
Это случилось только после того, как он повзрослел, после того как из его головы выветрились последние остатки идеалистических воззрений, только после этого Ха Шем снова предстал пред ним и ободрил его.
Почему? По этой же причине Г-сподь послал Моше по ту сторону пустыни, чтобы он стал пастухом после праздной жизни во дворце Паро (фараона).
И заметили ли вы, что Ха Шем тоже не говорил с Моше все эти сорок лет?
Все это произошло с нашими героями после того, как они были сломлены, возмужали, и утратили свои идеалистические, завышенные, полные гордыни и самомнения, и только после этого Он заговорил с ними снова.

Ха Шем- Адонай не может использовать вас, пока вы еще молодой и игривый, полный иллюзий самодовольный фат!

Он может работать с вами и использовать вас только тогда, когда вы серьезны, опытны, ваша гордыня сломлена, и вы являетесь зрелым человеком!
Дело в том, что Он не нуждается в идеалистах, Ему нужны покорные служители.

Яаков был готов, чтобы служить Г-споду, его время пришло, реальность его настигла! Тяжело дался Яакову его опыт, и точно таким же образом мы все должны получать наши знания: через испытания!
Яаков стал полезным орудием в руках Г-спода, и Б-г использовал его.

Рав Шауль учит нас этому принципу тоже: I Тимофею (5:21-22) Перед Б-гом, Мессией Йешуа и избранными ангелами, я возлагаю на тебя ответственность соблюдать эти все предписания без предвзятости и пристрастия. Никому не делай смиху поспешно и не учавствуй в чужих грехах – храни себя в чистоте.
Не будьте нетерпеливыми для вступления в служение. Ваше время придет не тогда, когда вы посчитаете себя готовыми,
но тогда, когда ОН изберет вас.
Рабби Фарбер

ОТ НАШИХ БРАТЬЕВ ЕВРЕЕВ ОРТОДОКСОВ
Недельная глава Торы – «Вайеце» («Вышел»)

В недельной главе описана жизнь нашего праотца Яакова с того момента, как он покидает Беер-Шеву по направлению к Харану, где живет его дядя Лаван с его двумя дочерьми на выданье – Леей и Рахелью - и до того, как он покидает этот негостеприимный край с разросшимся семейством.

Как мы видим, большая часть глава посвящена делам бытовым и житейским: физическому труду Яакова, его женитьбе, рождением детишек и т.д. Но начинается она с эпизода весьма мистического – знаменитого сна Яакова о лестнице, по которой поднимаются и спускаются ангелы. Яаков просыпается со словами «Воистину, это место, где открывается Б-г» и начинает от души молиться. И о чем же молится этот праведник после подобного величайшего откровения? О том, чтобы Всевышний дал ему «хлеб, чтобы есть,
и одежду, чтобы облачиться», и о том, чтоб возратиться с миром домой.
Невероятно! После такого высочайшего духовного подъема, после того как Яаков видит лестницу, соединяющую землю с небесами, открывающую прямой путь к Б-жественному престолу, видит ангелов, спускающихся и поднимающихся по ней, он не находит более возвышенной темы для молитвы, как будничных проблем о хлебе насущном?

Позвольте напомнить, что праотец Яаков был немного прозорливее, чем мы. Ведь как бы то ни было, столь возвышенный сон приснился ему, а не нам. Да, сон дает Яакову понять, что существует возможность бесконечного духовного роста, существует возможность достичь предела небес, но...для этого необходимо крепко стоять на земле! Стоять на земле для того, чтоб иметь твердую почву для того, чтоб подняться ввысь к небу, прямо к престолу Всевышнего! И в этом суть иудаизма. Не искать бесплотную духовность, забывая о материальности,а использовать всю, пусть самую грубейшую материю на служение духа, тем самым не отрывая материальность от духовности, а одухотворяя саму материю!

Используя свободу воли, суметь стать цельным человеком (а именно так отзывается Тора о Яакове), несмотря на все присущие человеку нужды и слабости – такого уровня не достигают даже ангелы, являющиеся всего лишь духовными субстанциями, запрограммированными на добро, для которых свободы выбора не существует как таковой! И именно это показывает Яаков своим поведением, очнувшись ото сна об ангелах, молясь о самых насущных проблемах человека. Тех самых, справляясь с которыми, человек становится выше ангелов.

И тут было бы уместно обратить внимание на еще одну деталь в молитве Яакова: он просит «еду, чтобы есть и одежду, чтоб облачиться». Но ведь и так каждому ясно, для чего предназначается еда и для чего - одежда. Любому маломальски разумному человеку не придет в голову, скажем, питаться хлопчатобумажными носками или шить себе плащ из арбузных корок. Но Яаков предлагает нам более глубокий взгляд на вещи. Все то, о чем мы говорили выше, одухотворение материи и духовный рост человека зависит от важнейшего предварительного условия – вся эта материя должна быть использована строго по назначению!

Как мы уже неоднократно повторяли, для иудаизма нет абсолютно отрицательных вещей и нет абсолютно негативных качеств. Все зависит только от того, как мы их используем и куда направляем. Так, если у человека есть тяга к кровопролитию, он может стать убийцей, а может спасать человеческие жизни, став хирургом! Итак, направляя всю жизненную энергию в нужное русло и используя все творения мира по назначению, у каждого из нас есть шанс не только уподобиться ангелам, но и превзойти их!

Женский уголок
Вот приближается праздник Хануки, а с ним и неделя пончиков, картофельных оладей и других блюд, сочащихся растительным маслом, а также неделя разнообразных молочных блюд и в первую очередь различных сыров в память о женской героине праздника – Еудит (Юдифь). Обо всем этом мы постараемся рассказать вам в наших следующих выпусках, а сегодня давайте перейдем непосредственно к кулинарной подготовке к празднику.

Картофельные оладьи.
Натираем 10 картофелин с 2-мя кислыми яблоками и одной большой луковицей. Добавляем соль, перец,2 яйца, ? стакана муки и по желанию горсть измельченных орехов (грецих или миндальных). Выкладываем ложкой на сковородку с растительным маслом и обжариваем с двух сторон до хрустящей корочки

Жареный сыр
Режем сыр на кубики со стороной 1 см. Обваливаем сначала в муке, потом в яйце, а затем снова в муке. Жарим со всех сторон в растительном масле, не давая сыру окончательно расплавиться. (На 100 г сыра – одно яйцо и четверть стакана муки).


В избранное