Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени


 Шалом, дорогие друзья! Мир вам!
Предлагаю вам толкования недельной главы Торы - "Цав" в исполнении мессианских и ортодоксальных евреев.
Поздравляем всех читателей с празником ПУРИМ -20 марта.
Тем, кто не знает о нем ничего - мы предлагаем прочитать в Библии книгу "ЕСФИРЬ" (Эстер).
Тем же, кто уже ее прочитал - есть добавка-  http://tikvaisrael.com/holiday_purim.html
Подписаться на эту рассылку вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Наш сайт Исход-2 http://tikvaisrael.com
Будьте благословенны!
Езра (Шмуэль)

Изучаем Иудаизм
Поручительство.
И стал весь народ Израиля ответственен друг за друга, так как Тора была дарована ему только после того, как был опрошен каждый: согласен ли он принять на себя выполнение заповеди «возлюби ближнего» именно так, как написано: «возлюби ближнего своего, как самого себя». Чтобы каждый принял на себя обязанность заботиться обо всех и заботился бы об удовлетворении потребностей каждого в степени не меньшей, чем природой заложено в человеке заботиться об обеспечении собственных потребностей.

И только после того, как весь народ согласился, и как один воскликнули: "Сделаем и услышим", - ведь тогда каждый из народа Израиля сделался ответственным за то, чтобы никто из народа ни в чем не нуждался, - только тогда стали они пригодны для получения Торы, и не раньше. Ведь это всеобщее поручительство освободило каждого от любых забот о потребностях своего тела, и для него стало возможным полностью выполнить заповедь "возлюби ближнего своего, как самого себя" и отдать все, что имеешь, любому нуждающемуся, так как он больше не заботится о потребностях своего тела, поскольку знает и уверен в том, что шестьсот тысяч преданно любящих его находятся рядом, готовые все для него сделать в любую секунду.

И потому еще не были готовы принять Тору во времена Авраама, Ицхака и Якова. Только после исхода из Египта, когда они стали самостоятельным народом, сложилась реальность, когда ни у кого не было никаких сомнений в том, что каждому будет гарантировано обеспечение всех его потребностей.
Но в то время, когда все еще находились среди египтян и были смешаны с ними, заботу о некоторой части своих нужд были вынуждены передать в руки чужих, дикарей, полных любви лишь к себе. И, таким образом, каждому из народа Израиля не могло быть гарантировано обеспечение той части его нужд, которая была передана в руки чужих, ведь товарищи его не могли наполнить его потребности, это было не в их власти. А до тех пор, пока хотя бы один занят заботами о себе, весь народ не может даже приступить к выполнению заповеди «возлюби ближнего своего, как самого себя».

Таким образом, дарование Торы должно было быть отложено до исхода из Египта и становления народа Израиля как единой нации, чтобы обеспечение всех ее потребностей ни в чем не зависело бы от чужих. Только тогда стали способны принять на себя упомянутое поручительство, и Тора была дарована им. Но и после принятия Торы, даже если единицы, не считаясь с остальными, изменят народу Израиля и вернутся в грязь эгоистической любви, то забота о потребностях, которая была возложена на них, заставит остальных заботиться о самих себе.
И единицы эти не пожалеют большинства, и таким образом, станет невозможным выполнение заповеди «возлюби ближнего» всем народом Израиля. Эти разгильдяи заставят соблюдающих Тору остаться в трясине эгоистической любви, поскольку не смогут те выполнить заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя» и достичь любви к ближнему без помощи этих разгильдяев.
 
Таким образом, ты видишь, что каждый из народа Израиля ответственен за всех, как со стороны исполнения, так и с отрицательной стороны. Со стороны исполнения означает, что исполнение поручительства, когда каждый заботится обо всех и обеспечивает потребности каждого, позволяет исполнять Тору и заповеди в совершенстве, то есть доставлять наслаждение Творцу.
С отрицательной стороны означает, что если часть народа не захочет исполнять поручительство, а останутся погруженными в любовь к самим себе, то тем самым и остальных вынудят оставаться погруженными в эту грязь и низость, без какой бы то ни было возможности выбраться из этого мерзкого положения. Йегуда Ашлаг
Продолжение статьи можно посмотреть здесь - http://tikvaisrael.com/art_porutch.html

ОТ МЕССИАНСКИХ ЕВРЕЕВ ИЗ КАНАДЫ

Недельная глава «Цав»(«Прикажи»)
Ваикра (6:20-23) (6:13-16) Вот жертва Агарона и сынов его, которую они должны приносить Г-споду в день своего помазания: десятая часть эйфы тонкой пшеничной муки в жертву постоянную; половина ее для утра, половина для вечера. На сковороде в елее она должна быть приготовлена, сдобной приноси ее, хорошо испеченной, как приношение хлебное; приноси ее в приятное благоухание Г-споду. И священник, помазанный на место его из сынов его, должен совершать сие; это постановление вовеки. Г-споду целиком да будет она воскурена. И всякое хлебное приношение священника должно быть цельным, не должно быть съедено.

Ха Шем (Господь) нелицеприятен по отношению к человеку, и эта часть Главы Цав подтверждает это. Агарон и его семья, несмотря на высокое положение их семьи Первосвященника, они по-прежнему оставались людьми и, следовательно, были подвластны таким же грехам и искушениям, как и все мы. В итоге, им тоже необходимо было приносить корбанот (жертвы) для Г-спода, прежде чем служить пред Ним.
Меня очень печалит, когда я слишком уж часто слышу о каком-нибудь ребе, пасторе или священнослужителе, который возносит себя над остальными людьми в своей общине.
Итак, согласно нашему Чтению на этой неделе, эта семья Первосвященников, пусть даже у них и была особая и важная функция в глазах Б-га, но все-таки они должны приносить корбан, прежде чем сметь приблизиться к Нему.
Нет сомнения в том, Исраэйль должен был уважать положение Коген Ха Гадоль (Первосвященника), но это вовсе не означало, что он (Первосвященник) был человеком в меньшей степени, чем остальной народ Исраэйля. Нам тоже необходимо уважать положение наших ребе, пасторов и священников, но их положение вовсе не освобождает их от человеческих свойств и их слабостей, как показал опыт в общинах.

Эта тема поднимает вопрос о Мирьям (Марии) - матери Йешуа.
Ури (Луки) (1:48) Который заметил свою рабу в смирении ее. Ибо впредь  подумать только! все поколения будут называть меня благословенной!
В самом деле, Ха Шем даровал Мирьям благословенное и возвышенное положение среди всех женщин. Но это не делает ее менее человечной, чем все мы, и Писание подтверждает это.
УРИ (Луки) (2:21-24) На восьмой день, когда пришло время совершить ему брит-милу, ему дали имя Йешуа, как назвал его ангел, прежде чем он был зачат.

Когда подошло время для их очищения в соответствии с Торой Моше, они взяли младенца в Йерушалаим, чтобы представить его перед Адонаем, (как написано вТоре Адоная): «Каждый первородный сын должен быть посвящен Адонаю» а также чтобы принести в жертву двух горлиц или двух птенцов голубя, как предписано Торой Адоная.
Даже такая благословенная женщина как Мирьям не освобождалась от исполнения Заповедей Торы! Каждая женщина считается ритуально нечистой в течение тридцати трех дней после рождения сына. Эта заповедь относилась и Мирьям, не взирая на то, что ее Сыном и стал Йешуа, Сын Б-га.

Ваикра (12:2-6) Говори сынам Исраэйлевым следующее: если женщина зачнет и родит мальчика, то она нечиста будет семь дней, как во дни отлученияее по обычной болезненности ее будет она нечиста. А в день восьмой пусть обрежут крайнюю плоть его. И тридцать три дня должна она оставаться в чистом кровотечении ее; ни к чему священному не должна прикасаться и в святилище не входить, пока не исполнятся дни очищения ее. Если же она девочку родит, то она нечиста две недели, как во время своего отлучения, шестьдесят шесть дней в своем кровотечении чистом. По исполнении же дней очищения за сына или за дочь пусть принесет она ягненка однолетнего во всесожжение и молодого голубя или горлицу в грехоочистительную жертву ко входу в шатер соборный, к священнику.

Здесь нет ничего непонятного: Ха Шем не нарушает правила и традиции из-за личностей. Факт есть факт: мать Божьего Сына была ритуально нечистой, и ей необходимо было пройти через ритуал очищения, описанный в Торе, чтобы вступить в Храм.
Даже Йешуа, в Его гуманизме, пришел для служения, а не для того, чтобы служили Ему. В Писании однозначно сказано нам, что Он вел жизнь, строго соблюдая всю Тору.
Я считаю, что это будет хорошей идеей для всех нас вне зависимости от нашего социального, экономического положения и уровня нашей религиозности, принять в наше сердце то, что нам было показано в Главе Цав. Ха Шем нелицеприятен по отношению к человеку, и нам всем следует служить друг другу в смирении. Никто не без греха, и всем нам необходима корбан  грехоочистительная жертва.
Когелет (Экклезиаст) (7:20) Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы.
Раввин Яков Фарбер


ОТ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ

Недельная глава «Цав»(«Прикажи»)
Большая часть этой недельной главы посвящена детальному описанию жертвоприношений и заповедям, касающимся в основном только коэнов. А также в ней рассказывается о церемонии начала подготовки Аарона и его сыновей к их предстоящей службе в Храме.

Увы, как часто мы даже не подозреваем, насколько наши религиозные ассоциации пропитаны духом стереотипов. А ведь иногда в таких случаях речь идет о явных противоречиях с еврейским мировозрением. Возьмем для примера понятие «жертвы». Вот как определяет его толковый словарь В.И. Даля - «жертва - пожираемое, уничтожаемое, гибнущее, что отдаю или чего лишаюсь невозвратно…отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу, самоотверженье и самый предмет его, то, чего лишаюсь, пострадавший от чего-либо есть жертва причин этих…жертвовать – …не щадить, выдавать кого, что, лишать себя чего добровольно для пользы других или иных видов». Обратите внимание - сразу бросается в глаза негативный оттенок «лишения, отречения, страданий».

На иврите слово «корбан» (жертва) происходит от того же корня, что и прилагательное «каров» (близкий).
Таким образом, основная цель жертвы не «оторвать от себя», не «безвозвратно лишиться», а стать связующим звеном, сближающим человека и Б-га.
Принося жертву, еврей не «лишает себя чего-либо добровольно» для «пользы» некой абстрактной силы, а наоборот, приобретает для себя бесценный подарок - ощущение связи с самим Всевышним, связи, из которой он черпает бесконечный прилив сил, источник жизненной энергии и Его постоянную поддержку в любой ситуации.

Все это очень красиво звучит, но возникают, по крайней мере, два серьезнейших вопроса.
Во-первых, факт на лицо - человек, приносящий жертву, теряет при этом стоимость хотя бы того животного, которое сжигается на жертвеннике - разве это не потеря?
А во-вторых, какая вообще существует связь между жертвоприношением и поддержкой Творца?

Попытаемся ответить на оба эти вопроса. Во-первых, сжигание животного на жертвеннике – очередной стереотип. И хотя одна разновидность жертвы действительно полностью сжигалась (но как раз в этом случае достаточно было принести в жертву даже обыкновенного голубя), в основном жертвоприношение «по-еврейски» подразумевает (опять-таки в зависимости от разновидности жертвы) поедание мяса жертвенного животного самим человеком и его приглашенными или священниками, лишенными, как правило, других источников заработка, в торжественной обстановке в Иерусалиме.

А подобные расходы мало чем отличаются от повседневных расходов на питание и налогов для малоимущих слоев населения. Тем более, что в любом случае душевный подъем получаемый человеком в результате жертвоприношений покрывает с лихвой все затраты, связанные с ними!

Что касается второго вопроса, все мы прекрасно знаем, что весь мир существует по законам физики и химии. Не все эти законы нам понятны, но, тем не менее, они действуют независимо от нашего понимания. Как это ни странно, но сила земного притяжения существовала и задолго до того, как Ньютон открыл закон гравитации. Точно так же и в духовном плане существуют свои законы, свои «химические» реакции, безупречно работающие вне зависимости от того, насколько глубоко мы их понимаем.
И несмотря на то, что учеными еще не открыт духовный закон «перерабатывания энергии жертвоприношения в ощущение Б-жественного контакта», этот закон существует и действует, как существуют и действуют и все другие духовные законы и реакции, открытые нам самим Творцом.

Жемчужины еврейского комментария - Пурим.
«И говорил Аман царю Ахашверошу: «Есть один народ, который рассеян по всем пределам твоего государства и ведет образ жизни, отличный от нас, и законы их отличаются от законов всех народов. Не угодно ли будет царю (дать) предписание уничтожить их? А я отвешу в руки служителей (царя) десять тысяч талантов (мера веса) серебра, чтобы внести в казну царскую», И сказал царь Аману: «Серебро это забери себе, а также (еврейский) народ, поступи с ним, как тебе угодно». (Мегилат Эстер, часть 3)

Для пояснения этих цитат наши мудрецы в Талмуде (трактат Мегила 13) приводят следующую притчу: «Было 2 соседа-помещика: у одного была яма в поле, а у другого - холм. Разумеется, что это им очень мешало во всех земледельческих работах. Хозяин ямы думал: «Как хорошо было бы, если бы я смог взять холм соседа и засыпать яму». А другой думал наоборот: «Если бы у меня была яма соседа, я бы сгреб свой холм в нее». Эти помещики обычно проводили свой досуг в пивной и вот они повстречались. Опустошив бутылку водки, хозяин ямы обратился к хозяину холма: «Может быть, ты согласишься продать мне за хорошую цену твой холм?» Его собутыльник, обрадовавшись, ответил: «Никаких денег мне не надо. Я буду тебе благодарен, если ты снимешь его даром».

Ахашверош и Аман подобны этим помещикам. Для них обоих еврейский народ был как заноза. Поэтому царь Ахашверош очень обрадовался, услышав предложение Амана уничтожить еврейский народ. Из этого ясно, что они оба были ярые антисемиты и все-таки автор книги «Анав Йосеф» нашел разницу в их антисемитском подходе к еврейскому народу. В глазах царя евреи выглядели возвышенными людьми: учеными, людьми высокой культуры, поэтому они представлялись ему холмом, который ему и его народу мешает жить развратной жизнью. А подход Амана к еврейскому народу выражал собой ненависть и полное пренебрежение. Как он выразился: «Они не стоят того, чтобы жить на свете». Поэтому мудрецы сказали, что в его глазах евреи были. подобны глубокой яме, т.е. самому низкому уровню. (По материалам «Хазон-Авнер»)


Женский уголок
Забота “аидише маме” давно уже стала притчей во языцах. Еврейская женщина. Мать. Неповторимый вкус гефилте-фиш и аромат куринного бульона… Но не обидно ли, что роль еврейской женщине (кстати, согласно еврейским источникам, заведомо сотворенной более духовной, чем мужчина) в первую очередь ассоциируется у нас с кухонными запахами и возней с ребятней?
Раввин Исраэль Салантер, основоположник еврейского этического движения Мусар, любил повторять, что наша духовность есть ни что иное, как забота о материальности другого. Как правило, мы любим “наставлять овец заблудших на путь истинный”, при этом ни мало ни заботясь о том, сытный ли был у них завтрак и завтракали ли они вообще. На самом деле, гораздо большую пользу могли бы принести не наши пустые увещевания, а искренняя забота о ближнем, наш личный пример человеколюбия (а заодно и выполнения заповеди “Возлюби ближнего как самого себя”).
Поэтому-то “аидише маме”, на чьи хрупкие плечи ложится нелегкая забота о воспитании детей, превращения их из плаксивых эгоистичных существ в Настоящих Людей, и должна в первую очередь быть воплощением полного альтруизма и нежной заботы.
А куриный бульон с креплах (пельмени по-еврейски), между прочим, принято подавать в Пурим (а также перед Йом-Кипуром и в последний день праздника Суккот).
Также как хоменташи (озней-аман) , они показывают, что «не все золото, что блестит», и внешняя оболочка не всегда соответствует внутреннему содержанию. И в плохую, и, слава Б-гу, в хорошую сторону.
Так, хоть во всем свитке Эстер не разу не упомянуто имя Б-га, вся эта книга (как и вся наша жизнь) наполнена Его скрытым присутствием. И так же, как и креплах в конце концов, оно всплывает на поверхность!
Веселего Вам праздника:

Сварите обычный бульон из половины тушки небольшой курицы с добавлением лука, моркови, кореньев, зелени, соли и мясных костей по Вашему собственному вкусу и усмотрению. Перемелите куринное мясо с яйцом, маленькой жаренной луковицей и перцем. Положите по чайной ложечки фарша на квадратики теста из стакана муки, яйца, соли и четверти стакана воды. (Длина стороны каждого квадратика – 5-7см). Сложите квадратики пополам (в виде треугольников) и хорошенько залепите углы и края. Опустите креплах в кипящий бульон, подождите пока они всплывут и поварите еще минут 15. Приятного аппетита!


В избранное