Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени


Предлагаю вам толкования недельных глав Торы -  «Беар» («на горе Синай») и «Бехукотай»(«По установлениям Моим») в исполнении мессианских и ортодоксальных евреев. 
Подписаться на эту рассылку вы можете по адресу нашего сайта Исход-2 http://tikvaisrael.com   
Будьте благословенны!

Езра  
ezra@bk.ru 


ОТ МЕССИАНСКИХ ЕВРЕЕВ из Израиля.

Недельная глава Торы: "Бехукотай". 
Ваикра / Левитам 26:3-27:34
Допол. чтение: 
Иермиягу /Иеремия 16:19-17:14, Матф.22:1-14, 2 Кор.6:14-18

Название этой главы, «Бехукотай», означает: «По установлениям Моим».
В этой главе мы сталкиваемся с проблемой нехватки слов в русском языке. 
Или, наоборот, избытка понятий в иврите. 
На великом русском есть слово "закон".

У евреев слово "закон" имеет 4 разновидности.  
Это - мишпатим, эдуйот, хуким и мицвот. 
Мишпатим — законы, которые совершенно очевидны, и до которых мы бы вполне дошли самостоятельно, даже без Божественного вмешательства . 
Эдуйот — законы, до которых мы бы сами не дошли, но когда нам их уже дали, то они кажутся понятными и очевидными . 
Хуким — законы, которые мы бы сами никогда не придумали, и, даже после того, как нам их заповедали, их суть все равно остается не достаточно понятной . 
Мицвот — это мицвот, как их ни переводи. Это заповеди, и этим все сказано. 

Вернемся к уставам и заповедям. К словам «по уставам поступать» и «заповеди соблюдать» существуют мнения, что, дескать, следует не только исполнять заповеди, но и трудится над изучением Торы.  
А другой комментарий говорит, что слово хукотай намекает: соблюдать следует не только вполне понятные законы эдуйот и мишпатим, но и совершенно нелогичные и необъяснимые хуким, то есть соблюдать всю Тору. 
Во время дарования Торы на Синае евреи взяли на себя ответственность за соблюдение ее заповедей. 
Понятие ответственности за содеянное подразумевает систему вознаграждения и наказания. 

В отличие от других религий, Тора утверждает, что и в этом мире человек получает награду за свои поступки:«Если по установлениям Моим будете поступать и заповеди Мои соблюдать и исполнять их, то Я дам вам дожди вовремя, и земля даст урожай свой... и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить спокойно в стране вашей» («Ваикра», 26:3-5). 
Но это отношение имеет и оборотную сторону: «Но если не послушаете Меня... и если установлениями Моими пренебрегать будете... враги ваши нанесут вам поражение... и побежите, хотя никто не будет гнаться за вами... и не даст земля ваша урожай, и деревья на земле не принесут плоды» (там же, 26:14,15,17,20).
Материальное процветание находится в прямой зависимости от духовного состояния, и история человечества изобилует трагедиями, происшедшими вследствие падения нравов: потоп, уничтоживший погрязший в пороке мир, разрушение Сдома из-за грехов его жителей, гибель могущественных империй Ашура, Бавеля и Рима как следствие нравственного распада…
Лишь один народ избежал этой участи: евреи. То, что народ Израиля на протяжении поколений был в большей или меньшей степени верен заповедям Торы, не избавило его от наказания, но спасло от гибели.  

Однако в постигших нас наказаниях есть свидетельство наших особых отношений с Творцом: «И превращу города ваши в пустыню... и опустошу страну вашу, и изумятся ей враги ваши, которые поселятся в ней» (там же, 26:31,32). 
И даже когда еврейский народ находится в изгнании, у него остается надежда: «Но при всем этом, когда будут они в стране врагов своих, не станут они Мне противны и омерзительны настолько, чтобы истребить их, чтобы нарушить Завет Мой с ними; ибо Я – Бог, Всесильный их» («Ваикра», 26:44).
Еврейские мыслители видели в изгнании, несмотря на все его тяготы, и положительный аспект: благодаря своему рассеянию евреи могут нести учение Бога в мир.
Кроме того, когда Израиль в галуте, его нельзя уничтожить полностью. И вопреки всем историческим законам наш народ возвращается в страну, обещанную ему Творцом, чтобы начать в ней новую жизнь. Во все времена нам была свойственна поразительная способность к выживанию в самых неблагоприятных обстоятельствах. 

Как же нам мессианским евреям относиться ко всем положениям этой главы. 
Нужно ли исполнять заповеди и постановления, данные нам Всевышним? 
Имеется мнение, что Машиах Иешуа уже исполнил все заповеди и нам ничего не остается как только жить под Его благодатью. Иногда настолько свободно, что исчезает возможность понимания вообще этих заповедей в своей жизни.
Но истина в том, что Иешуа пришел "исполнить", а не отменить. 
Матф.5:17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или  
пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 
Рим.13:10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. В данных изречениях слово "закон" - на иврите пишется "ха-Тора" и обозначает всю совокупность законов и постановлений Торы или 5 книг Моше.
Если мы не имеем любви - то мы не исполняем заповеди Божьи, делаем зло и не можем быть с Мессией. 
Он сказал нам - Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. (Иоан.14:15)

И вопрос стоит о том - а какие заповеди нам исполнять - от Иешуа или от ветхого завета? Что изменилось сейчас?
Все последователи Иисуса также должны отвращаться от жизни, противоречащей Закону Божьему. " И не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности..." (Рим.6:13,19,22). 
То есть все ученики Христа должны делать то, что полностью противоположно беззаконию. Живущие по плоти враждебны Господу, так как не подчиняются Его закону. Живущие же по духу полностью отличаются от них.
И Машиах не отменил того, что было до Него. Он даже поднял планку исполнения на более высокий уровень. (не прелюбодействий - не думай о прелюбодействии, не преступай клятвы - не клянись вовсе и др. (см. Матфея 5 гл)).
Иеремия 31:31-33, Евр.8:8-12 - в этих местах говорится "... вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом." Здесь говорится о будущем - о новом завете и о законе Божьем! 

Подводя итог.
Если мы имеем жертву Мессии за грех, если имеем Божъю милость и руководство, страх Божий внутри себя, любовь Божью являем всем вокруг нас, если исполняем заповеди, стремимся к праведности, делаем добро и милосердны к нуждающимся, если свою веру в Бога через Мессию мы подтверждаем делами, своей жизнью показываем Его свет, тогда мы любовью исполняем Закон Божий.

Леон Мазин. "Шавей Цион"—"Возвращенные на Сион", 
Хайфа, Израиль.


ОТ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ

Итак, дни, соединяющие два еврейских праздника – Песаха и Шавуот, называются днями счета Омера и считаются полутраурными. Вчастности, в память об эпидемии, за этот короткий период унесшей жизни 24 000(!) еврейских мудрецов, учеников знаменитого раби Акивы. Но евреи – народ неунывающий. И вот посередине этих полутраурных дней наступает 33-й день счета Омера (т.наз Лаг баОмер), полупраздничный. В этот день - день памяти величайшего каббалиста раби Шимона бар Йохая, автора основопологающего труда еврейской мистики,книги Зоар - справляются самые веселые еврейские свадьбы, устраивают детские шествия и соревнования по стрельбе из лука, собираются вместе у горящих костров. 
Праздник огня. А ведь огонь, как известно, дело нешуточное, и даже опасное. Достаточно одной маленькой спички, чтобы вспыхнул гигантский пожар. Какая невероятная разрушительная сила!

Древнее деление всей существующей материи на четыре основных элемента – воду, воздух, землю и огонь – людям современным, знакомым с таблицей Менделеева и строением атома, по меньшей мере, кажется наивным, пригодным разве что для любительской астрологии. А между прочим, эти четыре элемента совершенно точно и четко определяют четыре единственно возможных состояний материи: твердое (земля), жидкое (вода), газообразное (воздух) и, наконец, ионическое (огонь). Из всех них, именно четвертое является самым редким,самым причудливым, можно сказать самым «нематериальным».

В еврейской традиции огонь – символ индивидуализма. Индивидуализма эгоистичного, индивидуализма бунтующего, и вместе с тем, всеми фибрами своей души стремящегося ввысь. Ввысь, пожирая порой своим пламенем все и вся вокруг. Включая себя... Как те ученики раби Акивы, проникшие в величайшие тайны бытия, но не готовые разделить свой почет друг с другом. Разрушительная сила огня...
Но вот наступает Лаг баомер и учит нас,
Что даже в самом злейшем зле
Зерно добра произрастает.
Ребенка в муках мать рождает,
И скрыт рассвет в полночной мгле.
Величайшая тайна! Тот же самый огонь, при его правильном использовании нас одаряет теплом и светом.
 Тот же самый всепожирающий огонь, символ исключительного индивидуализма, мы можем превратить в костер, объединяющий всех нас в радости вокруг себя. Какая сокрушительная сила! Сила единства!

Недельная глава – «Беар» («на горе Синай») 
Недельная глава «Беар» разбирает законы, касающиеся особого поведения с землей Израиля и еврейскими рабами, а также возращается к некоторым законам о поддержки малоимущих слоев общества – геров (людей, неевреев по происхождению, принявших на себя все заповеди Торы и, следовательно, ставших полноценными евреями, но из-за непринадлежности к одному из израильских колен лишенных собственных земляных наделов) и просто бедняков. 
Глава заканчивается известными словами: «Не делайте себе божков и статуй, и идолопоклонических андарт не ставьте себе и не давайте в своей земле поклоняться на разрисованных камнях – ведь Я – ваш Б-г. Мои шабаты соблюдайте и испытывайте трепет перед моим храмом – Я - Б-г», проводящими прозрачную параллель между идолопоклонством, соблюдением шабата и богобоязненностью.

Соблюдение большинства заповедей требует небольших затрат времени, сил и вырабатывается с привычкой, тогда как работа над настоящей «верой в сердце», борьба между верой и сомнением, беспрерывно продолжается всю жизнь. 
Тут необходимо отметить, что иудаизм категорически запрещает надеяться на чудо в рамках повседневной реальности. Напротив, мы обязаны приложить максимум усилий для того, чтобы своими руками сделать нашу жизнь счастливой. Но при этом мы должны четко осознавать, что в конечном итоге все зависит от воли Всевышнего.
В нынешней недельной главе приводится одна из удивительнейших заповедей, воспитывающая в нас полную веру в Творца. Каждый седьмой год все евреи поголовно на всей территории Святой Земли обязаны воздерживаться от любых сельскохозяйственных работ – ни пахать, ни сеять, ни собирать урожай. Урожай же, вырасший в этот год сам по себе, становиться бесхозным и каждый имеет право им воспользоваться.
И хотя Творец клятвенно обещает, что не будет ни одного случая, когда тот или иной еврей будет голодать или потерпит убыток из-за соблюдения заповеди шмиты, и эта клятва ни разу не подводила на протяжении веков, сколько же истинной веры в сердце необходимо для соблюдения этой заповеди!

Жемчужины еврейского комментария
«Я - Б-г ваш, который вывел вас из Египта, чтобы дать вам землю Кнаан, чтобы быть вам Б-гом» (Ваикра 25:38)

Эта фраза находится среди заповедей, свзанных с взаимоотношениями с нашими обедневшими братьями-евреями (запрет брать проценты, запрет унижения еврейского раба черной работой и др.). Вот как объясняет комментатор Сфорно слова «чтобы быть вам Б-гом» в данном контесксте. Для того, чтобы общая главная цель всего происходящего – чтобы каждый еврей почувствовал и принял Б-га - касалась всех евреев, необходимо организовать такие государственные порядки, что ни кому не придет даже в голову, что «человек человеку волк», и все мы сможем жить друг с другом, помогая при этом один другому воплотить Б-жественный замысел в жизнь.
Иными словами, приближение к Творцу зависит на первых порах от наших отношений друг к другу, и задача закона направить эти отношения в нужное русло для того, чтобы, в конце концов, прийти к желанной цели – «чтобы быть вам Б-гом», чтобы во всех наших делах Б-г был с нами!

В избранное