Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени и Лех леха (Иди к себе)


Шабат шалом!
Мы начали новый круг чтения Торы.
Высылаю вам толкования на недельную главу Торы «Лех леха» («Иди к себе») в мессианском и ортодоксальном вариантах.
Пожалуйста, пишите ваши отзывы о нашей рассылке и мнения о ней.
Приглашаю вас на наш сайт ИСХОД-2 www.tikvaisrael.com
Мы рады видеть вас.
Пусть Господь обильно благословит вас
Езра

Продолжаем рубрику - Изучаем иудаизм.

Устная Тора.
Рамбам пишет, что каждая заповедь (мицва) была объяснена пророку Моше во всех деталях.
Моше слышал голос Всевышнего, Который сначала сообщал заповедь, а потом толковал ее и конкретизировал.
Затем в шатер к Моше входил его брат Аарон, первосвященник, и Моше пересказывал ему только что полученную заповедь.
После чего Аарон садился справа от Моше, а в шатер входили сыновья Аарона - Элазар и Итамар.
Моше повторял им урок, который до этого дал их отцу, и они садились - один слева от Моше, другой справа от Аарона.
Затем входили семьдесят старейшин, и Моше обучал их.
За ними приходил весь народ, и Моше снова повторял все сначала, причем говорил так, чтобы все слышали.
Наконец Моше выходил, и Аарон повторял присутствующим все тот же урок, который он уже четыре раза слышал от Моше, - затем вставал и уходил. После чего его сыновья, теперь уже тоже прослушавшие урок четыре раза, повторяли его вслух всем присутствующим и удалялись. То же самое делали семьдесят старейшин.
Таким образом весь народ прослушивал толкование заповеди четыре раза - от Моше, Аарона, его сыновей и семидесяти старейшин.

Мицву - заповедь- записывали, а ее толкование учили устно. Каким образом?
Например, заповедь сукки (шалаша, который возводится по определенным правилам в Сукот) дана была так
(Ваикра 23:42): "Сказал Всевышний: в шалашах сидите семь дней", - а затем разъяснил, что жить (есть и спать) в шалашах обязаны только мужчины; что покрывать сукку следует только тем, что выросло на земле; что минимальные размеры сукки - 70х70 см, а высота - не ниже 100 см; что, находясь в пути, человек свободен от исполнения этой заповеди, и т. д. и т. п.

И точно так же Моше была дана каждая из всех 613 заповедей: заповедь - письменно, толкование - устно.
Когда же на сороковой год пребывания в пустыне пришел срок смерти Моше, он записал 13 свитков
Торы от первой буквы бет (в слове Берешит) до последней буквы ламед (в слове Исраэль) и передал по
одному свитку каждому из двенадцати колен, а тринадцатый отдал левитам; как сказано (Дварим 31:26):
"Возьмите эту книгу Закона и положите ее у ковчега Господа..."

Подведем первый итог. Тора была передана Моше устно.
Устно она изучалась всем народом в течение сорока лет блуждания в пустыне.
И только затем Всевышний продиктовал Моше Письменную Тору, представлявшую собой в сжатой форме все,
чему евреи учились раньше.
Таким образом, Устная Тора, на самом деле, не комментирует Письменную, - она является ее источником, первоосновой. Она первична, а текст Письменной Торы вторичен!
(продолжение следует)

От МЕССИАНСКИХ евреев
Недельная глава «Лех леха» («Иди к себе»)

Список Чтений Этой Недели:
Брешит / Бытие 12:1-17:27
Йешаягу / Исайя 40:27-41:16
Ромим / Римлянам 4:1-25

Этот отрывок можно назвать – Путешествие в Ханаан.
О многих великих людях рассказывает нам книга Бытия. Одним из таких людей был, несомненно, Авраам ха - иври (Авраам еврей – Быт. 14:13).

Здесь невольно напрашивается вопрос: Почему, благодаря каким качествам, обычный, земной человек смог достичь того, чего достиг Авраам? Одним из таких качеств, несомненно, была его испытанная и закаленная вера. Но я бы хотел поговорить сегодня о двух других его качествах, которые как мне кажется, являются очень актуальными для нас сегодня:
1. Умение и способность насаждать и культивировать веру и поклонение в Живого Бога.
2. Его родственность.

1. О выдающихся педагогических способностях Авраама мы можем судить, во-первых, исходя из его первого, еще неизмененного имени Аврам, что в переводе означает ав – отец, рам – высокий, превознесенный, т.е. он был очень хорошим отцом способным сохранять и передавать Божьи заповеди, законы и Его Тору своим детям, а также, другим людям; и это несмотря на то, что сам он вырос в языческой среде и не имел наставника или руководителя. Поэтому Господь говорит Аврааму: (Быт. 26:4,5) – «Умножу потомство твое, как звезды небесные благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои». Новый Завет также учит нас передавать учение надежным людям способным в дальнейшем научить других. (2 Тим. 2:2)

Мидраш рассказывает нам о том, что когда Авраам принимал соседей и путников у себя, он кормил и поил их, а затем, когда кончали, есть и пить, Авраам говорил: «благословите». Когда его спрашивали кого? - он отвечал: « благословите Бога вечного, которому принадлежит все, что мы ели». Он делал Имя Бога, который открылся ему известным и способствовал установлению Божьего Царства и поклонению Живому Богу на земле, которая была полна поклонением идолам. «…Да будет Царство Твое на земле, как на небе…» – этой молитве учил своих учеников Иешуа; жизнь нашего праотца Авраама так же была наполнена смыслом этой молитвы. В Бытии14:13 мы можем видеть союзников Авраама (дословный перевод владельцы завета с Авраамом); это значит, что эти люди приняли и провозгласили Бога Авраама – свом Богом и стали обладателями наследства обещанного Аврааму.

2. В этом же отрывке Бытие 14:13-16 мы сможем перейти к другому важному качеству присущему Аврааму в полной мере, – это его открытое сердце к своим родственникам. Быт.14:14-16 Авраам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана (16). И возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил. Авраам, не долго раздумывая и оставляя позади всякие недоразумения и сложности, существовавшие между ними, бросается на помощь своему племяннику. В нашей повседневной жизни мы зачастую упускаем и оставляем незащищенными (без внимания) наших ближайших родных и близких людей. И вместо этого гоняемся и воюем часто с далеким и призрачным врагом, позволяя врагу воровать и губить наших близких, родственников и разрушать наши с ними отношения. Писание здесь предупреждает и учит нас о важности нашей ревности и посвящению во имя наших семей и близких нам людей.
Леон Мазин. "Шавей Цион"—"Возвращенные на Сион",
Хайфа, Израиль.


ОТ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ
Недельная глава «Лех леха» («Иди к себе»)

С недельной главы «Лех леха» начинается наше знакомство с личностью и историей жизни первого еврея – Авраама-авину (нашего праотца Авраама). Глава рассказывает о первых испытаниях, выпавших на его долю, о его взамиоотношениях со своим племянником Лотом, о рождении Ишмаэля, о заключении вечного союза между Всевышним и потомками Авраама и Сары (т.е. евреями) и завершается первой заповедью данной первому еврею – заповеди брит-мила (обрезания).

Итак, глава начинается с первого прямого обращения Творца к первому человеку, добровольно пришедшему к мировозрению, впоследствии названному «еврейским», путем духовно-нравственных поисков и логических умозаключений. С какого же призыва начинается это обращение?
«Лех леха» - «иди к себе» - и в этом весь иудаизм. В отличие от идеологии коллективизма, провозглашенной строителями Вавилонской башни, еврей призван искать свой личный, индивидуальный жизненный путь, путь к самому себе.
«Вот-вот!» обрадуются многие наши читатели «мы же всегда говорили, что религия – личное дело каждого, и никто не имеет право вмешиваться в мою частную жизнь со своими законами! Причем Б-г заповедует прямым текстом «Иди к себе из своей земли, из своей Родины, из дома твоего отца», мой индивидуальный путь совсем не обязательно должен по инерции повторять путь моих предков».
И они, безусловно, оказались бы правы, если бы обращение Творца на этом прерывалось. Но в том-то и дело, что Б-г продолжает свою речь: «Иди к себе... в землю, которую Я укажу тебе».

Да, каждый из нас должен найти свою собственную нишу, свой собственный подход, порой совершенно отличный от подхода наших соседей и даже собственных родителей, но все это только в определенных рамках - тех, которые указал нам сам Творец мира.
Эти рамки достаточно широки: на Тору можно смотреть с семидесяти (!) разных точек зрения, пытаясь найти ту самую, подходящую именно для вашего угла зрения. Но необходимо помнить, что семьдесят – немалый интервал для лавирования в дебрях Торы, но все же далеко не синоним бесконечности!
Поэтому не надо забывать, что все-таки это мы должны жить в рамках Торы, а не пытаться запихнуть Тору в наши собственные рамки!

Жемчужины еврейского комментария – Тора в стихах

Иди к себе! Оставь приемную отчизну,
Мать-и-мачехой заросший дом родной.
Насмешки все прими без тени укоризны,
И смело быть ступай самим собой.

Иди к себе! Оставь багаж иллюзий полный
В зажиточной, но чуждой стороне.
И не смущают пусть презренья волны
Того, кто в вечном закален огне.

«Опомнись! Ты куда?! Твой шанс давно потерян!!!»
Пускай не раз в пути твердят тебе.
Как Авраам, всегда будь зову правды верен,
И сквозь века, как Авраам, иди к себе!

Женский уголок
Мы собирались поговорить о том, насколько общее представление об еврейской кухне не совсем соответствует истине.
Так недавно мы к своему великому удивлению прочитали, что у евреев «независмо от вида муки тесто для выпечки замешивалось на дрожжах, то есть делалось кислым, и только в еврейскую Пасху (Песах) обычная выпечка заменялась мацой - тонкими, ломкми, достаточно большими крекерами из тонкого теста». Авторы данной кулинарной статьи, конечно, никогда не читали Пасхальную Агаду, с одним из ее четырех вопросов - «Чем эта ночь отличается от всех ночей, что во все ночи мы едим то квасное, то пресное, а в эту – только пресное (мацу)?» - и не имели ни малейшего понятия, что для Храма круглый год пеклись исключительно пресные хлеба.
Одно из наиболее распространенных заблуждений по поводу кухни ашкеназского еврейства – ее типичный сладковатый вкус, без малейшей острой «изюминки». В качестве типичного примера приводят все ту же фаршированную рыбу. Вот разве что забывают, что евреи-то испокон веков гарнировали ее острейшим хреном. Точно так же как многие видят в иудаизме одну лишь резкую «остроту», одни лишь препятствия, ограничивающую свободу личности, так и не распробовав ее истинную сладость...

Фаршированная рыба
Пропустите через мясорубку 1,5 кг рыбы и 2 средние луковицы. Добавте пол-стакана хлебных крошек, ч.л. соли, ч.л. перца и ст.л. сахара.Тщательно перемешайте. Влажными руками сделайте круглые котлетки из фарша, положите их в кипящий рыбный бульон с луком и морковью и варите на слабом огне 1,5 часа.

Хрен по-еврейски
200 г корня хрена. очистить и поместить в холодную воду на 3–4 часа. Затем натереть на мелкой терке. Натереть также 150 г очищенной сырой свеклы темного бордового цвета. Перемешать. Добавить соль и сахар по вкусу


В избранное